Конспект урока "Размножение и развитие рыб"
презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока "Размножение и развитие рыб" 7 класс. Также прилагается к уроку презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 57 КБ |
razmnozhenie_i_razvitie_ryb.ppt | 785 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Размножение и развитие рыб.
Цели урока: показать особенности размножения и развития рыб,раскрыть разнообразные формы
заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида
раэвивать умение анализировать информацию,
расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок изучеия нового материала, комбинированный
Метод : проблемный
Оборудование : презентация «Размножение и развитие рыбы»
Ход урока
Ι Орг. момент
Всем, здравствуйте! Тема нашего урока «Размножение и развитие рыб». Ссегодня вы познакомитесь с процессом размножения рыб, с поведением рыб во время нереста, с способами заботы о потомстве у рыб, будем анализировать информацию и делать выводы, и в ходе урока вы расширите свой кругозор, узнаете много интересного о рыбах.
ІІ. Активизация познавательной деятельности.
Слайд УГОРЬ
Среди пресноводных рыб самой удивительной и по внешнему облику, и по другим особенностям оказывается речной угорь- рыба, широко распространенная в реках Западной Европы, реках бассейна Балтийского моря. По первому впечатлению угорь похож на змею. У него вытянутое цилиндрическое тело, достигающее у самок 1-1,5 м (самцы мельче), причем вся задняя половина этого змеевидного тела приходится на хвост, совершенно незаметно сливающийся с туловищем и только к концу сплющенный с боков. Грудные плавники у угря небольшие, брюшных нет, а все парные плавники слиты вместе и образуют одну сплошную оторочку, которая начинается на спине, огибает хвост и продолжается на брюшной стороне до анального отверстия. Плавают угри довольно бойко, змеевидно изгибая тело и охотясь за различной мелкой живностью, а при случае поедая рыбью икру.
Уже с давних времен рыбаки, а за ними и ученые обратили внимание, что в реках, где живут угри, не приходится встречать ни икры, отложенной угрями, ни молоди мельче 20-25 см. На уровне своей эпохи Аристотель полагал, что угри развиваются из дождевых червей, Мнение о самозарождении угрей из ила еще в ΧΙΧ веке слышал от нарвских рыбаков русский ихтиолог Л.П.Сабанеев. Высказывались предположения по живорождению угрей, хотя никто не видел среди них беременных самок. И только на рубеже ΧΙΧ и ΧΧ веков загадка была разрешена.
А вы знаете ответ на эту загадку?
ІІІ. Изучение нового темы.
Я думаю, что ответ на эту загадку мы найдем в ходе изучения нашей темы «Размножение и развитие рыб».
Рыбы раздельнополые животные. В теле самок, в яичниках, развиваются яйцеклетки- икринки. В теле самцов, в семенниках, созревают сперматозоиды. Половые продукты рыбы выметывают в воду, где и происходит оплодотворение. Рассмотрим размножение у речного окуня.
(презентация фрагмент развитие окуня)
Такое оплодотворение, происходящее вне организма самки называется наружным. У многих рыб ярко выражен половой диморфиз ( когда самка и самец различаются по форме тела, по окраске, по размерам).
Слайд Горбуша серебрянка и самец перед нерестом
Внешний вид усамцов изменяется до неузнаваемости: на спине образуется горб, на челюстях появляются большие зубы, морда удлиняется, а на конце ее вырастает большой крючок. После нереста взрослые особи погибают, т.к пока плыли к местам нереста они не ели и истощились.
Как вы дуамете с чем это связано? ( поиск партнера для спаривания)
Слайд Судак и судачиха
Это всем нам хорошо известная рыба судак. Мальчики, наверное, не раз ловили судаков. Среди рыбаков ходит легенда о том ,что судаки однолюбы и задолго до нереста образуют пары. От любви окраска самца приобретает голубой оттенок. После нереста самец берет на себя заботу о будущем потомстве: охраняет икру, шевелит над ней плавниками, насыщая воду кислородом и очищая от ила.
Выметывание рыбами половых продуктов с последующим оплодотворением яиц, особое сложное поведение в период размножения называется нерестом .
Поведение рыб в период размножения инстинктивно, т.е. в основе лежат различные безусловные рефлексы. Большинство рыб откладывают икру при строго определенных условиях среды, специфических для каждого вида и гораздо менее изменчивых, чем те, при которых обычно живет рыба вне времени размножения. Для откладки яиц (икры) рыбы собираются в места с определенной температурой и глубиной воды, соленостью, аэрацией, скоростью течения, с механическим составом грунта, растительностью у берега или на дне водоема. Все эти факторы иеют большое значение.
Развивающиеся икринки , личинки, особенно на ранних стадиях развития, обычно гораздо чувствительнее к факторам внешней среды, чем взрослые особи, поэтому выметывание икры при строго определенных значениях этих факторов способствует их лучшему выживанию.
Подходящие места для нереста называют нерестилещем. Загрязнение воды и дна ведет к невозможности нереста или гибели оплодотворенной икры.
Но в природе существуют виды рыб, у которых оплодотворение внутреннее и откладывают не икру, а крупные яйца, содержащие большое количество желтка и одетые крепкой роговой скорлупой. Такое яйцо имеет вид четырехугольной подушки, от углов которой отходят длинные извитые жгуты, ими яйцо закрепляется за водоросли и висит пока не вылупится из него сравнительно крупный детеныш.
Слайд Капсула китовой акулы
Слайд Сельдевая акула
Очень многие акулы рождают вполне развитых детенышей
Итак , ребята, какие главные мысли можно выделить из прослушанной информации?
1. Рыбы – раздельнополые животные.
2. Оплодотворение наружное, происходит в воде.
3. Половой диморфизм связан с условиями существования, заботой о потомстве, поиском
партнера для спаривания.
4 В период размножения у рыб сложное поведение.
Миграции рыб
Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграций.
Бывают кормовые миграции. Так сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них.
Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том , что места с обильным кормом не подходят для размножения, т.к. икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую богатую кислородом, прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы преодолевая сотни и тысячи км от мест нагула к местам нереста. Таких рыб называют проходными.
Полупрходные- (вобла) из Волги в рукава на мелководья.
Непроходные- где обитают там и откладывают икру.
А теперь ответьте мне, пожалуйста, почему рыбаки и ученые не встречали в реках , где обитают угри , их икру?
В 1922 году ученым удалось определить места нереста угря. Оказалось , что готовые к размножению угри, прожившие в реках около 10 лет, уходят в Атлант океан и назад не возвращаются. В океане они совершают дальний путь до Саргасова моряи там на больших глубинах мечут икру. Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно , увлекаемые Гольфстримом , дрейфуют к берегам Европы.Близ устьев рек, очевидно под влиянием меньшей солености воды , личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.
Почти все наши речные рыбы для метания икры поднимаются вверх по течениюи ищут подходящие места для размножения; такие места- нерестилища- бывают очень разнообразны. Одним нужно отложить икру среди растений (карповые), другие ищут глубокие и быстротечные места в самом русле реки (стерлядь), третьи откладывают икру среди гальки и камней в быстрых и мелких протоках (лососевые).
Забота о потомстве
Посмотрите, пожалуйста, на таблицу Проанализируйте ее, что это за информация заключена в таблице?
Луна-рыба | До 300 млн икринок | Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды |
Треска, угорь Осетровые Судак, сазан Окунь Толстолобик Сом Щука | 100 млн до 1,5 млн до 1 млн до 900 тыс 500 тыс 450 тыс 200 тыс | Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт |
Кета Горбуша Колюшка Сомик ариевый | 3-4 тыс 1-2 тыс около 100 икринок 3-10 икринки | Икра в ямках, засыпанных галькой ? ? |
Скаты,акулы | Одиночные яйца в капсулах | Тщательная защита потомства |
Кличество откладываемых разными рыбами икринок разное. Почему? От чего это зависит?
Это зависит от того, насколько сильно развит инстинкт заботы о потомстве у вида.
Забота о потомстве у некоторых рыб ограничивается только подбором места для метения икры . Затем отложенная икра оставляется на произвол сыдьбы, и толькл необычайная плодовитость рыб спасает их потомство от полного истребления.(рекордистка—Луна-рыба)
Слайд ( луна-рыба)
Есть однако виды ,у которых забота о потомстве идет несколько дальше. Различные виды лососей и форелей для откладки икры вырывают на дне ямки и затем прикрывают оплодотворенную икру песком или мелкими камешками. Таким образом их икра подвергается меньшим опасностям, в связи с этим число икринок 2-8 тыс. Икринки у них крупнее и богаче питательными веществами (красная икра кеты)
В таблице было отмечено, что колюшка откладывает 100 икринок, сомик ариевый -3-10 икринок. А как они заботятся о своем потомстве, может кто знает или ваши предположения?
Слайд Колюшка
Еще любопытнее забота о потомстве прояв-ся у колюшки. Они не оставляют свою икру на произвол судьбы. Колюшки – рыбки очень мелкие 4-9 см, вооруженные на спине острыми колючками ( видоизменение спинного плавника), которые защищают их от хищника. Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке икры самку, Каждая самка откладывает в гнездо всего лишь несколько икринок. Заботливый отец не только каркулит гнездос икрой, но и освежает в нем воду, прогоняя ее в гнездо быстрыми движениями плавников ( значение ?) , затем еще несколько дней защищает вылупившихся из икры мальков , пока они не будут в состоянии самостоятельно плавать. Несмотря на то , что самки колюшки откладывают по 60-70 икринок, они развиваются в очень большом количестве, т.к. сами не имеют промысловой ценности и не являются кормом для других животных (почему? –иглы)
Слайд Тиляпия и Сомик ариевый
Тиляпия рыбка вынашивает икринки во рту.
Сомик ариевый обитает в Атлантическом океане, 30 см, активен по ночам , когда охотится на крабов, креветок, рыб. Размножаются они летом. Когда икра отложена, самец берет ее в рот, где она инкубируется . В этот период он не может есть. Вылупившиеся мальки остаются рядом с отцом, а в случае опасности прячутся во рту у отца.
Слайд Сиамский петушок
Самцов сиамских петушков выращивают в неволе для искусственно организуемых боев. На воле самцы сражаются с соперниками из-за территории . Заботу о потомстве берет на себя самец. он выдувает пузырьки воздуха из которых строит гнездо. Перед оплодотворением самец предстает перед самкой во всей красе: переливающиеся яркими красками распрвленные веером плавниками. Оттопыренные в виде воротника жаберные крышки дополняют образ напыщенного франта. После он приступает к строительству гнезда, выбрав для этого менее освещенный участок поверхности воды. Когда самец закончит строительство, рыбки начинают кружить в брачном танце, что сопровождается выделением икринок самкой и молок самцом. Оплодотворенные икринки падают на дно, а самец торопится собрать их ртом, но не съедает их, а водворяет в пену гнезда. На вторые-третьи сутки из икринок выклевываются и повисают в пене хвостиками вниз личинки. Самец ухаживает за ними пока они не начнут самостоятельную жизнь.
Слайд Морской конек.
Обитает в Черном море. Своим хвостом они цепляются за водоросли и в такой позе высматривают добычу- мелких ракообразных. От хищников их защищает крепкий панцирь, усаженный крючками. Интересен способ их размножения. Самка прикркпляет икру к брюху самца, здесь икра осеменяется, а затем вокруг нее из нависшей складки кожи образуется мешок, в котором икра вынашивается вплоть до вылупления.
И в заключении, давайте мы с вами сделаем вывод.
- размножаются путем живорождения, яйцеживорождения, а в большинстве мечут икру
- у них развит инстнинкт заботы о потомстве.
Закрепление.
1) объясните понятия: нерест, нерестилище, проходные рыбы.
2) Что такое миграция и какова ее роль в жизни рыб?
3) Как происходит развитие рыб?
Схема Размножение и развитие рыб
Решение кроссворда.
Д/з: Подготовить сообщения о рыбах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обыкновенный угорь. Распространен в реках Западной Европы и бассейнах Балтийского моря
Самка окуня выметывает склеенную в виде лент икру на водные растения
Каждая из лент содержит огромное множество икринок
яйцеклетка Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них сперматозоид
Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш.
Зародыш растет и вскоре покидает оболочку икринки, превращаясь в личинку. Личинка питается и растет, и становится похожей на взрослую рыбу. Её называют мальком. Он растет сравнительно быстро: примерно через 2 месяца тело его бывает длиной 2 см, а через год молодой окунь вырастает до 10 см.
Горбуша серебрянка половой диморфизм (самка и самец)
Судак обыкновенный от любви окраска самца приобретает голубой оттенок
Яйцовая капсула китовой акулы. Состоит из кератина .
Сельдевая акула живородящая
Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно , увлекаемые Гольфстримом , дрейфуют к берегам Европы. Близ устьев рек, очевидно под влиянием меньшей солености воды , личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.
Луна-рыба до 300 млн. икринок Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды Треска, угорь Осетровые Судак, сазан Окунь Толстолобик Сом Щука 10 млн. икринок до 1,5 млн. до 1 млн. до 900 тыс. свыше 500 тыс. Свыше 450 тыс. свыше 200тыс. и т.д. Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт Кета Горбуша Колюшка Сомик ариевый 3-4 тыс. 1-2 тыс. 100 икринок 10-3 икринок и т.д. Икра в ямках, засыпанных галькой ? ? Скаты, акулы Одиночные яйца в капсулах Тщательная защита потомства
Луна-рыба откладывает до 300 млн. икринок весит около 700 кг
Колюшка трехиглая заботливый отец не только не оставляет гнездо с икрой, но и освежает воду в нем.
Тиляпия вынашивает икринки во рту
Сомик ариевый обитает в Атлантическом океане. 30 см. Самец вынашивает икринки во рту. В этот перид он не питается. Вылупившиеся мальки в случае опасности прячутся во рту у отца.
Сиамский петушок самец выдувает пузырьки воздуха и строит из них гнездо.
Морской конек икринки развиваются в кожистой складке на брюшке самца.
2 Н 3 Е 4 Р Е 6 С 7 Т 5 Л У А П Т У Ш О К Г О Б У Ш А К О Н К О М И К И Л Я П И Я
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида
Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках по всем учебным дисциплинам и во внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»
Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Где моя мама?"
Методическая разработка занятия по развитию речи в младшей группе....
Конспект занятия по развитию речи"Как мы лечили петушка"
Программные задачи: Закрепить знание домашних животных и птиц. Развивать правильную артикуляцию при звукоподражении голосам животных. Активизировать в речи слова; петушок, гусь, овечка, собачка, куроч...
Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »
Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....
Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии
Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...