Экспериментальная программа по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов в дополнительном образовании
проект на тему
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
- гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
- наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimantalnaya_programma_pid.docx | 52.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
п. Ханымей Пуровского района
Экспериментальная программа
«Проектно-исследовательская деятельность как средство
реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов
в условиях учреждения дополнительного образования детей»
Срок реализации – 2012-2015 г.г.
п. Ханымей
2012 год
Паспорт программы
Тема эксперимента | «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования детей» |
Законодательно-нормативное обеспечение программы | - Конвенция о правах ребенка; - Закон «Об образовании»; - Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»; - Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования; - Устав МБОУ ДОД «ДДТ» п. Ханымей |
Назначение программы | Программа определяет направления научно-исследовательской и проектной деятельности МБОУ ДОД «ДДТ» п. Ханымей до 2015 г. В программе изложены концептуальные основы проектно-исследовательской деятельности, определены цели, задачи, сроки, направления программы, ожидаемые результаты и мероприятия по ее реализации. |
Разработчики программы | Крылосова М.Г., директор Савельева М.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Статус эксперимента | Институциальный |
Цель программы | Формирование компетенций через включение обучающихся в изучение проблем, связанных с их опытом, потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся. |
Исполнители | Педагогический коллектив МБОУ ДОД «ДДТ» п. Ханымей |
Срок и этапы реализации программы | 2012-2015гг. I этап – теоретический (2012-2013гг.) II этап – практический (2013-2015гг.) III этап – аналитический (2015г.) |
Ожидаемые результаты | - приобретение педагогами и обучающимися функционального навыка исследования и создания проектов; - формирование ключевых компетенций; - повышение качества знаний обучающихся; - развитие творческих способностей обучающихся; - обеспечение развития творческой работы педагогов; - использование индивидуализации и активных методов обучения. |
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. На современном этапе очень важным в обучении является воспитание личности мыслящей, творческой, нравственной. Учение и участие в различных видах деятельности является главным условием развития одаренности детей, их правильной профессиональной ориентации.
Программа ориентирована на обучающихся начального, среднего и старшего школьного звена, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, направлена на формирование организационно-деятельностных (методологических) качеств обучающихся – способность осознания целей проектной и исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
- гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
- наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
Проектная и исследовательская формы работы с обучающимися должны быть приоритетными. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок выбора содержания, тематики и проблематики проектов и исследований. При выборе содержания, форм и методов работы необходимо учитывать возрастные особенности детей. Младшие школьники – приоритет игры, основная школа – освоение окружающего мира, моделирование, конструирование. Старшеклассники – исследование и эксперимент. Целесообразно предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их достижения на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Предназначена для педагогов, реализующих развивающие технологии обучения, родителей, заинтересованных в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающихся, которые испытывают потребность в саморазвитии, самореализации.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы:
Формирование компетенций через включение обучающихся в изучение проблем, связанных с их опытом, потребностями и интересами, а также создание условий для всестороннего развития и реализации творческого и научного потенциала обучающихся.
Задачи программы:
1. Повышение качества образования.
2. Выявление инновационного потенциала педагогов Дома детского творчества, степени готовности, способности к поддержке и реализации инновационных педагогических технологий – проектной и исследовательской деятельности, направленных на личностно-ориентированное обучение.
3. Создание условий для реализации эксперимента, разработка проектных, нормативно-правовых документов, методических материалов и рекомендаций, сопровождающих основные этапы программы.
4. Приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации.
5. Формирование ключевых компетенций воспитанников и педагогов в ходе проектно-исследовательской деятельности:
- информационная компетенция – готовность к самостоятельной работе с информацией, ее критическому осмыслению;
- коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, умение представлять свою работу;
- кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
- компетенция решения проблем – готовность к самостоятельному выявлению и решению проблем.
Гипотеза: создание условий в Доме детского творчества для активного применения инновационных педагогических технологий, своевременная профессиональная поддержка педагогов и обучающихся в проектно-исследовательской деятельности позволит сформировать ключевые компетенции, реализовать творческий и научный потенциал обучающихся и педагогов, повысить качество образования.
Практическая значимость эксперимента состоит в обучении и получении умений в написании исследовательских работ, проектировании; разработке методических материалов по организации совместной деятельности детей и педагогов; разработке и апробировании методов диагностики, позволяющих судить об эффективности совместной проектной деятельности детей и педагогов как фактора создания благоприятных условий развития творческой личности.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Реализация программы эксперимента позволит:
- усовершенствовать существующую в Доме детского творчества систему по организации проектной деятельности и инициировать написание исследовательских работ;
- создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися, выполняющими проекты и исследования;
- повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, конференциях различного уровня, повышение качества знаний);
- улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал воспитанников;
- обобщить результаты по проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов;
- повысить качество образования и воспитания.
Стратегия реализации программы
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, обуславливающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством педагога, в ходе которой реализуется научный метод познания и предполагающая наличие основных этапов:
- постановку проблемы,
- изучение теории, посвященной данной проблематике,
- подбор методик исследования и практическое овладение ими,
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение,
- научный комментарий,
- собственные выводы.
Научно-исследовательские и проектные работы носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование с последующей защитой результатов в качестве творческого отчета. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.
Формы работы с педагогами в процессе реализации программы:
- заседание педагогического совета;
- заседание малых творческих групп педагогов по направлениям;
- семинары, семинары-практикумы, круглые столы, методический совет;
- консультации по вопросам проектирования и исследований;
Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы:
- проектные занятия и занятия с элементами проектной деятельности;
- проектно-исследовательская деятельность в рамках предпрофильной подготовки;
- деятельность научного общества обучающихся;
- проведение научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Формы работы с родителями воспитанников в процессе реализации программы:
- родительские собрания;
- День открытых дверей;
- анкетирование родителей;
- посещение научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и находиться в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно организовать погружение в проект (исследование), заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы, включить мотивационные механизмы.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно.
Сроки и этапы работы по программе
Намеченные сроки реализации программы 2012-2015 учебные годы, но проектно-исследовательская деятельность всегда будет оставаться приоритетным направлением в работе Дома детского творчества.
I этап – теоретический (2012 – 2013 гг.)
Цель: сбор, анализ и структурирование информации о проектной и исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Анализ образовательного процесса с точки зрения современных задач образования.
2. Изучение теоретических и практических вопросов по проектно-исследовательской деятельности.
3. Формирование базы для информационной поддержки проектно-исследовательской деятельности обучающихся и педагогов.
4. Работа педагогического и методического советов по темам:
- «Модернизация системы образования как основа достижения нового качественного образования»;
- «Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
II этап – практический (2013 – 2015 гг.)
Цель: внедрение и апробация проектно-исследовательской деятельности в образовательное пространство.
Задачи:
1. Отработка исследовательских навыков в практической деятельности:
- плодотворная работа научного общества обучающихся. Ответственные: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагоги дополнительного образования совместно с воспитанниками;
- организация консультаций с педагогами по работе над проектами и исследовательскими работами;
- проведение мастер-классов для обучающихся по написанию проектно-исследовательских работ;
- проведение тренингов по формированию коммуникативных умений;
- мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
- участие в очных и заочных интеллектуальных и творческих конкурсах, научно- практических конференциях различного уровня;
- организация и проведение ежегодной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
2. Включение всех участников образовательного процесса в проектную и исследовательскую деятельность.
3. Использование метода проектов в воспитательной системе Дома детского творчества.
III этап – аналитический (2015 г.)
Цель: обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Мониторинг влияния проектно-исследовательской деятельности на результативность и качество работы педагогов, обучающихся (аттестация педагогических работников, качество обучения, участие и достижения в конкурсах и конференциях различного уровня).
2. Выявление проблем.
3. Обобщение опыта педагогов, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью. Выступления на педсоветах, семинарах, публикации.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-R аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и другая техника с программным обеспечением).
Нормативно-правовое обеспечение:
- разработка нормативных документов, локальных актов, положений, регламентирующих проектно-исследовательскую деятельность;
- создание информационного банка данных по экспериментальной деятельности.
Материально-техническое обеспечение:
- приобретение необходимых материалов для выполнения проектов и написания исследовательских работ;
- приобретение расходных материалов для оргтехники (картриджи, фотобумага и др.);
- приобретение научно-популярной, учебной, методической литературы;
- приобретение интерактивной доски, компьютерной техники с современным программным обеспечением.
Учебно-методическое обеспечение:
- разработка программ, авторских курсов, методических рекомендаций по проблеме;
- освоение педагогами современных технологий;
- разработка диагностических материалов;
- тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности.
Кадровое обеспечение:
- самообучение педагогов основам проектно-исследовательской деятельности;
- прохождение педагогами курсовой подготовки по проблеме;
- увеличение числа педагогов-координаторов проектно-исследовательских работ.
Организационное обеспечение:
- составление планов, графиков работы над проектами и исследованиями;
- предоставление места для работы (библиотека, учебные кабинеты, компьютерный класс, теплица);
- координация межпредметных связей в рамках проектно-исследовательской деятельности;
- размещение информации на сайте учреждения www.ddt-1.edusite.ru и во внутриучрежденческой газете «Зеркало».
План работы по реализации программы
№ п\п | Направление работы | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся | Анкетирование обучающихся по выявлению мотивации к познанию через исследование | Октябрь 2012г. | зам. директора по УВР, методист |
Проведение НПК «Первые шаги в науку» | Ежегодно в марте | зам. директора по УВР, методист | ||
Создание и постоянное пополнение банка данных по направлению «Одаренные дети» | 2012-2015гг | зам. директора по УВР, методист | ||
Укрепление материально- технической базы. | 2012-2015гг | зам. директора по АХР | ||
2 | Обучение учащихся умениям и навыкам проектирования | Организация консультативной помощи для обучающихся, направленной на их творческую самореализацию в проектной деятельности, через работу научного общества обучающихся | В течение всего периода | зам. директора по УВР, методист, педагоги дополнительного образования |
Проектно-исследовательская деятельность на занятии | В течение всего периода | Педагоги дополнительного образования | ||
3 | Организация методической работы с педагогами по проблеме | Повышение квалификации педагогов | 2012-2015гг План-график МКУ «ИМЦРО», ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» т.д. | Директор |
Участие в районных практических семинарах по проектно-исследовательской тематике | октябрь-ноябрь 2012 г. | Директор | ||
Проведение заседаний педагогических советов, научно-методических семинаров, творческих групп по проблеме | Весь период | зам. директора по УВР, методист | ||
Создание банка методических разработок по проблеме | Весь период | методист | ||
Создание мультимедийной продукции по проектной деятельности | Весь период | зам. директора по УВР, методист, | ||
Создание базы данных интернет–ресурсов по проектной деятельности | Весь период | методист | ||
Изучение передового опыта по проблеме организации проектной деятельности и его презентация в педколлективе | 2015г. | зам. директора по УВР, методист | ||
Изучение вопросов формирования умений и навыков проектирования обучающихся в рамках самообразования педагогов. Обмен опытом работы через систему взаимопосещения занятий, внеклассных мероприятий | 2013-2015гг 2013-2015гг | Педагоги дополнительного образования Педагоги дополнительного образования | ||
4 | Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня | Участие обучающихся в различных конкурсных мероприятий: - Всероссийский заочный конкурс «Юный исследо-ватель»; («Познание и творчество»); - районный детский смотр-конкурс технического творчества; - окружной конкурс юных изобретателей и рационализаторов «От замысла к воплощению»; - районная научно-практическая конференция «Я намечаю путь к открытию…» и др. | Весь период | педагоги дополнительного образования, зам. директора по УВР |
Участие педагогов в различных конкурсах с обобщением опыта по организации проектно-исследовательской деятельности в детском объединении, публикация методических разработок по проблеме. | Педагоги дополнительного образования, зам. директора по УВР | |||
5 | Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования | Проведение диагностики затруднений при выполнении проектов | 2014-2015гг | зам. директора по УВР, методист |
Проведение диагностики формирования проектных умений обучающихся | 2014-2015гг | зам. директора по УВР, методист |
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Ожидаемые результаты | Критерии |
Новые качественные изменения в обучающихся, свидетельствующие об овладении ими навыками познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности. | Итоговая аттестация обучающихся, результаты контроля, участие в мероприятиях разного уровня, положительная динамика достижений обучающихся. |
Повышение уровня профессиональной компетентности, навыков проектно-исследовательской деятельности педагогов | Положительная динамика участия педагогов в различных конкурсах, применение метода проектов в образовательном процессе; повышение результативности участия детей в проектно-исследовательской деятельности. |
Создание пакета методических разработок по материалам эксперимента. | Выступление экспериментаторов на различных конференциях, выпуск методической продукции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся в процессе математического образования»
Программно-методическое обеспечение системы математического образования продолжает совершенствоваться.Программа Доржиевой Р. Д. направлена на организацию проектно-исследовательской работы школьников ...
Презентации для проведения окружнго семинара «Проектная деятельность обучающихся и педагогов в системе дополнительного образования»
Целью данного семинара было осветить возможность проектной деятельности в дополнительном образовании детей.В ходе работы семинара были рассмотрены следующие вопросы:1. Исследовательская деятельность у...
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»
Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. ...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...
Программа деятельности педагога-организатора дополнительного образования
Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их роди...