Урок химии в 11 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вещества и их свойства"
учебно-методический материал по химии (11 класс) по теме
Данная разработка предполагает повторение и закрепление пройденного материала по теме "Вещества и их свойства": классификаци., номенклатуру, физические и химические свойства кислот, оснований, амфотерных соединений и генетической связи органических и неорганических соединений, объяснения результата практического осуществления окислительно-восстановительных реакций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshch._i_sist._znaniy_veshchestva_i_ih_svoystva_11_kl.docx | 71.3 КБ |
obobshch._i_sist._znaniy_veshchestva_i_ih_svoystva_11_kl.pptx | 148.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства»
Цель урока:
образовательные: Повторение и закрепление материала, пройденного по теме «Вещества и их свойства»: классификация, номенклатура, физические и химические свойства кислот, оснований, амфотерных соединений и генетической связи органических и неорганических соединений, объяснить результат практического осуществления ОВР.
развивающие: Развитие у учащихся логических мыслительных операций: умение анализировать, сравнивать и делать выводы, практических навыков, развитие критического мышления.
воспитательные: Формировать положительную мотивацию к учению, добросовестное отношение к учебному труду.
Оборудование: мультимедийное, набор реактивов
Ход урока
Мотивация: «Ребята, вы заканчиваете учебу в школе, и на самые последние уроки к нам приехали гости – учителя химии и биологии района, поэтому нам надо постараться лучше показать знания, которые вы приобрели по моему предмету, работайте активно, не бойтесь ошибиться, ошибки можно исправить, ведь учитель пока еще рядом с вами!»
План урока:
1) Классификация веществ;
2) Неорганические и органические кислоты, основания, амфотерные соединения:
- определения
- классификация
- хим. свойства
3) Генетическая связь органических и неорганических соединений;
4) Практическое осуществление ОВР
5) Итоги урока.
- Классификация веществ
- Какие бывают вещества? (неорганические и органические)
- Классификация неорганических веществ (простые и сложные)
- Определение простых и сложных в-в
- Классификация простых веществ. (металлы, неметаллы, благородные газы: строение атомов, виды хим. связи, типы кристаллических решеток, особенность свойств веществ. (составление таблицы)
Вещества | Строение атома | Вид хим. св. | Строение простых веществ, тип кристаллических. решеток | Свойства веществ |
Ме | Малое кол-во ē на внеш. эн. уровне (меньше, чем 3) | Металлическая связь | Металлическая | Восст. св-ва |
НеМе | Большое кол-во ē на внеш. эн. уровне (больше, чем 4) | Ковалентная полярная связь | Молекулярная или атомная | Окислительно-восстановительные свойства |
Благородные газы | Внешний эн. уровень завершен (октет ē или 2ē у Не) | Нет связи между атомами | Молекулярная | Инертны |
- Классификация сложных веществ:
- оксиды (несолеобразующие и солеобразующие: основные, кислотные и амфотерные);
- гидроксиды (кислоты, основания, амфотерные гидроксиды);
- соли (средние, кислые, основные, двойные, комплексные).
6) Дайте названия, распределите вещества согласно классификации:
S8, AI(OH)3, H2SO3, NO, BaO, P2O5, HI, Mg(OH)2, NaHSO3, (ZnOH)CI, KNO3, KAI(SO4)2, Na3[AIF6], NH4Fe(SO4)2
Неорганические вещества
Простые Сложные
металлы
неметаллы оксиды гидроксиды соли
солеобразующие основания двойные средние
благородные газы - основные - растворимые
- амфотерные - амфотерные основные кислые
- кислотные - нерастворимые
несолеобразующие кислоты комплексные
- кислородсодержащие
- бескислородные
- одноосновные
- двухосновные
- трехосновные
- Написать уравнения электролитической диссоциации (NaHSO3, (ZnOH)CI, KNO3, KAI(SO4)2, Na3[AIF6], NH4Fe(SO4)2)
- Классификация органических веществ:
А) вид углеродной цепи (ациклические, циклические: карбоциклические, гетероциклические)
Б) наличие кратных связей
Органические вещества
Ациклические Циклические
предельные непредельные карбоциклические гетероциклические - алканы - алкены
- алкадиены предельные непредельные ароматические
- алкины - циклоалканы - циклоалкены - арены
- циклоалкины
2. Неорганические и органические
КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ АМФОТЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
- Определения: по структурной, электролитической, протолитической теориям
- Классификация
- Хим. свойства
- Дайте характеристику по классификации и хим. св-вам след. веществ
Сравните кислотные и основные свойства
Н3РО4, H2SO4, HCIO4;
НСООН, CH3COOH, С2Н5СООН;
HF, HCI, HBr;
LiOH, NaOH, KOH;
NH3, CH3NH2, (CH3)2 NH, С6H5NH2, (С6H5)2 NH
H2SO4 – серная кислота, кислородсодержащая, двухосновная, растворимая, нелетучая, сильная, стабильная, проявляет кислотные свойства;
CH3COOH – уксусная кислота, кислородсодержащая органическая кислота, одноосновная, растворимая, летучая, слабая, стабильная, проявляет кислотные свойства;
KOH – гидроксид калия, кислородсодержащая, двукислотная, растворимая, нелетучая, стабильная, проявляет основные свойства;
NH3 – аммиак, бескислородное основание, растворимое, летучая щелочь, проявляет основные свойства;
CH3NH2 – метиламин, бескислородное органическое основание, растворимое, летучая, стабильное, проявляет основные свойства;
Вывод:
- Неорганические и органические кислоты обладают общими свойствами за счет атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов.
- Общими свойствами для неорганических и органических оснований является их взаимодействие с кислотами, при котором кислота отщепляет протон водорода, а основание притягивает, образуются соль и вода.
- Назовите неорганические и органические вещества, проявляющие амфотерные свойства
Zn(OH)2 – гидроксид цинка, нерастворимый гидроксид, нестабильный, разлагается при нагревании, нелетучий, проявляет амфотерные свойства;
CH3CH(NH2)COOH – аминопропионовая кислота (аланин), органическое амфотерное соединение, растворимое, проявляет амфотерные свойства.
Н2О – вода.
- Допишите уравнения реакций
1 группа: H2SO4 + КОН →
CH3COOH + Mg(OH)2→
2 группа: NH3 + HCI →
CH3NH2 + H2SO4 →
3 группа: Zn(OH)2 + КОН →
CH3CH(NH2)COOH + HCI →
Н2О + НСI →
Н2О + NН3 →
- Если в-ва находятся в твердом виде, то необходима большая температура, происходит спекание. В результате образуются твердые соединения – мета- и ортоформы
- Если в-ва находятся в растворе, образуются комплексные соединения
Вывод:
- Амфотерные свойства проявляют оксиды и гидроксиды переходных металлов, а не типичных металлов и типичных неметаллов. В зависимости от того с каким соединением взаимодействует (сильным основанием или сильной кислотой) проявляет основные или кислотные свойства.
- Органические соединения проявляют амфотерные свойства из-за наличия двух функциональных групп: карбоновых кислот – органических кислот и аминов – органических оснований.
- Понятия «кислота» и «основание» являются относительными. Т.к. гидроксид является «кислотой» или «основанием», т.е. проявляет кислотные и основные свойства, в зависимости от того с чем взаимодействует.
- Генетическая связь неорганических соединений
Составьте генетический ряд для след. элементов
Ва, Сu, S, Si
- Практическое осуществление ОВР
ОВР между KMnO4 и Na2SO3 в различных средах (кислой, нейтральной и щелочной).
Объясните свои наблюдения. Чем определяется состав продуктов восстановления?
В три пробирки наливаем розовый раствор KMnO4
- В 1 пробирку добавляем H2SO4
- Во 2 – Н2О дист.
- В 3 – КОН р-р
Затем в каждую пробирку вносим несколько кристаллов Na2SO3
- В 1 пробирке розовый раствор становится бесцветным
- Во 2 – выпадает бурый осадок
- В 3 – розовый раствор становится зеленым
H+
MnO4- → Mn2+ (MnSO4) бесцветный
H2O
MnO4- → MnO2↓ бурый порошок
OH-
MnO4- → MnO42- (K2MnO4) зеленый цвет
Написать уравнение ОВР, расставить коэффициенты
- Итоги урока
- Дом. задание: подг. к контр. работе
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока 1) Классификация веществ; 2) Неорганические и органические кислоты, основания, амфотерные соединения: - определения - классификация - хим . свойства 3) Генетическая связь органических и неорганических соединений; 4) Практическое осуществление ОВР 5) Итоги урока .
Вопросы для повторения Какие бывают вещества? (неорганические и органические) Классификация неорганических веществ (простые и сложные) Определение простых и сложных в-в Классификация простых в-в ( Ме , НеМе , благородные газы: строение атомов, виды хим. связи, типы кр . реш ., особенность св-тв (составление табл.)
Классификация простых в-в В- ва Строение атома Вид химической связи Строение простых в-в, тип кр . реш . Св-ва в-в Ме Малое кол-во ē на внеш. эн. уровне (меньше, чем 3) Металлическая связь Металлическая кр . реш . Восст . св-ва НеМе Большое кол-во ē на внеш. эн. уровне (больше, чем 4) Ковалентная полярная связь Молекулярная или атомная кр . реш . Ок- восст . св-ва Благ. газы Внешний эн. уровень завершен (октет ē или 2ē у Не) Нет связи между атомами Молекулярная кр . реш . Инертны
Классификация сложных веществ оксиды ( несолеобразующие и солеобразующие: основные, кислотные и амфотерные ) гидроксиды ( кислоты, основания, амфотерные гидроксиды ) соли ( средние, кислые, основные, двойные, комплексные )
S 8 AI(OH) 3 H 2 SO 3 NO BaO P 2 O 5 HI табл. word Mg(OH) 2 NaHSO 3 ( ZnOH )CI KNO 3 KAI(SO 4 ) 2 Na 3 [AIF 6 ] NH 4 Fe(SO 4 ) 2 Дайте названия, распределите вещества согласно классификации :
Написать уравнения электролитической диссоциации NaHSO 3 → ( ZnOH )CI → KNO 3 → KAI(SO 4 ) 2 → Na 3 [AIF 6 ] → NH 4 Fe(SO 4 ) 2 →
Классификация органических веществ вид углеродной цепи ( ациклические, циклические: карбоциклические, гетероциклические) наличие кратных связей т абл. word
Неорганические и органические КИСЛОТЫ ОСНОВАНИЯ АМФОТЕРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ Определения: по структурной теории п о электролитической теории п о протолитической теории Классификация Хим. свойства
Дайте характеристику по классификации и химическим свойствам след. веществ Сравните кислотные и основные свойства Н 3 РО 4 H 2 SO 4 HCIO 4 HF HCI HBr НСОО H CH 3 COOH С 2 Н 5 СООН LiOH NaOH KOH NH 3 CH 3 NH 2 ( CH 3 ) 2 NH С 6 H 5 NH 2 ( С 6 H 5 ) 2 NH
Допишите уравнения реакций H 2 SO 4 + КОН → CH 3 COOH + Mg ( OH ) 2 → NH 3 + HCI → CH 3 NH 2 + H 2 SO 4 →
Вывод : Общими свойствами для неорганических и органических кислот и оснований является их взаимодействие друг с другом, при котором кислота отщепляет протон водорода, а основание притягивает. В результате образуются соль и вода . Реакция наз. нейтрализации
Zn(OH) 2 + КОН → CH 3 CHCOOH + HCI → ׀ NH 2 Н 2 О + НС I → Н 2 О + N Н 3 →
Вывод: Амфотерные свойства проявляют оксиды и гидроксиды переходных Ме , а не типичных Ме и типичных НеМе . В зависимости от того с каким соединением взаимодействует (сильным основанием или сильной кислотой) проявляет основные или кислотные свойства. Органические соединения проявляют амфотерные свойства из-за наличия двух функциональных групп: карбоновых кислот – орг. кислот и аминов – орг. оснований. Понятия «кислота» и «основание» являются относительными. Т.к. гидроксид является «кислотой» или «основанием», т.е. проявляет кислотные и основные свойства, в зависимости от того с чем взаимодействует.
Генетическая связь неорганических соединений Составьте генетический ряд для след. элементов Ва С u S Si
Практическое осуществление ОВР ОВР между KMnO 4 и Na 2 SO 3 в различных средах ( кислой, нейтральной и щелочной ) Объясните свои наблюдения. Чем определяется состав продуктов восстановления? В три пробирки наливаем розовый раствор KMnO 4 В 1 пробирку добавляем H 2 SO 4 Во 2 – Н 2 О дист . В 3 – КОН р-р Затем в каждую пробирку вносим несколько кристаллов Na 2 SO 3 В 1 пробирке розовый раствор становится бесцветным Во 2 – выпадает бурый осадок В 3 – розовый раствор становится зеленым
H + MnO 4 - → Mn 2+ ( MnSO 4 ) бесцветный H 2 O KMnO 4 MnO 4 - → MnO 2 ↓ бурый осадок OH - MnO 4 - → MnO 4 2- ( K 2 MnO 4 ) зеленый цвет Написать уравнения ОВР, расставить коэффициенты
KMnO 4 + H 2 SO 4 + Na 2 SO 3 → K 2 SO 4 + MnSO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O KMnO 4 + H 2 O + Na 2 SO 3 → KOH + MnO 2 + Na 2 SO 4 KMnO 4 + KOH + Na 2 SO 3 → K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O
Итоги урока Дом. задание: подготовиться к контр. работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка в 9 классеОбобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме "Сложносочиненное предложение".
Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся по теме "Сложносочиненное предложение"....
Урок на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Атомы химических элементов", 8 класс
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Атомы химических элементов», используя активные методы обучения. ...
Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...
Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"
Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...
Урок химии в 9 классе "Обобщение знаний по теме "Общие свойства металлов"
Урок химии в 9 классе посвящён обобщению и систематизации знаний учащихся о физических и химических свойствах металлов с помощью разноплановых заданий (традиционных, игровых, логических), основных спо...
Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень
Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...
Конспект урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по курсу неорганической и общей химии"
Урок в игровой форме под названием «Своя игра». Такая форма урока является аналогом телевизионной игры «Своя игра». Цели. Развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии; обобщение, зак...