Рабочая программа по биологии для обучения на дому ученика 8 класса
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая прогамма: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.docx | 108.89 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г.Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №21»
346504, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636)22-56-25, e-mail:zsсhool – 21@yandex.ru
_____________________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №21
Приказ от 31.08.2015 №____
____________ Н.И.Соболева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для индивидуального обучения на дому
по биологии.
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее, 8 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в год 35
в неделю 1
Учитель Мититаниди Ирина Николаевна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерной программы по биологии основного общего образования для 8 класса, на основе авторской программы «Человек и здоровье» В.В. Пасечника (М., Дрофа, 2010).
(примерная программа/программы, издательство, год издания)
Учебник
Колесов В.Д., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2010,2012
(автор, место издания, издательство, год издания)
г.Шахты
2015/2016
учебный год
Рабочая программа по биологии
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для индивидуального обучения на дому обучающегося 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 и Примерной программы по биологии основного общего образования для 8 класса, на основе авторской программы «Человек и его здоровье» В.В. Пасечникаив соответствии с Годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год.
Нормативные документы для составления программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012г. №273.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).
- Приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39).
- Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (статья 7).
- Постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».
- Постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
- Основная образовательная программа основного общего образования (6-9 классы) МБОУ СОШ №21 г.Шахты на 2015-2016 учебный год, утвержденная приказом от 31.08.2015г. №405 «Об исполнении решения педсовета».
- Устав МБОУ СОШ №21 г.Шахты.
- Порядок регламентации и оформления отношений МБОУ СОШ №21 г.Шахты и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому.
- Положение МБОУ СОШ №21 «О рабочей программе учителя».
- Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.
Цели:
- Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
- Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
- Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.
Основными задачами данного раздела являются следующие:
- Познакомить обучающегося с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
- Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
- Раскрыть роль человека в природе.
- Продолжить формировать представление о единстве живой природы.
Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьника. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Обучающийся должен хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Он должен знать, что человек – часть природы и его жизньзависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Достижению результатов обучения способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий
(личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, учебно-исследовательская деятельность).
Особое внимание уделяется познавательной активности обучающегося, егомотивированности к самостоятельной учебной работе.
Формы контроля:
- Срезовые и итоговые тестовые самостоятельные работы;
- Индивидуальный опрос;
- Тестирование;
- Графический диктант;
- Словарный диктант;
Место учебного предмета в учебном плане Школы.
В соответствии с Постановлением министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014г. №1 , Примерным учебным планом для обучающихся на дому на изучение предмета «Биология» в 8 классе отводится 35 часов.
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА. ТКАНИ
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
АНАЛИЗАТОРЫ
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное иусловное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ (ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- место и роль человека в системе органического мира;
- сходства и отличия человека от животных;
- уровни организации организма человека;
- процессы жизнедеятельности организма человека;
- взаимосвязь строения и функций органов человека;
- особенности второй сигнальной системы;
- особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;
- предотвращение болезней ЗОЖ;
- основные меры профилактики здоровья человека.
ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- определять органы человека;
- распознавать системы органов на таблицах, рисунках;
- проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания);
- определять нормы рационального питания;
- анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на здоровье;
- составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам;
- находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.
Критерии оценивания
Оценка устного ответа обучающегося
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Календарно- тематическое планирование (8 класс).
№ п/п | Разделы, темы, уроки. | Дата | Оборудование и материалы | Обуч-ся должен знать | Обуч-ся должен уметь | Виды контроля знаний | Содержание |
Iчетверть (9часов) | |||||||
1.Введение. | |||||||
1 | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его. Становление наук о человеке. | Модель торса человека, таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающих животных. Портреты учёных. | Определение и методы анатомии, физиологии, психологии и гигиены. Становление наук, изучающих природу человека | Использовать методы науки для решения возникающих проблем. | Индивидуальный опрос | Участие в беседе. Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы. Анализ содержания определений наук о человеке Заполнение таблицы в рабочей тетради. | |
2.Происхождение человека. | |||||||
2 | Систематическое положение человека. | изображениерудиментарных органов и атавизмов человека, внутреннего строения млекопитающих животных и человека, палеонтологических находок древних людей. | Основные понятия | Делать анализ систематического положения вида Человек разумный | Заполнение таблицы, инд. опрос | Поиск информации на основе анализа рисунка учебника. Обсуждение вопросов1и 2 на с.17. Беседа по таблице. Анализ содержания рисунков учебника. | |
4 | Историческое прошлое людей. Расы человека. | Рисунки древних людей, остатки их скелетов, черепа человека и его предков. Бюсты людей европеоидной, монголоидной и негроидной рас. | Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Основные понятия | Сравнивать черты людей. Отличать расы людей по наследствен ным признакам. | Биологичес кий диктант Инд опрос | Обсуждение вопроса 1 на с.21 после §4 Обсуждение вопроса 5 на с.21 после §4 Заполнение таблицы | |
3. Строение организма. | |||||||
5 | Общий обзор организма человека. | таблицы с изображением внутренних органов человека и млекопитающего жив. | Основные понятия | Находить сходства в строении тела человека и млекопитаю щих животных | Инд. опрос | Анализ содержания рис. 4 учебника. Выполнение задания после §6 на с.27. Обсуждение вопроса 1 на с.27. | |
6 | Клеточное строение организма. | Таблицы с изображением растительной и животной клетки, деления клетки. | Основные понятия | Работать с микроскопом, наблюдать клетки. | Инд.опрос | Беседа по демонстрационной таблице. | |
7 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткань. | Таблица « Ткани», «Внутренние органы человека».. | Основные понятия соединительные, мышечные, нервная. | Определять ткани. | Тест | Обсуждение вопроса 1 на с.39 после §8. Выполнение заданий 1 и 4 на с.39 Обсуждение вопросов 5-7 на с.39 после §8. | |
4. Опорно-двигательная система. | |||||||
8 | Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей. | Модели скелета, черепа. | Основные понятия | Индивидуальный опрос | Участие в беседе по рисункам учебника. Поиск информации о строении костей | ||
9 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей | Модели скелета человека и млекопитающих животных. | Основные понятия | Находить на скелете отделы черепа, позвоночника, скелета. | Моделирова ние скелета человека | Участие в беседе по рисункам учебника Поиск информации о строении костей | |
II четверть (8 часов) | |||||||
10 | Строение мышц. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц и их регуляция. | таблицы с изображением мышц человека, типов тканей. | Основные понятия Свойства | Определять местоположе ние мышечных групп и выполняемые ими движения | Практическая работа | Описание по рисунку учебника Поиск информации о расположении скелетных мышц человека. | |
11 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | 8а – 21.10 8б -23.10 | Модель скелета человека; таблицы с изображением скелетных мышц, последствий правильной и неправильной посадки за столом, методов определения искривления позвоночника, нормальной и плоской стопы, методов выявления плоскостопия. Модель скелета человека; таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки. | Основные понятия | Выявлять нарушение осанки и плоскостопие. Оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах. | Практическая работа | Обсуждение вопр. 1 и 2 на с. 41 после .§15. Анализ содержания рисунка |
5.Внутренняя среда организма. | |||||||
12 | Кровь и компоненты внутренней среды организма. | Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», «Состав крови», «Ткани», «Лимфатическая система», а также оборудование к уроку 16. | Основные понятия Антиген- Антитело | Определять форменные элементы крови, распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения, бороться с болезнетвор нымимикроорганиз мами. | Обсуждение вопр. 3 на с. 89 после .§17. Обсуждение вопр. 2 на с. 89 после .§17. Обсуждение вопр. 4 на с. 89 после .§17. Выполнение задания 1 на с.89 после §18. Поиск информации об этапах свертывания крови Выполнение задания 3 на с.89 после §17. | ||
13 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья. | Таблицы, изображающие крово- и лимфообращение; клетки крови; фагоцитоз; органы иммунной системы: костный мозг, тимус, лимфоузлы; возбудители инфекционных заболеваний. | Основные понятия | Распознавать инфекцион ные заболевания | Инд опросопрос | Обсуждение вопросов 2, 3, 4, 5 после §19 на с.93. Обсуждение вопр.1 на с.99 после §19 | |
6. Кровеносная и лимфатическая системы. (6 ч.) | |||||||
14 | Транспортные системы организма. Круги кровообращения | Схемы кровообращения и лимфообращения, строения артерий, капилляров, вен, лимфатических сосудов и лимфоузлов, органов кроветворения. | Основные понятия | Отличать кровеносную и лимфатическую системы | Биологичес кий диктант | Обсуждение вопросов на с.102 перед §20 Обсуждение вопр.2 на с.105 после §20. Анализ текста учебника | |
15 | Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | таблицы, иллюстрирующие схемы кровообращения, строение сердца, сердечный цикл, регуляция сердечной деятельности. | Основные понятия | Рассказывать по плану Подсчитывать пульс, измерять давление | Сам.работа | Обсуждение вопр.1 и 2 на с.114 после §22 Обсуждение содержания таблицы Обсуждение вопр.5 на с.114 после §22.. Поиск информации для характеристики сердечного цикла | |
16 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях. | Таблицы с изображением схемы кровообращения, строения сердца, сердечного цикла; часы с секундной стрелкой. | Основные понятия | С помощью функциональных проб определять степень тренированности сердечно-сосудистой системы | Сам.работа | Анализ текста учебника | |
7.Дыхание | |||||||
17 | Значение дыхания. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание. | Таблицы с изображением органов дыхания, схемы кровообращения. | Основные понятия | Применять в жизни гигиеничес кие правила | инд опрос | Беседа с элементами самостоятельной работы с учебником. Обсуждение вопр.2 на с.138 после §26. | |
IIIЧетверть (10часов) | |||||||
18 | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Тонкостенный стакан, банка с растопленным снегом, газетный текст; таблицы, изображающие органы дыхания и кровообращения; модель торса человека. | Основные понятия Факт Процесс | Определять ж.е.л. | Индивид. опрос | Обсуждение вопр.4 на с.146 после §28. Участие в беседе. Решение учебно-познавательных задач | |
19 | Функциональные возможности дыхательной. Болезни и травмы органов дыхания их профилактика и приёмы реанимации. | Таблицы с изображением органов дыхательной системы, кровообращения, приготовленные марлевые респираторы. | Основные понятия | Измерять обхват грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. | Инд.опрос | Описание содержания рисунков. Отбор информации для составления таблицы (выполнение упр.120 на с.49) Обсуждение данных таблицы Поиск информации о показателях состояния дыхательной системы | |
8.Пищеварение. | |||||||
20 | Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. | Таблицы с изображением схем дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем. | Основные понятия | Делать выводы Ухаживать за зубами | Инд.опрос Биологичес кий диктант | Обсуждение вопр.2 после §30. Обсуждение вопр.4 и вопр.5 после §30. | |
21 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | Таблицы с изображением органов пищеварительной и строения зубов; модель черепа человека. | Основные понятия | Определять правила гигиены питания | Обсуждение вопр.2,3, 4, 5,7, 8 на с.169. Поиск информации о расположении пищеварительных желез. | ||
22 | Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. | Таблицы, изображающие пищеварительную систему в целом: желудок, двенадцатиперстную кишку, печень, поджелудочную железу, участок тонкой кишки с ворсинками, воротную систему печени. | Основные понятия | Формулиро вать и обосновывать правила гигиены. | Графический диктант | Обсуждение вопр.1 на с.174. Выполнение задания после §33 на с.174. Анализ текста учебника. Обсуждение вопр.3 на с.174. | |
23 | Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | Таблицы, изображающие органы пищеварительной системы, воротной системы печени, участка тонкой кишки с ворсинками, камеру для работы с условными рефлексами, фистулу слюной железы и желудка, мнимое кормление. Таблицы с изображением схемы пищеварения, фистулы слюной железы, желудка и мнимого кормления, возбудители холеры и дизентерии. | Основные понятия | Отличать гуморальную от нервной регуляцию Обосновывать правила гигиены питания | Инд. опрос | Беседа по рисунку учебника. Описание рисунка учебника. Участие в беседе. Обсуждение вопр.2 на с.177. | |
9. Обмен веществ и энергии. | |||||||
24 | Метаболизм. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. | Таблицы, изображающие схему воротной вены печени, ворсинки, органов пищеварения, дыхания, кровеносную систему, возбудителей холеры и дизентерии, циклы развития бычьего цепня и аскариды. | Основные понятия Процесс | Отличать анаболизм от катаболизма Отличать группы витаминов | Инд опрос Графический диктант. | Обсуждение вопр.3, 4, 5 на с.187 после §36 Анализ текста учебника § 36 на с.184-185. | |
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | |||||||
25 | Кожа – наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | Таблица «Строение кожи»; лупы на каждый стол. | Объект | Ухаживать за кожей, ногтями, следить за одеждой и обувью | Сам.работа | Описание рисунка учебника. Обсуждение вопр.1. 3, 4 на с.204 после §39. | |
26 | Терморегуляция организма. Закаливание. | 8а – 3.02 8б – 8.02 | Таблицы, показывающие строение кожи. | Основные понятия | Заполнять таблицу | Инд. опрос | Обсуждение вопр.1. 3, 4 на с.212 после §41. Заполнение таблицы на с.213 учебника. Поиск информации на основе анализа рисунка учебника. |
11. Нервная система. | |||||||
27 | Значение и строение нервной системы. Спинной мозг. | 8а – 10.02 8б -15.02 | Таблицы с изображением нервной системы, кожи, почки с нефроном. | Основные понятия | Самостоятельно работать с учебником | Сам.работа | Обсуждение вопр. 1-5 на с.208 после §40. Составление опорной схемы по ходу беседы. Поиск информации на основе анализа рисунка Обсуждение задания №1 на с. 222 после §41 |
IVчетверть(8 часов) | |||||||
28 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | Модели черепа, скелета, макет головного мозга, таблицы с изображением головного и спинного мозга, рефлекторных дуг безусловных рефлексов. | Основные понятия | Проводить функциональные пробы | Практ работа | Описание рисунка учебника. Обсуждение вопр.5-6 на с.234. | |
29 | Функции переднего мозга. | Разборная модель головного мозга, таблица, изображающая схему строения головного мозга. | Основные понятия | Находить отделы переднего мозга | Самост. работа | беседа с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. Выполнение задания №1 на с.235 после .§46. Выполнение лабораторной работы «Пальценосная проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». | |
30 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | Модель мозга; таблицы с изображением автономной нервной системы, спинного и головного мозга. | Основные понятия | Работать с дополнитель ной литературой | Практ. работа | Описание рисунка учебника. | |
12. Анализаторы. Органы чувств. | |||||||
31 | Анализаторы. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. | Таблицы с изображением схем нервной системы, её вегетативного отдела, слухового и зрительного анализатора, различных иллюзий. | Основные понятия | Оценивать работу органов чувств | Индивид. опрос | Обсуждение вопр.2 на с.244. Участие в беседе. Анализ текста учебника. | |
32 | Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительно сти, обоняния и вкуса. | 8а – 14.03 8б – 18.03 | Таблицы, изображающие зрительный и слуховой анализаторы, модель черепа человека со снимаемой крышкой, механические часы. | Основные понятия | Самост. работа | Обсуждение вопр.3 на с.257 после §51. Обсуждение вопр.1 на с.257 после §51. Обсуждение вопр.2 на с.257 после §51. | |
13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика. | |||||||
33 | Сон и сновидения. Особенности ВНД. Речь и сознание. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. | Таблицы с изображением головного мозга, схем условных и безусловных слюноотделительных рефлексов, энцефалограммы бодрствующего и спящего человека с периодами быстрого и медленного сна. | Основные понятия | Оценивать свою наблюдательность, память, | Биол.диктант | Описание рисунка учебника | |
14. Эндокринная система. | |||||||
34 | Роль эндокринной регуляции. Функция желёз внутренней секреции. | Модель головного мозга, таблицы с изображением эндокринных желёз, внутренних органов человека. | Основные понятия | Определять расположение эндокринных желез | Инд.опрос | Обсуждение вопр.1 на с.301 после §58. Участие в беседе по таблице | |
15.Индивидуальное развитие организма. | |||||||
35 | Жизненные циклы. Размножение. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. | 8а –20.04 8б – 22.04 | Таблицы со схемами органов эндокринной системы, мужской и женской половых систем, схемой оплодотворения и развития зародыша. | Основные понятия | Уметь приводить примеры бесполого размножения | Индивид. опрос | Обсуждение вопр.3 на с.306 после §60. |
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2008г.
- Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6 – 9 классы (авторская линия В.В.Пасечника) – СПб.: Паритет, 2006г.
- Воронин Л.Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160с: ил.;
- Никишов А. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2003. - 96с: ил.;
- РохловB.C. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 240с: ил.;
- Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144с;
Лист корректировки рабочей программы по биологии на 2015-2016 учебный год.
№ п/п | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту | Причина переноса урока на другую дату |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | |||
14 | |||
15 | |||
16 | |||
17 | |||
18 | |||
19 | |||
20 | |||
21 | |||
22 | |||
23 | |||
24 | |||
25 | |||
26 | |||
27 | |||
28 | |||
29 | |||
30 | |||
31 | |||
32 | |||
33 | |||
34 | |||
35 | |||
36 | |||
37 | |||
38 | |||
39 | |||
40 | |||
41 | |||
42 | |||
43 | |||
44 | |||
45 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________ О.А.Федотова
МБОУ СОШ №21 (подпись)
от « 26» августа 2015г. №1 «____» __________ 2015г.
_____________ И.Н. Мититаниди
(подпись руководителя МО)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии составлено в соответствии с авторской прог...
Рабочая программа по алгебре индивидуального обучения на дому. 7 класс.
Рабочая программа по алгебре индивидуального обучения на дому. 7 класс. Учебник: А.Г.Мордкович....
Рабочая программа по геометрии индивидуального обучения на дому. 7 класс.
Рабочая программа по геометрии индивидуального обучения на дому. 7 класс.Л.С. Атанасян....
Рабочая программа по Физической культуре (обучение на дому больных детей, детей-инвалидов)
Индивидуальное обучения на дому больных детей, детей-инвалидов по общеобразовательным программам основного общего образования, которые по причине болезни, инвалидности не могут обучаться в общеобразов...
Рабочая программа по "Биологии", для обучающихся на дому. 8 класс.
Данная рабочая программа предназначена для детей, которые обучаются на дому....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" (обучение на дому).
Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "География" (обучение на дому). Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География. 9 класс: учебник для специальных (коррек...
Рабочая программа для организации индивидуального обучения на дому по литературе для обучающегося 9в класса
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В.Я.Коровина...