Конспект урока по теме: "Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Урок построен на основе исследовательской деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_golovnogo_mozga._funktsii_prodolgovatogo_i_srednego_mozga_mosta_i_mozzhechka.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»
1. ФИО (полностью) Петрова Надежда Анатольевна
2. Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Надеждинская основная общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
3. Должность: учитель биологии
4. Предмет: биология
5. Класс: 8
6. Тема и номер урока в теме: «Нервная система», урок №3
7. Базовый учебник: Биология. 8 класс. Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев
8. Цель урока: сформировать знания о строении основных отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, выполняемых данными отделами мозга функциях.
9. Задачи:
- обучающие: изучить строение отделов головного мозга и выполняемые данными отделами мозга функции;
- развивающие: уметь сравнивать схемы строения (модели) головного мозга животных различных систематических групп и делать выводы на основе сравнения; уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга;
- воспитательные: укрепление материалистического понимания работы головного мозга.
10. Тип урока: изучение нового материала
11. Формы работы учащихся: разбор ситуации, исследовательская деятельность, работа с учебником.
12. Необходимое техническое оборудование: таблица «Отделы головного мозга»
13. Структура и ход урока
1. Организационный этап.
2. Изучение нового материала.
3. Закрепление пройденного.
4. Домашнее задание.
Ход урока:
Проведение тематической физкультминутки.
Встаньте, возьмите в руки гимнастические палки. На счёт «раз» вы одновременно поднимаете кверху обоими руками палку и правую ногу, на счёт «два» опускаете и гимнастическую палку и ногу. Чередовать правую и левую ноги.
А как вы думаете, что нам помогает выполнить это упражнение?
Какой орган управляет работой рук и ног?
Ответы учащихся /головной мозг/
Учитель. Как вы думаете, что будет являться темой нашего урока?
Ответ учащихся.
Учитель. Тема урока: ««Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».
Учитель. Ребята, исходя из темы урока, как вы думаете, что мы должны изучить сегодня на уроке?
/Ученики называют/.
Правильно. Мы должны изучить строение и функции отделов головного мозга.
Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации. Давайте познакомимся с его строением и основными функциями. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.
Немного из истории. Головной мозг человека развивался из переднего отдела нервной трубки. Сначала образуются 3 мозговых пузыря, в дальнейшем передний и задний делятся.
Образуется 5 мозговых пузырей, соответствующих пяти отделам головного мозга:
1- передний;
2 – промежуточный;
3 – средний;
4 – продолговатый;
5 - мозжечок.
Таблица «Отделы головного мозга»
Отделы головного мозга: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга.
Задний мозг представлен продолговатым мозгом, мозжечком, мостом.
Передний мозг представлен промежуточным мозгом и большими полушариями. Средний мозг представлен одним отделом.
Мозг человека, как и всех позвоночных животных, состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга.
2. Составление схемы: «Отделы головного мозга». Учитель. Сейчас вам нужно в тетради заполнить схему и вписать отделы заднего мозга.
Сейчас мы с вами разберём несколько ситуаций, с которыми часто сталкиваемся в повседневной жизни. Откройте конверт и возьмите карточки с ситуациями.
Разбор ситуаций.
Ситуация 1. Во время обеда в столовой было очень шумно. Учащиеся оживлённо обсуждали какую-то тему, одновременно поглощая пищу. Вдруг один из детей поперхнулся и начал сильно кашлять. Он кашлял очень долго до тех пор, пока хлебная крошка не вышла вместе с кашлем.
Учитель. Что вы можете сказать об этой ситуации и какие выводы можно сделать из этого?
Ученик. Во время еды частичка пищи попала в дыхательное горло (трахею) и у него началось удушье. Благодаря кашлю крошки могут выйти из трахеи и человек останется жив. Чтобы этого не произошло, нужно знать правило, что во время еды разговаривать нельзя.
Ситуация 2. Ученик, собираясь в школу, позавтракал бутербродом с колбасой, запивая его чаем. В школе подростка начало тошнить и вскоре началась рвота. Как вы можете объяснить эту ситуацию и какие выводы можно из неё сделать?
Ученик. Ребенок, собираясь в школу, съел недоброкачественную колбасу и у него произошло отравление желудка. Организм благодаря рвоте попытался удалить из организма недоброкачественную пищу. Из этой ситуации можно сделать вывод, что в магазине, покупая продукты, нужно всегда смотреть на срок годности.
Учитель. Совершенно правильно! И кашель, и чихание, и рвота – всё это защитные рефлексы нашего организма и центры этих защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге. По своему строению и функциям он сходен со спинным мозгом. Его функции:
1. Рефлекторная функция. Содержит : Центры защитных рефлексов: а) мигательного; б) рвотного; в) кашля и чихания; Центры дыхательной системы: а) центры вдоха и выдоха; Центры пищеварительной системы: а) слюноотделения; б) глотания; в) отделения желудочного сока. Ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы.
2. Проводящая функция.
Учитель демонстрирует на таблице и муляже головной мозг.
Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге находятся и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.
Проведём эксперимент.
Выявление в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?
/Необходимость раздражителя для проявления глотательного рефлекса (не удаётся сделать глотательное движение несколько раз подряд: нет раздражителя – слюны)/.
Ответьте на вопросы:
- Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
- Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?
К стволу головного мозга относится также мост. Демонстрация отдела.
Рассказ учителя о строении и функциях моста. В данном отделе головного мозга находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через него в кору проходят слуховые пути, а также восходящие и нисходящие нервные пути от продолговатого к переднему мозгу и обратно.
Познакомимся с таким отделом заднего мозга, как мозжечок. Со строением мозжечка вы познакомитесь, прочитав текст учебника на странице
Что особенного вы узнали о строении мозжечка?
Ответ учащихся.
Чтобы познакомиться с функцией мозжечка, проведём лабораторную работу. Лабораторная работа: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».
Выявление в ходе экспериментальной работы функции мозжечка.
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?
Опыт 2. Проба Ромберга. Ноги поставьте так, чтобы они находились на одной линии: пятка одной ноги упирается в носок другой. Глаза закройте. Вы чувствуете, как работают мышцы, чтобы сохранить равновесие. Некоторое время сохраняется устойчивость, но как только вы устаёте, корпус начинает отклоняться в стороны. Регуляция среднего мозга и мозжечка становится более грубой, и рефлексы, восстанавливающие равновесие корпуса, становятся доступны наблюдателям. В конце опыта при чрезмерном отклонении туловища испытуемый либо перемещает ногу, либо начинает балансировать руками.
Демонстрация отдела на таблице и муляже.
Ответьте на вопросы:
- Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой пробы? Пробы Ромберга?
- Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
Действительно, когда нарушена работа мозжечка, координация движений нарушается. Большой вред работе мозжечка наносит алкоголь. В своей жизни вы, скорее всего, сталкивались с такими ситуациями, когда видели, как по улице нетрезвой шатающейся походкой идёт пьяный человек. Алкоголь, в первую очередь, нарушает работу мозжечка. Но у пьющего человека нарушается работа всех внутренних органов. Много выпивающий человек быстро стареет, его организм изнашивается. Кроме того, страдают окружающие такого человека близкие люди, ведь алкоголь приводит к агрессии и жить с таким человеком становится очень трудно. Из вышесказанного примера я могу сделать вывод о том, что человек должен вести здоровый образ жизни, исключив из него вредные привычки, в том числе употребление алкоголя.
Выявление в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга
Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание ученику, предлагает прочитать текст на стр.288
(стр.230 учебника. Текст: «Средний мозг»).
Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?
Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?
Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так, чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете? /Ученик попытался сохранить равновесие/.
Ответь на вопросы:
- Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов? С помощью первого опыта? С помощью второго опыта?
Демонстрация отдела «Средний мозг».
Функции:
1. Содержит центры: а) обеспечение чёткости зрения и слуха; б) ориентировочного рефлекса на свет и звуки.
2. Содержит ядра, регулирующие мышечный тонус (устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы).
3. Проходят нервные пути.
3.Закрепление.
Вы познакомились со строением отделов заднего мозга и средним мозгом.
Проверим, как вы усвоили тему.
-Что поражено, если у человека неуверенная шатающаяся походка? (Мозжечок).
-Почему наступила мгновенная смерть при травме головы с повреждением продолговатого мозга? (Там находятся все жизненно важные центры – дыхания, кровообращения и т.д.).
Учитель называет функцию, учащиеся должны определить отдел головного мозга:
а) осуществляет координацию движений;
б) в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания;
в) в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса;
г) регулирует мышечный тонус;
д) в этом отделе находятся центры движения глазных яблок, мимики;
е) в этом отделе находятся жизненно важные центры;
ж) через этот отдел проходят слуховые пути;
з) поддерживает устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге.
4. Подведение итогов:
Учитель обращается к учащимся: «Вспомните упражнение, которое мы делали в самом начале урока. Я думаю, что теперь вы можете сказать, что нового вы узнали на уроке?»
Учащиеся отвечают.
5. Задание на дом: прочитать § 45, заполнить таблицу «Функции отделов головного мозга»
Ответить на вопросы в конце параграфа.
Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: " Строение систем внутренних органов млекопитающих"
Урок построен с использованием групповых технологий при изучении темы: " Строение систем внутренних органов млекопитающих"...
Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"
Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...
План-конспект урока "Строение и функции головного мозга"
Урок в 8 классе. Изучаются строение и функции основных отделов головного мозга....
Урок по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка/
Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка...
Урок по теме "Строение спинного мозга" 8 класс
Разработка урока применялась на дне самоуправления где урок проводил учащийся 11 класса...
Урок по теме "Строение головного мозга человека"
Разработка урока представлена в виде презентации, индивидуальной карты для учеников. Материалы предназначены для учеников 8 класса...
Конспект урока "Строение и функции головного мозга"
Конспект урока "Строение и функции головного мозга"...