"Обмен веществ - обобщение и систематизация знаний"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Заключительный урок по теме обмен веществ в 10 классе. Основная цель - продолжить формирование представлений об обмене веществ, как свойстве живых организмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obmen_veshchestv__urok_biologii_v_10_klasse.doc | 219 КБ |
obmen_veshchestv.ppt | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
урок биологии в 10 классе :
«Обмен веществ - обобщение и систематизация знаний»
«…Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта».
К. А. Тимирязев
«Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу»
Цели:
- продолжить формирование представлений об обмене веществ, как свойстве живых организмов.
- продолжить развитие логического мышления.
Задачи:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о процессах и этапах обмена веществ
- проверить качество усвоения учащимися знаний по данной теме;
- проверить умения использовать их для объяснения процессов происходящих на различных уровнях организации живых организмов;
- продолжить развитие у учащихся умения сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.
- развивать умение делать выводы и формулировать биологические определения.
- воспитывать умение слушать и анализировать ответы одноклассников.
Тип урока: Урок повторения; систематизации и обобщения изученного материала.
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, поисковый.
Организация деятельности учащихся: - фронтальная беседа;
- индивидуальный опрос, обсуждение;
- работа в группах
- работа с «слепыми» схемами;
- сравнение и сопоставление;
- вывод, формирование понятия.
- связь с другими разделами биологии ( зоология, анатомия и т.д.)
Педагогические технологии:
- Проблемного обучения
- Групповой деятельности
Оборудование: компьютер, проектор; (Презентация)
раздаточный материал с заданиями ( тестовые задания, слепые схемы, проблемные задачи, отрывки стихотворений)
Ход урока
I. Орг момент
II. Актуализация знаний (постановка проблемы)
- На предыдущих уроках мы познакомились с процессами обмена веществ на клеточно – молекулярном уровне. В курсах 7-8-9 классов мы разбирали обменные процессы живых организмов разных групп.
Сегодня на уроке наша задача – обобщить эти знания и систематизировать. И подумать согласны ли вы с тем, что в этих высказываниях (слайд) идет речь об обменных процессах.
- Что такое обмен веществ?
1 – работа с терминами: (индивидуальная работа)
Анаболизм, катаболизм, гликолиз, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, митохондрии, хлоропласты, кристы, тилакоиды, полисома, рибосома
2 – процессы обмена веществ. Индивидуальная работа по карточкам (см. приложение 1)
3 - Ответить на вопрос «Сколько…» (устно)
1…молекул АТФ образуется в результате реакций гликолиза?
2…молекул ПВК образовывается из молекулы глюкозы?
3…всего видов нуклеотидов известно?
4…атомов кислорода окисляет одну молекулу глюкозы?
5… стоп триплетов?
6…видов т РНК?
7…образуется АТФ при аэробном дыхании?
8…молекул АТФ образуется в результате цикла Кребса?
9…молекул углекислого газа высвобождается в процессе энергетического обмена
10…триплетов может находится одновременно на рибосоме?
11…триплетов кодируют 20 аминокислот?
12…аминокислот может транспортировать т РНК?
III. Обобщение и систематизация знаний
1 – работа с слепыми схемами -групповая работа (устная) (см. приложение 2)
2 - решение задач – групповая работа (устная)
Решить задачу
1. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают возле жилья человека. В снегопад, гололедицу и в мороз, например, синицы питаются только теми кормами, которые находят в специально оборудованных кормушках… Как вы думаете, что страшнее для домового воробья голод или холод?
2. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическим растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а портят его. Как объяснить даме ее ошибку?
3. Без пищи человек может обходиться более месяца, без воды – около недели, а без воздуха – всего несколько минут. Почему?
4. При воздействии на изолированную мышцу лягушки электрическим током в отсутствии кислорода он быстро теряет способность сокращаться. Однако, если обеспечить доступ кислорода, то мышца вновь начинает сокращаться. Объясните результаты опыта.
5. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18,4%, в поджелудочной железе – 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.
Т. О. мы видим, что обменные процессы идут на тканевом и организменном уровнях организации
3. Работа с отрывками стихотворений
1. «Беглец» ( М.Ю. Лермонтов) …Гарун бежал быстрее лани, 2. «Первый ландыш» (А. А. Фет) …О первый ландыш! Из- под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!
| 4. «***» (М.Ю. Лермонтов) …На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она… 5. «Цветок» (А.С. Пушкин) …Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя… |
- В этих стихотворных строках показаны не только обменные процессы организмов. А что еще?(обменные процессы живых организмов влияют друг на друга)
IV. Закрепление материала
Проблемный текст. Проанализировать материал об известном в истории разговоре между Стефенсоном (изобретатель паровоза) и Бугландом (геолог), когда они смотрели на быстро пробегающий поезд.
- Ну, Бугланд, – обратился Стефенсон к своему приятелю, – ответьте мне на вопрос, может быть не особенно легкий. Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд?
- Я полагаю, – ответил Бугланд, – сила одной из ваших больших машин.
- Да, но что приводит в действие машину?
- О весьма возможно, что один из ваших машинистов?
Приведите возможные варианты ваших суждений, что приводит в действие машину?
- Можно ли воздействовать на обмен веществ? Как ускорить обмен веществ? Могут ли быть нарушения обмена веществ?
- Могут ли растительные организмы влиять (изменять) обмен веществ животных?
- Могут ли живые организмы влиять на обмен веществ биогеоценоза и биосферы в целом???
1. Обсуждение поставленной проблемы
2 Выводы по уроку
-обменные процессы взаимосвязаны между собой
-обмен веществ растений влияет на обмен веществ всех живых организмов
- обмен веществ живых организмов влияет на обмен веществ биосферы
V. Подведение итогов.
Домашнее задание – Как курение влияет на энергетический обмен организма?
Угощение конфетами! Почему с точки зрения данной темы?
Приложение 1
Вариант 1 Ф. И.________________ Какие вещества необходимы для - световой фазы фотосинтеза | Вариант 2 Ф. И.________________ Какие вещества необходимы для -темновой фазы фотосинтеза | Вариант 3 Ф. И.________________ Какие вещества необходимы для - трансляции |
Вариант 4 Ф.И.________________ Какие вещества необходимы для - транскрипции | Вариант 5 Ф. И.________________ Какие вещества необходимы для - электронной транспортной цепи (на кристах митохондрий) | Вариант 6 Ф. И.________________ Какие вещества необходимы для - гликолиза |
Вариант 1 Ф. И.________________ Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:
| Вариант 2 Ф. И.________________ Какие функции выполняют вещества при обменных процессах: 1. СО2 2. ПВК | Вариант 3 Ф. И.________________ Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:
|
Вариант 4 Ф. И.________________ Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:
| Вариант 5 Ф. И.________________ Какие функции выполняют вещества при обменных процессах: 1. пентозы 2. и РНК | Вариант 6 Ф. И.________________ Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:
|
Приложение 2
Рассмотрите схему, какой процесс изображен, что обозначено цифрами? | Рассмотрите схему, какой процесс изображен, что обозначено цифрами? |
Рассмотрите схему, какой процесс изображен, что обозначено цифрами? | Рассмотрите схему, что обозначено цифрами? В каких процессах участвует данный органоид? |
Рассмотрите схему, какой процесс изображен, что обозначено цифрами? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. «Беглец» ( М.Ю. Лермонтов) …Гарун бежал быстрее лани, 2. «Первый ландыш» (А. А. Фет) …О первый ландыш! Из- под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей!
| 4. «***» (М.Ю. Лермонтов) …На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она… 5. «Цветок» (А.С. Пушкин) …Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя… |
Приложение 4
Решить задачу
1. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают возле жилья человека. В снегопад, гололедицу и в мороз, например, синицы питаются только теми кормами, которые находят в специально оборудованных кормушках… Как вы думаете, что страшнее для домового воробья голод или холод?
2. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическим растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а портят его. Как объяснить даме ее ошибку?
3. Без пищи человек может обходиться более месяца, без воды – около недели, а без воздуха – всего несколько минут.
4. При воздействии на изолированную мышцу лягушки электрическим током в отсутствии кислорода он быстро теряет способность сокращаться. Однако, если обеспечить доступ кислорода, то мышца вновь начинает сокращаться. Объясните результаты опыта.
5. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18,4%, в поджелудочной железе – 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"
Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...
Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»
В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Механическое движение. Плотность вещества"
Урок в игровой форме с разнообразными заданиями, где учитель и ученик может проявить себя творчески, применяя физические знания....
Урок Обобщение и систематизация знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Материал урока позволит учащимся повторение, обобщение и закрепление знаний и выработанных умений учащихся по основам молекулярной физики....
Урок химии в 11 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вещества и их свойства"
Данная разработка предполагает повторение и закрепление пройденного материала по теме "Вещества и их свойства": классификаци., номенклатуру, физические и химические свойства кислот, основани...
Комментарии
Наталья Владимировна! Урок
Наталья Владимировна! Урок мне понравился, попробую его провести в своем классе. Спасибо.