Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека
план-конспект урока по биологии по теме

Капин Артем Витальевич

 

Лобная доля.

1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна которых формируют пирамидный путь. Передняя центральная извилина имеет определенную соматотопическую проекцию и связана с противоположной половиной тела. В верхних отделах извилины проецируются мышцы нижних конечностей, в нижних — лица. Туловище, гортань, глотка представленны в обоих полушариях .

2)Центр поворота глаз и головы в противоположную сторону расположен в средней лобной извилине в премоторной области. Работа его тесно связана с системой заднего продольного пучка, вестибулярными ядрами, образованиями стриопаллидарной системы, участвующей в регуляции торсии, а также с корковым отделом зрительного анализатора .

3)В задних отделах верхней лобной извилины представлен центр, дающий начало лобно-мостомозжечковому пути . Эта область коры больших полушарии участвует в обеспечении координации движений, связанных с прямохождением, сохранением равновесия стоя, сидя и регулирует работу противоположного полушария мозжечка.

4)Моторный центр речи (центр речевого праксиса) находится в задней части нижней лобной извилины—извилине Брока. Центр обеспечивает анализ кинестетической импульсации от мышц речедвигательного аппарата, хранение и реализацию «образов» речевых автоматизмов, формирование устной речи, тесно связан с расположением кзади от него нижним отделом передней центральной извилины (проекционной зоной губ, языка и гортани) и с находящимся кпереди от него музыкальным моторным центром.

5)Музыкальный моторный центр обеспечивает определенную тональность, модуляцию речи, способность составлять музыкальные фразы и петь.

6)Центр письменной речи - в заднем отделе средней лобной извилины в непосредственной близости от проекционной корковой зоны руки. Центр обеспечивает автоматизм письма и функционально связан с центром Брока.Теменная доля.

1)Центр кожного анализатора располагается в задней центральной извилине и коре верхней теменной области. В задней центральной извилине проецируется тактильная, болевая, температурная чувствительность противоположной половины тела. В верхних отделах проецируется чувствительноси, воги, в нижних отделах— чувствительность лица. Представлены элементы глубокой чувствительности. Кзади от средних отделов задней центральной извилины располагается центр стереогнозиса, обеспечивающего способность узнавания предметов на ощупь.

2)Кзади от верхних отделов задней центральной извилины располагается центр, обеспечивающий способность узнавания собственного тела, его частей, их пропорции и взаимоположения .

3)Центр праксиса локализуется в нижней теменной дольке слева, надкраевой извилине. Центр обеспечивает хранение и реализацию образов двигательных автоматизмов (функции праксиса).

4)В нижних отделах передней и задней центральных извилин располагается центр анализатора интероцептивных импульсов внутренних органов и сосудов. Центр имеет тесные связи с подкорковыми вегетативными образованиями.


Височная доля.

1)Центр слухового анализатора располагается в средней части верхней височной извилины, на поверхности, обращенной к островку (извилина Гешля). Указанные образования обеспечивают проекцию улитки, а также хранение и распознавание слуховых образов.

2)Центр вестибулярного анализатора располагается в нижних отделах наружной поверхности височной доли, является проекционным, находится в тесной связи с нижнебазальными отделами височных долей, дающими начало затылочно-височному корково-мостомозжечковому пути.

3)Центр обонятельного анализатора находится в филогенетически наиболее древней части коры мозга— в крючке и аммоновом роге и обеспечивает проекционную функцию, а также хранение и распознавание обонятельных образов.

4)Центр вкусового анализатора располагается в ближайшем соседстве с центром обонятельного анализатора, т. е. в крючке и аммоновом роге. но, кроме того, в нижнем отделе задней центральной извилины, а также в островке. Как и обонятельный анализатор, центр обеспечивает проекционную функцию, хранение и распознавание вкусовых обозов.

5)Акустико-гностический сенсорный центр речи (центр Вернике) локализуется в задних отделах верхней височной извилины слева, в глубине латеральной борозды. Центр обеспечивает распознавшие и хранение звуковых образов устной речи как собственной, так и чужой. В непосредственной близости от центра Вернике располагается центр, обеспечивающий распознавание музыкальных звуков, мелодий.

Затылочная доля.

1)Центр зрительного анализатора располагается в затылочной доле, является проекционной зрительной зоной, обеспечивает хранение и распознавание зрительных образов, зрительную ориентацию в непривычной обстановке.

На границе височной, затылочной и теменной долей распола-гается центр анализатора письменной речи, который тесно связан с центром Вернике височной доли, с центром зрительного анализатора затылочной доли, а также с центрами теменной доли. Центр чтения обеспечивает распознавание и хранение образов письменной речи.

Высшие корковые функции: гнозис, праксис, мнестические функции, речь.

Гнозис означает узнавание. Интерпретация сенсорных импульсов, сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти. Гнозис—это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией. Расстройство гнозиса — агнозия, утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности.

Тотальная агнозия, при которой наблюдается полная дезориентировка, встречается нечасто.

Зрительные агнозии возникают при поражении затылочных отделов коры. Больной видит предмет, но не узнает его.

Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов, просят определить, описать их внешний вид, сравнить, какие предметы больше, какие меньше.

Слуховые агнозии. Возникают при поражении височной доли в области извилины Гешля. Больной не может узнавать знакомые ранее звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Возможны нарушения узнавания музыкальных мелодий—амузия. В ряде случаев нарушается определение направления звука.

Сенситивные агнозии - нарушено узнавание тактильных, болевых, температурных, проприоцептивных образов или их сочетаний. Они возникают при поражении теменной области. Сюда относится астереогноз, расстройства схемы тела, анозогнозия, фантомные ощущения .

Вкусовые и обонятельные агнозии встречаются при поражении височной доли.

Праксис - целенаправленное действие, способность выполнять произвольные движения. Апраксия - утрата сложных целенаправленных движений - возникает при поражении теменно-височно-затылочной области доминантного полушария, мозолистого тела. Различают:

Моторная апраксия. Больной не может выполнять действий по заданию и по подражанию.

Идеаторная апраксия. Больной не может выполнять действия по заданию с реальными и воображаемыми предметами (например показать, как причесываются, размешивают сахар в стакане и т. д.), в то же время действия по подражанию сохранены. В некоторых случаях больной может автоматически, не задумываясь, выполнять определенные действия.

Конструктивная апраксия. Больной может выполнять различные действия по подражанию и по устному приказу, но оказывается не в состоянии создать качественно новый двигательный акт, сложить целое из частей, например составить из спичек определенную фигуру, сложить пирамиду и т. д.

Некоторые варианты апраксии связаны с нарушением гнозиса. Вольной не узнает предмета или у него нарушена схема тела.

Для исследования праксиса больному предлагают выполнить ряд заданий, подражать действиям врача, действия с воображаемыми предметами, сложить из спичек геометрические фигуры.

Речь. В осуществлении функции речи участвуют зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический анализаторы.

Корковое нарушение моторной речи является речевой апраксией, сенсорной речи—речевой агнозией. В некоторых случаях нарушается вспоминание нужных слов, т. е. страдают механизмы памяти. Речевые агнозии и апраксии называются афазиями.

Речевые расстройства в детском возрасте в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы:

I. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:

1) афазии—распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон (ранее говорил);

2) алалии—системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;

3) дизартрии—нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. Анартрия.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

 

1) заикание;

2) мутизм (немота) и сурдомутизм.

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии - фонетически неправильное произнесение, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного генеза. (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности и т. д.).

Различают моторную, сенсорную и амнестическую афазии.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"

Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"...

Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс

Представлен урок по технологии модульного обучения....

Работа правого и левого полушарий головного мозга

В нашем головном мозге два полушария -правое и левое. Схема наглядно показывает за что отвечают разные полушария....

Гармоничное взаимодействие полушарий головного мозга

Рисование - это навык, которым можно овладеть и которому можно научиться. Рисование , во-первых, дает доступ к правому полушарию головного мозга, ответственному за развитие творческого, интуитивного м...

Развитие полушарий головного мозга. Игра на координацию движения и речь.

Приём можно использовать как на уроке для запоминания стихотворений, правил, песен, так и в качестве зарядки или физминутки на уроке или на внеурочной деятельности. Я использую этот приём в школе орат...