программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Пряженникова Наталья Васильевна
        Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачу
составляет в среднем около 30%.Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто традиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны
на уроках в рамках школьной  программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.
В данном курсе 6класса "Решение текстовых задач"систематизируется выбор методики решения  задач. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение поиску  решения , накопление опыта мыслительной деятельности, открытие учащимися применимости математики для решения разнообразных задач, возможность приохотится к занятиям математикой.
Существует мнение , что раннее применение уравнений для решения задач
без достаточной подготовки мышления учащихся малоэффективно. И это не удивительно.
Исторически люди пришли к применению уравнений ,обобщая решения задач, в которых приходилось оперировать с неизвестным числом , называемом словами «куча», «часть», и т. п.
Думается ,  что ребенок должен пройти тот же путь- сначала рассуждать о частях ,опираясь на воображаемые действия с конкретными предметами или величинами, и лишь потом подойти к применению уравнения За этот путь говорят и особенности мышления учащихся 5-6-х классов, тяготеющего к оперированию наглядными образами , а не абстрактными моделями.
 Арифметические способы решения задач имеют преимущество перед алгебраическими уже потому . что результат каждого отдельного шага в решении по действиям имеет совершенно наглядное и конкретное истолкование , не выходящее за рамки опыта учащихся .Неслучайно школьники быстрее и лучше усваивают различные приемы рассуждений ,
опирающиеся на воображаемые действия с известными величинами , чем единый для задач с различной арифметической ситуацией способ решения, основанный на применении уравнений.
Данный курс поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения , которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Предлагаемый курс для 7класса "Геометрические построения"содержит не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием должен привлечь
внимание учащихся 7 класса, так как  в 7 классе начало изучения геометрии , как предмета.
Данный курс поможет преодолеть  школьникам трудности в освоении геометрического материала, как следствие традиционного обучения в начальных классах. Трудности связаны с тем, что на начальном этапе изучение идеальных геометрических объектов предполагает предъявление реальных предметов в качестве моделей этих объектов.
Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам, особенно на первых этапах знакомства с ней. Затруднения вызваны также тем, что образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия.
Данный курс позволяет создать образную, наглядную модель евклидовой геометрии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская общеобразовательная школа.

Авторская

программа

факультативного курса

«Текстовые задачи

в школьном

 курсе математики»

6 класс

Учитель

высшей квалификационной категории

                                         МКОУ Староакульшетской ООШ

                 Пряженникова Н.В.

2014

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская основная  общеобразовательная школа.

Пояснительная записка.

        Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачу

составляет в среднем около 30%.Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто традиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны

на уроках в рамках школьной  программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

В данном курсе систематизируется выбор методики решения  задач. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение поиску  решения , накопление опыта мыслительной деятельности, открытие учащимися применимости математики для решения разнообразных задач, возможность приохотится к занятиям математикой.

Существует мнение , что раннее применение уравнений для решения задач

без достаточной подготовки мышления учащихся малоэффективно. И это не удивительно.

Исторически люди пришли к применению уравнений ,обобщая решения задач, в которых приходилось оперировать с неизвестным числом , называемом словами «куча», «часть», и т. п.

Думается ,  что ребенок должен пройти тот же путь- сначала рассуждать о частях ,опираясь на воображаемые действия с конкретными предметами или величинами, и лишь потом подойти к применению уравнения За этот путь говорят и особенности мышления учащихся 5-6-х классов, тяготеющего к оперированию наглядными образами , а не абстрактными моделями.

 Арифметические способы решения задач имеют преимущество перед алгебраическими уже потому . что результат каждого отдельного шага в решении по действиям имеет совершенно наглядное и конкретное истолкование , не выходящее за рамки опыта учащихся .Неслучайно школьники быстрее и лучше усваивают различные приемы рассуждений ,

опирающиеся на воображаемые действия с известными величинами , чем единый для задач с различной арифметической ситуацией способ решения, основанный на применении уравнений.

Данный курс поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения , которые не рассматриваются в рамках школьной программы.

Цели и задачи курса:

  • Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
  • Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения ;
  • Реализовать межпредметные связи;

Ожидаемые результаты:

После изучения курса учащиеся должны:

  • Уметь определять тип текстовой задачи , знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
  • Уметь применять полученные математические знания при решении задач;
  • Уметь использовать дополнительную математическую литературу.

Содержание курса

Задачи по теме «Натуральные числа» (14 час)

Текстовая задача.  Виды текстовых задач и их примеры.  Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами. Решение некоторых задач с помощью кругов Эйлера. Повторение связи отношений «  на  больше», «на меньше». Правильный выбор арифметических действий.

Повторение связей «больше  в …», «меньше в…». Подготовка учащихся к самостоятельному введению частей, когда о них не говорится явно. Наглядное представление условия задач «на части». Старинные задачи.

Задачи на движение по реке. Задачи на движение. Скорости при удалении

и   сближении.  Собственная скорость.

Задачи по теме  «Рациональные числа» (5час)

Обозначение долей в виде дроби. Нахождение числа по его дроби. Нахождение части числа. Задачи на переливание. Старинные задачи.

Задачи на совместную работу.

Задачи по теме  «Пропорция»  (6час)

Задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость.

Простые задачи на пропорцию. Сложные задачи на пропорцию.

Использование умножение на десятичную дробь в задачах на проценты.

Нахождение 1 %.Деление на десятичную дробь в задачах на проценты.

Нахождение процентного отношения.

Задачи на составление уравнений  (3час)

Подготовка учащихся к использованию линейных уравнений.

Анализ задачи . Выбор решения. Простые задачи , решаемые с помощью уравнений. Более сложные задачи ,  решаемые с помощью уравнений.

Задачи по теме  «Конкурс »(6 час)

Решение конкурсных задач «Кенгуру ».

Решение конкурсных задач «Олимпус»

Решение конкурсных задач «Пермские конкурсные»

Учебный план

курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»

Учебный материал

Кол-во час

Сроки

Тема «Натуральные числа»

1.

Сложение и вычитание натуральных чисел.

Круги Эйлера.

2час

2.

Умножение и деление натуральных чисел.

Старинные задачи.

2час

3.

Задачи на «части»

2час

4.

Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.

2час

5.

Задачи на движение по реке.

3час

6.

Задачи на движение.

3час

Тема «Рациональные числа»

7.

Вводные задачи

1час

8.

Задачи на дроби.

1час

9.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

1час

10.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

1час

11.

Задачи «на совместную работу»

1час

Тема «Задачи на пропорции.»

12.

Нахождение процентов числа.

2час

13.

Нахождение числа по его процентам.

2час

14.

Нахождения процентного отношения.

2час

Тема «Задачи на составление уравнений»

15.

Задачи с использованием линейных уравнений.

3час

Тема «Конкурсныезадачи»

16.

Конкурсные задачи «Кенгуру»

3час

17.

Конкурсные задачи «Олимпус»

3час

Итого:

34 час

Используемая литература.

  1. А.В. Шевкин.

Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.

Книга для учителя. М.ТИД «Русское  слово - РС», 2002

  1. Курс «Текстовые задачи в школьном курсе математики»
  2. Журналы «Математика» №17-21 ,2005г

ИД «Первое сентября»

  1. Итоги

Журнал «Математика»№19 2008г

ИД «Первое сентября»

  1. Итоги Всероссийского конкурса «Кенгуру -2011,2012,2013»

Журнал «Математика»

ИД «Первое сентября»

  1. Я.И.Перельман

« Занимательная арифметика»

«Занимательная алгебра»

АСТ –Астрель 2005г,2006

  1. .Э.Г.Якуба. Из опыта преподавания математики в 4-5 классах.-

М., Издательство «Просвещение», 1974г.

      8.Давыдов В.В.Теория развивающего обучения,-М.,1996г.

     9.Узорова О.В.,Нефедова Е.А.

2500задач по математике: 1-4 классы(1-4);-М.,Астрель2005г

  10. ИД« Первое сентября»

    №18-2006г

   

  Электронные учебные пособия

1.Диски .Приложения к журналу «1 сентября»

2.Тренажер.  

                           

Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор

Интернет-ресурс

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5.
ns/portal.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

7. www,1september.ru

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Староакульшетская общеобразовательная школа.

Авторская

программа

факультативного курса

«Геометрические построения»

7 класс

                                         Учитель

высшей квалификационной категории

                                         МКОУ Староакульшетской ООШ

Пряженникова Н.В.

                 

2014

Пояснительная записка

Предлагаемый курс содержит не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием должен привлечь

внимание учащихся 7 класса, так как  в 7 классе начало изучения геометрии , как предмета.

Данный курс поможет преодолеть  школьникам трудности в освоении геометрического материала, как следствие традиционного обучения в начальных классах. Трудности связаны с тем, что на начальном этапе изучение идеальных геометрических объектов предполагает предъявление реальных предметов в качестве моделей этих объектов.

Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам, особенно на первых этапах знакомства с ней. Затруднения вызваны также тем, что образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия.

Данный курс позволяет создать образную, наглядную модель евклидовой геометрии.

С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояний использовались мелкие единицы длины « естественного» происхождения. Раздел «Рукотворные мерки» позволит узнать, какими были первые измерительные инструменты и как возникли различные мелкие единицы длины.

Раздел «Геометрия на клеточной бумаге» содержит задачи на построение и вычисления , исполняемые на клеточной бумаге. Каждое предложенное задание требует применения геометрических знаний в необычной ситуации, что позволит ученикам использовать полученные знания и умения для решения нестандартных и исследовательских задач.

Изучение  раздела «Оригами» позволит изучить превращения квадратного листа бумаги и найти пути создания образов плоских и пространственных геометрических фигур, накопить практический опыт работы с ними, изучить серьезные вопросы евклидовой геометрии.

Изучение геометрических фигур и пространственных отношений основывается на определенных действиях , которыми учащиеся также должны овладеть. Это действия наблюдения, воображения, конструирования и графические действия. Рассматривание геометрических объектов через формирование зрительных эталонов, отражающие основные геометрические конфигурации поможет развить умения наблюдать, осмысливать и воспринимать.

При решении задач на разрезание будут формироваться комбинаторные представления  и развиваться комбинаторное мышление. Здесь будут рассмотрены комбинаторные задачи по геометрии.

Решение трудных задач «Кенгуру» позволит преодолеть трудности при подготовке к «Кенгуру-2014г»

Для продолжения изучения различных способов измерения расстояния до недоступной точки будет проведена исследовательская работа , как Фалес измерил расстояние от берега до стоящего в Гаване корабля. Практическая работа по измерению высоты предмета вторым способом позволит сравнить полученные результаты 2-х исследований.

Цели и задачи курса:

  • Изучение истории геометрии.
  • Развитие наблюдения и пространственного воображения.
  • Использование образной геометрии .
  • Применение геометрических знаний в нестандартных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

  • После изучения курса учащиеся должны:
  • Понимать и принимать образную геометрию.
  • Знать  специальные приемы, облегчающие восприятие.
  • Научатся строить геометрические фигуры.
  • Подготовятся к экзаменам и участию в олимпиадах по математике.
  • Выполнят практические работы на местности

Содержание курса

1.Тема «Рукотворные мерки»-4час

2.Тема «Геометрия на клеточной бумаге»-8час

3.Тема «Оригами»                                          -4час

4.Тема «Учим наблюдать и развивать

                пространственное воображение»-4час

5.Тема «Построения циркулем и линейкой» -4час

6.Тема « Решение задач»-5час

7.Тема «Практические работы на местности»-5час

ВСЕГО:  34ча

Учебный план

Курса «Геометрические построения»

Учебный материал

Кол-во час

Сроки

Тема «Рукотворные мерки»

4час

1-4 неделя

1.

Становление русской системы длины мер

1 час

2.

Из истории русских мер длины

1 час

3.

Меры длины на государственной службе

1 час

4.

Старые меры длины в русской литературе

1 час

Тема «Геометрия на клеточной бумаге»

8час

5-12 неделя

1.

Прямые углы

1 час

2.

Треугольники

1 час

3.

Многоугольники

1 час

4.

Окружности

1 час

5.

Симметрия

1час

6.

Площадь

1час

7.

Задачи на разрезание

1час

8.

Координаты и векторы

1 час

Тема «Оригами»

4 час

13-16

неделя

1.

Построение схемы

1 час

2.

Возможные способы соединения

2 час

3.

Создание проекта по теме

1 час

Тема «Учим наблюдать и развивать пространственное воображение»

4час

17-20

неделя

1.

Создание мысленного образа геометрического объекта

1час

2.

Создание мысленного образа пространственного тела

1 час

3.

Задачи на разрезание

2 час

Тема «Построения циркулем и линейкой»

4час

25-29

неделя

1.

Построение треугольников и элементов треугольников

1час

2.

Построение пропорциональных отрезков.

1 час

3.

Построение правильных многоугольников

2час

Тема « Решение задач»

5 час

21-24неделя

1.

Решение трудных задач «Кенгуру-2010»

1 час

2.

Решение трудных задач «Кенгуру-2011»

1 час

3.

Решение трудных задач «Кенгуру 2012»

1 час

4.

«Кенгуру -2013»

2час

Практические работы

5 час

30-34

неделя

1.

Участие в проекте «Соизмеримые величины»

Ионийская школа натурфилософии

4 час

2.

Презентация .Участие в конференции.

1час

Итого:

34 час

Используемая литература:

1.Н.М.Карпушина

«Рукотворные мерки.»

Журнал «Математика в школе» №7 ,2008г.

Научно-популярный отдел

2.Г.Шеремет

«Оригами помогает изучать математику.»

 Журнал «Математика в школе» №19 ,2007г.

Отдел «Внеклассная работа по математике.»

3.А.Рослова

«Геометрическая деятельность: учим наблюдать и развиваем пространственное воображение»

Издательский дом «Первое сентября»№20 ,2009г.

Отдел «Лекторий»

4.Савин А.П.

Геометрические построения.

Факультативный курс по математике7-9.

Составитель Никольская И.Л.

Рекомендовано Госкомитетом СССР

Москва «Просвещение»1991г

5.И.М. Терентьева

«Геометрия-это интересно»

Журнал «Математика в школе» №1 ,2008г.

Отдел «Профильное обучение»

6.Библиотечка «Первое сентября»

№5-2006г

№6-2005г

№27- 2009г

7.Материалы конкурсов «Кенгуру» за 2010,2011,2012,2013гг.

  Электронные учебные пособия

1.Диски .Приложения к журналу «1 сентября»

2.Тренажер.  

                           

Технические средства обучения

Компьютер, медиапроектор

Интернет-ресурс

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5.
ns/portal.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

7. www,1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"

Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"...

Элективный курс по математике в 9 классе "Решение текстовых задач. Их обоснование и применение"

Предлагаемый элективный курс «Решение текстовых задач» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и...

Программа элективного курса для учащихся 10-х классов "Решение расчетных задач по неорганической химии"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что ...

Рабочая программа Элективного курса по математике в 9 классе "Решение нестандартных задач"

Данный курс на современном этапе обучения является актуальным в связи с введением в российскую практику новой модели государственной итоговой аттестации и в связи с введением в старшей школе профильно...

Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе «Решение текстовых задач» (ЕГЭ)

Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтоб...

Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"

Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...