Рабочая программа по биологии, 6 класс (на дому) VIII вид
рабочая программа (6 класс) по теме
В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у школьников чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Дети должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено, исходя из местных (региональных) условий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_vid_na_domu.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы специального (коррекционного) образования VIII вида (Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида для 5 - 9 классов. . / Под ред. Бгажноковой И.М.– 4-е, испр. и доп. –– М.: «Просвещение», 2010.), учебного плана школы на 2012 – 2013 учебный год; программы развития школы «Школа самовыражения личности».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный зачет (по карточкам, самостоятельные, текстовые, контрольные работы).
В региональном учебном плане на изучение биологии в 6 классе VIII вида на домашнем обучении отводится 1 час в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у школьников чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Дети должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем указано в программе ориентировочно, оно может быть изменено, исходя из местных (региональных) условий.
Содержание курса.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Природа. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу. Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.
- Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
- Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
- Растворение соли, сахара в воде.
- Очистка мутной воды.
- Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
- Определение текучести воды.
- Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды
и других целей.
- Воздух. Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздух. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
- Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь почва).
- Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.
- Упругость воздуха.
4. Воздух — плохой проводник тепла.
5. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
6. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
- Полезные ископаемые Полезные ископаемые и их значение.Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина.Горючие полезные ископаемыеТорф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использованиеКаменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
- Определение некоторых свойств горючих полезных исконас мых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
- Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Наблюдение за сгоранием каменного угля и других горючих полезных ископаемых (в топках, печах, плитах).
Экскурсии в краеведческий музей и (по возможности) к местам добычи и переработки полезных ископаемых (в зависимости от местных условий).
- Почва. Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
- Выделение воздуха и воды из почвы.
- Обнаружение в почве песка и глины.
- Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
- Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов;
- отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;
- определять температуру воздуха, воды.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1 | Общее знакомство с природой. | 1 |
2 | Вода. | 8 |
3 | Воздух. | 5 |
4 | Полезные ископаемые. | 11 |
5 | Почва. | 5 |
6 | Проверочная работа. | 5 |
Итого: | 34 |
Используемый учебно-методический комплекс:
- Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2011.
- Биология. Неживая природа. 6 класс: рабочая тетрадь для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – М.: «Просвещение», 2008.
Список литературы:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. Бгажноковой И.М.– 4-е, испр. и доп. –– М.: «Просвещение», 2010.
- Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2011.
- Биология. Неживая природа. 6 класс: рабочая тетрадь для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – М.: «Просвещение», 2008.
№ | Тема урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Измерители, контроль | Дата | |
План | Факт | |||||
Общее знакомство с природой. | ||||||
1. | Неживая и живая природа. Твердые тела, жидкости и газы. Для чего изучают природу. | Природа Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу. | отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов | Уч. с. 5-11, Р.т. с. 3-4 Письменные задания | 03.09. | |
Вода. | ||||||
2. | Вода в природе. Вода – жидкость. | Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды. | - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло; - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - определять температуру воды. | Уч. с. 14-21, Р.т. с. 5-7 Письменные задания | 10.09. | |
3. | Температура воды и ее измерение. Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. | Уч. с. 21-27, Р.т. с. 8-10 Письменные задания | 17.09. | |||
4. | Изменение состояния воды при замерзании. Лед – твердое тело | Уч. с. 27-31, Р.т. с. 11 Письменные задания | 24.09. | |||
5. | Превращение воды в пар. Кипение воды. | Уч. с. 31-36, Р.т. с. 11 Письменные задания | 01.10. | |||
6. | Три состояния воды в природе. Вода – растворитель. | Уч. с. 37-44, Р.т. с. 12 Письменные задания | 08.10 | |||
7. | Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества. | Уч. с. 44-50, Р.т. с. 13-15 Письменные задания | 15.10 | |||
8. | Чистая и мутная вода. Питьевая вода. | Уч. с. 50-57, Р.т. с. 16 Письменные задания | 22.10. | |||
9. | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. | Уч. с. 57-64, Р.т. с. 16-17 Письменные задания | 05.11. | |||
10. | Повторение темы «Вода». Проверочная работа. | Письменные задания | 12.11. | |||
Воздух. | ||||||
11. | Воздух в природе. Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. | Воздух Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздух.Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха. | - отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов; - некоторые свойства газообразных тел на примере воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло. - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием; - определять температуру воздуха. | Уч. с. 65-74, Р.т. с. 18-19 Письменные задания | 19.11. | |
12. | Воздух – плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | Уч. с. 75-80, Р.т. с. 20-23 Письменные задания | 26.11. | |||
13. | Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха в природе. | Уч. с. 80-87, Р.т. с. 24-25 Письменные задания | 03.12. | |||
14. | Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. Углекислый газ. Применение углекислого газа. | Уч. с. 88-101, Р.т. с. 26-32 Письменные задания | 10.12. | |||
15. | Чистый и загрязненный воздух. Значение воздуха. Охрана воздуха. | Уч. с. 101-110 Письменные задания | 17.12. | |||
16. | Повторение темы «Воздух». Проверочная работа. | Письменные задания (тест) | 24.12. | |||
Полезные ископаемые. | ||||||
17. | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняки, песок, глина. | Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.). | - отличительные признаки твердых тел, жидкостей, газов; - отличительные признаки основных полезных ископаемых; - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере полезных ископаемых, способность хорошо или плохо проводить тепло; - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Уч. с. 111-128, Р.т. с. 33-36 Письменные задания | 14.01. | |
18. | Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа. Добыча и использование. | Уч. с. 128-133, Р.т. с. 37-38 Письменные задания | 21.01. | |||
19. | Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля. Добыча и использование. | Уч. с. 133-137, Р.т. с. 38-40 Письменные задания | 28.01. | |||
20. | Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча. Природный газ. Свойства газа. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | Уч. с. 137-143, Р.т. с. 40-42 Письменные задания | 04.02. | |||
21. | Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. | Уч. с. 143-145, Р.т. с. 42 Письменные задания | 11.02. | |||
22. | Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | Уч. с. 145-150, Письменные задания | 18.02. | |||
23. | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов; железная руда, ее внешний вид. | Уч. с. 150-154, Р.т. с. 43 Письменные задания | 25.02. | |||
24. | Черные металлы. Свойства черных металлов. Чугун. Сталь. Распознавание стали и чугуна. | Уч. с. 155-160, Р.т. с. 44 Письменные задания | 04.03. | |||
25. | Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства. Распознавание алюминия. | Уч. с. 160-164, Р.т. с. 45 Письменные задания | 11.03. | |||
26. | Медь. Свойства меди. Распознавание меди и применение. Олово. Свойства олова. Применение. | Уч. с. 164-169, Письменные задания | 18.03. | |||
27. | Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр. | Работа с картой | 25.03. | |||
28. | Повторение темы: «Полезные ископаемые». Проверочная работа. | Письменные задания (тест) | 01.04. | |||
Почва | ||||||
29. | Почва – верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы. | Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва.Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. | - отличительные признаки песчаной и глинистой почвы; - обращаться с самым простым лабораторным оборудованием. | Уч. с. 170-177, Р.т. с. 47 Письменные задания | 08.04. | |
30. | Перегной – органическая часть почвы. Песок и глина - минеральная часть почвы. Минеральные соли в почве. | Уч. с. 177-182, Р.т. с. Письменные задания | 15.04. | |||
31. | Разнообразие почв. Различие почв по их составу. Водные свойства песчаных и глинистых почв. | Песчаные и глинистые почвы.Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.Основное свойство почвы — плодородие.М естные типы почв: название, краткая характеристика.Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. | Уч. с. 183-184, Письменные задания | 22.04 | ||
32. | Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. | Уч. с. 14-21, Р.т. с. 48 Письменные задания (Пр. р.) | 29.04. | |||
33. | Как проходит вода в разные почвы. Испарение воды из почвы. Основное свойство почвы – плодородие. Почвы и растения. | Уч. с. 184-189, Р.т. с. 49 Письменные задания | 06.05. | |||
34. | Эрозия почв. Охрана почв. Повторение темы «Почва». Проверочная работа. | Уч. с. 193-197, Р.т. с. 50 Письменные задания (тест) | 13.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии, 6 класс (на дому) VIII вид
Изучение географии нашей страны и материков в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта расширяет их представления об окружающем мире.Географический материал в силу своего содержания...
Рабочая программа по математике, 6 класс (на дому) VIII вид
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Исходя из целей специа...
Рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида
Данный материал представляет собой рабочие программы для 3 класса коррекционной школы VIII вида по письму, чтению, математике, развитию речи, игротерапии....
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.
Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...
рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида
рабочая программа по биологии в 7 классе по адаптированной программе VIII вида...