УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Цель: обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической прогрессии; ознакомить учащихся с историческим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progressia.docx | 42.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»
Конспект урока по теме:
«Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Учитель математики: Дрожина Валентина Ивановна
2016 год
УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ»
9 класс
Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Ц е л и : обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической
прогрессии; ознакомить учащихся с историческим материалом.
Оборудование : таблица «Прогрессии»; заготовки листов для проверки знаний теории;
портреты ученых-математиков Л.Ф.Магницкого. К.Ф.Гаусса, Архимеда;
плакат «Прогрессио – движение вперед».
Х о д у р о к а .
I .Организационный момент.
Учитель.
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек?
Изучены космос и море,
Строенье звезд и вся Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
«Прогрессио – движение вперед».
Сегодня у нас в классе состоится совет- Совет мудрецов.
Мудрецы – ученики, сидящие в классе по группам. (Ребята разбиты на четыре группы –
мудрецов, сидящих за отдельным столом.)
Узнаете ли вы их? ( Архимед, Гаусс, Магницкий.)
. Знакомство с историческим материалом.
Инсценировка.
Г а у с с . О! Я – Карл Гаусс! Нашел моментально сумму всех натуральных чисел от 2 до 100,
будучи учеником начальной школы.
А р х и м е д. Кто формулу суммы квадратов нашел? И верной дорогой к прогрессу
пришел? Математик и физик . Я – Архимед О жизни моей ходит
легенд.
М а г н и ц к и й. Господа! Имею честь представиться. Я Леонтий Филиппович Магницкий
создатель первого учебника «Арифметика».
У ч и т е ль. Скажите, ребята, почему эти ученые-математики вдруг собрались вместе
одним столом? Какой вопрос математики их объединяет?
Ребята высказывают свои мнения. И в подтверждении их высказываний необходимо прочитать легенду.
Легенда о шахматной доске.
Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и удивительно. Что с нею связаны различные предания, правдивость которых за давностью времени невозможно проверить.
Чтобы понять ее, не нужно вовсе уметь играть в шахматы : достаточно точно знать, что игра происходит на доске, разделенной на 64 клетки ( попеременно черные и белые).
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений.
Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.
Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
- Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал,- сказал царь.
Сета поклонился.
- Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание, - предложил царь. И добавил: - Назови награду , которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
- Не робей, - ободрил его царь. – Выскажи свое пожелание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его.
На то Сета сказал, что он обдумает ответ, и завтра сообщит царю свою просьбу.
На другой день, когда Сета сообщил царю свою просьбу, царь удивился беспримерной скромности бедного мудреца.
- Повелитель, - сказал Сета,- прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
- Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
- Да, повелитель. За вторую клетку 2 зерна, за третью- 4, за четвертую -8, за пятую- 16, за шестую-32…
- Довольно, - с раздражением прерывал его царь, Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию. Но знай, что твоя просьба недостойна моей щедрости. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.
Царь Шерам засмеялся.
У ч и т е ль. О, мудрецы 9 класса, посоветуйтесь и скажите, стоит ли царю смеяться?
За п и с ь н а д о с к е:
1 ,2, 4, 8, 16, 32, … - ?
Учащиеся решают:
=1; q=2; n=64.
S= ;=-1.
У ч и т е ль: Как велико это число? Кто может объяснить?
Инсценировка.
А р х и м е д. Наимудрейшие ! Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктидой, и получить хороший урожай, то лет за пять он мог бы рассчитаться.
Г а у с с. Математика – это точная наука.
Записывает на доске:
=18446744073709551615.
М а г н и ц к и й. Господа мудрецы 9 класса! Мои современники сказали бы так… Правда, признаюсь, что в моем учебнике «Арифметика», изданном 200 лет назад, по которому целых полвека учились дети, много задач по теме: «Прогрессии». И чтобы решить ту или иную задачу по этой теме, нужно знать формулы, связывающие входящие в них величины.
III. Проверка знаний теории по теме: «Прогрессии».
У ч и т е ль. Итак, проверим знания формул по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Каждому ученику раздается заготовка для проверки знаний теории.
№п/п | Прогрессии | Арифметическая
| Геометрическая
|
1 | Определение | ||
2 | Формула для нахождения n-го члена | ||
3 | Сумма n-первых членов прогрессии | ||
4 | Свойства |
Ученики заполняют таблицу, затем на экране появляется таблица. Ученики проверяют правильность заполнения таблиц друг у друга, сверяясь с таблицей на экране.
№п/п | Прогрессии | Арифметическая
| Геометрическая
|
1 | Определение | ||
2 | Формула для нахождения n-го члена | +(n-1) | |
3 | Сумма n-первых членов прогрессии | =* n | = |
4 | Свойства | S= ; | | Бесконечно убывающая |
У ч и т е ль. Зная эти формулы. Можно решить много интересных задач, и если вы, мудрецы 9 класса, справитесь с их решением, то узнаете любимое изречение одного из Мудрецов.
|V. Решение задач на применение формул.
Каждой группе дается задание. Задания распределяются с учетом возможностей каждой группы.
1-я группа.
1.В арифметической прогрессии -1,4,9,…. Найдите:
1) (5) ; 2)- (132) ; 3) (79).
2.В геометрической прогрессии Найдите:
4)- (15,5) ; 5) - (
3. В арифметической прогрессии 3n+4, найдите:
6) (7) ; 7) (3) ; 8) (34).
4. Между числами -2 и -128 вставьте два числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия:
9) (-8) ; 10) (-32).
Учащиеся составляют слово, используя таблицу.
И | М | Т | К | А | М | А | Т | А | Е |
34 | 5 | 3 | -8 | 132 | 0,5 | 7 | 79 | -32 | 15,5 |
М | А | Т | Е | М | А | Т | И | К | А |
5 | 132 | 79 | 15,5 | 0,5 | 7 | 3 | 34 | -8 | -32 |
2-я группа.
1.В арифметической прогрессии -2,5,12,…. Найдите:
1) (7) ; 2)- (60) ; 3) (110).
2.В геометрической прогрессии Найдите:
4)- (-63) ; 5) - ( 6)-(-62).
3. В бесконечной геометрической прогрессии: -48.24,-12…, найти:
7)S- (-32)
4. Между числами 1 и 64 вставьте два числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия:
8) (4) ; 9) (16).
5.Найдите первый член бесконечной геометрической прогрессии, если S=4 +4;= .
10)- ().
Учащиеся составляют слово, используя таблицу.
Р | Н | Ц | И | А | А | У | Ц | А | К |
110 | -32 | 7 | -63 | 60 | 4 | 16 | -1 | -62 |
Ц | А | Р | И | Ц | А | Н | А | У | К |
7 | 60 | 110 | -63 | -1 | -62 | -32 | 4 | 16 |
3-я группа.
1.В арифметической прогрессии 5n+3, найдите:
1) (8) ; 2) (5) ; 3) (68).
2.В арифметической прогрессии 19,15,11,…. Найдите:
4) (-45) ; 5)- (-221) ;
3.В геометрической прогрессии Найдите:
4)- (52*() ; 5) - (
4.Найдите первый член бесконечной геометрической прогрессии, если S=16;= .
10)- ().
5.В геометрической прогрессии Найдите:
4)- (6560 ; 5) - (
Учащиеся оставляют слово, используя таблицу.
М | И | А | А | Р | К | Е | И | Т | Ф |
-221 | 12 | 8 | 162 | 5 | 6560 | 108 | 68 | 52*( | -45 |
А | Р | И | Ф | М | Е | Т | И | К | А |
8 | 5 | 68 | -45 | -221 | 108 | 52*( | 12 | 6560 | 162 |
4-я группа
1.В арифметической прогрессии 3,7,11,…. Найдите:
1) (4) ; 2)- (300) ; 3) (39).
2.В геометрической прогрессии -1,-2,-4,…найдите:
- (2); 5) - (-16) ; 6) - (-15).
3. Найдите первый член бесконечной геометрической прогрессии, если S=6 +6;= .
7)- ().
4.В геометрической прогрессии , найдите:
8)- (18) ; 9)- (486) ; 10)- (728) ; 11) - ().
5. Между числами и 32 вставьте два числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия:
12) ( ) ; 13) (4).
6. В геометрической прогрессии , найдите:
14)- (30) ; 15) - (0,3).
7.В арифметической прогрессии =8, =24, найдите:
16) (16).
Учащиеся составляют слово, используя таблицу.
А | Ц | Р | И | А | Ц | А | Е | М | Т | И | М | Т | К | И | А |
39 | 4 | 300 | 2 | -15 | -16 | 15 | 728 | 486 | 30 | 4 | 0,3 | 16 |
Ц | А | Р | И | Ц | А | М | А | Т | Е | М | А | Т | И | К | И |
4 | 39 | 300 | 2 | -16 | -15 | 18 | 486 | 728 | 4 | 30 | 0,3 | 16 |
Г а у с с . Изрядно потрудившись, собрали вы слова,
И поиск их был нами оценен.
Слова же следует теперь соединить,
В какую фразу можно их объединить
«Математика - царица наук,
Арифметика – царица математики».
V .Итог урока.
У ч и т е ль. О, мудрецы времен!
Дружней вас не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" в 9 классе
В презентации содержатся материалы к обобщающему уроку по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ....
Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенцийЗадачи урока:дидактические: систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прог...
Урок"совет мудрецов"по теме "арифметическая и геометрическая прогрессии
Это обобщающий урок по теме" Арифметическая и геометрическая прогрессия".здесь помимо обобщения и систематизации знаний,учащиеся знакомятся и с историческим материалом по этой теме.Урок проходит в нео...
Урок повторения и обобщения по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....
Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...
Урок-деловая игра на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
В данной статье представлен урок-деловая игра для 9 класса на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии»...
Урок решения ключевых задач по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Обобщающий материал по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии", предназначенный для 9 класса по учебнику Макарычева....