Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass.docx | 132.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНОЛОМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________ Н.Е. Абисова Протокол заседания МО №___ от «__»_______2015г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора МБОУ «Каменоломенская средняя школа» _________ М.П. Коваленко «___» ___________2015г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Каменоломенская средняя школа» ___________ Г.И. Соседенко «___»___________2015г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: БИОЛОГИЯ
Курс: «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ»
Уровень: базовый основного общего образования
Учитель: Стародубцева Антонина Михайловна
5 класс
2015/2016 учебный год
Количество часов – 35 часов за год, 1час в неделю
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и рабочей программы: Биология. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников.
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Живые организмы» составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897, учебного плана МБОУ «Каменоломенская средняя школа», утвержденного приказом №_____, положения о рабочей программе МБОУ «Каменоломенская средняя школа», утвержденного приказом №_______, федерального перечня учебников на 2015-2016 учебный год, программы развития УУД МБОУ «Каменоломенская средняя школа».
При составлении программы использованы следующие методические материалы: Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: Примерные программы по учебным предметам. Биология. - 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
Программа рассчитана на 1 час в неделю и 35 часов в год.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
Цель: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых с миром живой природы; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе, связанных с формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Задачи:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно-обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ»
Раздел биологии «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
МЕСТО КУРСА «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Содержание раздела опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в разделе «Окружающий мир» в начальной школе, и служит основой для изучения учебного материала раздела «Разнообразие живых организмов» в 7 классе. В основе преемственности разделов биологии 5-6 классов и биологии 7 класса положены экологические идеи о растениях, животных, бактериях и грибах как производителях, потребителях и разрушителях органического вещества, средообразующей роли живых организмов.
Учебное содержание строится не на основе научности, а с учётом системного подхода. Организм рассматривается как целостная живая система, состоящая из взаимосвязанных элементов — клеток, тканей, органов и систем органов. Системообразующими факторами служат всё те же экологические идеи о производителях, потребителях и разрушителях. Строение организма - основа понимания присущих ему процессов жизнедеятельности. Сущность процессов жизнедеятельности (дыхания, поступления веществ в клетку, выделения, размножения, развития) едина для всего живого. Поэтому важно с самого начала раскрыть значение этих процессов, а затем переходить к их конкретизации применительно к представителям разных царств живой природы. Этому способствует пропедевтическая информация о систематических группах и средах жизни. Например, сначала раскрывается сущность дыхания как процесса, обеспечивающего организм энергией. Затем говорится об органах дыхания (лёгкие, жабры, трахеи), которые могут быть у животных разных систематических групп, обитающих в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.
Системный подход основа интеграции биологии с естественно-научными и гуманитарными предметами. Известно, что биологическое знание рационально и безразлично к нравственности. Поэтому важна его интеграция, взаимодействие с гуманитарным знанием, несущим этические и эстетические ценности и нормы. Этого можно достичь на основе раннего введения экологических понятий, придающих биологическому содержанию ценностный смысл. В результате, некоторые экологические понятия (среда обитания, экологические факторы, среды жизни, природное сообщество) вводятся уже в начале раздела «Живой организм».
Связь раздела «Живой организм» с другими естественно-научными предметами достигается на основе:
- знакомства с наблюдением и экспериментом как методами исследования;
- историзма и системности как общими подходами к изучению природы;
- обращения к ценностям науки как компонентам культуры при характеристике исторических моментов и личности учёных.
Содержание учебника и дополняющих его компонентов направлено на приобретение опыта в разных видах деятельности, включая проектную и исследовательскую, на повышение личностной значимости учебной информации, её жизнепригодности, применения в ситуациях повседневной жизни. Особое внимание уделяется формированию учебных действий, составляющих информационную компетентность — основу любой деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Живой организм» — первый в линии «Сферы» 5-9 классов. Его содержание направлено на реализацию требований ФГОС, формирование универсальных учебных действий и осуществление преемственности с содержанием последующих разделов. Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностные УУД:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижения науки.
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира
- Осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самообразовательной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы)
- Оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценка экологического риска взаимоотношения человека и природы.
- Формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечные результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.
- Составлять индивидуально или в группе план решения проблемы, проекта.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций.
- Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д)
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные:
- Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе (определять цели, договариваться друг с другом и т.д).
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы.
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его.
- Понимая позицию другого, различать в его речи точку зрения, доказательства, факты, гипотезы, теории.
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные УУД:
- Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, примеры различных способов размножения растений, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека.
- Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.
- Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
- Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
- Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи.
- Находить значение указанных терминов в справочной литературе.
- Кратко пересказывать доступный по объему текст, выделять его главную мысль.
- Пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни:
- Соблюдение мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек; нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
- Рациональная организация труда и отдыха, наблюдение правил поведения в окружающей среде.
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
- Проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы контроля | Тип контроля | Вид контроля | Методы и средства контроля | |
Предметные результаты | Фронтальная, индивидуальная, уплотненный опрос, взаимоконтроль | Лабораторная работа, тест, доклад, компьютерный контроль, зачёт. | Текущий, тематический | Методы: устный, письменный, комбинированный Тетради УМК, личные наблюдения |
Метапредметные результаты | Групповая, индивидуальная, взаимоконтроль | Защита творческих работ, конкурс, мониторинговые исследования, анализ творческих, исследовательских работ, проекты. | Входной Завершающий Осуществляется два раза в год | Методы: устный, письменный, комбинированный Тетради УМК, личные наблюдения. |
Особенности организации учебного процесса
Образовательные технологии | Формы организации учебной деятельности | Методы и приёмы обучения |
Технология развивающего обучения Технология проблемного обучения Здоровьесбере-гающие технологии Проектная технология | Поисковая беседа Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы Лабораторные практикумы Практические занятия Дискуссионные занятия Экскурсии Проекты | 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
3)методы контроля
(проверочные работы, тесты)
|
Система оценки планируемых результатов.
Система оценки достижения планируемых результатов усвоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки будет оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий. Оценка способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защита индивидуальных проектов.
Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.
При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1-я линия развития – осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
5-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ»
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их разнообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Растения. Клетки и ткани растений и животных.
Программа предусматривает: 10 лабораторных работ, 2 экскурсии.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№п/п | Темы | Кол-во часов | Кол-во Пр.р. | Кол-во Л.р. | Обобщение материала. | Кол-во экскурсий |
1 | Введение | 3 | 1 | |||
2 | Разнообразие живых организмов. Среды жизни. | 12 | 2 | 1, К/р | ||
3 | Клеточное строение живых организмов | 9 | 5 | |||
4 | Ткани живых организмов. | 9 | 3 | 1,К/р | 1 | |
5 | Резерв | 2 | ||||
Всего | 35 | 10 | 2, К/р | 2 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА «ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ. 5-6 КЛАССЫ»,
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА В 5 КЛАССЕ – 35 ЧАСОВ
Номер урока | Дата проведения | Тема урока | Основное содержание урока (включая демонстрационные опыты, практические работы, проверочные работы и др.) | Планируемые результаты изучения раздела обучающимися | Домашнее задание | примечание | |||
Личностные (через ЛУУД) | Метапредметные (через ПУУД, КУУД, РУУД) | Предметные (через предметные учебные действия) | |||||||
план | факт | ||||||||
Введение (3 часа) | |||||||||
1 | 08.09. | 1.Биология – наука о живых организмах. | Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология. Эстетическое, культурно-историческое, практическое значение живых организмов. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику | Знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими нормами. Развитие личностных представлений о целостности природы, организме как живой системе, его связи со средой обитания. Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. Формирование уважительного отношения к ученым-биологам, истории науки, биосферному образу жизни малых народов, толерантности, миролюбия | Осознают значения изучения биологии для каждого человека, формирование научной картины мира, развитие экологической культуры. Структурируют знания. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют и формулируют познавательную цель. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. | Определять предмет изучения биологии. Описывать основные направления биологии и пути её развития. Объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека | § 1 стр. 8-9, выполнить тесты в электронном приложении | ||
2 | 15.09. | 2.Условия жизни организмов | Преобразование солнечной энергии растениями. Температура поверхности Земли. Наличие жидкой воды — основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного поля Земли. Природное окружение и здоровье человека. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими нормами. Развитие личностных представлений о целостности природы, организме как живой системе, его связи со средой обитания. Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознавать значения изучения биологии для каждого человека, формирование научной картины мира, развитие экологической культуры. Ориентироваться на осознание целей и задач учебной деятельности, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности. Акцентировать внимание на необходимости сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, важности самооценки и самоконтроля в учебном познании. | Называть условия, необходимые для жизни организмов. Приводить примеры влияния окружающей природной среды на человека. Давать определение литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы Объяснять значение озонового экрана, магнитного поля Земли для жизни в биосфере | § 2 стр.10-11, выполнить тесты в электронном приложении | ||
3 | 22.09. | 3.Осенние явления в жизни растений родного края. | Экскурсия 1 «Осенние явления в жизни растений родного края» Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Разнообразие растений родного края. Листопадные и вечнозелёные. Начало и конец листопада, его значение. Приспособленность растений к условиям среды обитания. | Знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими нормами. Развитие личностных представлений о целостности природы, организме как живой системе, его связи со средой обитания. Бережное отношение к природе. Приобщение к правилам и нормам поведения в природе. | Акцентировать внимание на необходимости сотрудничества в ходе выполнения совместной деятельности, важности самооценки и самоконтроля в учебном познании. Осознавать значения изучения биологии для каждого человека, формирование научной картины мира, развитие экологической культуры. Осознавать значения изучения биологии для каждого человека, формирование научной картины мира, развитие экологической культуры. | Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии «Осенние явления в жизни родного края». Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | Отчёт об экскурсии | ||
Разнообразие живых организмов. Среды жизни (12 ч) | |||||||||
4 | 29.09. | 1.Признаки живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. | Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формировать эмоционально- ценностное отношение к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе. Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы | Актуализировать знания, полученные в разделе «Окружающий мир» о физических, химических свойствах воды, воздуха, почвы; морях, океанах, природных зонах. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности. | Называть царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере | § 3 с.14-15, выполнить тесты в электронном приложении | ||
5 | 06.10. | 2.Деление царств на группы. | Лабораторная работа №1 «Разнообразие отделов растений». Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы | Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных | § 4 с.16-17, выполнить тесты в электронном приложении | ||
6 | 13.10. | 3.Среда обитания. Экологические факторы. | Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | Называть среды жизни, их экологические факторы. Сравнивать различные среды жизни. Характеризовать виды экологических факторов. Приводить примеры действия экологических факторов на живые организмы | § 5 с.18-19, выполнить тесты в электронном приложении | ||
7 | 20.10. | 4.Вода как среда жизни. | Гидросфера. Приспособленность организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Дальнейшее ориентирование на осознание целей и задач учебной деятельности, важности развития творческих способностей на основе участия в исследовательской и проектной видах деятельности. | Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Наблюдать за водными организмами. Выделять особенности строения организмов, обитающих в водной среде (на основе личных наблюдений). | § 6 с.20 - 21, выполнить тесты в электронном приложении | ||
8 | 03.11. | 5.Наземно-воздушная среда жизни. | Лабораторная работа №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде» Особенности наземно-воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Влаголюбивые растения, животные. Растения и животные, приспособленные к условиям умеренной влажности. Устойчивые к недостатку влаги растения и животные. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Называть основные абиотические факторы, действующие в наземновоздушной среде. Приводить примеры обитателей на- земно-воздушной среды. Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды. Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги Выполнять лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Объяснять возможные причины гибели живых организмов водоёмов. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | §7 с. 22-23, выполнить тесты в электронном приложении | ||
9 | 10.11. | 6.Свет в жизни растений и животных. | Свет — важнейший экологический фактор. Световой режим. Свет в жизни наземных растений и животных. Светолюбивые и теневыносливые растения. Движение органов растений к свету. Листовая мозаика. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формировать эмоционально- ценностное отношение к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе. Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. | Приводить примеры растений и животных, по-разному приспособленных к световому режиму. Наблюдать реакции живых организмов на воздействие света на примере комнатных растений. Устанавливать взаимосвязь между продолжительностью светового периода суток и приспособленностью организмов к сезонным изменениям | §7 с. 23-25, выполнить тесты в электронном приложении | ||
10 | 17.11. | 7.Почва как среда жизни. | Экологические особенности почвенной среды обитания. Приспособленность почвенных организмов к жизни в почве. Роль животных в почвообразовании. Разнообразие и значение почв. Роль живых организмов в образовании гумуса и плодородии почв. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Анализировать и сравнивать внешнее строение животных, обитающих в почве. Объяснять роль живых организмов в образовании почв и обеспечении их плодородия. Прогнозировать последствия нарушения почвенного покрова. Выявлять связь между урожайностью сельскохозяйственных растений и плодородием почв | §8 с. 26-27, выполнить тесты в электронном приложении | ||
11 | 24.11. | 8.Организменная среда жизни. | Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формировать эмоционально- ценностное отношение к живой природе на уровне восприятия ценностных экологических установок и реагирования на ситуации негативного поведения человека в природе. Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования | Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий. Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания. Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях организменной среды обитания | §9 с. 28-29, выполнить тесты в электронном приложении | ||
12 | 01.12. | 9.Сообщество живых организмов. | Роль растений в сообществе. Взаимосвязь растений и животных. Растительноядные и плотоядные (хищники, паразиты) животные. Всеядные животные. Животные-падальщики. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Приводить примеры взаимосвязи растений и животных организмов в сообществе, животных с разным типом питания. Объяснять ведущую роль растений в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимоотношений между разными видами растений и животных | §10 с. 30-31, §11 с. 32, выполнить тесты в электронном приложении | ||
13 | 08.12. | 10.Роль грибов и бактерий. | Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Разнообразие бактерий и грибов по способу питания. Пищевые цепи. Роль бактерий и грибов в пищевых цепях. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам природы | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Составляют план и последовательность действий. | Приводить примеры грибов и бактерий (паразитов, сапротрофов, симбионтов) пищевых цепей. Определять место бактерий и грибов в пищевых цепях. Объяснять роль бактерий и грибов в обеспечении круговорота веществ в биосфере | §11 с. 32-33, выполнить тесты в электронном приложении | ||
14 | 15.12. | 11.Типы взаимоотношений организмов в сообществе. | Отношения хищник-жертва. Отношения паразит-хозяин. Конкурентные отношения. Взаимовыгодные отношения. Значение разных типов взаимоотношений между организмами для устойчивого и длительного существования сообщества. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы Приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе. | Устанавливают причинно-следственные связи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Приводить примеры различных типов взаимодействия организмов в сообществе. Устанавливать причины разных типов взаимодействия живых организмов в сообществе. Прогнозировать последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений между растениями и их опылителями. Обосновывать значение разных типов взаимоотношений для устойчивого развития сообщества | §12 с. 34-35, выполнить тесты в электронном приложении, подготовиться к к/р | ||
15 | 22.12. | 12.Обобщающий. (контрольная работа) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | Называть царства живой природы, отделы растений, типы животных, среды жизни, экологические факторы. Описывать черты приспособленности растений и животных к условиям различных сред жизни. Обосновывать роль растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей в живой природе | |||
Строение клетки (9 ч) | |||||||||
16 | 12.01. | 1.Развитие знаний о клеточном строении живых организмов | Клеточное строение организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна (XIX в.) — доказательство родства и единства живой природы. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формирование мотивации к осознанному выбору | Выражают свои мысли, участвуют в беседе Целеполагание, анализ, сравнение, самооценка | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории | §13 с. 38-39, выполнить тесты в электронном приложении | ||
17 | 19.01. | 2.Устройство увеличительных приборов | Лабораторная работа №3 Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №4.Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Развивают личностные представления о клеточном строении, клетке как единице жизни, ее связи с внешней средой. Формируют познавательный интерес и чувство ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. | Называть части лупы и микроскопа. Описывать этапы и правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Применять практические навыки в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении | §14 с. 40-41, выполнить тесты в электронном приложении | ||
18 | 26.01. | 3.Состав и строение клеток | Лабораторная работа №5. Состав клеток растений. Органические и минеральные вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формируют познавательный интерес и чувство ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. | Называть органические и минеральные вещества, основные компоненты клетки и иллюстрировать их примерами. Приводить примеры белков, углеводов, жиров. Описывать общие черты строения клеток всех организмов. Объяснять значение органических и минеральных веществ для жизнедеятельности клетки и организма в целом. Выполнять лабораторную работу «Состав клеток растений». Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы на их основе. Уметь работать с лабораторным оборудованием | §15 с. 42-43, выполнить тесты в электронном приложении | ||
19 | 02.02. | 4.Строение бактериальной клетки | Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Оценивать риск взаимоотношений человека и природы. Оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены | Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Определяют основную и второстепенную информацию. Составляют план и последовательность действий. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи. | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Описывать строение бактериальной клетки. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека | §15 с. 42-43, выполнить тесты в электронном приложении. | ||
20 | 09.02. | 5.Строение растительной, животной и грибной клетки | Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Оценивать риск взаимоотношений человека и природы. Оценивать поведение с точки зрения здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены | Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Называть органоиды клеток эукариот. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы | §16 с. 44-45, выполнить тесты в электронном приложении. | ||
21 | 16.02. | 6.Строение клетки | Лабораторная работа №6. Строение клетки листа элодеи. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формируют познавательный интерес и чувство ответственности при работе с микрообъектами и увеличительными приборами | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Работать с микроскопом, готовить микропрепарат в процессе проведения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в природе и кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | §17 с. 46-47, выполнить тесты в электронном приложении. | ||
22 | 01.03. | 7. Образование новых клеток | Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития организма. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Развивают личностные представления о клеточном строении, клетке как единице жизни, ее связи с внешней средой. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Определять понятия по теме урока. Описывать сущность процесса деления клетки Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления. Обосновывать биологическое значение процесса деления клетки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли деления клеток в жизни организма. | §18 с. 48-49, выполнить тесты в электронном приложении. | ||
23 | 15.03. | 8. Одноклеточные организмы | Лабораторная работа №7. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки) Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Цели и задачи, организации лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. Развивают личностные представления о клеточном строении, клетке как единице жизни, ее связи с внешней средой. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). Выполняют операции со знаками и символами. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | Определять общие черты одноклеточных организмов. Приводить примеры одноклеточных организмов. Распознавать изучаемые объекты на таблицах, рисунках, микропрепаратах Устанавливать признаки различия между одноклеточными растениями, животными, грибами. Применять практические умения в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | §19 с. 50-51, выполнить тесты в электронном приложении. | ||
24 | 22.03. | 9.Колониальные и многоклеточные организмы | Колониальные организмы, многоклеточные растения, многоклеточные грибы, многоклеточные животные. Сходство и отличия в строении и жизнедеятельности колониальных и многоклеточных организмов. Дифференциация клеток многоклеточных организмов. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Проявляют уважительное отношение к партнерам. Развивают личностные представления о клеточном строении колониальных и многоклеточных организмов. | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию. | Определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу. Структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | §20 с. 52-53, выполнить тесты в электронном приложении. |
Ткани живых организмов (9часов) | |||||||||
25 | 05.04. | 1.Покровные ткани растений и животных | Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных тканей. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Приобщение к ценностям биологических знаний, их практической направленности, жизнепригодности. Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме. | Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Устанавливают причинно-следственные связи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. | Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений и животных | §21 с. 56-59, выполнить тесты в электронном приложении. | ||
26 | 12.04. | 2.Строение покровной ткани листа. | Лабораторная работа №8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений» Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием | Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи) Развитие способности аргументировать и отстаивать свое мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов в процессе групповой работы на уроках, лабораторных занятиях | Распознавать прозрачные клетки кожицы листа и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать взаимосвязь строения клеток покровной ткани листа с их функциями. Применять умения работать с микроскопом. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | §21 с. 56-59, выполнить тесты в электронном приложении. | ||
27 | 19.04. | 3.Механические и проводящие ткани растений | Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формировать мотивацию к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями | §22 с. 60-61, выполнить тесты в электронном приложении | ||
28 | 26.04. | 4. Основные и образовательные ткани растений. | Лабораторная работа № 8 «Строение покровной и фотосинтезирующей тканей растений» Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани: расположение, особенности строения, функции. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Стимулировать к самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории обучения. Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме. Приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием | Формирование обобщённых способов деятельности практического и интеллектуального характера: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать, конкретизировать общие положения примерами, объяснять (устанавливать взаимосвязи). Развитие способности аргументировать и отстаивать свое мнение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов в процессе групповой работы на уроках, лабораторных занятиях | Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Наблюдать и определять основные и образовательные ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | §23 с. 62-63, выполнить тесты в электронном приложении | ||
29 | 10.05. | 5.Соединительные ткани животных. | Лабораторная работа № 9 «Строение соединительных тканей животных» Общие признаки соединительных тканей животных. Виды соединительных тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции. Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Приобщение к ценностям биологических знаний, их практической направленности. Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме Приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микроскопической техникой и лабораторным оборудованием | Развитие внимания, памяти, способности к наблюдению, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности Дальнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений. | Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Обосновывать роль крови в обеспечении целостности организма. Проводить лабораторную работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | §24 с. 64-65, выполнить тесты в электронном приложении | ||
30 | 17.05. | 6. Мышечная и нервная ткани животных. | Лабораторная работа № 10 «Строение мышечных и нервной тканей животных» Строение и функции клеток поперечнополосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма. Рассмотрение микропрепаратов поперечно-полосатой и гладкой мышечной ткани, нервной ткани. Цели и задачи, организация лабораторной работы. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формировать мотивацию к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Раскрывать значение экологических понятий как ценностно-нормативных, приобщающих к ценностям экологической культуры и регулирующих отношения человека с природой | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием | §25 с. 66-67, выполнить тесты в электронном приложении | ||
31 | 24.05. | 7. Обобщающий. | Обобщение и систематизация знаний по темам «Клеточное строение живых организмов» и «Ткани живых организмов». Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь УМК, электронное приложение к учебнику. | Формировать мотивацию к познавательной деятельности на основе дальнейшего формирования учебных действий, связанных с микроскопической техникой, работой с электронным приложением. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | Сравнивать клетки растений, животных, грибов, прокариот и эукариот, разные типы тканей. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями | Повторить материал по теме, готовиться к к/р. |
32 | 8.Итоговый контроль. | Контроль и систематизация знаний о признаках живых организмов, царствах живой природы, природных сообществах и средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования. Вовлекать в экологическую и природоохранную деятельность, ориентировать на выбор целевых и смысловых установок, направленных на этическое эстетическое отношение к объектам живой природы. | Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вовлечь в совместную деятельность, важность к самооценке и самоконтролю в учебном познании. | Выявлять особенности химического состава живых организмов. Называть органоиды клеток. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями. Объяснять роль представителей различных царств живой природы в сообществе и в биосфере в целом. Описывать природные сообщества своей местности. Устанавливать черты приспособленности организмов к обитанию в различных средах. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в природных сообществах. Высказывать свою точку зрения при обсуждении экологических ситуаций | ||||
33 | 9. Весенние явления в жизни растений родного края. | Экскурсия Жизнь природного сообщества весной. Растения природного сообщества (леса, степи). Приспособленность растений к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь природного сообщества. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. | Приобщение к ценностям биологических знаний, их практической направленности. Развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме | Развитие внимания, памяти, способности к наблюдению, воображению, выбору рациональных способов решения познавательных задач Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности Дальнейшее формирование способности наблюдать и оформлять результаты наблюдений | Называть и определять самые распространённые и редкие виды растений своей местности. Устанавливать взаимосвязь растений друг с другом, животными, грибами, бактериями и факторами неживой природы. Приводить примеры воздействия человека на природу. Наблюдать и описывать сезонные изменения в жизни растений, природных сообществ. Оформлять результаты наблюдений. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе, правила обращения с лабораторным оборудованием | ||||
Итого: | 33 часа | Резерв: | 2 часа |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ.
Общедидактические
При оценивании ЗУН учащегося по биологии учитывается:
- уровень овладения биологическими понятиями, которые являются важной составляющей общечеловеческой культуры;
- объем воспроизведения знаний, уровень понимания учебного материала;
- самостоятельность суждений, систематизация и глубина знаний;
- действенность знаний, умение применять их в практической деятельности с целью решения практических задач;
- умение делать выводы и обобщения на основе практической деятельности;
- уровень овладения практическими умениями и навыками наблюдения и исследования природы.
Отметка «5» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «4» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «3» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «2» выставляется, если учащийся: |
|
Отметка «1» выставляется, если учащийся: |
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Устный ответ
Отметка «5» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «5» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «4» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик |
|
Отметка «2» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «1» выставляется в случае: |
|
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
Самостоятельные письменные и контрольные работы
Отметка «5» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «4» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «2» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «1» выставляется в случае: |
|
Примечание - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
Практические и лабораторные работы
Отметка «5» выставляется, если: |
|
Отметка «4» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «2» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «1» выставляется в случае, если: |
|
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся.
Наблюдение за объектом.
Отметка «5» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «4» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «3» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «2» выставляется, если ученик: |
|
Отметка «1» выставляется в случае: |
|
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубые ошибки |
|
Негрубые ошибки |
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. |
Недочёты |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Для учителя:
УМК «Сферы» Биология. Живой организм. 5-6 классы включает основные ресурсы:
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. - 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2014. (1 DVD)
Рекомендуемая литература:
- СухоруковаЛ.Н., КучменкоВ.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. 5-6 классы. Поурочные методические рекомендации.– М.: Просвещение, 2012 .
- Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. 5-6 классы.Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях.Часть 1. (Сферы)
- Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. 5-6 классы.Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. (Сферы)
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. (Сферы)
- Сухорукова Л.Н.,Кучменко В.С. Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. (Сферы)
- Леонтьев Д.В. Биология. Живой организм. 5 класс. Зачётная тетрадь к учебнику Сухоруковой Л.Н.,Кучменко В.С. «Биология. Живой организм. 5-6 классы». М.: Наша школа, 2015
Дополнительные ресурсы: энциклопедии, книги и журналы.
Интернет – ресурсы.
Для учащихся:
УМК«Сферы» Биология. Живой организм. 5-6 классывключает основные ресурсы:
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм. 5-6 классы: Электронное приложение к учебнику. М.: Просвещение, 2014. (1 DVD)
Рекомендуемая литература
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. (Сферы)
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Дмитриева Е.А. Биология. Живой организм. Тетрадь-тренажёр. 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. (Сферы)
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Биология. Живой организм. Тетрадь-экзаменатор.5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. (Сферы)
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С. Биология. Живой организм. Тетрадь-практикум 5-6 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. (Сферы)
- Задорожный К.Н., Захарова О.С. Биология. Живой организм. Рабочая тетрадь. 5 класс. М.: Наша школа, 2014.
Дополнительные ресурсы: книги и журналы.
- Каменский А.А. и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Кириленко А.А. Биология. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 262 с.
- Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. – 192с.
- Лернер Г. И. ГИА 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс. М.: Эксимо, 2011. - 240с.
- Лернер Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Г.И. Лернер. – М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2011. – 350 с
6. Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 97с.
Интернет – ресурсы.
www.spheres.ru
http: //bio.1september/ru
http://lppbio.ucoz.ru/index/botanika/0-17
http://www.bioloogyexpets.ru
http: //vneuroka.ru
hhttp://www.biology.ru
http:;//www.uchpooortal.ru
http://school-collection.edu.ru
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ»
В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения биологии.
Учащийся должен научиться:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять закономерности);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Учащийся получит возможность научиться:
- Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с лабораторными приборами и инструментами;
- Использовать приёмы оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями видов растений; выращивание и размножение культурных растений, домашних животных;
- Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально ценностное отношение к объектам живой природы);
- Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Печатные пособия
- Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц
- Вещества растений. Клеточное строение 12 таблиц
- Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц
- Растение - живой организм 4 таблицы
- Растения и окружающая среда 7 таблиц
- Портреты ученых биологов
- Строение, размножение и разнообразие растений
- Схема строения клеток живых организмов
- Уровни организации живой природы
10.Растения. Грибы. Лишайники
Цифровые образовательные ресурсы
- Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
- Биология. Неклеточные формы жизни. Бактерии. Электронное учебное издание.
- Строение и жизнедеятельность организма растения. Электронное учебное издание.
- Биология. Строение высших и низших растений. Электронное учебное издание.
- Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов
- Фрагментарный видеофильм об охране природы в России
- Фрагментарный видеофильм по оказанию первой помощи
- Фрагментарный видеофильм по основным экологическим проблемам
Технические средства обучения (средства ИКТ)
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран (на штативе)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
- Лупа ручная, штативная
- Микроскоп школьный
- Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ. (КДОБУ)
- Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
- Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ. Включает посуду, препаровальные принадлежности, покровные и предметные стекла и др.
- Комплект оборудования для комнатных растений
Модели
- Размножение различных групп растений (набор)
- Строение клеток растений и животных
Муляжи
Плодовые тела шляпочных грибов
Натуральные объекты
- Коллекция «Голосеменные растения
- Гербарий «Основные группы растений»
- Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
- Набор микропрепаратов по ботанике
- Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (базовый)
- Ископаемые растения и животные
Живые объекты
Комнатные растения по экологическим группам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс у чебнику "Биология .Животные", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин....
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...
Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике 6 класс Авторы учебника: И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 10-11 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочие программы и КТП составлены с учётом ФКГОС....