Решение квадратных уравнений общего вида на основе теоремы, обратной теореме Виета
статья (10 класс) по теме
В данной публикации рассматривается метод быстрого решения квадратных уравнений общего вида.
Дан алгоритм решения и метод краткости рассуждений. - Наличие своих технологических "находок".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пономарёва О.Ф.
РЕШЕНИЕ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ ОБЩЕГО ВИДА
НА ОСНОВЕ ТЕОРЕМЫ, ОБРАТНОЙ ТЕОРЕМЕ ВИЕТА
МКОУ Кумылженская СОШ № 1 имени Знаменского А.Д.
В данной работе рассматривается метод быстрого решения квадратных уравнений общего вида. Дан алгоритм решения и краткости рассуждений.
Ключевые слова: квадратное уравнение общего вида, вспомогательное уравнение, теорема, обратная теореме Виета.
Практическое значение имеет умение быстро находить корни квадратного уравнения общего вида ах2 + вх + с = 0, где а ≠ 0 особенно когда квадратные уравнения возникают как вспомогательные при решении значительно более сложных задач и где особенно важно, чтобы учащиеся максимально быстро справлялись с решением этих квадратных уравнений.
Решая приведённые квадратные уравнения х2 + pх + q = 0, корни без особого труда находятся подбором, основанным на теореме, обратной теореме Виета, х1 + х2 = — p; х1 • х2 = q. В своей практике считаю весьма важным и даже необходимым добиваться от учащихся именно такого способа решения приведённых квадратных уравнений.
Но данный способ становится неприменимым, если уравнение общего вида ах2 + вх +с = 0, где а ≠ 0 и не так просто подобрать два числа, сумма которых равна — в/а, а произведение с/а. Для преодоления трудностей использую метод нахождения целых корней вспомогательного уравнения. Разберём данный метод.
Пусть нам нужно решить уравнение вида ах2 + вх + с = 0, где а ≠ 0 умножив все части данного уравнения на а, придём к виду (ах)2 + в(ах) + ас = 0. В полученном уравнении обозначим ах = у, тогда уравнение примет вид у2 + ву + ас = 0 и по теореме, обратной теореме Виета, у1 + у2 = — в, то есть у1 + у2 = (х1 + х2)а; у1 • у2 = ас, то есть у1 • у2 = (х1 • х2)а2. Видно, что для решения исходного уравнения ах2 + вх + с = 0 достаточно решить вспомогательное квадратное уравнение у2 + ву + ас = 0 и его корни разделить на а.
Для практического применения этого метода формулируем алгоритм:
- «Перебросить» коэффициент а в свободный член;
- Найти корни нового уравнения;
- Разделить корни нового уравнения на а.
Рассмотрим примеры нахождения корней квадратных уравнений общего вида ах2 + вх + с = 0, где а ≠ 0.
Задание 1. Решить уравнение 6 х2 + х — 15 = 0.
Решение.
6 х2 + х — 15 = 0, 62 х2 + 6 х — 90 = 0,
записываем вспомогательное уравнение, обозначив у = 6 х,
у2 + у — 90 = 0, у1 + у2 = — 1, у1 • у2 = — 90,
у1 = — 10, у2 = 9.
Следовательно исходное уравнение имеет корни: х1 = — 10/6 = — 5/3;
х2 = 9/6 = 3/2 = 1,5.
Ответ: х1 = — 5/3; х2 = 1,5.
Задание 2. Решить уравнение 12 х2 + 13 х + 3 = 0.
Решение.
12 х2 + 13 х + 3 = 0,
записываем вспомогательное уравнение, обозначив у = 12 х,
у2 + 13 у + 36 = 0, у1 + у2 = — 13, у1 • у2 = 36,
у1 = — 9,
у2 = — 4.
Следовательно исходное уравнение имеет корни: х1 = — 9/12 = — 3/4;
х2 = — 4/12 = — 1/3.
Ответ: х1 = — 3/4; х2 = — 1/3.
В дальнейшем, по мере накопления учащимися опыта в применении указанного метода можно отказаться от явного выписывания вспомогательного уравнения и предложить им проводить следующие рассуждения:
- Чтобы решить уравнение 3 х2 — 11 х + 6 = 0, нужно подобрать два числа,
- Сумма двух чисел равнялась 11, а произведение 18,
- Это числа 2 и 9,
- Значит, корни данного уравнения х1 = 2/3, х2 = 3.
Применяя данный метод решения квадратных уравнений общего вида ах2 + вх + с = 0, где а ≠ 0 от учащихся не нужно требовать подробной записи, после условия исходного уравнения можно сразу записывать найденные корни уравнения.
Литература:
- Теоретические основы подготовки и проведения уроков математики в средней школе: Учебно-методическое пособие / Сост. В.И. Седакова. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 82 с.
- Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2002. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений"
Урок по теме "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений" это урок закрепления и обощения знаний. На данном уроке я использую частично-поисковый метод. Для закрепления материала использ...
Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»
Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...
Решение квадратных уравнений сприменением теоремы Виета.
Материал к уроку по теме "Решение квадратных уравнений с применением теоремы Виета" представлен в виде презентации, содержит задание для устного счета на применение теоремы Виета, самостоятельную рабо...
Решение квадратных уравнений с применением теоремы Виета
Решение квадратных кравнений с применением теоремы Виета....
урок по теме: "Решение квадратных уравнений общего вида" 8 класс
- закрепление и обобщение знаний учащихся, полученные при изучении темы;- отработка способов решения квадратных уравнений, выработка умения выбрать нужный, рациональный способ решения.Задачи уро...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Открытый урок по теме "Решение квадратных уравнений общего вида".
Учебник "Алгебра 8 класс" Никольский С.М., Потапов М.К. и др....