Рабочая программа по "Биологии", для обучающихся на дому. 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс)

Шагина Ольга Станиславовна

Данная рабочая программа предназначена для детей, которые обучаются на дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_8_klass.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Биология»

7-8 класс

для обучающихся  на дому

  2018-2019 учебный год





п. Октябрьский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 6-9 класса составлена с использованием нормативно – правовой базы:

Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312

«Федеральный базисный учебный план».

2. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» необходимо учитывать все внесённые изменения.

3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября  2013 г, регистрационный N 30213) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию  на 2015-2016 учебный год».

4. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII  вида  5-9 классы в 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.

5.Программа по биологии для учащихся 6-9 класса В.И.Сивоглазов.

Цель:  всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение кругозора, формирование знаний об окружающем мире, формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.  

Задачи:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы,

населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Методы и формы обучения:

-наблюдение;

-экскурсия;

-беседа;

-интервью, анкетирование;

-тестирование;

-обследование;

-словесно-наглядный;

-индивидуальный;

-фронтальный.

Основные направления коррекционной работы:

-учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости;  

-содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;

-расширять лексический запас;

- развивать связную речь;

- обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета:

Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.

Биология как учебный предмет в коррекционной школеVIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

            Биологическое образование в коррекционной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие знаний в решении практических задач, связанных с живой природой.  

Место учебного предмета в учебном плане:

          В ходе освоения программы  у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека. В свою очередь, содержание курса биологии в школе, включает сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов.

Рабочая программа по биологии  образования 8 класс составлена из расчета 35 часов в год, 1 час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета «Биология».

Личностные результаты.

- Воспитание ценностного отношения ко всему живому и прекрасному;

- умение соблюдать порядок на рабочем месте;

- знание правил этики, культуры речи;

- элементарный опыт природоохранительной деятельности;

- умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении

учебных и учебно-трудовых заданий;

- понимание активной роли человека в природе;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, эстетического отношения к живым объектам.

Регулятивные результаты.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

• определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность

шагов);

           Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

         Предметные результаты.

Иметь представления и применять знания в повседневной жизни, понимать закономерности природы.

В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получат новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

 Из курса 7 класса настоящей программе в разделе  учащиеся узнают элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивания и использования наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.

В разделе «Животные»(8класс) учащиеся познакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получат сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

          В разделе «Человек»(9класс) узнают элементарные сведения о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся познакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащиеся узнают о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования.

Способы и формы оценки образовательных результатов.

Знания и умения учащегося оцениваются по результатам:  

· Пересказа в соответствии с планом.

· Ответов на вопросы.

· Использование учебника как справочника.

· Самостоятельных работ.

· Контрольных работ.

· Экскурсий.

· Наблюдений.

Оценка устных ответов

Оценка «5»

- правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

- полно раскрыто содержание материала в объеме программы;

- четко и правильно даны определения;

- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка «4»

- раскрыто основное содержание материала;

- в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения.

- ответ почти самостоятельный;

Оценка «3»

-усвоено основное содержание материала;

-определения понятий не четкие;

-допущены ошибки и неточности в изложении.

Итоговая оценка знаний и умений учащегося.

1.За учебную четверть и за год знания и умения оцениваются одним баллом.

2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний, так и овладение им

практическими умениями.

3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ.

7 класс

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение.  Растения вокруг нас.    

2

2

Общее знакомство с цветковыми растениями.  

9

3

Многообразие растительного мира.  

24

Итого

35

2. Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Тема урока  

Раздел 1. Введение.  Растения вокруг нас. – (2 ч.)

1.1.

1

Введение.  Разнообразие растений.

1.2.

1

Значение растений. Охрана растений.

Раздел 2. Общее знакомство с цветковыми растениями – (9 ч.)

2.1.

1

Строение цветкового растения. Практическая работа. Виды соцветий. Опыление цветков.

2.2.

1

Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян.

2.3.

1

Внешний вид и строение семени фасоли. Строение зерновки пшеницы.

2.4.

1

Обобщающий урок по теме: «Цветок».

2.5.

1

Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Обобщающий урок по теме" Корень".

Внешнее строение листа. Образование органических веществ в растении.

Испарение воды листьями. Листопад и его значение. Обобщающий урок по теме " Лист".

Строение стебля. Значение стебля в жизни растения. Разнообразие стеблей. Обобщающий урок по теме " Стебель".

Взаимосвязь частей растения. Обобщающий урок по теме "Общее знакомство с цветковыми растениями"

Раздел 3. Многообразие растительного мира  – 18 ч.

3.1

1

Мхи.

3.2

1

Папоротники.

3.3

1

Голосеменные хвойные растения.

3.4

1

Хлебные злаковые культуры.

3.5

1

Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве.

3.6

1

Обобщающий урок по теме «Хлебные злаковые».

3.7

1

Общие признаки лилейных.

3.8

1

Цветочно – декоративные лилейные. Овощные лилейные

3.9

1

Обобщающий урок по теме"Однодольные покрытосеменные растения"

3.10

1

Двудольные покрытосеменные растения.

3.11

1

Строение клубня картофеля. Практическая работа. Выращивание картофеля.

3.12

1

Томат. Баклажан и перец. Практическая работа.

3.13

1

Цветочно-декоративные пасленовые

3.14

1

Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. Фасоль и соя.

3.15

1

Общие признаки розоцветных.

3.16

1

Шиповник. Вишня. Малина.

3.17

1

Яблоня. Груша. Земляника. Персик и абрикос.

3.18

1

Общие признаки сложноцветных.

3.19

1

Подсолнечник. Календула и бархатцы-однолетние сложноцветные. Обобщающий урок по теме "Покрытосеменные растения".

3.20

1

Перевалка комнатных растений. Пересадка комнатных растений.

3.21

1

Растения – живой организм.

3.22

1

Бактерии.

3.23

1

Строение грибов. Практическая работа. Съедобные  грибы. Несъедобные грибы.

3.24

1

Обобщающий урок по курсу « Растения».

8 класс

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение  

2

2

Многообразие животного мира

5

3

Значение животных и их охрана

18

2. Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Тема урока  

Раздел 1. Введение – 2 ч.

1.1.

1

Введение.  Многообразие животного мира

1.2.

1

Значение животных и их охрана.

Раздел 2. Беспозвоночные животные – 5ч.

2.1.

1

Дождевой червь  Круглые черви -     паразиты человека.  

2.2.

1

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

2.3.

1

Бабочка – капустница. Яблонная плодожорка.

2.4.

1

Майский жук. Комнатная муха.

2.5.

1

Медоносная пчела. Обобщающий урок по теме  «Насекомые».

Раздел 3. Позвоночные животные – 18 ч.

3.1.

1

Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыб.

3.2.

1

Внутреннее строение рыбы. Размножение рыб.

3.3.

1

Речные рыбы. Морские рыбы.

3.4.

1

Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Обобщающий урок  по теме «Рыбы».

3.5.

1

Среда обитание и внешнее строение земноводных

3.6.

1

Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие лягушки.

3.7.

1

Среда обитания  и внешнее строение пресмыкающихся

3.8.

1

Внутреннее строение пресмыкающихся. Размножение и развитие пресмыкающихся.

3.9.

1

Особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения птиц.

3.10.

1

Размножение и развитие птиц. Птицы, кормящиеся в воздухе.

3.11.

1

Птицы, кормящиеся в воздухе. Птицы леса. Хищные птицы.

3.12

1

Птицы пресных водоемов и болот.

3.13.

1

Птицы, обитающие в близи жилья человека. Домашние куры. Домашние утки и гуси. Птицеводство. Обобщающий урок  по теме «Птицы».

3.14

1

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.

3.15.

1

Особенности и нервной системы млекопитающих Внутренние органы млекопитающих.

3.16.

1

Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. Хищные звери. Дикие пушные хищные звери. Домашние хищные звери.

3.17.

1

Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Приматы. Общие признаки млекопитающих.

3.18

1

 Сельскохозяйственные млекопитающие.

Список литературы

1. "Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида" под редакцией В.В.Воронковой,"Естествознание" (Биология)-(В.И.Сивоглазов) Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и

допущена Министерством образования Российской Федерации.

2. А.И. Никишов, А.В. Теремов, Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, 2004г.

Составитель:

Шагина Ольга Станиславовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" 10 класс (для учащихся обучающихся на дому)

Программа рассчитана на учащихся обучающихся на дому по состоянию здоровья. В данной программе изучаются теоретические сведения об основных видах спорта, технических приемах, основах знаний изучаемых ...

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

Рабочая программа кружка для обучающихся 1-х классов "English with Marry Poppins "

Необходимость выполнения социального заказа общества стимулирует поиски новых подходов к организации изучения иностранного языка. В связи с этим в последние годы стали реализовываться  идеи ранне...

рабочая программа побиологии 6 кл. кучебнику Пономарёва И. Н.

рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС (2010) на основе авторской программы Пономарёвой И. Н., Кучменко В. С. и др.(2014)...

Рабочая программа кружка для обучающихся 5 х классов " Я познаю мир"

Программа кружка «Я познаю мир» – общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы (предмет «...

Рабочая программа кружка для обучающихся 5 х классов " Я познаю мир"

Программа кружка «Я познаю мир» – общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи  образовательной системы (предмет «...