Конспект урока "Размножение и развитие рыб"
презентация к уроку по биологии (7 класс) по теме

Нуржанова Ания Гинаятовна

Конспект урока "Размножение и развитие рыб" 7 класс. Также прилагается к уроку презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon презентация57 КБ
Office presentation icon razmnozhenie_i_razvitie_ryb.ppt785 КБ

Предварительный просмотр:

            Тема урока : Размножение и развитие рыб.

Цели урока: показать особенности размножения и развития рыб,раскрыть разнообразные формы    

                      заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида

                      раэвивать умение анализировать информацию,

                     расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.

                     

Тип урока: урок изучеия нового материала, комбинированный

Метод : проблемный

Оборудование :  презентация «Размножение и развитие рыбы»

                               Ход урока

Ι Орг. момент

Всем, здравствуйте! Тема нашего урока «Размножение и развитие рыб». Ссегодня вы познакомитесь с процессом размножения рыб, с поведением рыб во время нереста, с способами заботы о потомстве у рыб, будем  анализировать информацию и делать выводы, и в ходе урока вы расширите свой кругозор, узнаете много интересного о рыбах.

ІІ.  Активизация познавательной деятельности.

  Слайд УГОРЬ

Среди пресноводных рыб самой удивительной и по внешнему облику, и по другим особенностям оказывается речной угорь- рыба, широко распространенная в реках Западной Европы, реках бассейна Балтийского моря. По первому впечатлению угорь похож на змею. У него вытянутое цилиндрическое тело, достигающее у самок 1-1,5 м (самцы мельче), причем вся задняя половина этого змеевидного тела приходится на хвост, совершенно незаметно сливающийся с туловищем и только к концу сплющенный с боков. Грудные плавники у угря небольшие, брюшных нет, а все парные плавники слиты вместе и образуют одну сплошную оторочку, которая начинается на спине, огибает хвост и продолжается на брюшной стороне до анального отверстия. Плавают угри довольно бойко, змеевидно изгибая тело и охотясь за различной мелкой живностью, а при случае поедая рыбью икру.

Уже с давних времен рыбаки, а за ними и ученые обратили внимание, что в реках, где живут угри, не приходится встречать ни икры, отложенной угрями, ни молоди мельче 20-25 см. На уровне своей эпохи Аристотель полагал, что угри развиваются из дождевых червей, Мнение о самозарождении угрей из ила еще в ΧΙΧ веке слышал от нарвских рыбаков русский ихтиолог Л.П.Сабанеев. Высказывались предположения  по живорождению угрей, хотя никто не видел среди них беременных самок. И только на рубеже ΧΙΧ и ΧΧ веков загадка была разрешена.

      А вы знаете ответ на эту загадку?

ІІІ. Изучение нового темы.

 Я думаю, что ответ на эту загадку мы найдем  в ходе  изучения нашей темы «Размножение и развитие рыб».

 Рыбы  раздельнополые животные. В теле самок, в яичниках, развиваются яйцеклетки- икринки. В теле самцов, в семенниках, созревают сперматозоиды. Половые продукты рыбы выметывают в воду, где и происходит оплодотворение. Рассмотрим размножение у речного окуня.

 (презентация фрагмент развитие окуня)

Такое оплодотворение, происходящее вне организма самки называется наружным.  У многих рыб  ярко выражен половой диморфиз ( когда самка и самец различаются по форме тела, по окраске, по размерам).  

Слайд Горбуша серебрянка и самец перед нерестом

Внешний вид усамцов изменяется до неузнаваемости: на спине образуется горб, на челюстях появляются большие зубы, морда удлиняется, а на конце ее вырастает большой крючок. После нереста взрослые особи погибают, т.к пока плыли к местам нереста они не ели и истощились.

Как вы дуамете с чем это связано? ( поиск партнера для спаривания)

Слайд Судак и судачиха

Это всем нам хорошо известная рыба судак. Мальчики, наверное, не раз ловили судаков. Среди рыбаков ходит легенда о том ,что судаки однолюбы и задолго до нереста образуют пары. От любви окраска самца приобретает голубой оттенок. После нереста самец берет на себя заботу о будущем потомстве: охраняет икру, шевелит над ней плавниками, насыщая воду кислородом и очищая от ила.

Выметывание рыбами половых продуктов с последующим оплодотворением яиц, особое сложное поведение в период размножения называется нерестом .

Поведение рыб в период размножения инстинктивно, т.е. в основе лежат различные безусловные рефлексы. Большинство рыб откладывают икру при строго определенных условиях среды, специфических для каждого вида и гораздо менее изменчивых, чем те, при которых обычно живет рыба вне времени размножения. Для откладки яиц (икры) рыбы собираются в места с определенной температурой и глубиной воды, соленостью, аэрацией, скоростью течения, с механическим составом грунта, растительностью у берега или на дне водоема. Все эти факторы иеют большое значение.

Развивающиеся икринки , личинки, особенно на ранних стадиях развития, обычно гораздо чувствительнее к факторам внешней среды, чем взрослые особи, поэтому выметывание икры при строго определенных значениях этих факторов способствует их лучшему выживанию.

Подходящие места для нереста называют нерестилещем. Загрязнение воды и дна ведет к невозможности нереста или гибели  оплодотворенной икры.

Но в природе существуют виды рыб,  у которых оплодотворение внутреннее и откладывают не икру, а крупные яйца, содержащие большое количество желтка и одетые крепкой роговой скорлупой. Такое яйцо имеет вид четырехугольной подушки, от углов которой отходят длинные извитые жгуты, ими яйцо закрепляется за водоросли и висит пока не вылупится из него сравнительно крупный детеныш.

 Слайд  Капсула китовой акулы

Слайд   Сельдевая акула

Очень многие акулы рождают вполне развитых детенышей

Итак , ребята, какие главные мысли можно выделить из прослушанной информации?

1. Рыбы – раздельнополые животные.

2. Оплодотворение наружное, происходит в воде.

3. Половой диморфизм связан с условиями существования, заботой о потомстве, поиском

    партнера для спаривания.

4 В период размножения у рыб сложное поведение.

                     

                                      Миграции рыб

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграций.

Бывают кормовые миграции. Так сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них.

Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том , что места с обильным кормом не подходят для размножения, т.к. икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую богатую кислородом, прогреваемую солнечными лучами.  Вот и движутся рыбы преодолевая сотни и тысячи км от мест нагула к местам нереста. Таких рыб называют проходными.

Полупрходные- (вобла) из Волги в рукава на мелководья.

Непроходные- где обитают там и откладывают икру.

   А теперь ответьте мне, пожалуйста, почему рыбаки и ученые не встречали в реках , где обитают угри , их икру?

    В 1922 году ученым удалось определить места нереста угря. Оказалось , что готовые к размножению угри, прожившие в реках около 10 лет, уходят в Атлант океан и назад не возвращаются. В океане они совершают дальний путь до Саргасова моряи там на больших глубинах мечут икру. Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно , увлекаемые Гольфстримом , дрейфуют к берегам Европы.Близ устьев рек, очевидно под влиянием  меньшей солености воды , личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.

 Почти все наши речные рыбы для метания икры поднимаются вверх по течениюи ищут подходящие места  для  размножения; такие места- нерестилища- бывают очень разнообразны. Одним нужно отложить икру среди растений (карповые), другие ищут глубокие и быстротечные места в самом русле реки (стерлядь), третьи откладывают икру среди гальки и камней в быстрых и мелких протоках (лососевые).

             

                      Забота о потомстве

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу  Проанализируйте ее, что это за информация заключена в таблице?

Луна-рыба

До 300 млн икринок

Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды

Треска, угорь

Осетровые

Судак, сазан

Окунь

Толстолобик

Сом

Щука

100 млн

до 1,5 млн

до 1 млн

до 900 тыс

500 тыс

450 тыс

200 тыс

Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт

Кета

Горбуша

Колюшка

Сомик ариевый

3-4 тыс

1-2 тыс

около 100 икринок

3-10 икринки

Икра в ямках, засыпанных галькой


?

?

Скаты,акулы

Одиночные яйца в капсулах

Тщательная защита потомства

 

Кличество откладываемых разными рыбами икринок разное. Почему? От чего это зависит?

Это зависит от того, насколько сильно развит инстинкт заботы о потомстве у вида.

 

Забота о потомстве у некоторых рыб ограничивается только подбором места для метения икры . Затем отложенная икра оставляется на произвол сыдьбы, и толькл необычайная плодовитость рыб спасает их потомство от полного истребления.(рекордистка—Луна-рыба)

Слайд  ( луна-рыба)

Есть однако виды ,у которых забота о потомстве идет несколько дальше. Различные виды лососей и форелей для откладки икры вырывают на дне ямки и затем прикрывают оплодотворенную икру песком или мелкими камешками. Таким образом их икра подвергается меньшим опасностям, в связи с этим число икринок 2-8 тыс. Икринки у них крупнее и богаче питательными веществами (красная икра кеты)

В таблице было отмечено, что колюшка откладывает 100 икринок, сомик ариевый -3-10 икринок. А как они заботятся о своем потомстве, может кто знает или ваши предположения?

Слайд Колюшка

Еще любопытнее забота о потомстве прояв-ся у колюшки. Они не оставляют свою икру на произвол судьбы. Колюшки – рыбки очень мелкие 4-9 см, вооруженные на спине острыми колючками ( видоизменение спинного плавника), которые защищают их от хищника. Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке икры самку, Каждая самка откладывает в гнездо всего лишь несколько икринок. Заботливый отец   не только каркулит гнездос икрой, но и освежает в нем воду, прогоняя ее в гнездо быстрыми движениями плавников ( значение ?) , затем еще несколько  дней  защищает вылупившихся из икры мальков , пока они не будут в состоянии  самостоятельно плавать. Несмотря на то , что самки колюшки откладывают по 60-70 икринок, они развиваются в очень большом количестве, т.к. сами не имеют промысловой ценности и не являются кормом для других животных (почему? –иглы)

Слайд Тиляпия  и Сомик ариевый

Тиляпия рыбка вынашивает  икринки во рту.

Сомик ариевый обитает в Атлантическом океане, 30 см, активен по ночам , когда охотится на крабов, креветок, рыб. Размножаются они летом. Когда икра отложена, самец берет ее в рот, где она инкубируется . В этот период он не может есть. Вылупившиеся мальки остаются рядом с отцом, а в случае опасности прячутся во рту у отца.

Слайд Сиамский петушок

Самцов сиамских петушков выращивают в неволе  для искусственно организуемых боев. На воле самцы сражаются с соперниками из-за территории . Заботу о потомстве берет на себя самец. он выдувает пузырьки воздуха из которых строит гнездо. Перед оплодотворением самец предстает перед самкой во всей красе: переливающиеся яркими красками распрвленные веером плавниками. Оттопыренные в виде воротника жаберные крышки дополняют образ напыщенного франта. После он приступает к строительству гнезда, выбрав для этого менее освещенный участок поверхности воды. Когда самец закончит строительство, рыбки начинают кружить  в брачном танце, что сопровождается  выделением икринок самкой и молок самцом. Оплодотворенные икринки падают на дно, а самец торопится собрать их ртом, но не съедает их, а водворяет в пену гнезда. На вторые-третьи сутки из икринок выклевываются и повисают в пене хвостиками вниз личинки. Самец ухаживает за ними пока они не начнут самостоятельную жизнь.

Слайд Морской конек.

Обитает в Черном море. Своим хвостом они цепляются за водоросли и в такой позе высматривают добычу- мелких ракообразных. От хищников их защищает крепкий панцирь, усаженный крючками. Интересен способ их размножения. Самка прикркпляет икру к брюху самца, здесь икра осеменяется, а затем вокруг нее из нависшей складки кожи образуется мешок, в котором икра вынашивается вплоть до вылупления.

И в заключении, давайте мы с вами сделаем вывод.

- размножаются  путем живорождения, яйцеживорождения, а в большинстве мечут икру

- у них развит инстнинкт заботы о потомстве.

Закрепление.

1) объясните понятия: нерест, нерестилище, проходные рыбы.

2) Что такое миграция и какова ее роль в жизни рыб?

3) Как происходит развитие рыб?

                   Схема Размножение и развитие рыб

Решение кроссворда.

 Д/з:  Подготовить сообщения о рыбах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Размножение и развитие рыб Цели урока: показать особенности размножения рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида; развивать умение анализировать информацию; расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе

Слайд 2

Обыкновенный угорь. Распространен в реках Западной Европы и бассейнах Балтийского моря

Слайд 3

Самка окуня выметывает склеенную в виде лент икру на водные растения

Слайд 4

Каждая из лент содержит огромное множество икринок

Слайд 5

яйцеклетка Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них сперматозоид

Слайд 6

Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш.

Слайд 7

Зародыш растет и вскоре покидает оболочку икринки, превращаясь в личинку. Личинка питается и растет, и становится похожей на взрослую рыбу. Её называют мальком. Он растет сравнительно быстро: примерно через 2 месяца тело его бывает длиной 2 см, а через год молодой окунь вырастает до 10 см.

Слайд 8

Горбуша серебрянка половой диморфизм (самка и самец)

Слайд 9

Судак обыкновенный от любви окраска самца приобретает голубой оттенок

Слайд 10

Яйцовая капсула китовой акулы. Состоит из кератина .

Слайд 11

Сельдевая акула живородящая

Слайд 12

Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно , увлекаемые Гольфстримом , дрейфуют к берегам Европы. Близ устьев рек, очевидно под влиянием меньшей солености воды , личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.

Слайд 13

Луна-рыба до 300 млн. икринок Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды Треска, угорь Осетровые Судак, сазан Окунь Толстолобик Сом Щука 10 млн. икринок до 1,5 млн. до 1 млн. до 900 тыс. свыше 500 тыс. Свыше 450 тыс. свыше 200тыс. и т.д. Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт Кета Горбуша Колюшка Сомик ариевый 3-4 тыс. 1-2 тыс. 100 икринок 10-3 икринок и т.д. Икра в ямках, засыпанных галькой ? ? Скаты, акулы Одиночные яйца в капсулах Тщательная защита потомства

Слайд 14

Луна-рыба откладывает до 300 млн. икринок весит около 700 кг

Слайд 15

Колюшка трехиглая заботливый отец не только не оставляет гнездо с икрой, но и освежает воду в нем.

Слайд 16

Тиляпия вынашивает икринки во рту

Слайд 17

Сомик ариевый обитает в Атлантическом океане. 30 см. Самец вынашивает икринки во рту. В этот перид он не питается. Вылупившиеся мальки в случае опасности прячутся во рту у отца.

Слайд 18

Сиамский петушок самец выдувает пузырьки воздуха и строит из них гнездо.

Слайд 19

Морской конек икринки развиваются в кожистой складке на брюшке самца.

Слайд 20

2 Н 3 Е 4 Р Е 6 С 7 Т 5 Л У А П Т У Ш О К Г О Б У Ш А К О Н К О М И К И Л Я П И Я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР на тему « Зимующие птицы»

Конспект данного занятия разработан для старшей группы логопедического сопровождения  детей с ОНР....

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе "Где моя мама?"

Методическая разработка занятия по развитию речи в  младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи"Как мы лечили петушка"

Программные задачи: Закрепить знание домашних животных и птиц. Развивать правильную артикуляцию при звукоподражении голосам животных. Активизировать в речи слова; петушок, гусь, овечка, собачка, куроч...

Конспект занятия по развитию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: « Домашние животные »

Формирование лексики и грамматики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире и во многом определяется уровнем его познавательной деятельности....

Серия авторских конспектов занятий по развитию сенсомоторных навыков у детей 5-6 лет с отклонениями в развитии

Авторские конспекты занятий по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с отклонениями в развитии в бассейне...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...