Календарно-тематическое планирование для 6 класса по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Брагина Наталья Ивановна

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.

Программа курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко. 1 час в неделю.

Базисный  учебный план. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

№ урока

Тема урока

Количество уроков

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы содержания

урока

Вид контроля

Оснащение урока

Дата

проведения

Наименование раздела.

Введение. Общее знакомство с растениями. 2 ч.

1

1.Наука о растениях – ботаника. Мир растений – ботаника. Разнообразие растений.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

 Лабораторная работа 1. Знакомство с внешним строение растений.

Приводить примеры значения ботанических знаний.

Называть основные царства.

Основные царства живых организмов. Наука о растениях. Роль в природе и жизни человека

Вопросы к параграфу

Презентация. Живые объекты растений.

2

2. Растение – живой организм Условия жизни растений. Среды жизни растений

1

Урок изучения и закрепления первичных знаний Экскурсия 1.

Давать определения терминам. Распознавать и описывать жизненные формы растений. Называть основные царства. Давать определения терминам. Распознавать и описывать жизненные формы растений.

Объяснять почему растение – живой организм Роль в природе и жизни человека.

Знать условия жизни

Фронтальный. Вопросы к параграфу.

Дидактические карточки

Презентация Видеофрагмент Жизнь 9_ растения. - YouTube.MP4

Клеточное строение растений  3 ч.

3

  1. 1.Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата.

Процессы жизнедеятельности клетки.

1

Комбинированный урок.

Лабораторная  работа 2.Строение микроскопа.

Распознавать и описывать клеточное строение. Называть клеточные структуры. Знать строение микроскопа, уметь им пользоваться

Особенности строения листа, правила работы с микроскопом

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Таблицы. Презентация.

Микроскопы. Лупы.

.

4

2.Строение растительной клетки..

1

Комбинированный урок.

Лабораторная работа 3.Строение клетки кожицы лука

Уметь приготовить микропрепарат.

Знать строение растительной клетки

Строение клетки кожицы лука.

Вопросы к параграфу

Микролаборатория. Луковица.

5

3. Ткани растений и их виды

1

Комбинированный урок. Лабораторная  работа 4Ткани растений и их виды

Распознавать и описывать строение и функции тканей. Давать определения термину ткань

Виды тканей: покровная, механическая, проводящая, основная, Функции основных тканей.

Дидактические карточки

Микролаборатория. Микропрепараты.

Органы цветковых  растений  13 ч.

6

1. Семя. Внешнее и внутреннее строение семени

1

Комбинированный урок.

Лабораторная  работа 5.  Внешнее строение семени

Называть значения семян. Давать определения терминам. Распознавать и описывать строение семян.

Двудольные и однодольные семена. Строение семени. Особенности строения двудольных и однодольных семян

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Презентация. Таблицы. Лупы, иглы. Семена растений фасоли, кукурузы.

7

2. Условия прорастания семян. Значение семян

1

Комбинированный урок.

Знать условия прорастания семян. Знать значение семени в жизни растения.

Особенности условий прорастания семян

Вопросы к параграфу

Презентация Таблицы, видеофрагментЖизнь 9_ растения. - YouTube.MP4.

8

3.Корень и его внешнее строение Значение корней и их разнообразие.

1

Комбинированный урок.

Лабораторная работа 5. Внешнее строение корня.

Распознавать и описывать виды корней, зоны корня. Различать корневые системы. Знать видоизменения корней, их роль в жизни растения и человека

Виды корней: главные, боковые, придаточные. Типы корневых систем. Различать типы корневых систем и видоизменения корней.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Презентация. Гербарии корневых систем.

9

4.  Внутреннее строение корня.  Зоны корня.

1

Комбинированный урок.

Распознавать зоны корня: корневой чехлик, зоны деления, роста, всасывания, проведения.

Зоны корня. Ткани, образующие зоны корня.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Презентация. Микроскопы. Микропрепарат «Корневой чехлик». Видеофрагмент[BIO6_03-13]_[MV_01] рост Видеофрагмент Разнообразие корней. [BIO6_03-15]_[MV_01].wmvг корня.WMV

10

5. Побег. Строение и значение для растения.

Почка – зачаточный побег растения. Строение и виды почек.

1

Комбинированный урок Лабораторная работа 6. Строение побега.

Распознавать и описывать на живых объектах строение побега, почки. Доказывать, что почка – видоизмененный зачаточный побег.

Побег – сложный орган, Строение побега: стебель, лист, почка.Виды почек: верхушечная, пазушная, вегетативная, генеративная

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Комнатные растения. Презентация Черенки побегов.

11

6.Лист – часть побега, его внешнее строение.

Разнообразие листьев.

1

Комбинированный урок. Лабораторная  работа 7

Распознавать и описывать строение листа. Виды листьев. Значение и функцию листа

Функции листа. Листья простые и сложные, жилкование листьев, видоизменения листьев

Вопросы к параграфу Оформление лабораторной работы

Гербарии растений

Презентация.

12

7.Внутреннее строение листа.  Значение листа в жизни растения

1

Комбинированный урок

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клеточное строение листа

Клеточное строение листа кожицы, строение и расположение устьиц, столбчатая и губчатая ткань. Знать, что такое воздушное питание и его роль в жизни растения

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Микропрепараты. Микроскопы, презентация.

13

8. Стебель, его внешнее. Годичные кольца и

1

Комбинированный урок.

Называть функции стебля. Распознавать и описывать на живых объектах строение стебля.

Функция стебля. Рост в толщину, внешнее строение стебля, участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Годичные кольца Уметь определять возраст растений по годичным кольцам

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Спилы стеблей

14

9.Внутреннее строение стебля

1

Лабораторная работа 8

Устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими эту функцию

Дидактические карточки.

Оформление лабораторной работы.

Микролаборатория. Микропрепараты.

15

10. Многообразие стеблей у надземных побегов Видоизменения подземных побегов

1

Урок изучения и закрепления имеющихся знаний.

Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги, доказывать, что корневище, клубень и луковица – видоизмененный побег.

Видоизменения стеблей. Называть виды стеблей Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Презентация Видеофрагмент.

16

11. Цветок, его строение и значение

1

Комбинированный урок.

Распознавать и описывать по рисункам строение цветка.

Строение цветка, виды околоцветников..

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент. Презентация.

17

12.Соцветия. Цветение и опыление растений.  

1

Урок изучения и закрепления имеющихся знаний.

Отличать ветроопыляемые цветки от насекомоопыляемых.

Соцветия, виды соцветий. Биологическое значение цветов и соцветий

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент. Презентация

18

13.Плод.  Его значение и многообразие форм. Органы цветкового растения.

1

Комбинированный урок.

Урок закрепления, повторения, коррекции знаний.  

Давать определения терминам, распознавать и описывать по рисункам и коллекциям виды плодов. Выделять приспособления для распространения плодов.

Функция плодов. Виды плодов. Способы распространения плодов.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки Индивидуальное

Видеофрагмент. Презентация Дидактические карточки.тесты

Основные процессы жизнедеятельности растений 5  ч.

19

1. Корневое питание растений

1

Комбинированный урок.

Описывать механизм почвенного питания. Объяснять роль почвенного питания для растения.

Корневое питание, поглощение воды, минеральные удобрения. Роль для развития растения

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

20

2.Воздушное питание растений и фотосинтез

1

Комбинированный урок.

Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ, объяснять космическую роль растений.

Воздушное питание растений. Фотосинтез.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Презентация.

Постановка опыта.

21

3. Дыхание растений и обмен веществ. Значение воды в жизни растений

1

Комбинированный урок.

Описывать опыты подтверждающие дыхание растений. Сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза. Называть этапы водообмена.

Значение дыхания, опыты подтверждающие процесс дыхания. Приспособления растений для дыхания. Значение воды в жизни растения.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Постановка опыта. Видеофрагмент

22

4.Размножение растений. Оплодотворение.

1

Комбинированный урок.

Описывать процессы опыления и оплодотворения растений. Отличать эти процессы.

Размножение растений: половое, бесполое, биологическое значение размножения.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент

таблица

23

5.Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком.

1

Комбинированный урок.

Лабораторная работа 9. Вегетативное размножение комнатных растений.

Приводить примеры растений, размножающихся вегетативно. Называть способы вегетативного размножения.

Вегетативное размножение. Виды вегетативного размноженияего роль в природе, использование вегетативного размножения человеком

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент Комнатные растения. Таблицы.

Основные отделы царства растений 8  ч

24

1. Классификация растений

1

Урок изучения нового материала и закрепления первоначальных знаний.

Знать единицы классификации. Давать объяснения терминам

Систематика, классификация, единицы классификации. Карл Линней.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Презентация.

25

2. Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водорослей, их значение

1

Урок изучения нового материала и закрепления первоначальных знаний

Давать определение термину: низшие растения. Распознавать водоросли, описывать строение водорослей, объяснять их роль в природе и для человека.

Основные признаки водорослей. Слоевище, зеленые, бурые, красные водоросли. Доказывать, что водоросли – низшие растения.

Места обитания.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент

Гербарий.

26

3.Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа  8

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение термину: высшие растения, распознавать и описывать мхи, выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Основные признаки мхов, Листостебельные мхи: кукушкин лен или сфагнум.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент

Гербарий.

27

4.Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение термину: высшие растения, распознавать и описывать строение папоротников.

Основные признаки папоротников, многообразие папоротников.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент

Гербарий.

28

5.Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение термину: высшие растения, распознавать и описывать строение голосеменных растений, описывать процесс размножения сосны, выделять приспособления голосеменных растений жить в дефиците влаги.

Основные признаки голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы, значение голосеменных растений, разнообразие.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент

Гербарий.

29

6.Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение термину: покрытосеменные растения, распознавать растения отдела покрытосеменных растений.

Особенности строения покрытосеменных, Органы растений, жизненные формы.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент Гербарий.

30

7.Семейства класса Двудольные (два семейства по выбору учителя)

Сем. Сложноцветные. Сем. Розоцветные

1

Комбинированный урок.

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства Двудольные. Знать основные признаки семейства.

Признаки семейства Двудольные, Значение растений основных семейств, Сельскохозяйственное значение.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент Гербарий.

31

8.Семейства класса Однодольные (два семейства по выбору учителя

1

Комбинированный урок.

Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства Однодольные. Знать основные признаки семейства.

Признаки семейства Одноольные, Значение растений основных семейств, Сельскохозяйственное значение

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Презентация. Гербарий.

Историческое развитие растительного мира     1 ч

32

1.Понятие об эволюции растительного мира

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Давать определение понятия эволюция

Знать, что многообразие растительного мира появилось в результате эволюции

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Бактерии. Грибы. Лишайники.  3 ч.

33

1. Бактерии. Общая характеристика, строение.  Многообразие бактерий

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки

Строение клетки бактерии: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Размножение, питание, образование спор. Знать роль бактерий для человека и в природе

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Презентация.

34

2.Царство грибы. Общая характеристика Многообразие и значение грибов

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать основные признаки царства грибов. Особенности строение грибной клетки. Распознавать и описывать плесневые и шляпочные грибы, знать съедобные и ядовитые грибы, способы питания грибов, микориза

Признаки царства Грибы, разнообразие грибов, грибы плесневы и шляпочные: трубчатые и пластинчатые

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент Муляжи грибов.

35

3.Лишайники. Общая характеристика и строение

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Знать и описывать строение лишайников, объяснять возможность роста в бесплодных местах.

Лишайники – симбиоз гриба и водоросли, значение, питание, размножение.

Вопросы к параграфу

Дидактические карточки

Видеофрагмент

Природный материал – лишайники.

.

Природные сообщества   1  ч.

36

1.Понятие о природном сообществе биогеоценозе, экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Природные сообщества. Многообразие природных сообществ.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Экскурсия

Называть основные типы природных сообществ,.

Фитоценоз Естественные природные сообщества: лес, луг, степь. Объяснить, почему растения способны жить сообща. Ярусность. Различать  и называть многообразие природных сообществ Уметь отличать естественные и искусственные сообщества

Вопросы к параграфу



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

1.Рабочая программа составлена на основе:

Федерального Государственного  образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования.

Авторской программы по биологии 6-9 классов. Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строгонов, И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш и др.

Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2010.

Базисного  учебного плана.

2.Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование следующего учебно-методического комплекта:

Программа  курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко

учебник Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. под редакцией И.Н. Пономарёвой, О,А. Корниловой, В.С. Кучменко. М.: Вентана-Граф, 2010г.Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

Поурочные планы. Биология 6 класс. По учебнику Н.И. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Рабочая тетрадь для 6 класса. 1, 2 часть к учебнику  Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.Составлена Н.И. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко.

СД. 1С: школа. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Дидактические материалы, Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6класс для общеобразовательной школы.Составлены Н.И. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко.

Интернет - ресурсы. Интернет ресурсы. ФЦИОР. ЭОР.

3.Количество учебных часов.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предусматривает:

1 час в неделю, 36 часов в году.6 лабораторных  работ).

2 экскурсии.

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе.

Лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
4. Формы промежуточный и итоговый  аттестации:

Промежуточная аттестация проводится один раз в  четверть в виде тестов, самостоятельных работ, зачетов.

5. Уровень обучения.   Базовый.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально – трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации; развитие у школьников в процессе биологического образования понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического многообразия. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммы знаний, умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

6. Цели обучения биологии:

Общепредметные цели:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

 роль биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

Общеучебные цели:

формирование умений иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями; их выращивании, охране.

оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде;

 соблюдение правил поведения в окружающей среде;

воспитание культуры личности, отношение к биологии как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в развитии общества;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу ииспользованию информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

поиск, систематизация, классификация информации;

работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.

Задачи обучения.

Приобретение биологических знаний и умений;

освоение компетенцией: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, личностного саморазвития;

формирование  познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

7.Требования к уровню подготовки учащихся.

Должны  знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов;  клеток и организмов растений, грибов и бактерий; биосферы; растений и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

Уметьобъяснять:

роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;

изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе;

рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое планирование. 10 класс, Общая биология.

Календарно-тематическое планирование.10 класс, Общая биология....

Календарно-тематическое планирование. 10 класс, Общая биология.

Календарно-тематическое планирование.10 класс, Общая биология....