Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Введение в литературоведение 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)

Александр Игоревич Силкин

Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Введение в литературоведение 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_liter-nie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Программа спецкурса

«Введение в литературоведение»

для учащихся  5 классов

гуманитарной направленности

                                                      Пояснительная записка

              Данная программа  разработана для учащихся 5 классов и рассчитана на 35 часов.

        Литература – это учебный предмет, изучаемый в школе в течение достаточно продолжительного времени. Учащиеся знакомятся с огромным количеством имен и произведений как русской, так и зарубежной литературы. Но упор в  школьном курсе литературы делается на изучение хронологии литературного процесса и знание текстов художественных произведений.  Безусловно, такая установка является логичной, так как в средней школе среднему ученику сложно освоить такой массив литературы даже в ознакомительном порядке, не говоря уже о глубоком анализе произведения.

      Школьные уроки литературы предполагают научить учащегося эмоционально воспринимать произведение, связывать его со своим жизненным опытом, а в старших классах – познакомить учащихся с идейными и художественными особенностями мира того или иного писателя. В силу перегруженности и  школьного курса литературы, и ученика средней школы вообще в классе не остаётся времени на освоение специального инструментария, с помощью которого возможно самостоятельно анализировать текст, приходить к собственным выводам, поэтому основные цели данной программы:

1.Овладеть необходимыми понятиями, попробовать применять их на практике, познакомиться с некоторыми методами и приёмами анализа художественного текста.

2.Познакомить с литературными жанрами и внутренней структурой произведений, знание которых научит расставлять акценты при анализе литературных произведений

3. Через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

            Задачи курса:

   - освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

     - формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

        - развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, умений передать свою мысль в письменной и устной форме;

        - развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;

         -воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;

        - формирование трудолюбия и требовательности к себе;

        - преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

        - формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Учебно-тематический план спецкурса

 «Введение в литературоведение»

п/п

Тема

Количе

ство часов

Из них:

Дата

Коррекция

Лекция

(теория)

Практические и проверочные занятия

1

Вводное занятие. Язык как художественное средство

1

1

2

Фольклор. Жанры фольклора. Фольклор и литература.

1

1

3-4

Анализ русской народной сказки и песни

2

1

1

5-6

Роды      литературы:      эпос, лирика,  драма. Жанры.

2

1

1

7-10

Сюжет и фабула

литературного произведения.

Композиция . Конфликт.

4

3

1

11

Роль и значение  детали. Деталь как композиционный прием.

1

1

12-13

Роль пейзажа в художественном произведении

2

1

1

14

Портрет   в художественном произведении. Типология портретов

1

1

15-16

Анализ поэтического текста

2

1

1

17-18.

Выразительные средства, связанные со значением слова (сравнение, эпитет)

2

1

1

19-20

Тропы. Изменение значения слова.

2

1

1

21-22

Метафора. Характер метафор и сравнений.

2

1

1

23-24

Метонимия.

2

1

1

25

Ритм речи

1

1

26

Классическая система русского стихосложения.

1

1

27

Двусложные размеры: хорей, ямб.

1

1

28

Трёхсложные размеры.

1

1

29-30

Рифма в классическом стихосложении.

2

1

1

31-32

Строфа. Строфическое построение

2

1

1

33-35

Обобщающие уроки по изученным темам.. Представление самостоятельных работ

3

3

Список литературы:

  1. Литературный энциклопедический словарь – Москва, «Советская энциклопедия», 1987 год
  2. Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва, «Педагогика», 1984 год
  3. А. Квятковский. Поэтический словарь. – Москва, «Дрофа», 2000 год
  4. А. Архангельский. Введение в литературоведение. – Москва, 1985 год
  5. А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. – Москва, 1961 год
  6. В.В.Томашевский. Теория литературы. -Ростов-на- Дону: Феникс, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Ораторское искусство 5 класс

Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Ораторское искусство 5 класс...