Календарное планирование 5 класс по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
материал содеожит развернутое планировыание по биологии 5 класс с указанием УУД учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_nachalo.doc | 102 КБ |
5_klass_2_chast.doc | 69 КБ |
5_kl_3_ya_chast.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Основное содержание (понятия) | Тип учебного занятия (лекция, лаб. работа, урок-обобщение, урок-изучения нового, экскурсия, урок-игра, комбинированный) | Деятельность учащегося | Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные | Личностные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1.ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||||
1 | 1.ВВЕДЕНИЕ Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами | Основные царства живых организмов. Роль в природе и жизни человека. Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование. Знакомство с увеличительными приборами. Правила ТБ в кабинете биологии. | урок-изучения нового, лаб. работа | индивидуальная групповая, коллективная Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой. Работать с рисунками учебника как источниками информации. Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. Соблюдать правила работы в кабинете биологии | Знать об отдельных методах изучения природы, уметь пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам, уметь провести наблюдение. | Регулятивные: 1) следовать установленным 2) осуществлять итоговый и 3) адекватно воспринимать Познавательные: 1) осуществлять поиск необходимой 2) использовать знаково-символические 3)ориентироваться на разнообразие способов Коммуникативные: 1) строить монологическое 2) допускать возможность 3) формулировать собственное 4) договариваться и приходить 5) задавать вопросы; | 1)принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении; 2) внутренняя позиция школьника на 3) учебно-познавательный интерес к | |||
2 | 2.КЛЕТКА (4 часа) 2.1.Методы изучения клетки | Клеточное строение - общий признак живых организмов. Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Клетки растений, животных, грибов. | урок-изучения нового, лаб. работа | групповая, коллективная Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов. | Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные 1) вносить необходимые 2) выполнять учебные действия в 3)осуществлять итоговый и Познавательные: 1)осуществлять синтез как составление целого 2) проводить сравнение, сериацию и 3) устанавливать причинно-следственные Коммуникативные: 1)допускать возможность «) учитывать другое мнение и 3) формулировать собственное | 1) широкая мотивационная основа 2) учебно-познавательный интерес к 3) ориентация на понимание причин | |||
3 | 2.2.Строение и химический состав клетки. | Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы – неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Понятие об органоидах клетки. Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их роль в организме | урок-изучения нового, лаб. работа | групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации | Предметные: Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. | |||||
4 | 2.3.Процессы жизнедеятельности клетки (питание и дыхание) | Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов | комбинированный | индивидуальная групповая, коллективная Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснить роль хлорофилла для жизни на Земле. | Предметные: Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных. | |||||
5 | 2.4. Процессы жизнедеятельности клетки (транспорт веществ, выделение) | Поступление веществ в клетки, Движение цитоплазмы. Особенности строения молодой и старой клетки | комбинированный | групповая, коллективная Фронтальная беседа по рисунку учебника. | Объяснять биологическое значение цитоплазмы, отличать старую клетку от молодой. | |||||
6 | 3.ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТКИ. 3.1.Обмен веществ, питание организмов. | Среда – источник веществ и энергии. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии | урок-изучения нового | групповая, коллективная Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Определять по рисунку, кто, чем питается. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека – питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять значение корней в жизни растения. Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации. Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа. Выделять общий признак всех животных и человека – питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений. Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений Называть особенности строения выделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | Регулятивные: 1) принимать и сохранять 2) планировать свои действия в 3) следовать установленным 4) осуществлять итоговый и 5) адекватно воспринимать 6) различать способ и результат 7) вносить необходимые 8) выполнять учебные действия в Познавательные: 1) осуществлять поиск необходимой 2) использовать знаково-символические 3) ориентироваться на разнообразие способов 4) анализировать изучаемые объекты с 5) осуществлять синтез как составление целого 6) проводить сравнение, сериацию и 7)устанавливать причинно-следственные 8) строить логическое рассуждение, 9) обобщать на основе выделения сущностной 10)проводить анализ объектов (явлений) на Коммуникативные:1) строить монологическое 2) допускать возможность 4)формулировать собственное 5)договариваться и приходить 6) задавать вопросы; 7)контролировать действия | У учащихся будут сформированы: 1) внутренняя позиция школьника на 2) широкая мотивационная основа 3) учебно-познавательный интерес к 4) ориентация на понимание причин 5) способность к самооценке на основе 6) осознание своей гражданской
| |||
7 | 3.2.Способы питания организмов. | Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма | комбинированный | групповая, коллективная Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений. Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений | Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Проводить проверку своих знаний с помощью «немых» рисунков. Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме. Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов. Вести диалог с собеседником, уважать иное мнение. Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа. Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты своих исследований. Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации. Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе | |||||
8 | 3.3.Питание растений. Фотосинтез. | Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле. Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники | комбинированный | групповая, коллективная Описание опыта по рисунку учебника. | Описывать механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. | |||||
9 | 3.4.Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа.. Значение фотосинтеза. | Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза. | групповая, коллективная Описание опыта по рисунку учебника | Описывать механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. | ||||||
10 | 3.5.Удобрения | Органические и минеральные удобрения, микроудобрения | урок-изучения нового | индивидуальная групповая, коллективная Демонстрация опыта, показывающего корневое давление. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, выполнение задания в тетради и последующее обсуждение выполненной работы. | Знать значение удобрений для развития и роста растений, описывать механизм почвенного питания. | |||||
11 | 3.6..Питание бактерий, грибов, животных | Гетеротрофное питание. Способы питания организмов | урок-изучения нового | групповая, коллективная По рисунку учебника определить отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания животных. | Описывать строение бактерий, Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. | |||||
12 | 3.7.Дыхание, его роль в жизнедеятельности организмов. | Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. | комбинированный | групповая, коллективная Экспериментально доказать отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Выявить приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Доказать, что дыхание - способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Приводить примеры о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма | Давать определение понятия «газообмен». Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля | |||||
13 | 3.8.Передвижение веществ в растениях | Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода – растворитель веществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. | урок-изучения нового, лаб. работа | индивидуальная групповая, коллективная Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте. Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке | Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека | |||||
14 | 3.9.Передвижение веществ в организме животного. Кровь и ее значение. Кровеносная система животных. | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кровь, ее функции. Клетки крови, кровеносные сосуды. Замкнутая и незамкнутая система кровообращения. | комбинированный | групповая, коллективная Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови. Анализировать содержание таблиц и рисунков. Давать определения терминам. Сравнивать кровь человека и лягушки. | Давать определения понятиям. Прогнозировать последствия повреждения кровеносной системы. Характеризовывать сущность биологического процесса- транспорта веществ | |||||
15 | 3.10.Выделение продуктов обмена веществ из организма, его значение. | Пути удаления веществ из организма. Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов выделения, их значение. | комбинированный | групповая, коллективная Перечислять основные функции органов выделения, обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. | Называть особенности строения выделительной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Форма для учебно-тематического планирования
№ | Тема урока | Основное содержание (понятия) | Тип учебного занятия | Форма организации деятельности учащегося | Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные | Личностные | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
«Многообразие организмов и их классификация» 4 ч. | |||||||||
1 | Классификация организмов | Организм. Свойства живых организмов. | урок изучения нового материала | коллективная | Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение; Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения, использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены, Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. | регулятивные уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям познавательные помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала; создать условия для развития у школьников умения фор-мулировать проблему и предлагать пути её решения; способствовать развитию познавательной активнос-ти учащихся,умения наб-людать, сравнивать, обоб-щать, делать выводы; коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнё-ров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | ||
2 | Классификация организмов | Характерные признаки растений и животных. Растения цвет ковые и нецветковые. Дикорастущие и культурные растения. Животные. Многообразие и значение животных и растений в природе и жизни челове ка. Охрана растений и животных, Красной книги. | комбинированный | групповая, коллективная | |||||
3 | Вид | Основные системат6ические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с клас сификацией цветковых растений. Систематика животных | комбинированный | групповая, индивидуальная, коллективная | |||||
4 | Отличительные признаки представителей разных царств живой природы | Царство растений. Царство животных. Царство бактерий | урок-игра | групповая | |||||
«Бактерии. Грибы. Лишайники. Вирусы». 6 часов. | |||||||||
1 | Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности. | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно жение бактерий. | комбинированный | коллективная | Выделять существенные признаки разных групп организмов (бактерий, грибов, лишайников, вирусов). Сравнивать, приводить доказательства, различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | регулятивные уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям познавательные помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;
создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; коммуникативные уметь грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся | ||
2 | Разнообразие бактерий. | Разнообразие бактерий, их распространение в природе | урок-игра | групповая | |||||
3 | Грибы. особенности строения и жизнедеятельности. | Грибы. Строение грибов. Размножение и особенности жизнедеятельности грибов. | комбинированный | коллективная | |||||
4 | Многообразие грибов. | Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядови тые. Правила сбора грибов. | урок-игра | групповая | |||||
5 | Лишайники | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. | комбинированный | коллективная индивидуальная | |||||
6 | Вирусы. | Строение, жизнедеятельность вирусов. Значение в жизни человека. | комбинированный | коллективная индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарное планирование по биологии 7 класс
Календарное планирование к рабочей программе по биологии УМК В.В. Пасечника для учащихся 7 класса...
календарное планирование по биологии 8 класс
Календарное планирование к рабочей программе по биологии УМК В.В. Пасечника для учащихся 8 класса...
календарное планирование по биологии 9 класс
Календарное планирование к рабочей программе по биологии УМК В.В. Пасечника для учащихся 9 класса...
Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии 6 класс.
Поурочное календарно-тематическое планирование по курсу биологии: "Живой организм" 6 класс. Автор программы Сонин Н.И. Планирование включает ведущие понятия урока, представлен перечень практических ра...
Календарно-тематическое планирование для 6 класса по биологии
Рабочая программа составлена на основе:Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.Программа курса «Растения. Бактерии. Грибы...
Календарно-тематическое планирование для уроков биологии 8 класс
длля коррекционно-образовательных школ...
календарное планирование элективного курса "Биология и профессии"
планирование элективного курса...