конспект урока "Полушария большого мозга"
методическая разработка по биологии по теме
Тема урока: Полушария большого мозга.
Цель: рассмотреть особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.
Ход урока.
- Повторение.
- Фронтальная беседа.
- Где расположен головной мозг? (в полости черепа)
- Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).
- Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).
- В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?
(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.
Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).
- Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).
- Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)
- Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)
- Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).
- Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)
- Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)
II. Изучение нового материала.
- Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
- Беседа по прочитанному.
-Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)
- Какое строение имеет кора?
( толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм2; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)
- Сделать рисунки
- доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);
- функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).
4) Заполнение таблицы.
№ | Название полушарий. | Их функции. |
1. | Левое полушарие |
|
2. | Правое полушарие | *образное мышление; *музыкальное и художественное творчество; *восприятие музыки. |
- Закрепление знаний.
- Какие утверждения верны
1. Полушария большого мозга впервые появляются у:
а) земноводных
б) пресмыкающихся;
в) млекопитающих
2. Кора полушарий большого мозга образована:
а) белым веществом
б) серым веществом
в) белым и серым веществом.
3. Увеличение поверхности головного мозга достигается
а) общим увеличение объема мозга;
б) наличием борозд и извилин.
Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.
IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polushariya_bolshogo_mozga.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Полушария большого мозга.
Цель: рассмотреть особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий. Формировать умение сравнивать строение и функции больших полушарий мозга человека и животных.
Ход урока.
- Повторение.
- Фронтальная беседа.
- Где расположен головной мозг? (в полости черепа)
- Из каких отделов состоит головной мозг? (из ствола, мозжечка, полушарий большого мозга).
- Какие части входят в состав ствола головного мозга? (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг).
- В чем сходство и различие в функциях ствола мозга и спинного мозга?
(Сходство: выполняют рефлекторную и проводящую функции.
Различие: в отличие от ствола мозга, большая часть рефлексов, осуществляемых при участии спинного мозга, находится под контролем головного мозга).
- Каковы функции продолговатого мозга? (его ядра регулируют дыхание, деятельность сердца и сосудов, пищеварительных желез. С этим отделом головного мозга связан акт глотания; через продолговатый мозг проходят рефлекторные дуги рефлексов кашля, чихания, слезоотделения и т.д.).
- Как устроен мозжечок? (состоит из двух полушарий, соединенных особой конструкцией – червем. Сверху имеет кору.)
- Какие функции выполняет мозжечок? (принимает участие в координации движений и удерживает равновесие тела.)
- Каковы функции моста? (через мост проходят проводящие пути в кору головного мозга, в мозжечок, в продолговатый и спинной мозг).
- Назовите функции среднего мозга? (в среднем мозге располагаются ядра, которые постоянно посылают нервные импульсы к скелетным мышцам и поддерживают их в напряжении – тонусе. Через средний мозг проходят рефлекторные дуги ориентировочных рефлексов на зрительные и звуковые раздражители.)
- Какие функции выполняет промежуточный мозг? (проводит импульсы к коре больших полушарий головного мозга от рецепторов кожи и органов чувств. В промежуточном мозге расположены центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды, обеспечивающие работу желез внутренней секреции и вегетативной нервной системы.)
II. Изучение нового материала.
- Самостоятельное изучение материала о полушариях большого мозга на с.70-72.
- Беседа по прочитанному.
-Как устроены полушария большого мозга у человека? (полушария большого мозга – самый крупный и молодой в эволюционном отношении отдел головного мозга; у человека он развит лучше, чем у других представителей позвоночных животных. Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом и состоят из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору больших полушарий, расположенную сверху, и подкорковые ядра в толще белого вещества. Белое вещество находится под корой.)
- Какое строение имеет кора?
( толщина – 3-4мм; площадь – 220000мм2; состоит из 12-18 млрд. нервных клеток, на поверхности коры видны борозды (углубления) и извилины (складки).)
- Сделать рисунки
- доли полушарий большого мозга (см. рис. с. 71, слева);
- функции основных зон полушарий головного мозга (см. рис. с.71 справа).
4) Заполнение таблицы.
№ | Название полушарий. | Их функции. |
1. | Левое полушарие |
|
2. | Правое полушарие | *образное мышление; *музыкальное и художественное творчество; *восприятие музыки. |
- Закрепление знаний.
- Какие утверждения верны
1. Полушария большого мозга впервые появляются у:
а) земноводных
б) пресмыкающихся;
в) млекопитающих
2. Кора полушарий большого мозга образована:
а) белым веществом
б) серым веществом
в) белым и серым веществом.
3. Увеличение поверхности головного мозга достигается
а) общим увеличение объема мозга;
б) наличием борозд и извилин.
Ответы: 1-а; 2-б; 3-б.
IV. Домашнее задание с. 70-75, вопросы 1-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Большой, как солнце, Балашов" - наш край в творчестве Б. Пастернака"
В 1917 г. Б. Пастернак гостил несколько дней в Балашове, Романовке, Мучкапе. В его книге "Сестра моя - жизнь" есть циклы стихотворений об этих населенных пунктах и времени, проведенном в них. Урок пос...
Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс
Представлен урок по технологии модульного обучения....
Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека
Лобная доля.1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна кото...
Конспект урока по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка"
Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся...
Конспект урока "«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»
План- конспект по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка". Представлена разработка урока по биологии в 8 классе (автор Пасечник). Данный у...
Конспект урока "Большая буква"
Конспект...
Биология 8 класс. Конспект урока "Большой и малый круги кровообращения"
Урок разработан с ипользованием материалов библиотеки ЦОК Минпросвещения России....