ПРОГРАММА факультативного курса "Основы исследовательской деятельности" для обучающихся 6 класса
элективный курс по биологии (6 класс) по теме
Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов является авторской. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Данный курс направлен на формирование исследовательских навыков. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исходя из этого, современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы, чем объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской деятельности”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fk_osnovy_nd_6_klass.docx | 82.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ё | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Надыма |
ПРОГРАММА
факультативного курса
"Основы исследовательской деятельности"
для обучающихся 6 класса
Разаработчик: Пташкограй Анастасия Сергеевна, учитель химии и биологии первой квалификационной категории |
Надым
2010
1. Пояснительная записка………………………………………………………. | 3 |
1.1. Статус программы…………………………………………………………...... | 3 |
1.2. Общая характеристика элективного учебного предмета. Цели и задачи… | 3 |
2. Основное содержание факультативного курса…...……………… | 5 |
2.1. Научно - исследовательская деятельность | |
2.2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке | |
2.3. Правила работы с книгой | |
2.4. Этапы организации исследовательской деятельности | |
2.5. Работа над написанием исследования | |
2.6. Консультации по исследовательской деятельности | |
2.7. Компьютерный практикум | |
2.8 Подготовка к выступлению по теме исследования | |
2.9 Защита реферата, исследовательской работы | |
3. Учебно - тематический план…………………………………………………. | 8 |
4. Система оценивания и контроля исследовательских работ | 10 |
6. Список используемой литературы..……………………... | 12 |
Пояснительная записка
1.1. Статус программы
Программа факультативного курса «Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов является авторской. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Данный курс направлен на формирование исследовательских навыков. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Исходя из этого, современная система образования ориентирует учителя на организацию обучения на основе самостоятельной деятельности учащихся и доведении её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы, чем объясняется актуальность создания курса “Основы исследовательской деятельности”.
1.2. Общая характеристика факультативного курса. Цели и задачи
Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.
Курс “Основы исследовательской деятельности” для обучающихся 6 классов направлен на формирование исследовательских навыков детей и решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная задача позволяет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, получать дополнительные знания в ходе проведения исследования, обучиться структуре проведения исследования.
Воспитательная задача заключается в формировании самостоятельности и ответственности, умении планирования и организации своей деятельности.
Развивающая задача заключается в развитии креативности и творческого потенциала учеников, их познавательных, личностных возможностей и способностей.
Цель данного факультативного курса – познакомить обучающихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:
1. Сформировать у школьников понимание терминов «наука» и «научное мировоззрение».
2. Показать научное мировоззрение как единую систему во взаимосвязи её элементов.
3. Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.
4. Дать представление о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
5. Овладеть способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
6. Развить познавательную самостоятельность и активность обучающихся
7. Сформировать навыки презентации результатов своего труда.
Технология работы над научно-исследовательским проектом заключается в том, что деятельность ребенка состоит из нескольких этапов:
- на первом этапе научно-исследовательской деятельности школьники осуществляют поиск информации, возможные варианты решения проблемы. В ходе работы над проектом они знакомятся с необходимыми приемами и методами работы с литературой, (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией, приемы обобщения, анализа, синтеза, сравнения и др.).
- на втором этапе школьники составляют план работы и осуществляют научный поиск. На этом этапе формируются умения планирования и самоорганизации. Ребята знакомятся с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов и представляются на городских, региональных и российских конференциях. Результатом организации научно-исследовательской деятельности становится рефлексия полученного опыта.
2. Основное содержание программы
2.1. Научно - исследовательская деятельность. (4 часа)
Сущность исследовательской деятельности. Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
Методы научного исследования. Требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. Правила ведения беседы, интервью. Правила составления анкет и проведения анкетирования.
Практическая работа: составление анкеты для изучения какой-либо проблемы; задача на подбор конкретных методов исследования для решения конкретной проблемы.
2.2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке (3 часа)
Рациональная организация учебного труда. Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии.
Практическая работа: работа в библиотеке, составление библиографии по теме исследования.
2.3. Правила работы с книгой (4 часа)
Методы эффективного чтения. Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки. Правила ведения записей: компактность, выдержка интервала, датирование, поля, подчеркивание, выделение ключевых слов, схематическое изображение и сокращения и др.
Практическая работа: составление аннотации к статье, книге, написание рецензии на; составление планов, тезисов, конспектов статей.
2.4. Этапы организации исследовательской деятельности (5 часов)
Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность.
Цель, задачи, логика научного исследования. Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. Понятие «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.
Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.
Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования.
2.5. Работа над написанием исследования(3 часа)
Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.
Работа над основной частью реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы
2.6. Консультации по исследовательской деятельности (6 часов)
Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Оформление списка используемой литературы. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы.
2.7. Компьютерный практикум (2 часа)
Правила работы, оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint
2.8. Подготовка к выступлению по теме исследования (3 часа)
Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории.
Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов и виды ответов
2.9 Защита реферата, исследовательской работы
3. Учебно-тематический план
факультативного курса «Основы исследовательской деятельности”
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. Научно - исследовательская деятельность(5 часов) | ||
1 | Научно-исследовательская и проектная деятельность: понятие, возможности, перспективы. | 1 |
2 | Методы научного познания | 1 |
3 | Виды информационных ресурсов и способы работы с ними | 1 |
4 | Социологические методы исследования (беседа, интервью, анкетирование, экспертный опрос и др.) | 1 |
5 | Практическая работа | 1 |
2. Культура научно-исследовательского поиска. Правила работы в библиотеке (3 часа) | ||
6 | Рациональная организация научно-исследовательского поиска | 1 |
7 | Работа с каталогами в библиотеке. Правила работы с журналом, газетой: составление библиографических карточек, подборка вырезок. Правила составления библиографии | 1 |
8 | Практическая работа | 1 |
3. Правила работы с книгой (4 часа) | ||
9 | Правила работы с книгой. Методы эффективного чтения. | 1 |
10-11 | Виды письменных работ и техника работы с книгой: правила составления аннотации, рецензии, плана, конспекта, тезисов. Умение делать выписки | 2 |
12 | Практическая работа | 1 |
4. Этапы организации исследовательской деятельности (5 часов) | ||
13 | Тема и ее актуальность. Практическая и научная актуальность. Выбор темы исследования | 1 |
14 | Цель, задачи, логика научного исследования. Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования. | 1 |
15 | Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы. | 1 |
16 | Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе. | 1 |
17 | Практическая работа: выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы, разработка программы опытной работы, подбор методов исследования. | 1 |
4. Этапы организации исследовательской деятельности, методика написания статьи, реферата (6 часов) | ||
18 | Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата | 1 |
19-20 | Введение: правила написания. Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования | 2 |
21-23 | Работа над основной части реферата. Структура глав. Язык и стиль научной работы. Ссылки в тексте. Сокращения. Представление иллюстративного материала. Анализ результатов практического исследования, оформление результатов работы | 3 |
Практическая часть курса Выполнение собственного исследования | ||
24-29 | Консультации групповые и индивидуальные по исследовательской деятельности | 6 |
7. Компьютерный практикум (2 часа) | ||
30-31 | Правила работы, оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программах: Microsoft Word, Microsoft PowerPoint) | 2 |
32-33 | Подготовка к выступлению по теме исследования. | 2 |
34 | Структура доклада. Вступление и заключение. Главная часть: методы изложения материала, приемы привлечения внимания аудитории. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Особенности речи. Дыхание и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы. Искусство отвечать на вопросы | 1 |
4. Система оценивания и контроля исследовательских работ
При условии построения факультативного курса как преимущественно практического , наиболее целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских работ.
Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:
- соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
- наличие литературного обзора, его качество;
- соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
- умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
- логичность и полнота доказательств;
- соответствие выводов полученным результатам;
- культура оформления материалов.
При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие вышеизложенным критериям, , но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.
Примерное содержание рецензии:
- соответствие содержания работы теме и цели исследования;
- качество обоснования актуальности и практической ценности исследования;
- Корректность методик исследования;
- Объективность полученных данных и аргументированность выводов;
- Наличие собственных предположений и отношения автора к изучаемой проблеме;
- Соответствие требованиям к оформлению работы;
- Оценка литературного стиля и грамотности исследования;
- Оценка оригинальности исследования;
- Рекомендации и пожелания.
Формой защиты в рамках данного курса можно считать: выступление учеников с докладами об основных результатах своих работ в ходе тематических семинаров, выступление на конференциях различного уровня, защита работ как олимпиадной работы (по экологии, краеведению) и т.д.
Примерные критерии оценивания доклада и защиты исследования: степень владения излагаемым материалом, знания в области науки и владение терминологией, доходчивость и выразительность изложения, умение использовать различные приемы привлечения внимания слушателей; качество иллюстративного сопровождения доклада ( в том числе, с использованием информационных технологий), аргументированность ответов на вопросы и умение отстаивать свою точку зрения в рамках научного спора.
Список используемой литературы
- Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. –М., 1985
- Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
- Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
- Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
- Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994.
- Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. Новосибирск, 1979
- Рузавин Г.И. Методы научного исследования. –М., 1974
- Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 1986.
- Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса
Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...
программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...
Экспериментальная программа по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в дополнительном образовании
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:гибкие образовател...
Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по биологии
Программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ», 11 класс, 34 часа...
Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии
Факультативный курс «Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии», 9 класс, 34 часа...
Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по химии
Факультативный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии», 34 часа...
Рабочая программа руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Рабочая программа научно-исследовательской деятельностью обучающихся включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование. Рабочая программа расчитана на работу со ...