Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Введение в литературоведение 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Введение в литературоведение 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_v_liter-nie.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа спецкурса
«Введение в литературоведение»
для учащихся 5 классов
гуманитарной направленности
Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся 5 классов и рассчитана на 35 часов.
Литература – это учебный предмет, изучаемый в школе в течение достаточно продолжительного времени. Учащиеся знакомятся с огромным количеством имен и произведений как русской, так и зарубежной литературы. Но упор в школьном курсе литературы делается на изучение хронологии литературного процесса и знание текстов художественных произведений. Безусловно, такая установка является логичной, так как в средней школе среднему ученику сложно освоить такой массив литературы даже в ознакомительном порядке, не говоря уже о глубоком анализе произведения.
Школьные уроки литературы предполагают научить учащегося эмоционально воспринимать произведение, связывать его со своим жизненным опытом, а в старших классах – познакомить учащихся с идейными и художественными особенностями мира того или иного писателя. В силу перегруженности и школьного курса литературы, и ученика средней школы вообще в классе не остаётся времени на освоение специального инструментария, с помощью которого возможно самостоятельно анализировать текст, приходить к собственным выводам, поэтому основные цели данной программы:
1.Овладеть необходимыми понятиями, попробовать применять их на практике, познакомиться с некоторыми методами и приёмами анализа художественного текста.
2.Познакомить с литературными жанрами и внутренней структурой произведений, знание которых научит расставлять акценты при анализе литературных произведений
3. Через знакомство с аспектами поэтического мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Задачи курса:
- освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
- формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;
- развитие способностей свободно, нестандартно мыслить, умений передать свою мысль в письменной и устной форме;
- развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;
-воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
- формирование трудолюбия и требовательности к себе;
- преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;
- формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.
Учебно-тематический план спецкурса
«Введение в литературоведение»
№ п/п | Тема | Количе ство часов | Из них: | Дата | Коррекция | |
Лекция (теория) | Практические и проверочные занятия | |||||
1 | Вводное занятие. Язык как художественное средство | 1 | 1 | |||
2 | Фольклор. Жанры фольклора. Фольклор и литература. | 1 | 1 | |||
3-4 | Анализ русской народной сказки и песни | 2 | 1 | 1 | ||
5-6 | Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры. | 2 | 1 | 1 | ||
7-10 | Сюжет и фабула литературного произведения. Композиция . Конфликт. | 4 | 3 | 1 | ||
11 | Роль и значение детали. Деталь как композиционный прием. | 1 | 1 | |||
12-13 | Роль пейзажа в художественном произведении | 2 | 1 | 1 | ||
14 | Портрет в художественном произведении. Типология портретов | 1 | 1 | |||
15-16 | Анализ поэтического текста | 2 | 1 | 1 | ||
17-18. | Выразительные средства, связанные со значением слова (сравнение, эпитет) | 2 | 1 | 1 | ||
19-20 | Тропы. Изменение значения слова. | 2 | 1 | 1 | ||
21-22 | Метафора. Характер метафор и сравнений. | 2 | 1 | 1 | ||
23-24 | Метонимия. | 2 | 1 | 1 | ||
25 | Ритм речи | 1 | 1 | |||
26 | Классическая система русского стихосложения. | 1 | 1 | |||
27 | Двусложные размеры: хорей, ямб. | 1 | 1 | |||
28 | Трёхсложные размеры. | 1 | 1 | |||
29-30 | Рифма в классическом стихосложении. | 2 | 1 | 1 | ||
31-32 | Строфа. Строфическое построение | 2 | 1 | 1 | ||
33-35 | Обобщающие уроки по изученным темам.. Представление самостоятельных работ | 3 | 3 |
Список литературы:
- Литературный энциклопедический словарь – Москва, «Советская энциклопедия», 1987 год
- Энциклопедический словарь юного филолога. – Москва, «Педагогика», 1984 год
- А. Квятковский. Поэтический словарь. – Москва, «Дрофа», 2000 год
- А. Архангельский. Введение в литературоведение. – Москва, 1985 год
- А. Н. Веселовский. Историческая поэтика. – Москва, 1961 год
- В.В.Томашевский. Теория литературы. -Ростов-на- Дону: Феникс, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Ораторское искусство 5 класс
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Ораторское искусство 5 класс...