программы по биологии-для обучающихся на дому
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Амирджанян Светлана Суреновна

программа по биологии - 8класс(0,5ч в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch._progr_po_biolog_-8_kl.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ» 8 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И, Сонина

/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение . 5 класс. Биология. 6-11 классы./

Согласно действующему базисному  учебному плану , рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 0,5 ч в неделю ( за счет уплотнения материала)

 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии  и гигиены, приводится  знакомство с разноуровневой организацией человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последующих занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ.

Учащиеся должны знать:

Место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;

Основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;

Науки, изучаемые организм человека;

Особенности строения органов и систем , функционирования, расположения органов;

Нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;

Внутреннюю среду организма, иммунитет;

Обмен веществ и энергии;

Развитие организма человека;

Вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;

Факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера;

Учащиеся  должны уметь:

Распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

Оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Учащиеся должны соблюдать правила:

Здорового образа жизни

      В реализации программы  используется учебно-методический комплект:

      Для учителя:

Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин.  Методическое пособие к учебнику  Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.  Человек». – М.: Дрофа, 2007.

Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2007.

Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология.  Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.

И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.

В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987.

Сайт «Цифровые образовательные ресурсы»

       Для учащихся:

1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология.  Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа,  2007.

2.  Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа

3. Сайт «Цифровые образовательные ресурсы»

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                              Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Человек как биологический вид.

Происхождение человека.

1

Общий обзор организма человека.

2

Координация и регуляция.

2

Анализаторы.

2

Опора и движение.

2

Внутренняя  среда организма

1

Транспорт веществ.

1

Дыхание.

1

Пищеварение.

2

Выделение.

1

Размножение и развитие.

1

Высшая нервная деятельность

1

                                                Итого:

17

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Дом. задание


ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (1 ч)

1

Науки , изучающие человека. Место человека в системе органического мира. Особенности человека. Происхождение человека. Этапы его становления




Анатомия, физиология, гигиена, психология, рудименты, атавизмы. Сходство с животными.

Определять принадлежность человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и делать выводы на основе строения

Стр.3-10

Р.т. №1,2,3,4


ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (2 ч)

2

Клеточное строение организма. Ткани и органы

Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ

Называть органоиды клетки. Распознавать их на таблице. Сравнивать клетки растений и животных, человека Давать определение понятию ткань. Распознавать и описывать ткани человека

3

Органы. Система органов. Организм.

Скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная система, аппарат органов.

Давать определение понятиям: ткань орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать их на таблице.

Координация и регуляция (8ч)

4

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.                                         Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы                                                                           Спинной мозг

Гормоны , гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники,  половые железы.

Называть особенности строения и работы желез внутренней секреции, и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Называть особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга.

5

Строение и функции головного мозга.                   Полушария большого мозга.

Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг  мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина

Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

                                       

                                          АНАЛИЗАТОРЫ (2ч)

6

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.                                                                 Анализаторы слуха и равновесия.

Анализаторы, их роль в жизни человека.  Зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблице основные части органа зрения  и зрительного анализатора. Называть особенности строения органа слуха и равновесия.

Стр.72-75,

Р.т.№40,41

7

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки.


Стр.86-89,

вопросы 1-5, повторение темы

                                                                                               

                                                                                                             ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (2 ч)

8

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и функции.                          Строение и свойства костей, типы их соединений

Скелет головы, мозговой отдел, лицевой отдел, скелет туловища, позвоночник,  грудина, лопатка, таз, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, позвонки, позвоночный канал, грудная клетка, пояс верхней и нижней конечностей  

Называть особенности скелета человека, функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблице основные части скелета

Стр.92-94,

Р.т.№60,61

9

Мышцы, их строение и функции. Работа мышц.

Миофибриллы, мышечное волокно,  сухожилия, мышцы головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища,  мышцы конечностей,


 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (1ч)

10

Внутренняя среда организма, и ее значение.       Кровь , ее состав и строение.         Работа сердца.

Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови. Эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб, свёртывание крови

Называть признаки биол объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы.

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (1ч)

11

Органы кровообращения. Работа сердца.

Характеризовать сущность работы сердца


ДЫХАНИЕ(1 ч)

12

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Значение и строение органов дыхания Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронхи , лёгкие. Строение легких (плевра, альвеола, щитовидный хрящ. Обмен газов в легких и тканях.

Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания.

                 

                                               ПИЩЕВАРЕНИЕ (2ч)

13

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении рот полости: слюна, мальтаза, амилаза.

Знать строение органов рот полости. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении.

14

Пищеварение в желудке.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Строение желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Пепсин. Желуд сок.

Знать строение органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении желудка.


ВЫДЕЛЕНИЕ(1ч)

15

Выделение. Строение и функции почек.       Строение и функции кожи

Значение выделения . мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон.

Называть особенности строения органов выделения человека., строение почки. Распознавать и описывать на таблицах органы выделения.

Называть особенности строения  кожи, ее функции. Распознавать на таблицах структурные компоненты кожи.


РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (1ч)

16

Половая система человека.                                      Заболевания половой системы человека, их предупреждение и гигиена.

Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность. Инфекции, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, их профилактика.

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать на таблицах органы половой системы. Объяснять причины наследственности.



ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1ч)

17

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности , его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.                                               Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Условные и безусловные рефлексы. Врожденные и приобретенные формы поведения Инстинкт, динамический стереотип, . Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А Ухтомского, П.К. Анохина. Сон, сновидения, летаргия, гипноз. Значение сна.

Давать определения понятиям: безусл и услов рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать значение сна для человека. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии, 6 класс (на дому) VIII вид

В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих...

Рабочая программа по биологии для обучения на дому ученика 8 класса

Рабочая прогамма: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

Программа по технологии для обучающегося на дому (10 минутная нагрузка)

Программа для обучающегося на дому.  Переделана на 10 минутный урок 1 раз внеделю (такова нагрузка)...

Рабочая программа по "Биологии", для обучающихся на дому. 8 класс.

Данная рабочая программа предназначена для детей, которые обучаются на дому....

Рабочая программа по "Географии" для обучающихся на дому. 8 класс

Данная рабочая программа предназначена для детей обучающихся на дому....

Рабочая программа по "Истории", для обучающихся на дому. 8 класс.

Данная рабочая программа предназначена для обучающегося на дому....