Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по химии
элективный курс по химии (11 класс) на тему
Факультативный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии», 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultatv_po_himii_11_klass.docx | 58.86 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «РАЗУМ-Л»
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей………………………Протокол № _______ от « » _________20…... г., Руководитель:______________ /.............................../ | Согласовано заместитель директора по УВР ________/________________/ «_____» «__________ » 20… г | Утверждено: Директор школы: ______________ /_________ / «_____» «________20…г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по химии
«Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии»
на 2015 - 2016 учебный год
Ф. И. О. учителя: Бурбело И. А
МОСКВА, 2015
Пояснительная записка
Факультативный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» на научном уровне раскрывает ряд теоретических вопросов школьного курса химии; способствует обобщению материала по общей, неорганической и органической химии.
К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях факультативного курса закрепить полученные знания; обратить внимание на особенности строения и свойств органических веществ, их взаимосвязь и взаимопревращения, на типологию расчетных задач. При разработке программы факультативного курса большинство задач и упражнений взято из методических указаний ФИПИ по подготовке к ЕГЭ. Основной целью подготовки к ЕГЭ является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий, знание окислительно-восстановительных реакций, основных классов органических и неорганических соединений, а также алгоритмы решения основных типов расчетных задач. Уровень базовый.
Факультативный курс позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся и начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии. Данный курс содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов и важнейших понятий. Основой для разработки программы факультативного курса были следующие нормативные документы: стандарт среднего (полного) общего образования по химии 2004 г., примерные программы по химии для среднего (полного) общего образования 2004 г., спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 года по химии, кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2015 года по химии, варианты контрольных измерительных материалов 2007, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годов по химии.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа и предусматривает лекционные, семинарские, практические занятия. Курс содержит программу, тематическое планирование, методические рекомендации, список учебной литературы для учителя и обучающихся, дидактические материалы, примеры тестов для промежуточного контроля знаний и умений школьников и домашние задания, обеспечивающие систематическую подготовку к сдаче ЕГЭ по химии.
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия». Особое внимание уделяется методике решения задач части А повышенного уровня сложности и части С высокого уроаня сложности по контрольноизмерительным материалам ЕГЭ.
Решение задач - не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления.
Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения школьниками учебного материала, что позволит в дальнейшем успешно заниматься в высших учебных заведениях по выбранному профилю (химия, биология, физика).
В качестве учебно-методического комплекса при организации занятий курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» можно использовать пособие по химии для поступающих в вузы под ред. Хомченко Г.П., и учебно-тренировочные материалы под ред. Кузьменко Н.Е. Вышеуказанные материалы раскрывают наиболее сложные вопросы школьного курса химии, содержат по химии для поступающих в вузы под ред. Хомченко Г.П., и учебно-тренировочные материалы под ред. Кузьменко Н.Е. Вышеуказанные материалы раскрывают наиболее сложные вопросы школьного курса химии, содержат комплекс тренировочных упражнений по сложным темам и методически рекомендации для учителя.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.
Цели факультативного курса:
- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;
- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;
- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;
- обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;
- систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии;
- подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии.
Задачи факультативного курса:
- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;
- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;
- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественноматематического цикла при решении расчетных задач по химии;
- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
- развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения контрольных работ.
Программа факультативного курса «Решение задач по химии,
11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии»
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ (1 час)
Спецификация ЕГЭ по химии 2015 г. План экзаменационной работы ЕГЭ по химии 2015 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ к спецификации). Кодификатор элементов содержания по химии для составления КИМов ЕГЭ 2015 г. Контрольно-измерительные материалы по химии 2007-2014 г. (анализ типичных ошибок).
Характеристика содержания части 1 базового уровня сложности ЕГЭ по химии 2015 г. Характеристика содержания первой части повышенного уровня сложности ЕГЭ по химии 2015 г. Характеристика содержания части 2 высокого уровня сложности ЕГЭ по химии 2015 г.
Особенности самостоятельной подготовки дома по тренировочным материалам. Создание дневника «Мои успехи и достижения». Интернет-ресурсы для подготовки школьников к ЕГЭ по химии.
Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов)
- Химический элемент
Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и J-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.
- Химическая связь и строение вещества
Ковалентная химическая связь, её разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (длина и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.
- Химические реакции
- Химическая кинетика
Классификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов.
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.
- Теория электролитической диссоциации
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.
Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов неорганических соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД).
Характерные химические свойства солей:средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.
2.3.3. Окислительно-восстановительные реакции
Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты от неё. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических соединений.
- Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 г.г.)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Тема 3. Неорганическая химия (10 часов)
- Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений металлов - щелочных, щелочноземельных, алюминия.
- Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений неметаллов - водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
- Характеристика переходных элементов и их соединений
Характеристика переходных элементов - меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Характерные химические свойства простых веществ и соединений переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа.
- Решение тренировочных задач по теме: «Неорганическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 г.г.)
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Определение рН среды раствором солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Тема 4. Органическая химия (10 часов)
- Углеводороды
Теория строения органических соединений. Изомерия - структурная и пространственная. Г омологи и гомологический ряд.
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений.
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов,
алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.
Характерные химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.
Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
- Кислородсодержащие органические соединения
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.
- Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические вещества
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Г ормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.
- Решение практических задач по теме: «Органическая химия» (по материалам КИМов ЕГЭ 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 г.г.)
Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.
Тема 5. Обобщение и повторение материала за курс школьный химии (10-11 классы) (5 часов)
Основные понятия и законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его физический смысл. Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова и особенности органических соединений. Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями. Экспериментальные основы органической и неорганической химии.
Работа с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по химии.
Итоговый контроль в форме ЕГЭ.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Форма занятия | Образовательный продукт | ||||
Тема 1. Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по химии. Особенности самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ (1 час) | ||||||||
1 | Структура контрольноизмерительных материалов. Типовые ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по химии. Особенности подготовки к экзамену | 1 | Семинар |
| ||||
Тема 2. Теоретические основы химии. Общая химия (8 часов) | ||||||||
2 | Химический элемент и химическая связь | 1 | Лекция | - выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль | ||||
3 | Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь» | 1 | Практикум | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Химический элемент и химическая связь», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы | ||||
4 | Химическая кинетика | 1 | Лекция | - выявлять и понимать характерные признаки понятий: скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость химической реакции, химическое равновесие, факторы, влияющие на смещение химического равновесия, катализаторы, ингибиторы | ||||
5 | Решение задач по теме: «Химическая кинетика» | 1 | Практикум | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Химическая кинетика», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы | ||||
6 | Теория электролитической диссоциации | 1 | Лекция | - выявлять характерные признаки понятий: вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз | ||||
7 | Решение задач по теме: «Теория электролитической диссоциации» | 1 | Практикум | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Теория электролитической диссоциации» | ||||
8 | Окислительно восстановительные реакции | 1 | Лекция | - знать и понимать: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз | ||||
9 | Решение задач по теме: «Окислительновосстановительные реакции» | 1 | Практикум | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Окислительновосстановительные- выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Химический элемент и химическая связь»» | ||||
Тема 3. Неорганическая химия (10 часов) | ||||||||
10 | Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений | 1 | Лекция |
| ||||
11 | Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения» | 1 | Практикум |
| ||||
12 | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород) | 1 | Лекция |
| ||||
13 | Решение задач по теме: «Галогены» | 1 | Практикум |
составление цепочек генетической связи неорганических соединений | ||||
| ||||||||
14 | Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород» | 1 | Практикум |
| ||||
15 | Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода) | 1 | Лекция |
| ||||
16 | Решение задач по теме: | 1 | Практикум | - вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной | ||||
«Подгруппа азота» | массе раствора с известной массовой долей;
| |||||||
17 | Решение задач по теме: «Подгруппа углерода» | 1 | Практикум |
| ||||
18 | Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений | 1 | Лекция |
| ||||
19 | Решение задач по теме: «Характеристика металлов побочных подгрупп и их соединений» | 1 | Практикум |
| ||||
Тема 4. Органическая химия (10 часов) | ||||||||
20 | Теория строения органических соединений. Изомерия | 1 | Семинар |
| ||||
21 | Углеводороды - алканы, алкены, циклоалканы, диены | 1 | Лекция | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Углеводороды», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы | ||||
22 | Решение задач по теме: «Предельные углеводороды» | 1 | Практикум |
| ||||
органических соединений; - качественные реакции на некоторые неорганические соединения | ||||||||
23 | Решение задач оп теме: «Непредельные углеводороды» | 1 | Практикум |
| ||||
24 | Ароматические углеводороды | 1 | Семинар | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Ароматические углеводороды», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы | ||||
25 | Кислородсодержащие органические соединения (сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот) | 1 | Лекция | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Кислородсодержащие органические соединения», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы | ||||
26 | Решение задач | 1 | Практикум |
| ||||
- качественные реакции на некоторые неорганические соединения | ||||||||
27 | Решение задач | 1 | Практикум |
| ||||
28 | Азотсодержащие органические соединения и биологически важные вещества | 1 | Семинар | - выполнение упражнений и тренировочных заданий по материалам ЕГЭ по теме: «Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические соединения», осмыслить задание и наиболее трудные вопросы | ||||
29 | Решение задач | 1 | Практикум |
| ||||
Тема 5. Обобщение и повторение материала за школьный курс химии (10-11 классы) (5 часов) | ||||||||
30 | Обобщение материала по теме школьного курса | 1 | Практикум |
| ||||
«Общая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | уравнениям. | |||||||
31 | Обобщение материала по теме школьного курса «Неорганическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | 1 | Практикум |
| ||||
32 | Обобщение материала по теме школьного курса «Органическая химия» - решение сложных задач, разбор типичных ошибок | 1 | Практикум |
| ||||
33, 34 | Итоговый контроль в форме ЕГЭ | 2 | Тестированиие |
Требования к уровню подготовки выпускников по результатам освоения программы факультативного курса «Решение задач по химии, 11 класс:
подготовка к ЕГЭ»
Знать/Понимать:
Важнейшие химические понятия
- выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
- гомологи, изомеры;
- химические реакции в органической химии.
Основные законы и теории химии:
- применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;
- понимать границы применимости указанных химических теорий;
- понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.
Важнейшие вещества и материалы
- классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам;
- объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;
характеризовать практическое значение данного вещества;
- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.
Уметь:
Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.
Определять/классифицировать:
- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;
- пространственное строение молекул;
- характер среды водных растворов веществ;
- окислитель и восстановитель;
- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;
- гомологи и изомеры;
- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам).
Характеризовать:
- 5, p и J-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;
- общие химические свойства простых веществ - металлов и неметаллов;
- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;
- строение и химические свойства изученных органических соединений.
Объяснять:
- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева;
и / и U U U \
- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);
- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;
- сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;
- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.
Решать задачи:
- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;
- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;
- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ;
- расчеты: теплового эффекта реакции;
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);
- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;
- нахождение молекулярной формулы вещества;
- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;
лентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;
- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).
Методические рекомендации
Факультативный курс «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» можно использовать как в 10, так и в 11 классе.
Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия»; внимание уделяется методике решения задач части 1 базового уровня сложности и части 2 высокого уровня сложности по контрольноизмерительным материалам ЕГЭ.
Таким образом, при организации занятий учителю следует уделить внимание разбору наиболее сложных тем, по которых школьники допускают много ошибок. Укажем проблемные темы школьного курса химии, по которым следует провести дополнительные тренинги в рамках занятий (по результатам ЕГЭ 2007-2009 и 2010-2014 учебных годов):
Общая и неорганическая химия
- Механизмы образования ковалентной связи. Сравнение основных характеристик ковалентной и ионной связей. Водородная связь (на примере неорганических и органических соединений). Типы кристаллических решеток и физические свойства веществ.
- Определить степень окисления элемента в комплексном анионе, катионе. Определение степени окисления атома углерода в органических соединениях.
- Принцип Ле-Шателье. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.
- Расчеты по уравнениям термохимических реакций
- Классификация окислительно-восстановительных реакций (ОВР). Технология расстановки коэффициентов в уравнениях ОВР. ОВР в которых задействованы соединения d-элементов (Mn, Cr, Fe).
- Коррозия. Электролиз растворов солей и оснований на конкретных примерах (продукты выделения на катоде и аноде).
- Правила записи полных и сокращенных ионных уравнений. Условия необратимости реакций обмена. Соответствие сокращенных ионных уравнений полным ионным уравнениям. Возможность существования тех или иных ионов в растворе. Определение слабых кислот и оснований. Понятие рН. Изменение окраски индикаторов.
- Цепочки превращений неорганических соединений с участием амфотерных оснований. Растворимые и нерастворимы в воде основания.
- Образование комплектных соединений в растворах (на примере соединений алюминия и цинка).
- Образование средних, основных и кислых солей. Цепочки превращений неорганических соединений с участием кислот и оснований.
- Получение металлов. Взаимодействие металлов с разбавленными и конц. кислотами. Взаимодействие металлов с водой, с растворами солей. Переходные металлы побочных подгрупп и их свойства. Взаимодействие неметаллов с конц. серной и азотной кислотами.
- Специфические свойства ряда соединений неметаллов (например, NH3, H2S и т.д.)
Органическая химия
- Определение изомеров и гомологов.
- Названия веществ по номенклатуре ИЮПАК. Соединения, содержащие несколько функциональных групп.
- Классификация типов изомерии (примеры).
- Особенности строения органических соединений. Понятие о гибридизации.
- Сравнение важнейших химических свойств углеводородов различны классов. Нитрование, сульфирование, изомеризация, полимеризация, каталитическое окисление.
- Арены и их производные. Правило ориентации заместителей бензольного кольца.
- Сравнение важнейших химических свойств кислородсодержащих соединений различны классов. Многоатомные спирты. Образование жиров. Высшие карбоновые кислоты (предельные и непредельные).
- Углеводы, характерные химические реакции. Качественные реакции.
- Сравнение важнейших химических свойств азотсодержащих соединений различны классов. Аминокислоты, характерные химические реакции. Анилин, характерные химические реакции. Качественные реакции.
- Частицы электрофилы и нуклеофилы. Образование карб-катиона. Правила Марковникова и Зайцева (их объяснение с точки зрения механизма химической реакции). Механизмы нитрования, алкилирования, хлорирования аренов и их производных.
Организуя подготовку к занятиям, учитель может пользоваться литературой, которая приведена ниже.
В приложениях 1-12 приводятся примеры тренировочных материалов для организации практических занятий. В приложении 13 представлен пример итоговой контрольной работы по материалам КИАов ЕГЭ по химии 2015 г.
Разрабатывая занятия факультативного курса «Решение задач по химии, 11 класс: подготовка к ЕГЭ по химии» рекомендуем ориентировать на следующие образовательные технологии:
- технология укрупнения дидактических единиц (обобщение материала на более высоком уровне, синтез и анализ);
- технология модульного обучения;
- технология организации самостоятельной работы учащихся (построение индивидуальных линий обучения, учет индивидуальных потребностей школьника);
- балльно-рейтинговая технология в оценивании достижений (ПОРТФОЛИО как инструмент самооценки и корректировки индивидуальных линий обучения);
- исследовательские технологии (формирование исследовательской культуры ученика, реализация деятельностного подхода в обучении с учетом способностей школьников).
Литература
Нормативная база элективного курса
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
- Спецификация экзаменационной работы по химии единого государственного экзамена 2015 год.
- Кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2015 год.
Литература для учителя (методическая по подготовке школьников к ЕГЭ по химии)
- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор Габриелян О.С.) и примерная программа среднего полного общего образования по химии. Базовый уровень (Сборник нормативных документов. Химия /составитель Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева. М. Дрофа, 2007).
- Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии.
- М.: Просвещение, 1992.
- Забродина Р.И., Соловецкая Л.А.. Качественные задачи в органической химии.
- Белгород, 1996.
- Пак М. Алгоритмы в обучении химии. - М.: Просвещение, 1993.
- Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. - М.: Просвещение, 1978.
- Романовская В.К. Решение задач. - С-Петербург, 1998.
- Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. - М.: Просвещение, 2001.
- Единый государственный экзамен: Химия: 2003 - 2004: контрол. измерит. материалы/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко и др.; под ред. Г.С.Ковалевой; Министерство образования РФ - М.: Просвещение, 2004. Объем 16 п.л.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. 2004:Химия/ А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин,
А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев; Министерство образования РФ - М.: Интеллект- Центр, 2004.
- А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина, Н.А.Городилова. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ - М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,5 п.л
- А.А.Каверина, Д.Ю.Добротин, А.С.Корощенко, М.Г.Снастина, Н.А.Городилова. Материалы для самостоятельной работы экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом: Химия/ Федеральный институт педагогических измерений Министерства образования РФ - М.: Уникум- Центр, 2004. Объем 1,2 п.л.
- А.А.Каверина, Д.Ю. Добротин, А.С. Корощенко, М.Г. Снастина,
Н.А.Городилова. Материалы для проведения зачета: Химия/ Федеральный
институт педагогических измерений Министерства образования РФ - М.: Уникум- Центр, 2004.
- А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Единый государственный экзамен: содержание и основные результаты. - Химия в школе № 1/2004, с. 14-20.
- А.С.Корощенко. О подготовке к единому государственному экзамену. - Химия в школе № 7/2004, с. 34-44.
- Результаты единого государственного экзамена 2004 г.: Химия/
- Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина (руководитель), А.С.Корощенко, М.Г.Снастина. - В кн. Результаты единого государственного экзамена (июнь 2004 г.) Аналитический отчет: Министерство образования и науки РФ, Государственная служба по надзору в сфере образования и науки, ФИПИ - М.: 2004. Объем 2 п.л.
- Р.Г.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко. Вопросы, упражнения и задания по химии: Пособие для учащихся 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2004. Объем 8 п.л. Допущено Министерством образования и науки РФ.
- А.А.Каверина, Р.Г.Иванова, С.В.Суматохин. Методическое письмо о совершенствовании преподавания химии в средней школе. В сб.: Методические письма о совершенствовании преподавания математики, русского языка (и др. предметов) в средней школе - М.: АПК и ПРО. 2004. Объем 1 п.л.
- Химия. Контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена в 2004 г. М.: Центр тестирования Минобразования России, 2004.
- Габриелян О.С. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений / О.С. Габриелян, В.Б. Воловик. - М.: Просвещение, 2004.
- Химия. 8 класс: учебник / О. С. Габриелян. — 3-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2014. — 287, [1] с.: ил.
- Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – М.: «Дрофа», 2013. – 319,[1] с.: ил.
- Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.C.Габриелян – М. Дрофа, 2008- 191 c.
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2009. – 223с.
- Егоров А.С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Издательство: Феникс, 2004 года
- Оржековский П.А., Богданова Н.Н., Дорофеев М.В. и др. Единый государственный экзамен: 2005 г.: Химия: Тренировочные задания.
Единый государственный экзамен: Химия: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2./ А.А.Каверина, М.Г. Снастина, А.Богданова - М.: Вентана-Граф, 2006.
- Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2007.
Литература для учащихся (на правах УМК для элективного курса)
- Аспицкая А.Ф. Проверь свои знания: 10-11 классы: Учебное пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).
- Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. - М.: Экзамен, 2005.
- Кузьменко Н.Е. Учись решать задачи по химии. - М.: Просвещение, 1986.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия для абитуриентов и учащихся. - М.: Экзамен, 2003.
- Лидин Р.А., Молочко В.А. Химия для абитуриентов - М.: Химия, 1993.
- Маршанова Г.Л. 500 задач по химии. 8-11 класс. - М.: Издат-школа, 2000.
- Слета Л.А., Холин Ю.В., Черный А.В. Конкурсные задачи по химии с решениями. - Москва-Харьков: Илекса-гимназия, 1998.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. - М.: Новая волна, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по алгебре 10 класс.
Данная программа предназначена для учащихся 10 класса и предусматривает систематическую подготовку к ЕГЭ.Для реализации данного курса используются такая форма...
Рабочая программа факультативного курса по математике 9 класс
Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 классов....
Рабочая программа факультативного курса "Исторический портрет", 7 класс
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; }p.cjk { }a:link { color: rgb(0, 0, 255); }a.western:link { }a.cjk:link { }a.ctl:link { fo...
Рабочая программа факультативного курса "Математическая мозаика" - 5 класс
Содержание курса "Математическая мозаика" направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, рассуждать....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой. Содержание программы факультати...
Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по биологии
Программа факультативного курса «РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ», 11 класс, 34 часа...
Рабочая программа факультативного курса для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии
Факультативный курс «Подготовка к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии», 9 класс, 34 часа...