Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»
методическая разработка (химия, 8 класс) на тему

Иванова Светлана Юрьевна

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганических веществ. Типы химических реакций". Тип урока: урок-эксперимент, обобщающий. Виды деятельности: эвристическая беседа, химический эксперимент /ученический - в парах - и демонстрационный, работа с таблицей, учебником.

Скачать:


Предварительный просмотр:

-1-

Методическая разработка урока  

     Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций».                 Учитель: ИвановаС.Ю.

       Тип урока: урок-практикум, обобщающий.

       Формы проведения урока: фронтальная беседа, химический эксперимент, работа парами, работа по карточкам и тестам.

        Цели :

  Формирование понятия  о важнейших классах неорганических веществ как групп веществ, объединенных общими признаками состава.

  Развитие умения записывать суть происходящих химических превращений с помощью формул исходных и образующихся веществ, отработка навыка расстановки коэффициентов на основании понимания  закона сохранения массы веществ М.В.Ломоносова.

  Развитие умения классифицировать химические реакции на основании признаков состава реагирующих и образующихся веществ.

       Отработка умения правильно называть вещества.

  Развитие умения сравнивать и обобщать, работать внимательно, соблюдая  правила техники безопасности при постановке химического эксперимента. Формирование культуры общения, умение работать сотрудничая, стимуляция мышления, познавательного интереса, повышение самооценки учащихся.

Сделать шаг к созданию целостных представлений о мире на основе закона сокращения массы веществ и энергии как всеобщего закона природы.

       Учебно-наглядные пособия:

  1. таблица Менделеева
  2. таблица растворимости
  3. электрохимический ряд напряжений металлов
  4. учебники по химии для 8 класса О.С.Габриеляна
  5. карточки с формулами и названиями оксидов,оснований,солей

      Оборудование:

 На столах учащихся:

- ученический штатив

- поддон

- держатель для пробирок

- пробирки

- спиртовка

- спички

- порошок железа

- порошок серы

- стальные скрепки или гвозди

- раствор сульфата меди ( ││)

- раствор гидроксида натрия

- 2 -

На столе учителя:

- демонстрационный столик

- штатив для демонстрационных пробирок

- асбестовая сетка

- спиртовка

- спички

- стеклянная колба с пробкой, наполненная кислородом

- раствор гидроксида натрия

- раствор хлорида железа (│││)

- стружка магния

- соляная кислота

- индикатор фенолфталеин

- цинк

Оформление доски на начало урока:

Тема урока: Классы неорганических веществ. Типы химических реакций.

Цель:

Закрепить знания о классификации веществ и типах химических реакций.

  Ход урока:                                                                                      I.      I.Организационный момент (приветствие, ознакомление с темой, целью и планом урока).

II.Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний            

 Написать формулы оксида кальция, гидроксида кальция, хлорида кальция, сульфата кальция, фосфата кальция; указать принадлежность к классу.

           Ответ:

 Оксид кальция- CaO                                      оксид

Гидроксид кальция- Ca(OH)2                         основание

Хлорид кальция- CaCl2                                   соль

Сульфат кальция- CaSO4                                соль

Фосфат кальция-  Ca3(PO4)2                            соль              

$27  стр. 99 прочитать. Перечислить типы  химических реакций, дать им определения.

Правильный ответ:

                                                                                                                                 Реакции разложения:  из сложного вещества образуются два и более сложных веществ.                                                                                                                                                       

В реакции соединения : из двух и более веществ образуется одно  сложное вещество.

Реакции замещения: атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

                                       - 3 -

 Реакции  обмена : два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

III. А. Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических веществ»

Вопросы классу:                                                                                                     --все вещества по количеству элементов делятся на простые и …...(сложные)

          -простые вещества состоят из атомов …? (одного вида)

          -сложные из атомов….? (разных видов)

          -есть простые вещества металлы и …..? (неметаллы)

          -в свою очередь среди сложных веществ различают классы:                                                            о…(оксидов),о…(оснований), …..(кислот), ….(солей)

Чертим таблицу:      

    Неорганические вещества

Простые вещества                                              Сложные вещества   

Металлы     Неметаллы               оксиды      основания        кислоты         соли  

     Предлагаются вопросы:                                                                                    

- Как отличить металлы от неметаллов? (Металлы тверды ,кроме Hg,ковкие, имеют металлический блеск, цвет серый или рыжий, хорошо проводят тепло и электрический ток).

- Что характерно для строения атомов элементов образующих простые вещества-металлы?       (1,2,3 внешних электрона)

- Что характерно для строения  атомов элементов, образующих простые вещества-неметаллы?......(4,5,6,7,8 внешних электрона, за исключением бора, имеющего 3 внешних электрона).

 - Как мы узнаем оксиды? ( стр.64)……(В них два элемента, один из них- кислород со степенью окисления -2).

-Основания?  (Стр.68) …..(частицы металла соединены с гидроксогруппами).

-Кислоты?  (стр. 71)…….(частицы водорода соединены с кислотным остатком).

   Вносим в таблицу признаки металлов и неметаллов и общие формулы оксидов (ЭхОу) , оснований ( Ме(ОН)х  ) , кислот ( НхК ) и солей ( МехКу ).

 Работа по карточкам. Учитель показывает формулу вещества, учащиеся называют его. В это время учитель показывает правильный ответ. Затем наоборот: перед учениками название вещества, они называют формулу. (см. приложение).

                                                   

 Для проверки понимания

Поочередно  вызываются к доске учащиеся для внесения формул веществ в таблицу ( см. приложение).

                                                   - 4 -

III. Б.  Обобщение и систематизация знаний по теме «Типы химических реакций».

Беседа с учащимися:

- Что вы понимаете под химической реакцией?......( Это превращение одних веществ в другие; это явления, сопровождающиеся  изменением цвета, появлением осадка, газа, запаха и др. )

- Как называется запись химической реакции? …….( Химическое уравнение).

- О каком равенстве идет речь? ( о равенстве числа атомов каждого вида до  и после реакции.

-  На основании какого закона мы расставляем коэффициенты?....( На основании закона сохранения массы веществ ).

- Имя какого ученого носит этот закон? Памятник ему установлен рядом с Академией Наук. Учащимся предлагается прочитать четверостишье:

 Он физик, химик, он поэт, философ,

Историк он, геолог и оратор,

Науки русской он организатор…

У Академии- Михайло …..( Ломоносов ).

     Учитель: Сегодня мы совершаем небольшое путешествие в мир химических превращений, посмотрим химический эксперимент и сами будем делать опыты. Но сначала проверим, как вы знаете правила техниеи безопасности.  Закончите фразы:

 - все опыты делаем над….( поддоном)

- наклоняться над пробиркой…..( нельзя)

- перед зажиганием спиртовки ее надо сначала ее….( подготовить)

- в спиртовке проверяем положение….( диска и фитиля).

- при нагревании держим пробирку…( наклонно, отверстие направляем в сторону от людей).

- гасим спиртовку…( накрывая пламя колпачком).

-при попадании веществ на кожу……( смываем  большим количеством воды).

     Демонстрируются опыты.

Учащиеся отмечают признаки реакции, ее тип и записывают уравнения в соответствующую графу таблицы, выданной учащимся ( см. приложение).

  1. Горение магния.

 Mg + O2 => MgO                  Яркий свет , появление вещества белого цвета.

Реакция соединения

 2.   Разложение бихромата аммония ( опыт «вулкан» )

(NH4)2 Cr2O7 = N2 + Cr2O3 +  H2O    Оранжевые кристаллы превратились в вещество зеленого цвета, образуются бесцветные газы, свет .Это разложение..     3.Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

Zn + HCl => ZnCl2 + H2    Реакция замещения.  Выделение тепла и газ                                                   

4.Взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой.

NaOH + HCl => NaCl + H2O      

                                                      - 5 -

Реакция обмена. (нейтрализация). Наблюдаем обесцвечивание индикатора.  5.Горение серы.                                      

S + O2 => SO2   Видно голубое  свечение. Это реакция соединения.

6.Взаимодействие гидроксида натрия и хлорида железа (III ).

NaOH + FeCl3 => Fe(OH)3 + NaCl                      Появляется бурый осадок.

Реакция обмена.  

        Ученический эксперимент

  1. Взаимодействие железа с раствором сульфата меди (II )

Fe + CuSO4 => FeSO4 + Cu                Рыжий налет на скрепке или гвозде.

Реакция замещения.

2. Взаимодействие железа с серой.

Fe + S => FeS     Появление черного вещества. Реакция соединения.

  1. Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.

CuSO4  + NaOH => Cu(OH)2 + Na2SO4           Появление синего осадка

Реакция обмена.

  1. Разложение гидроксида меди (II)

Cu(OH)2 => CuO = H2O  Синий осадок превратился в черный.  Разложение.               

     Постановка и обсуждение результатов эксперимента — в парах.

     

     IV. Работа по тестам. Установить соответствие.

Тест №1

1) Соединение                             1) Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu 

2)Разложение                              2) Al + 3 O2 = 2 Al2O3

3)Замещение                               3) 2 KClO3 = 2 KCl + 3O2

4)Обмен                                       4) Al2O3 + 3 H2SO4 = Al2(SO4)2 + 3 H2O

Тест №2

  1. Соединение                1) Mg + H2O = MgO + H2
  2. Разложение                2) 3 KOH + H3PO4 = K3PO4 + 3 H2O
  3. Замещение                 3) Ni(OH)2 = NiO + H2O

4)   Обмен                        4) Zn + S = ZnS

 

Тест №3

  1. Соединение                              1) Fe2O3 + 6HCl 2FeCl3 + 3H2O
  2. Разложение                               2) H2 + Cl2 2HCl
  3. Замещение                                3) 2NH3 N2 + 3H2
  4. Обмен                                        4)  Fe2O3 + 2Al Al2O3 + 2Fe

                                         - 6 -

                                               

      V. Подведение итогов.

     Итак, окружающий нас мир (и мы с вами) состоит из веществ. Среди неорганических веществ различают металлы и неметаллы (простые вещества) и их соединения: оксиды, гидроксиды ( кислоты и основания), соли. Превращения веществ в другие вещества называются химическими реакциями и подчиняются всеобщему закону природы- закону сохранения массы и энергии. Если учитывать количество веществ и их состав, то химические реакции можно разделить на реакции соединения, разложения, замещения, обмена.

    По результатам работы ( активность во время фронтальной беседы, грамотное выполнение эксперимента, результаты тестирования) учащиеся получают оценки за урок.

 VI. Домашнее задание

  В таблицах: схемы реакций превратить в химические уравнения, т. е. расставить коэффициенты; проверить правильность заполнения.

                           

- 7 -

Приложение.

Карточки с формулой и названием вещества

    На  лицевой стороне                                                      На обратной стороне

CaO                                                                                Оксид кальция

MgO                                                                               Оксид магния

Al2O3                                                                                                              Оксид алюминия

ZnO                                                                                Оксид цинка

FeO                                                                                 Оксид железа (II )

Fe2O3                                                                                                              Оксид железа (III ).

CO2                                                                                                                  Оксид углерода( IV)

SO2                                                                                                                   Оксид серы (IV)

SO3                                                                                                                   Оксид серы(VI)

P2O5                                                                                                                 Оксид фосфора (V )

SiO2                                                                                                                 Оксид кремния

NO2                                                                                                                  Оксид азота (IV)

NaOH                                                                              Гидроксид натрия

KOH                                                                               Гидроксид калия

Ca(OH)2                                                                                                       Гидроксид кальция                                                             

Mg(OH)2                                                                                                      Гидроксид магния

Cu(OH)2                                                                                                       Гидроксид меди (  II  )

Fe(OH)2                                                                                                         Гидроксид железа (  II   )

Fe(OH)3                                                                                                         Гидроксид железа ( III    )

HCl                                                                                 Соляная кислота

HNO3                                                                              Азотная кислота

H2SO3                                                                            Сернистая кислота

H2CO3                                                                            Угольная кислота

H2SO4                                                                             Серная кислота

H2SiO3                                                                            Кремниевая кислота

H3PO4                                                                             Ортофосфорная кислота

FeCl2                                                                                Хлорид железа (II )

Mg(NO3)2                                                                        Нитрат магния

FeCl3                                                                                Хлорид железа (III )

K2SO3                                                                              Сульфит калия

Na2CO3                                                                            Карбонат натрия

CaSO4                                                                               Сульфат кальция

MgSiO3                                                                             Силикат магния

AlPO4                                                                                Фосфат алюминия

                                                     - 8 -

Приложение : Раздаточный материал. Демонстрационные опыты.

 

  1. Mg + O2 => MgO
  2. ( NH4)2Cr2O7 =>N2 + H2O + Cr2O3
  3. Zn + HCl => ZnCl2 + H2
  4. NaOH + HCl => NaCl + H2O
  5. S + O2 => SO2
  6. NaOH + FeCl3 => Fe(OH)3 + NaCl

Ученический эксперимент:

  1. Fe + CuSO4 => FeSO4 + Cu
  2. Fe + S => FeS
  3. CuSO4 + NaOH =>Cu(OH)2 + Na2SO4
  4. Cu(OH)2 => CuO + H2O

    Литература :

 

Габриелян О.С.   Химия, 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Дрофа,2002

Кузнецова Н.Е.,  Титова И.М.,  Гара Н.Н.,  Жегин А.Ю.   Химия,8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н.   Задачник по химии. 8 класс.  М.,Вента-Граф.,2007.

Титова И.М.  Уроки химии, 8 класс. Система  личностного развития учащихся. Материалы для специалистов образовательных учреждений. Санкт-Петербург, Каро, 2002.

Ефимовский Е.С.  Петербург в загадках. Санкт-Петербург. ЗАО «Норинт», 2004. 


- 9 -

Приложение. Раздаточный материал                                                                                                

Тип реакции:                               Уравнение реакции в общем виде:                              

-----------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                  

               

                                                                                                                                                         

Реакция                        Несколько простых                               Сложное вещество                    

соединения                             А    +     В                       =                    АВ                                          

                                    или сложных веществ                              Другое сложное

                                                  АВ  +   СВ                     =             АВ2С                  

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Реакция                        Сложное вещество                   Несколько других веществ разложения                                    АВ                      =               А      +       В

                                                                                                       или сложных            

                                                       АВ2С                   =         АВ       +       ВС

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Реакция                        Сложное вещество                                  Другое сложное      замещения                   и простое                                                 и другое простое

                                                                                                                                                           

                                                АВ  +  С                       =         СВ        +       А

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Реакция обмена            Два сложных вещества          Два других сл.вещества                                                                          

                                                                                                                 

                                                   АВ    +    СД               =      АД          +      СД

------------------------------------------------------------------------------------------------------




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» (8 класс)

Мини - пособие по теме: «Классы неорганических веществ. Схемы реакций» предназначено для организации самостоятельной работы учащихся 8 класса на уроке, а также для индивидуальной работы с «отстающими»...

Дидактический материал. Обобщение по темам « Классификация сложных неорганических веществ» и «Химические реакции» (8 класс).

Дидактическое описаниеиспользования работы в образовательном процессе. 1.     Предмет  химия.2.     Класс 8.3.     Тема: « Классиф...

Обобщение и систематизация знаний по теме Классы неорганических соединений

Урок обобщение по теме Классы неорганических соединений.  На уроке использованы: прибор "Кобра" для определения и доказательства гипоьезы о среды раствора, реактивы для определения классов вещест...

Обобщение и повторение по темам "Классификация сложных неорганических веществ" и "Химические реакции"

Цель: 1)Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений (построение названий соединений), типы химических реакций . 2) Развитие познавательного интереса к хим...

Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»

в занимательной форме обобщить и закрепить знания по об основных классах неорганических соединений и их взаимопревращении....