Теорема Виета
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Разработка плана-конспекта урока, объяснение нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teorema_vieta.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Теорема Виета
(по УМК Мордковича А.Г.)
Цели урока:
1) Повторить формулы корней неполных квадратных уравнений;
2) Сформировать у учащихся умение применять теорему Виета при решении квадратных уравнений;
3) Развивать и совершенствовать умение применять, имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная проверка домашнего задания
№ 28.2(а, б), № 28.5(а, б)
III. Повторение пройденного материала
(2 ученика заполняют таблицу на доске). Задание: заполнить пустые места в таблице.
ax2 + bx + c = 0, a ≠ 0
b = c = 0
b = 0, c ≠ 0
ax2 + bx = 0
x( ) = 0
x2 =
x = 0 или
-ca>0
X1, 2 =
Остальные учащиеся заполняют кроссворд. В выделенной строке получится фамилия французского математика.
1. Квадратное уравнение с первым коэффициентом равным 1. (приведенное)
2. Подкоренное выражение в формуле квадратного уравнения (дискриминант)
3. Один из видов квадратного уравнения (неполное)
4. a, b в квадратном уравнении (коэффициенты)
4К | |||
О | |||
Э | |||
Ф | |||
Ф | |||
2Д | И | ||
И | Ц | ||
1П | С | И | |
Р | К | Е | |
И | Р | 3Н | Н |
В | И | Е | Т |
Е | М | П | Ы |
Д | И | О | |
Е | Н | Л | |
Н | А | Н | |
Н | Н | О | |
О | Т | Е | |
Е |
В выделенной строке получилась фамилия великого французского математика Франсуа Виета. (Сообщение учащегося о жизни и деятельности Виета)
IV. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы исследуем зависимость между коэффициентами и корнями квадратного уравнения. Занимаясь квадратными уравнениями, вы, вероятно, уже заметили, что информация об их корнях скрыта в коэффициентах. Кое-что «скрытое» для нас уже открылось.
От чего зависит наличие или отсутствие корней квадратного уравнения? (от дискриминанта)
Из чего составляется дискриминант? (из коэффициентов a, b,c)
В зависимости от того какие коэффициенты квадратного уравнения, можно определять корни неполных квадратных уравнений. (Проверка заполненной учащимися на доске таблицы)
Как еще связаны между собой корни и коэффициенты квадратного уравнения? Чтобы раскрыть эти связи, наверное, будет наглядно понаблюдать за коэффициентами и корнями различных квадратных уравнений. (Учащиеся от каждого ряда решают задания на доске, а остальные выполняют задание в тетрадях).
Задание. Решить уравнение.
1 ряд 3(x2 – 2) – x = 2x2 x2 – x – 6 = 0 D = 25 x1 = 3 x2 = - 2 | 2 ряд 3x+32=1-x24 x2 + 6x + 5 = 0 D1 = 4 x1 = -1 x2 = -5 | 3 ряд (x – 3)2 = 1 x2 – 6x + 8 = 0 D1 = 1 X1 = 4 X2 = 2 | Дополнительно (x – 1)(x + 2) + 3x = 10 x2 + 4x – 12 = 0 D1 = 16 x1 = 2 x2 = -6 |
Как называются квадратные уравнения, после алгебраических преобразований? (приведенные)
При поиске закономерностей исследователи часто фиксируют свои наблюдения в таблицах, которые помогают обнаружить эти закономерности.
Задание. Заполнить пропуски в таблице.
Уравнение | a | b | c | x1 | x2 | x1 + x2 | x1 * x2 |
x2 – x – 6 = 0 | |||||||
x2 + 6x + 5 = 0 | |||||||
x2 – 6x + 8 = 0 | |||||||
x2 + 4x – 12 = 0 |
Могла ли вам эта таблица в раскрытии новых связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Выскажите свои предположения (учащиеся делают свои выводы)
Сравните сформулированный вами вывод с теоремой, записанной в учебнике. (с. 169)
Учащиеся вслух 3-4 раза читают формулировку теоремы.
Теорема названа в честь французского математика Франсуа Виета (1540-1603). Свою знаменитую теорему он доказал в 1591 году.
Задание. Используя теорему Виета, заполните пропуски в таблице.
Уравнение | Сумма корней | Произведение корней |
x2 – 5x + 6 = 0 | ||
x2 + 3x +…= 0 | 2 | |
x2 +… x – 8 = 0 | -4 | |
x2 +… x +… = 0 | -6 | -7 |
Применима ли теорема Виета для квадратных уравнений в общем вид? (да, если заменить это уравнение равносильным ему приведенным уравнением)
ax2+bx+c=0
x2+bax+ca=0
Если х1 и х2 – корни данного квадратного уравнения, то по теореме Виета:
x1+x2=-ba; x1∙x2=ca
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова.
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна
Хоть с минусом дробь, что за беда,
В числителе b, в знаменателе а.
Задание по учебнику №29.2, 29.3(а, б)
Устно. Не решая данного квадратного уравнения, определите какие числа являются корнями уравнения.
x2 – 5x + 4 = 0 -1 и -4
x2 + x + 4 = 0 -1 и 4
x2 – 3x – 4 = 0 1 и 4
x2 + 3x – 4 = 0 1 и -4
В некоторых случаях корни уравнения можно найти подбором. Подбор корней значительно облегчает, если известны зависимость между корнями и коэффициентами уравнения. Формулы, выражающие эти зависимости, отражены в теореме Виета.
Теорема (обратная теореме Виета). Если действительные числа х1 и х2 таковы, что
x1 + x2=-p и x1x2=q, то эти числа являются корнями квадратного уравнения х2+px+q=0.
Но чаще эту теорему используют для нахождения корней методом подбора
x2-11x+24=0
x1 + x2=11, x1x2=24
х1 =3; х2=8
Задание №29.6(в, г), 29.8(в, г)
V. Итог урока
1. С какими теоремами вы познакомились сегодня на уроке?
2. В каких ситуациях может быть применима теорема Виета и ей обратная теорема
VI. Домашнее задание. §29, № 29.7, 29.9
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по алгебре "Теорема Виета"
Данный урок является первым по теме “Теорема Виета”.Он проводится по методике развивающего обучения, основным требованием которой является то, что знания не предоставляются учителем в готовом ви...
Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета.
Систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, расширить и углубить представления учащихся о решении уравнений, организовать поисковую деятельно...
Квадратные уравнения. Теорема Виета
Обобщающий урок в форме игры "Звездный час"...
Тема урока: Теорема Виета
Презентация к уроку....
Тренажёр по «Теореме Виета»
Тренажёр по теме «Теорема Виета» позволяет выработать у учащихся умение "видеть" корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта....
Конспект урока "Теорема Виета" 8 класс
На уроке обьясняется новый материал с использованием презентации....
Решение квадратных уравнений общего вида на основе теоремы, обратной теореме Виета
В данной публикации рассматривается метод быстрого решения квадратных уравнений общего вида. Дан алгоритм решения и метод краткости рассуждений. - Наличие своих технологических "находок"....