Конспект урока "Большой, как солнце, Балашов" - наш край в творчестве Б. Пастернака"
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме
В 1917 г. Б. Пастернак гостил несколько дней в Балашове, Романовке, Мучкапе. В его книге "Сестра моя - жизнь" есть циклы стихотворений об этих населенных пунктах и времени, проведенном в них. Урок посвящен этому значимому для нашего края событию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Наш край в творчестве Б. Пастернака".rar | 101.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Булдыгина Елена Николаевна
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 13» р.п. Романовка Саратовской области.
Предмет: литература
Класс: 11 (2 курс)
Время реализации занятия: 45 минут
Тема: «Большой, как солнце, Балашов» - Наш край в творчестве
Бориса Пастернака.
Цели урока:
- познакомить со страницами жизни и творчества русского поэта Б.Л. Пастернака, связанными с нашим краем, учить находить в текстах характерные для стиля поэта художественные средства, звукопись;
- развивать коммуникативную компетенцию учащихся, развивать эстетический вкус;
- воспитывать чувство любви к малой родине, к русской поэзии.
Оборудование: тексты стихотворений (у каждого учащегося), портреты Б. Пастернака и Е. Виноград.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя
Вы знаете, нам удивительно повезло. Повезло Романовке, всему нашему краю. В самом деле, не так уж часто в подобные поселки заглядывают настоящие поэты. И, наверное, еще реже о тех местах остаются такие стихи, которые называют Поэзией.
Здесь, в Романовке, а также Балашове и Мучкапе был Борис Львович Пастернак, известнейший русский поэт, стодвадцатилетие которого отмечается в 2010 году. Тот самый поэт и писатель, который спрашивал:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Тот самый, который считал, что «быть знаменитым некрасиво». Тот, который так несправедливо был в свое время исключен из Союза писателей СССР, автор так и неопубликованного при жизни романа «Доктор Живаго». Тот, поэтическая строка которого дала название роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…».
Что же связало московского интеллектуала, сына художника и пианистки, знатока театра и философии с нашей провинцией? Сын писателя подробно рассказывает о любви своего отца к Елене Александровне Виноград (Дородновой) в книге «Борис Пастернак». Эта девушка вместе с братом приехали летом 1917 года в Балашов, чтобы принять участие в создании нового земского самоуправления. Брат Валерьян остановился в Балашове, Елена отправилась в Романовку. Пастернак, подружившийся с молодыми людьми (ему самому тогда было 26лет) еще в Москве, регулярно писал Елене письма, а в начале июля 1917 года приехал ненадолго в Романовку, чтобы иметь решительное объяснение с любимой, расстались же они в Мучкапе. Было еще одно свидание – на этот раз в Балашове, в начале сентября. Роман пришел к концу – Е. Виноград вышла замуж за более солидного и более обеспеченного, как ей казалось человека. А Борис Пастернак, еще долго мучимый этой любовной страстью, создает лучшую свою книгу – сборник стихов «Сестра моя – жизнь (лето 1917 года)». Жанр книги Пастернака – лирический дневник путешествия, которое идет сразу в нескольких ассоциативно связанных планах. Первый – это реальное географическое пространство: Москва – Балашов – Пады – Романовка – Мучкап – Москва. Второй – это зачарованный мир любви-сказки. Третий – это погружение в мир особого времени, где конкретный миг истории, лето 1917 года, оборачивается вечностью.
В стихотворении «Балашов» из цикла «Книга степи» можно обнаружить лишь обобщенно-символический намек на революцию. Она присутствует здесь лишь в своей стихийно-природной ипостаси, в инобытии «жгучего лета». Обращаясь к любимой, живущей в этом городе, поэт говорит:
Елена Александровна до конца жизни вспоминала того медника около дома, где она жила, и юродивого на базаре, которых упоминал Пастернак в своем стихотворении.
Балашов
По будням медник подле вас
Клепал, лудил, паял,
А впрочем – масла подливал
В огонь, как пай к паям.
И без того душило грудь,
И песнь небес: «Твоя, твоя!»
И без того лилась в жару
В вагон, на саквояж.
Сквозь дождик сеялся хорал
На гроб и в шляпы молокан,
А впрочем – ельник подбирал
К прощальным облакам.
И без того взошел, зашел
В больной душе, щемя, мечась,
Большой, как солнце, Балашов
В осенний ранний час.
Лазурью июльскою облит,
Базар синел и дребезжал.
Юродствующий инвалид
Пиле, гундося, подражал.
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
В природе лип, в природе плит,
В природе лета было жечь.
Пастернак провел в Романовке четыре дня, – «из четырех громадных летних дней сложило сердце эту память правде», – писал он об этой поездке позже, вспоминая «из всех картин, что память сберегла», ночную прогулку с Еленой по степи. Этой прогулке посвящено стихотворение «Степь». Ночной туман, скрывавший небо и землю, постепенно рассеивался, проступали отдельные предметы, мир создавался заново у них на глазах. Вспоминались первые слова Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю».
- Чтение и восприятие стихотворения «Степь».
Как были те выходы в тишь хороши!
Безбрежная степь, как марина.
Вздыхает ковыль, шуршат мураши,
И плавает плач комариный.
Стога с облаками построились в цепь
И гаснут, вулкан на вулкане.
Примолкла и взмокла безбрежная степь,
Колеблет, относит, толкает.
Туман отовсюду нас морем обстиг,
В волчцах волочась за чулками,
И чудно нам степью, как морем, брести
Колеблет, относит, толкает.
Не стог ли в тумане? Кто поймет?
Не наш ли омет? Доходим. – Он.
– Нашли! Он самый и есть. – Омет,
Туман и степь с четырех сторон.
И Млечный Путь стороной ведет
На Керчь, как шлях, скотом пропылен.
Зайти за хаты, и дух займет:
Открыт, открыт с четырех сторон.
Туман снотворен, ковыль, как мед,
Ковыль всем Млечным Путем рассорён.
Туман разойдется, и ночь обоймет
Омет и степь с четырех сторон.
Тенистая полночь стоит у пути,
На шлях навалилась звездами,
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья.
Когда еще звезды так низко росли,
И полночь в бурьян окунало,
Пылал и пугался намокший муслин,
Льнул, жался и жаждал финала?
Пусть степь нас рассудит и ночь разрешит,
Когда, когда не: – В Начале
Плыл Плач Комариный, Ползли Мураши,
Волчцы по Чулкам Торчали?
Закрой их, любимая! Запорошит!
Вся степь как до грехопаденья:
Вся – миром объята, вся – как парашют,
Вся – дыбящееся виденье!
Такая картина открылась взору поэта, когда он попал в наши края.
- Чем передается степная тишина?
(Сочетанием звуков: иш – ши («…в тишь хороши») передается та особенная степная тишина, которую нарушает только то, что шуршат мураши (снова ш – рши - звуки шорохов).)
- Сочетание каких звуков вносит в звучание строфы певучую замедленность и нежность?
(Сочетание звуков пл («плавает плач»).)
-Чего добивается поэт этой удивительной звукописью?
(Создает определенный психологический настрой.)
- Для чего поэт сравнивает степь с морской гладью?
(Усиливает впечатление безграничности, бесконечности и гармонии.)
Мир, просторный и чистый, который открывается Борису Пастернаку здесь, в «глуши», навевает мысли о том, что:
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья…
И в этих строках, как писал Н. Вильмонт в своих воспоминаниях о Б. Пастернаке, выражена вся суть его поэзии.
Прочтем еще одно стихотворение, входящее в цикл «Романовка».
«Душная ночь»
Накрапывало, – но не гнулись
И травы в грозовом мешке.
Лишь пыль глотала дождь в пилюлях,
Железо в тихом порошке.
Селенье не ждало целенья,
Был мак, как обморок глубок,
И рожь горела в воспаленьи,
И в лихорадке бредил Бог.
В осиротелой и бессонной,
Сырой, всемирной широте
С постов спасались бегством стоны,
Но вихрь, зарывшись, коротел.
За ними в бегстве слепли следом
Косые капли. У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!
Я чувствовал, он будет вечен,
Ужасный, говорящий сад.
Еще я с улицы за речью
Кустов и ставней – не замечен;
Заметят – некуда назад:
Навек, навек заговорят.
Это стихотворение, как и другие стихи цикла, навеяно воспоминаниями о поездке в наши места. И это селенье, о котором говорится здесь, эти плетни, эти ветки и этот сад – все тут, рядом с нами, в Романовке.
Б. Пастернак – из тех поэтов, которых принято называть «городскими» (А. Блок, В. Брюсов и другие). И поэтому, наверное, с особой остротой чувствует он, горожанин, эту первозданность природы, встреча с которой – это всегда новое чувство, новые мысли, новые стихи.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Прочитайте стихотворение «Еще более душный рассвет», найдите в нём известные вам выразительные средства языка.
Все утро голубь ворковал
У вас в окне.
На желобах,
Как рукава сырых рубах,
Мертвели ветки.
Накрапывало. Налегке
Шли пыльным рынком тучи,
Тоску на рыночном лотке,
Боюсь, мою
Баюча.
Я умолял их перестать.
Казалось, – перестанут.
Рассвет был сер, как спор в кустах,
Как говор арестантов.
Я умолял приблизить час,
Когда за окнами у вас
Нагорным ледником
Бушует умывальный таз
И песни колотой куски,
Жар наспанной щеки и лоб
В стекло горячее, как лед,
На подзеркальник льет.
Но высь за говором под стяг
Идущих туч
Не слышала мольбы
В запорошенной тишине,
Намокшей, как шинель,
Как пыльный отзвук молотьбы,
Как громкий спор в кустах.
Я их просил —
Не мучьте!
Не спится.
Но – моросило, и топчась
Шли пыльным рынком тучи,
Как рекруты, за хутор, поутру.
Брели не час, не век,
Как пленные австрийцы,
Как тихий хрип,
Как хрип:
«Испить,
Сестрица».
4. Итог урока. Заключительное слово учителя.
- Чем характеризуется художественный мир поэта?
/Ответы учащихся/
- /На фоне музыки звучат слова учителя./ Поэзия Б. Пастернака при беглом, поверхностном чтении может показаться несколько усложненной из-за обилия не всегда понятных сразу метафор (они порой парадоксально-неожиданны), из-за философичности его стихов, всей его лирики. Но стоит прочесть чуть более внимательно, вникнуть в систему его образов и смысл символов, попытаться понять, что стоит за определенной синтаксической усложненностью, а потому – непривычностью, как открывается целый мир Пастернака. Огромный, неповторимый, полный тайн, загадок и неожиданностей мир Поэта и Поэзии.
5. Домашнее задание.
Выучить наизусть одно из стихотворений Б. Пастернака.
Как были те выходы в тишь хороши!
Безбрежная степь, как марина.
Вздыхает ковыль, шуршат мураши,
И плавает плач комариный.
Стога с облаками построились в цепь
И гаснут, вулкан на вулкане.
Примолкла и взмокла безбрежная степь,
Колеблет, относит, толкает.
Туман отовсюду нас морем обстиг,
В волчцах волочась за чулками,
И чудно нам степью, как морем, брести
Колеблет, относит, толкает.
Не стог ли в тумане? Кто поймет?
Не наш ли омет? Доходим. – Он.
– Нашли! Он самый и есть. – Омет,
Туман и степь с четырех сторон.
И Млечный Путь стороной ведет
На Керчь, как шлях, скотом пропылен.
Зайти за хаты, и дух займет:
Открыт, открыт с четырех сторон.
Туман снотворен, ковыль, как мед,
Ковыль всем Млечным Путем рассорён.
Туман разойдется, и ночь обоймет
Омет и степь с четырех сторон.
Тенистая полночь стоит у пути,
На шлях навалилась звездами,
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья.
Когда еще звезды так низко росли,
И полночь в бурьян окунало,
Пылал и пугался намокший муслин,
Льнул, жался и жаждал финала?
Пусть степь нас рассудит и ночь разрешит,
Когда, когда не: – В Начале
Плыл Плач Комариный, Ползли Мураши,
Волчцы по Чулкам Торчали?
Закрой их, любимая! Запорошит!
Вся степь как до грехопаденья:
Вся – миром объята, вся – как парашют,
Вся – дыбящееся виденье!
Душная ночь
Накрапывало, – но не гнулись
И травы в грозовом мешке.
Лишь пыль глотала дождь в пилюлях,
Железо в тихом порошке.
Селенье не ждало целенья,
Был мак, как обморок глубок,
И рожь горела в воспаленьи,
И в лихорадке бредил Бог.
В осиротелой и бессонной,
Сырой, всемирной широте
С постов спасались бегством стоны,
Но вихрь, зарывшись, коротел.
За ними в бегстве слепли следом
Косые капли. У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!
Я чувствовал, он будет вечен,
Ужасный, говорящий сад.
Еще я с улицы за речью
Кустов и ставней – не замечен;
Заметят – некуда назад:
Навек, навек заговорят.
1917
Еще более душный рассвет
Все утро голубь ворковал
У вас в окне.
На желобах,
Как рукава сырых рубах,
Мертвели ветки.
Накрапывало. Налегке
Шли пыльным рынком тучи,
Тоску на рыночном лотке,
Боюсь, мою
Баюча.
Я умолял их перестать.
Казалось, – перестанут.
Рассвет был сер, как спор в кустах,
Как говор арестантов.
Я умолял приблизить час,
Когда за окнами у вас
Нагорным ледником
Бушует умывальный таз
И песни колотой куски,
Жар наспанной щеки и лоб
В стекло горячее, как лед,
На подзеркальник льет.
Но высь за говором под стяг
Идущих туч
Не слышала мольбы
В запорошенной тишине,
Намокшей, как шинель,
Как пыльный отзвук молотьбы,
Как громкий спор в кустах.
Я их просил —
Не мучьте!
Не спится.
Но – моросило, и топчась
Шли пыльным рынком тучи,
Как рекруты, за хутор, поутру.
Брели не час, не век,
Как пленные австрийцы,
Как тихий хрип,
Как хрип:
«Испить,
Балашов
По будням медник подле вас
Клепал, лудил, паял,
А впрочем – масла подливал
В огонь, как пай к паям.
И без того душило грудь,
И песнь небес: «Твоя, твоя!»
И без того лилась в жару
В вагон, на саквояж.
Сквозь дождик сеялся хорал
На гроб и в шляпы молокан,
А впрочем – ельник подбирал
К прощальным облакам.
И без того взошел, зашел
В больной душе, щемя, мечась,
Большой, как солнце, Балашов
В осенний ранний час.
Лазурью июльскою облит,
Базар синел и дребезжал.
Юродствующий инвалид
Пиле, гундося, подражал.
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
В природе лип, в природе плит,
В природе лета было жечь.
1917
ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Не жертвуйте лицом ради положения (по творчеству Б.Пастернака)
Историческое познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической...
План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".
План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво"....
Жизнь и творчество Бориса Пастернака
Данная презентация может быть использована на уроке литературы при изучении биографии и лирических произведений Бориса Пастернака...
Мастер -класс по творчеству Б. Пастернака Слушать душой
Поиск гармонии между собой и окружающим миром через свое своеобразное понимание христианской религии...
Творчество Бориса Пастернака
Разработка урока по творчеству Бориса Пастернака....
"Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 кл. "Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака...
Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...