программы по биологии-для обучающихся на дому
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
программа по биологии - 8класс(0,5ч в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch._progr_po_biolog_-8_kl.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «БИОЛОГИЯ» 8 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И, Сонина
/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение . 5 класс. Биология. 6-11 классы./
Согласно действующему базисному учебному плану , рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 0,5 ч в неделю ( за счет уплотнения материала)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последующих занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ.
Учащиеся должны знать:
Место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;
Основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
Науки, изучаемые организм человека;
Особенности строения органов и систем , функционирования, расположения органов;
Нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
Внутреннюю среду организма, иммунитет;
Обмен веществ и энергии;
Развитие организма человека;
Вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;
Факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера;
Учащиеся должны уметь:
Распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
Оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны соблюдать правила:
Здорового образа жизни
В реализации программы используется учебно-методический комплект:
Для учителя:
Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2007.
Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2007.
Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.
И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987.
Сайт «Цифровые образовательные ресурсы»
Для учащихся:
1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2007.
2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа
3. Сайт «Цифровые образовательные ресурсы»
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
• признаки сходства и отличия человека и животных;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Человек как биологический вид. Происхождение человека. | 1 |
Общий обзор организма человека. | 2 |
Координация и регуляция. | 2 |
Анализаторы. | 2 |
Опора и движение. | 2 |
Внутренняя среда организма | 1 |
Транспорт веществ. | 1 |
Дыхание. | 1 |
Пищеварение. | 2 |
Выделение. | 1 |
Размножение и развитие. | 1 |
Высшая нервная деятельность | 1 |
Итого: | 17 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Дом. задание |
ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (1 ч) |
1 | Науки , изучающие человека. Место человека в системе органического мира. Особенности человека. Происхождение человека. Этапы его становления | Анатомия, физиология, гигиена, психология, рудименты, атавизмы. Сходство с животными. | Определять принадлежность человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и делать выводы на основе строения | Стр.3-10 Р.т. №1,2,3,4 |
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (2 ч) |
2 | Клеточное строение организма. Ткани и органы | Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ | Называть органоиды клетки. Распознавать их на таблице. Сравнивать клетки растений и животных, человека Давать определение понятию ткань. Распознавать и описывать ткани человека |
3 | Органы. Система органов. Организм. | Скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная система, аппарат органов. | Давать определение понятиям: ткань орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать их на таблице. |
Координация и регуляция (8ч) |
4 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы Спинной мозг | Гормоны , гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы. | Называть особенности строения и работы желез внутренней секреции, и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. Называть особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга. |
5 | Строение и функции головного мозга. Полушария большого мозга. | Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина | Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. |
АНАЛИЗАТОРЫ (2ч) |
6 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. | Анализаторы, их роль в жизни человека. Зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблице основные части органа зрения и зрительного анализатора. Называть особенности строения органа слуха и равновесия. | Стр.72-75, Р.т.№40,41 |
7 | Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки. | Стр.86-89, вопросы 1-5, повторение темы |
ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (2 ч) |
8 | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и функции. Строение и свойства костей, типы их соединений | Скелет головы, мозговой отдел, лицевой отдел, скелет туловища, позвоночник, грудина, лопатка, таз, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, позвонки, позвоночный канал, грудная клетка, пояс верхней и нижней конечностей | Называть особенности скелета человека, функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблице основные части скелета | Стр.92-94, Р.т.№60,61 |
9 | Мышцы, их строение и функции. Работа мышц. | Миофибриллы, мышечное волокно, сухожилия, мышцы головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей, |
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (1ч) |
10 | Внутренняя среда организма, и ее значение. Кровь , ее состав и строение. Работа сердца. | Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови. Эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб, свёртывание крови | Называть признаки биол объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы. |
ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (1ч) |
11 | Органы кровообращения. Работа сердца. | Характеризовать сущность работы сердца |
ДЫХАНИЕ(1 ч) |
12 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Значение и строение органов дыхания Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронхи , лёгкие. Строение легких (плевра, альвеола, щитовидный хрящ. Обмен газов в легких и тканях. | Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания. |
ПИЩЕВАРЕНИЕ (2ч) |
13 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | Пищеварение в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении рот полости: слюна, мальтаза, амилаза. | Знать строение органов рот полости. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении. |
14 | Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Строение желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Пепсин. Желуд сок. | Знать строение органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении желудка. |
ВЫДЕЛЕНИЕ(1ч) |
15 | Выделение. Строение и функции почек. Строение и функции кожи | Значение выделения . мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон. | Называть особенности строения органов выделения человека., строение почки. Распознавать и описывать на таблицах органы выделения. Называть особенности строения кожи, ее функции. Распознавать на таблицах структурные компоненты кожи. |
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (1ч) |
16 | Половая система человека. Заболевания половой системы человека, их предупреждение и гигиена. | Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность. Инфекции, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, их профилактика. | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать на таблицах органы половой системы. Объяснять причины наследственности. |
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (1ч) |
17 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности , его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | Условные и безусловные рефлексы. Врожденные и приобретенные формы поведения Инстинкт, динамический стереотип, . Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А Ухтомского, П.К. Анохина. Сон, сновидения, летаргия, гипноз. Значение сна. | Давать определения понятиям: безусл и услов рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. Характеризовать значение сна для человека. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии, 6 класс (на дому) VIII вид
В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих...
«Конструирование и реализация индивидуальных образовательных программ учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому".
Презентация. Обобщение опыта работы....
Рабочая программа по биологии для обучения на дому ученика 8 класса
Рабочая прогамма: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Программа по технологии для обучающегося на дому (10 минутная нагрузка)
Программа для обучающегося на дому. Переделана на 10 минутный урок 1 раз внеделю (такова нагрузка)...
Рабочая программа по "Биологии", для обучающихся на дому. 8 класс.
Данная рабочая программа предназначена для детей, которые обучаются на дому....
Рабочая программа по "Географии" для обучающихся на дому. 8 класс
Данная рабочая программа предназначена для детей обучающихся на дому....
Рабочая программа по "Истории", для обучающихся на дому. 8 класс.
Данная рабочая программа предназначена для обучающегося на дому....