Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Кирьянова Алевтина

Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представлен на Международном семинаре для педагогов из Каллавереской средней школы г. Маарду, Эстония в 2012 году, заслужил хорошие отзывы от эстонских учащихся и педагогов. Рекомендован для распространения опыта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Обобщение и систематизация знаний об основных классах веществ неорганической химии

Цель урока (формулируется вместе с учащимися): упорядочить сведения об основных классах веществ.

I этап урока. Химическая разминка. Работа совсем классом. Каждый учащийся вписывает в свою тетрадь правильный ответ на вопрос, представленный на слайде. После ответа на все 6 вопросов, учащиеся меняются тетрадями, и по ключу осуществляют взаимопроверку ответов, выставляют оценки.

1). Степень окисления фосфора в веществе NaH2PO4:

1. +3

2. +5

3. -3

4.  0

2). При взаимодействии N2O5 и NaOH образуются вещества:

1. нитрит натрия и вода

2. нитрат натрия

3. нитрат натрия и вода

4. нитрит натрия

3). В каком ряду представлены формулы только основных солей:

  1. FeOHCl, Mg(OH)2 , KHSO4 ;
  1. AlOHBr2 , HNO3 , NaOH ;
  1. KOH , BaOHBr , BaO ;
  2. ZnOHNO3 , (CaOH)2SO4 , Al(OH)2Br

4). Сумма всех коэффициентов в молекулярном уравнении реакции взаимодействия между оксидом серы (VI) и гидроксидом калия:

1.   5

2.   4

3.   3

4.   2

5). Сумма все коэффициентов в сокращенном ионном уравнении реакции взаимодействия между азотной кислотой и силикатом лития:

1.   6

2.   4

3.   10

4.   8

6). Соляная кислота реагирует со всеми веществами ряда:

1. Cu , CuO , Cu(OH)2 ;

2. KNO3 , K2O , KOH ;

3. SiO , CaO , Al ;

4. Zn , ZnO , AgNO3 .

II этап урока. После разминки - демонстрационный опыт: сжигание фосфора в колбе, на дне которой находится вода. В воду добавлен немного лакмуса, цвет – фиолетовый. По мере сгорания, колба заполняется белым дымом (оксид фосфора (V) – дымовая завеса во время войны), который постепенно растворяется в воде, цвет лакмуса меняется на розовый. От учащихся требуется прокомментировать увиденное, cоставить генетическую цепочку превращений на основе фосфора, написать уравнения наблюдаемых реакций.

P → P2O5 → H3PO4 

4P + 5O2 = 2P2O5 

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4 

Сформулируем определение: генетическая связь – связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения.

Учитель добавляет 2 – 3мл гидроксида натрия в колбу, замечаем изменение окраски на фиолетовую, которая была вначале опыта. Вывод формулируют учащиеся о произошедшей реакции нейтрализации, записывают уравнение реакции:

3NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + 3H2O

Рассмотрим уравнение как реакцию ионного обмена.

Физминутка (2 минуты).

III этап. Практическая часть – работа по группам по 4 человека.

Практическая работа (вспомнить о ТБ).

С помощью одного реактива распознайте, в какой из выданных вам пробирок находятся растворы следующих солей: сульфата железа (II), сульфата меди (II) и хлорида железа (III).

На столе: пронумерованные пробирки с растворами выданных солей, раствор гидроксида натрия, стакан с водой, стеклянная трубочка.

Подсказка: если при добавлении к раствору соли щелочи образуется:

осадок голубого цвета – ионы меди (II);

осадок зеленого цвета, буреющий на воздухе – ионы

железа (II);

осадок бурого цвета – ионы железа (III).

Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном виде и укажите номера пробирок с растворами солей:

Пробирка № 1 –

Пробирка № 2 –

Пробирка № 3 –

              В качественном анализе используют легко выполнимые, характерные химические реакции, при которых наблюдается появление или исчезновение окрашивания, выделение или растворение осадка, образование газа и др. Реакции должны быть как можно более селективны и высокочувствительны. Качественный анализ в водных растворах основан на ионных реакциях и позволяет обнаружить катионы или анионы. Основоположником качественного анализа считается Р.Бойль, который ввёл представление о химических элементах как о неразлагаемых основных частях сложных веществ и систематизировал все известные в его время качественные реакции.

Для определения присутствия веществ, анионов, катионов используются качественные реакции. Проведя их можно подтвердить однозначно их наличие. Эти реакции широко используются при проведении качественного анализа, целью которого является определение наличия веществ или ионов в растворах или смесях.

От каждой команды выходит представитель для написания на доске уравнений реакции.

Вывод формулируют учащиеся о необходимости знаний качественных реакций.

IV этап. Рефлексия. Работа по парам. Используя метод из технологии развития критического мышления, работая по схеме «Верю – не верю» (см. приложение), учащиеся называют единственно верный ответ. Анализируем рассуждения учащихся, позволившим им сделать такой вывод.

В преддверие лета, предлагаем решить практикориентированные задачи дома:

Задача 1. Перманганатом калия можно лечить змеиные укусы. Если нет специальной сыворотки, точно по месту укуса делают инъекцию

0,5 – 1 мл 1%-го раствора KMnO4 . Рассчитайте массу перманганата калия и объем воды, необходимые для приготовления 75 мл такого раствора, имеющего плотность 1,006 г/мл.

Задача 2. Долгое время йод не находил применения в медицине. Только в 1904 г. русский военный врач Филончиков ввел в практику 5 – 10%-е спиртовые растворы йода для обработки краев свежих ран. Какой объем 5%-го спиртового раствора йода можно приготовить, имея в своем распоряжении 10 г йода? Плотность спиртового раствора йода примите равной 0,950 г/мл.

Завершение урока: благодарности учащимся за хорошую работу на уроке, оценки. Подводим итоги: что узнали нового на уроке, что понравилось, что вызвало затруднения. Домашнее задание: решить задачи, предложенные на уроке, проанализировать урок.



Предварительный просмотр:

Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии

Оксид хлора (VII) – кислотный оксид

HBr – бромоводородная кислота, одноосновная, бескислородная, сильная

Оксид натрия реагирует с водой

Оксиды не являются электролитами

К щелочам относится гидроксид кальция

Фосфат калия взаимодействует с сульфатом натрия

При взаимодействии кислотного оксида с основанием образуется соль и вода

Кислоты – электролиты, диссоциирующие на катионы металлов и анионы кислотных остатков

Степень окисления хрома в Na2CrO4 

равна +6

Гидроксид калия взаимодействует с хлоридом натрия с образованием осадка

Все кислоты реагируют с металлами, расположенными в ряду напряжений металлов после водорода

Соляная кислота реагирует с оксидом серебра

Реакции  ионного обмена идут до конца, если образуется осадок, газ или вода

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии

Урок обобщения первоначальных понятий органической химии. Проводится после повторения материала об органических соединениях, изученного в девятом классе, и изучения основных типов химических реак...

Методическая разработка игры "Хи-по-хо" по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Игра «Хи-по-хо» - сокращённое название состязательной игры «химико – познавательный хоккей». Игра строится по принципу «хи-би-хо». Также выставляются  по две команды в количестве шести человек. Т...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»

в занимательной форме обобщить и закрепить знания по об основных классах неорганических соединений и их взаимопревращении....

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...