Теорема Виета и дискриминант
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Предварительный просмотр:
Теорема Виета и дискриминант
Квадратные уравнения – не простая вещь. Мы знаем как минимум 2 решения квадратных уравнений: теорема Франсуа Виета и дискриминант.
Дискримина́нт. Формула дискриминанта:
, при квадратном уравнении вида
И мы знаем, 3 варианта решения квадратного уравнения в зависимости от значения дискриминанта. (Не забываем, перед тем как решать, обозначить первый и второй коэффициенты, а также свободный член квадратного уравнения)
D < 0 | D = 0 | D > 0 |
Нет корней | Один корень | Два корня |
Пример. a = 4; b = -5; c = 6 D = b2-4ac = (-5)2 + 4 · 4 · 6 = 25 – 48 = -23, корней нет Ответ: нет корней | Пример. a = 2; b = -4; c = 2 D = b2-4ac = (-4)2 – 4 · 2 · 2 = 16 – 16 = 0 Ответ: 1. | Пример. a = 2; b = 5; c = 2 D = b2-5ac = (5)2 – 4 · 2 · 2 = 25 – 16 = 9 Ответ: -2; -0,5. |
Дискриминант удобно использовать для решения квадратных уравнений. Но, действия очень трудны. Поэтому, Франсуа Вие́т (рисунок ниже) — французский математик и основоположник современной алгебры, решил как-то упростить решение квадратных уравнений и придумал свою теорему, которую назвали «Теорема Вие́та».
Вие́т, немного изменил привычный нам вид квадратного уравнения. Вместо
он, предложил вид
где заменил b на p, c на q. И привёл свою теорему:
Теорема Франсуа, действительна в том случае, если D ≥ 0[1].
Если сформулировать теорему Виета на математическом языке слов, звучать она будет так: «Сумма корней приведённого квадратного уравнения[2] равна его второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение — свободному члену.». Теорема Виета более легка в решении, но для того, чтобы найти корни через её, требуется немного логики. Почему? Потому что при использование теоремы Виета, нужно будет в системе, найти два числа, при подстановке которых у нас будет верное значение второго коэффициента (p) и свободного члена (q).
Разберём, пример. Дано, приведённое квадратное уравнение вида . Запишем систему. Попытаемся подобрать числа, которые при подстановке на их место при сложении дадут -7, а при умножении 6. Это будут числа -1, и -6.
Попробуйте сами решить уравнение с помощью теоремы Виета.
Итак, разберём это уравнение.
Запишем систему. Решением этого уравнения будут числа -8; 3.
[1]Логично, что в случае дискриминанта меньшего нуля, уравнение решения не имеет.
[2]Приведённое квадратное уравнение – уравнение, где a = 1. Если противоположное, то смотрите пункт 2 данных сносок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"
Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...
Квадратные уравнения. Теорема Виета
Обобщающий урок в форме игры "Звездный час"...
Тема урока: Теорема Виета
Презентация к уроку....
Теорема Виета
Разработка плана-конспекта урока, объяснение нового материала...
Тренажёр по «Теореме Виета»
Тренажёр по теме «Теорема Виета» позволяет выработать у учащихся умение "видеть" корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта....
Решение квадратных уравнений общего вида на основе теоремы, обратной теореме Виета
В данной публикации рассматривается метод быстрого решения квадратных уравнений общего вида. Дан алгоритм решения и метод краткости рассуждений. - Наличие своих технологических "находок"....