программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass_reshenie_zadach.doc | 64.5 КБ |
programma_7_klass_geometricheskie_postroeniya.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староакульшетская общеобразовательная школа.
Авторская
программа
факультативного курса
«Текстовые задачи
в школьном
курсе математики»
6 класс
Учитель
высшей квалификационной категории
МКОУ Староакульшетской ООШ
Пряженникова Н.В.
2014
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Староакульшетская основная общеобразовательная школа.
Пояснительная записка.
Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачу
составляет в среднем около 30%.Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач и не умеет за их часто традиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны
на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.
В данном курсе систематизируется выбор методики решения задач. Обучение решению задач – это не столько обучение получению правильных ответов в некоторых типичных ситуациях, сколько обучение поиску решения , накопление опыта мыслительной деятельности, открытие учащимися применимости математики для решения разнообразных задач, возможность приохотится к занятиям математикой.
Существует мнение , что раннее применение уравнений для решения задач
без достаточной подготовки мышления учащихся малоэффективно. И это не удивительно.
Исторически люди пришли к применению уравнений ,обобщая решения задач, в которых приходилось оперировать с неизвестным числом , называемом словами «куча», «часть», и т. п.
Думается , что ребенок должен пройти тот же путь- сначала рассуждать о частях ,опираясь на воображаемые действия с конкретными предметами или величинами, и лишь потом подойти к применению уравнения За этот путь говорят и особенности мышления учащихся 5-6-х классов, тяготеющего к оперированию наглядными образами , а не абстрактными моделями.
Арифметические способы решения задач имеют преимущество перед алгебраическими уже потому . что результат каждого отдельного шага в решении по действиям имеет совершенно наглядное и конкретное истолкование , не выходящее за рамки опыта учащихся .Неслучайно школьники быстрее и лучше усваивают различные приемы рассуждений ,
опирающиеся на воображаемые действия с известными величинами , чем единый для задач с различной арифметической ситуацией способ решения, основанный на применении уравнений.
Данный курс поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения , которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Цели и задачи курса:
- Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
- Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения ;
- Реализовать межпредметные связи;
Ожидаемые результаты:
После изучения курса учащиеся должны:
- Уметь определять тип текстовой задачи , знать особенности методики ее решения, использовать при решении различные способы;
- Уметь применять полученные математические знания при решении задач;
- Уметь использовать дополнительную математическую литературу.
Содержание курса
Задачи по теме «Натуральные числа» (14 час)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами. Решение некоторых задач с помощью кругов Эйлера. Повторение связи отношений « на больше», «на меньше». Правильный выбор арифметических действий.
Повторение связей «больше в …», «меньше в…». Подготовка учащихся к самостоятельному введению частей, когда о них не говорится явно. Наглядное представление условия задач «на части». Старинные задачи.
Задачи на движение по реке. Задачи на движение. Скорости при удалении
и сближении. Собственная скорость.
Задачи по теме «Рациональные числа» (5час)
Обозначение долей в виде дроби. Нахождение числа по его дроби. Нахождение части числа. Задачи на переливание. Старинные задачи.
Задачи на совместную работу.
Задачи по теме «Пропорция» (6час)
Задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость.
Простые задачи на пропорцию. Сложные задачи на пропорцию.
Использование умножение на десятичную дробь в задачах на проценты.
Нахождение 1 %.Деление на десятичную дробь в задачах на проценты.
Нахождение процентного отношения.
Задачи на составление уравнений (3час)
Подготовка учащихся к использованию линейных уравнений.
Анализ задачи . Выбор решения. Простые задачи , решаемые с помощью уравнений. Более сложные задачи , решаемые с помощью уравнений.
Задачи по теме «Конкурс »(6 час)
Решение конкурсных задач «Кенгуру ».
Решение конкурсных задач «Олимпус»
Решение конкурсных задач «Пермские конкурсные»
Учебный план
курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»
№ | Учебный материал | Кол-во час | Сроки |
Тема «Натуральные числа» | |||
1. | Сложение и вычитание натуральных чисел. Круги Эйлера. | 2час | |
2. | Умножение и деление натуральных чисел. Старинные задачи. | 2час | |
3. | Задачи на «части» | 2час | |
4. | Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | 2час | |
5. | Задачи на движение по реке. | 3час | |
6. | Задачи на движение. | 3час | |
Тема «Рациональные числа» | |||
7. | Вводные задачи | 1час | |
8. | Задачи на дроби. | 1час | |
9. | Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 1час | |
10. | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 1час | |
11. | Задачи «на совместную работу» | 1час | |
Тема «Задачи на пропорции.» | |||
12. | Нахождение процентов числа. | 2час | |
13. | Нахождение числа по его процентам. | 2час | |
14. | Нахождения процентного отношения. | 2час | |
Тема «Задачи на составление уравнений» | |||
15. | Задачи с использованием линейных уравнений. | 3час | |
Тема «Конкурсныезадачи» | |||
16. | Конкурсные задачи «Кенгуру» | 3час | |
17. | Конкурсные задачи «Олимпус» | 3час | |
Итого: | 34 час |
Используемая литература.
- А.В. Шевкин.
Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.
Книга для учителя. М.ТИД «Русское слово - РС», 2002
- Курс «Текстовые задачи в школьном курсе математики»
- Журналы «Математика» №17-21 ,2005г
ИД «Первое сентября»
- Итоги
Журнал «Математика»№19 2008г
ИД «Первое сентября»
- Итоги Всероссийского конкурса «Кенгуру -2011,2012,2013»
Журнал «Математика»
ИД «Первое сентября»
- Я.И.Перельман
« Занимательная арифметика»
«Занимательная алгебра»
АСТ –Астрель 2005г,2006
- .Э.Г.Якуба. Из опыта преподавания математики в 4-5 классах.-
М., Издательство «Просвещение», 1974г.
8.Давыдов В.В.Теория развивающего обучения,-М.,1996г.
9.Узорова О.В.,Нефедова Е.А.
2500задач по математике: 1-4 классы(1-4);-М.,Астрель2005г
10. ИД« Первое сентября»
№18-2006г
Электронные учебные пособия
1.Диски .Приложения к журналу «1 сентября»
2.Тренажер.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Интернет-ресурс
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. ns/portal.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7. www,1september.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Староакульшетская общеобразовательная школа.
Авторская
программа
факультативного курса
«Геометрические построения»
7 класс
Учитель
высшей квалификационной категории
МКОУ Староакульшетской ООШ
Пряженникова Н.В.
2014
Пояснительная записка
Предлагаемый курс содержит не проработанные в базовом курсе школьной математики вопросы и своим содержанием должен привлечь
внимание учащихся 7 класса, так как в 7 классе начало изучения геометрии , как предмета.
Данный курс поможет преодолеть школьникам трудности в освоении геометрического материала, как следствие традиционного обучения в начальных классах. Трудности связаны с тем, что на начальном этапе изучение идеальных геометрических объектов предполагает предъявление реальных предметов в качестве моделей этих объектов.
Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам, особенно на первых этапах знакомства с ней. Затруднения вызваны также тем, что образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия.
Данный курс позволяет создать образную, наглядную модель евклидовой геометрии.
С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояний использовались мелкие единицы длины « естественного» происхождения. Раздел «Рукотворные мерки» позволит узнать, какими были первые измерительные инструменты и как возникли различные мелкие единицы длины.
Раздел «Геометрия на клеточной бумаге» содержит задачи на построение и вычисления , исполняемые на клеточной бумаге. Каждое предложенное задание требует применения геометрических знаний в необычной ситуации, что позволит ученикам использовать полученные знания и умения для решения нестандартных и исследовательских задач.
Изучение раздела «Оригами» позволит изучить превращения квадратного листа бумаги и найти пути создания образов плоских и пространственных геометрических фигур, накопить практический опыт работы с ними, изучить серьезные вопросы евклидовой геометрии.
Изучение геометрических фигур и пространственных отношений основывается на определенных действиях , которыми учащиеся также должны овладеть. Это действия наблюдения, воображения, конструирования и графические действия. Рассматривание геометрических объектов через формирование зрительных эталонов, отражающие основные геометрические конфигурации поможет развить умения наблюдать, осмысливать и воспринимать.
При решении задач на разрезание будут формироваться комбинаторные представления и развиваться комбинаторное мышление. Здесь будут рассмотрены комбинаторные задачи по геометрии.
Решение трудных задач «Кенгуру» позволит преодолеть трудности при подготовке к «Кенгуру-2014г»
Для продолжения изучения различных способов измерения расстояния до недоступной точки будет проведена исследовательская работа , как Фалес измерил расстояние от берега до стоящего в Гаване корабля. Практическая работа по измерению высоты предмета вторым способом позволит сравнить полученные результаты 2-х исследований.
Цели и задачи курса:
- Изучение истории геометрии.
- Развитие наблюдения и пространственного воображения.
- Использование образной геометрии .
- Применение геометрических знаний в нестандартных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
- После изучения курса учащиеся должны:
- Понимать и принимать образную геометрию.
- Знать специальные приемы, облегчающие восприятие.
- Научатся строить геометрические фигуры.
- Подготовятся к экзаменам и участию в олимпиадах по математике.
- Выполнят практические работы на местности
Содержание курса
1.Тема «Рукотворные мерки»-4час
2.Тема «Геометрия на клеточной бумаге»-8час
3.Тема «Оригами» -4час
4.Тема «Учим наблюдать и развивать
пространственное воображение»-4час
5.Тема «Построения циркулем и линейкой» -4час
6.Тема « Решение задач»-5час
7.Тема «Практические работы на местности»-5час
ВСЕГО: 34ча
Учебный план
Курса «Геометрические построения»
№ | Учебный материал | Кол-во час | Сроки |
Тема «Рукотворные мерки» | 4час | 1-4 неделя | |
1. | Становление русской системы длины мер | 1 час | |
2. | Из истории русских мер длины | 1 час | |
3. | Меры длины на государственной службе | 1 час | |
4. | Старые меры длины в русской литературе | 1 час | |
Тема «Геометрия на клеточной бумаге» | 8час | 5-12 неделя | |
1. | Прямые углы | 1 час | |
2. | Треугольники | 1 час | |
3. | Многоугольники | 1 час | |
4. | Окружности | 1 час | |
5. | Симметрия | 1час | |
6. | Площадь | 1час | |
7. | Задачи на разрезание | 1час | |
8. | Координаты и векторы | 1 час | |
Тема «Оригами» | 4 час | 13-16 неделя | |
1. | Построение схемы | 1 час | |
2. | Возможные способы соединения | 2 час | |
3. | Создание проекта по теме | 1 час | |
Тема «Учим наблюдать и развивать пространственное воображение» | 4час | 17-20 неделя | |
1. | Создание мысленного образа геометрического объекта | 1час | |
2. | Создание мысленного образа пространственного тела | 1 час | |
3. | Задачи на разрезание | 2 час | |
Тема «Построения циркулем и линейкой» | 4час | 25-29 неделя | |
1. | Построение треугольников и элементов треугольников | 1час | |
2. | Построение пропорциональных отрезков. | 1 час | |
3. | Построение правильных многоугольников | 2час | |
Тема « Решение задач» | 5 час | 21-24неделя | |
1. | Решение трудных задач «Кенгуру-2010» | 1 час | |
2. | Решение трудных задач «Кенгуру-2011» | 1 час | |
3. | Решение трудных задач «Кенгуру 2012» | 1 час | |
4. | «Кенгуру -2013» | 2час | |
Практические работы | 5 час | 30-34 неделя | |
1. | Участие в проекте «Соизмеримые величины» Ионийская школа натурфилософии | 4 час | |
2. | Презентация .Участие в конференции. | 1час | |
Итого: | 34 час |
Используемая литература:
1.Н.М.Карпушина
«Рукотворные мерки.»
Журнал «Математика в школе» №7 ,2008г.
Научно-популярный отдел
2.Г.Шеремет
«Оригами помогает изучать математику.»
Журнал «Математика в школе» №19 ,2007г.
Отдел «Внеклассная работа по математике.»
3.А.Рослова
«Геометрическая деятельность: учим наблюдать и развиваем пространственное воображение»
Издательский дом «Первое сентября»№20 ,2009г.
Отдел «Лекторий»
4.Савин А.П.
Геометрические построения.
Факультативный курс по математике7-9.
Составитель Никольская И.Л.
Рекомендовано Госкомитетом СССР
Москва «Просвещение»1991г
5.И.М. Терентьева
«Геометрия-это интересно»
Журнал «Математика в школе» №1 ,2008г.
Отдел «Профильное обучение»
6.Библиотечка «Первое сентября»
№5-2006г
№6-2005г
№27- 2009г
7.Материалы конкурсов «Кенгуру» за 2010,2011,2012,2013гг.
Электронные учебные пособия
1.Диски .Приложения к журналу «1 сентября»
2.Тренажер.
Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор
Интернет-ресурс
3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. ns/portal.ru"Сеть творческих учителей"
6. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
7. www,1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"
Рабочая программа элективного курса по математике в 10 классе "Решение текстовых задач"...
Элективный курс по математике в 9 классе "Решение текстовых задач. Их обоснование и применение"
Предлагаемый элективный курс «Решение текстовых задач» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и...
Программа элективного курса для учащихся 10-х классов "Решение расчетных задач по неорганической химии"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что ...
Рабочая программа Элективного курса по математике в 9 классе "Решение нестандартных задач"
Данный курс на современном этапе обучения является актуальным в связи с введением в российскую практику новой модели государственной итоговой аттестации и в связи с введением в старшей школе профильно...
Рабочая программа элективного курса по математике в 11 классе «Решение текстовых задач» (ЕГЭ)
Главная цель предлагаемой программы заключается не только в подготовке к вступительному экзамену, и в овладении определённым объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач, но и в том, чтоб...
Факультативный курс для учащихся 10-11 класса «Решение расчетных задач по химии»
пояснительная записка...
Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"
Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...