"Обмен веществ - обобщение и систематизация знаний"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Заключительный урок по теме обмен веществ в 10 классе. Основная цель - продолжить формирование представлений об обмене веществ, как свойстве живых организмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_veshchestv__urok_biologii_v_10_klasse.doc219 КБ
Office presentation icon obmen_veshchestv.ppt306 КБ

Предварительный просмотр:

урок биологии в 10 классе :

«Обмен веществ - обобщение и систематизация знаний»

«…Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик паровой машины, и кисть художника, и перо поэта».

К. А. Тимирязев

«Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу»

Бенджамин Франклин 

Цели:

 - продолжить формирование представлений об обмене веществ, как свойстве живых   организмов.

- продолжить развитие логического мышления.

Задачи:

 -  систематизировать и обобщить знания учащихся о процессах и этапах обмена веществ

- проверить качество усвоения  учащимися  знаний по данной теме;

- проверить умения использовать их для объяснения процессов происходящих на    различных уровнях организации живых организмов;

- продолжить развитие у учащихся умения сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.  

- развивать умение делать выводы и формулировать биологические определения.

- воспитывать умение слушать и анализировать ответы одноклассников.

Тип урока: Урок повторения; систематизации и обобщения изученного материала.

Методы обучения: проблемный, репродуктивный, поисковый.

Организация деятельности учащихся:  - фронтальная беседа;

- индивидуальный опрос, обсуждение;

- работа в группах

-  работа с «слепыми» схемами;

- сравнение и сопоставление;

- вывод, формирование понятия.

- связь с другими разделами биологии ( зоология, анатомия и т.д.)

Педагогические технологии:

  1. Проблемного обучения
  2. Групповой деятельности

Оборудование: компьютер,  проектор; (Презентация)

раздаточный материал с заданиями ( тестовые задания, слепые схемы, проблемные задачи, отрывки стихотворений)


Ход урока

I. Орг момент

II. Актуализация знаний (постановка проблемы)

- На предыдущих уроках мы познакомились с процессами обмена веществ на клеточно – молекулярном уровне. В курсах 7-8-9 классов мы разбирали обменные процессы живых организмов разных групп.

Сегодня на уроке наша задача – обобщить эти знания и систематизировать. И подумать согласны ли вы с тем, что в этих высказываниях  (слайд) идет речь об обменных процессах.

- Что такое обмен веществ?

1 – работа с терминами: (индивидуальная работа)

      Анаболизм, катаболизм, гликолиз, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, митохондрии,      хлоропласты, кристы, тилакоиды, полисома, рибосома

2 – процессы обмена  веществ. Индивидуальная работа по карточкам (см. приложение 1)

3 -  Ответить на вопрос «Сколько…» (устно)

1…молекул АТФ образуется в результате реакций гликолиза?

2…молекул ПВК образовывается из молекулы глюкозы?

3…всего видов нуклеотидов известно?

4…атомов кислорода окисляет одну молекулу глюкозы?

5… стоп триплетов?

6…видов т РНК?

7…образуется АТФ при аэробном дыхании?

8…молекул АТФ образуется в результате цикла Кребса?

9…молекул углекислого газа высвобождается в процессе энергетического обмена

10…триплетов может находится одновременно на рибосоме?

11…триплетов кодируют 20 аминокислот?

12…аминокислот может транспортировать т РНК?

III. Обобщение и систематизация знаний

1 – работа с слепыми схемами -групповая работа (устная) (см. приложение 2)

2 - решение задач – групповая работа (устная)

Решить задачу

1. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают возле жилья человека. В снегопад, гололедицу и в мороз, например, синицы питаются только теми кормами, которые находят в специально оборудованных кормушках… Как вы думаете, что страшнее для домового воробья голод или холод?

2. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическим растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а портят его. Как объяснить даме ее ошибку?

3. Без пищи человек может обходиться более месяца, без воды – около недели, а без воздуха – всего несколько минут. Почему?

4. При воздействии на изолированную мышцу лягушки электрическим током в отсутствии кислорода он быстро теряет способность сокращаться. Однако, если обеспечить доступ кислорода, то мышца вновь начинает сокращаться. Объясните результаты опыта.

5. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18,4%, в поджелудочной железе – 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.

Т. О. мы видим, что обменные процессы идут на тканевом и организменном уровнях организации

3. Работа с отрывками стихотворений

1. «Беглец» ( М.Ю. Лермонтов)

…Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла…

2. «Первый ландыш» (А. А. Фет)

…О первый ландыш! Из- под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!


3. Очень страшная история
 (Д. Хармс)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

4. «***»  (М.Ю. Лермонтов)

…На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна,

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета, как ризой, она…

5. «Цветок»  (А.С. Пушкин)

…Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя…

- В этих стихотворных строках показаны не только обменные процессы организмов. А что еще?(обменные процессы живых организмов влияют друг на друга)

IV. Закрепление материала

Проблемный текст. Проанализировать материал об известном в истории разговоре между Стефенсоном (изобретатель паровоза) и Бугландом (геолог), когда они смотрели на быстро пробегающий поезд.

- Ну, Бугланд, – обратился Стефенсон к своему приятелю, – ответьте мне на вопрос, может быть не особенно легкий. Можете ли вы сказать, какая сила двигает поезд?

- Я полагаю, – ответил Бугланд, – сила одной из ваших больших машин.

- Да, но что приводит в действие машину?

- О весьма возможно, что один из ваших машинистов?

Приведите возможные варианты ваших суждений, что приводит в действие машину?

- Можно ли воздействовать на обмен веществ? Как ускорить обмен веществ? Могут ли быть нарушения обмена веществ?

- Могут ли растительные организмы влиять (изменять) обмен веществ животных?

- Могут ли живые организмы влиять на обмен веществ биогеоценоза и биосферы в целом???

1. Обсуждение поставленной проблемы

2 Выводы по уроку

-обменные процессы взаимосвязаны между собой

-обмен веществ растений влияет на обмен веществ всех живых организмов

- обмен веществ живых организмов влияет на обмен веществ  биосферы

V. Подведение итогов.

Домашнее задание – Как курение влияет на энергетический обмен организма?

Угощение конфетами! Почему с точки зрения данной темы?


Приложение 1

Вариант 1

Ф. И.________________

Какие вещества необходимы для

- световой фазы фотосинтеза

Вариант 2

Ф. И.________________

Какие вещества необходимы для

-темновой фазы фотосинтеза

Вариант 3

 Ф. И.________________

Какие вещества необходимы для

- трансляции

Вариант 4 Ф.И.________________

Какие вещества необходимы для

- транскрипции

Вариант 5

Ф. И.________________

Какие вещества необходимы для

- электронной транспортной цепи (на кристах митохондрий)

Вариант 6

Ф. И.________________

Какие вещества необходимы для

- гликолиза

Вариант 1

Ф. И.________________

Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:

  1. О2

  1. ДНК

Вариант 2

Ф. И.________________

Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:

1.  СО2

2.   ПВК

Вариант 3

Ф. И.________________

Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:

  1. Н2О

  1. С6Н12О6 (глюкоза)

Вариант 4

Ф. И.________________

Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:

  1. хлорофилл

  1. НАДФ

Вариант 5

Ф. И.________________

Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:

1. пентозы

2. и РНК

Вариант 6

Ф. И.________________

Какие функции выполняют вещества при обменных процессах:

  1. т РНК

  1. АТФ


Приложение 2

Рассмотрите схему, какой процесс изображен, что обозначено цифрами?

Рассмотрите схему, какой процесс изображен, что

обозначено цифрами?

Рассмотрите схему, какой процесс изображен, что обозначено цифрами?

Рассмотрите схему, что обозначено цифрами? В каких процессах участвует данный органоид?

Рассмотрите схему, какой процесс изображен, что обозначено цифрами?


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1. «Беглец» ( М.Ю. Лермонтов)

…Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла…

2. «Первый ландыш» (А. А. Фет)

…О первый ландыш! Из- под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!


3. Очень страшная история
 (Д. Хармс)
Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко.

4. «***»  (М.Ю. Лермонтов)

…На севере диком стоит одиноко

    На голой вершине сосна,

    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

    Одета, как ризой, она…

5. «Цветок»  (А.С. Пушкин)

…Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя…


Приложение 4

Решить задачу

1. Многие птицы в зимнюю бескормицу обитают возле жилья человека. В снегопад, гололедицу и в мороз, например, синицы питаются только теми кормами, которые находят в специально оборудованных кормушках… Как вы думаете, что страшнее для домового воробья голод или холод?

2. Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическим растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а портят его. Как объяснить даме ее ошибку?

3. Без пищи человек может обходиться более месяца, без воды – около недели, а без воздуха – всего несколько минут.

4. При воздействии на изолированную мышцу лягушки электрическим током в отсутствии кислорода он быстро теряет способность сокращаться. Однако, если обеспечить доступ кислорода, то мышца вновь начинает сокращаться. Объясните результаты опыта.

5. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18,4%, в поджелудочной железе – 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"

Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Механическое движение. Плотность вещества"

Урок в игровой форме с разнообразными заданиями, где учитель и ученик может проявить себя творчески, применяя физические знания....

Урок Обобщение и систематизация знаний по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Материал урока позволит учащимся повторение, обобщение и закрепление знаний и выработанных умений учащихся по основам молекулярной физики....

Урок химии в 11 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вещества и их свойства"

Данная разработка предполагает повторение и закрепление пройденного материала по теме "Вещества и их свойства": классификаци., номенклатуру, физические и химические свойства кислот, основани...


 

Комментарии

Наталья Владимировна! Урок мне понравился, попробую его провести в своем классе. Спасибо.