Урок-деловая игра на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему
В данной статье представлен урок-деловая игра для 9 класса на тему «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-deligra.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – деловая игра
(2 урока)
9 класс
Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
(2 часа)
учитель математики
МБОУ-гимназии №11 г.Тулы
Кормачёва Елена Владимировна
Тула – 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели урока:
- закрепление знаний по теме;
- развитие умения анализировать происходящие изменения и использовать знания по смежным дисциплинам (экономика);
- систематизировать и обобщить знания по теме «Формулы сокращенного умножения»;
- продолжить формирование познавательной активности, умения логически мыслить, рационально работать; закрепить программный материал.
Оборудование:
1. Плакат «Формулой называется символьная запись, содержащая некоторое утверждение».
2. Изображение четырех ящиков и карточки.
3. Таблички с указанием названий газет и журналов (нагрудные таблички корреспондентов).
Класс
ХОД УРОКА
I. Вступление.
Учитель. Сегодня ваш класс – научно-исследовательский институт. Вы, ученики, - сотрудники этого института. На урок пришли корреспонденты различных изданий, которые хотят получить ответы на интересующие их вопросы.
II. Разминка.
Учитель. Чтобы ознакомить наших гостей, над изучением и применением каких формул работает наш научно-исследовательский институт, предлагаю решить задачу:
Имеются четыре ящика и карточки с алгебраическими выражениями. Установите принцип соответствия между карточками и ящиками и разложите карточки по ящикам.
1) (– a – b)2; 5) a2 + b2; 9) – (a – b)3;
2) – (a + b)2; 6) (b – a)2; 10) a3 + b3;
3) (b + a)2; 7) (b + a)3; 11) a3 – b3;
4) a2 – b2; 8) (– b + a)3; 12) – (a3 –b3).
Какие карточки остались вне ящиков и почему?
III. Интервью с «корреспондентами» журналов.
Корреспондент журнала «Квант»
1. Вы знаете много формул сокращенного умножения. Объясните, для чего они нужны и в каких случаях вы их применяете.
2. В редакцию нашего журнала пришло письмо от ученика 7-го класса Васи Петрова. Он убедительно просит помочь разложить на множители многочлен a3 + a2 – ab2 – b2 разными способами и решить уравнение
(х – 2)2 – (х + 2)2 = – 16 двумя способами.
Корреспондент журнала «Вокруг света»
Наших читателей волнует вопрос: когда начнется ХХI век? Хотя этот вопрос не имеет прямого отношения к проблеме, над которой вы работаете, не могли бы вы на него ответить?
Корреспондент журнала «Наука и техника»
Межпланетная станция, запущенная для изучения планеты Марс, произвела фотосъемку её поверхности, побывала на ней, взяла пробу грунта и вернулась на Землю. Вместе с пробами ученые обнаружили кусок твердого сплава с таинственными обозначениями. Журнал поместил эти обозначения на своих страницах, и читатели хотят знать, что они обозначают. Просим помочь редакции ответить на их вопрос.
1) (5 + Ψ )2 = Ψ + Ψ + 81;
2) 472 – 372 = (47 – Ψ)(Ψ + 37);
3) (Ψ – 3)(Ψ + 3) = а2 –Ψ;
4) 612 = 3600 + Ψ + 1;
5) 712 + 292 + 2 . 71 . 29 = (Ψ + Ψ)2 = Ψ2.
Корреспондент журнала «Человек и закон»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать её, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и показатель. Экспертам удалось узнать основание степени – 597. Но ответить, какая степень была задана, не могут.
Затем преступники записали уравнения:
а) (2у + 1)2 –4у2 = 5, б) (х – 5)2 – х2 + 8 = 3,
4у2 + 4у + 1 – 4у2 = 5, х2 – 10х + 25 – х2 + 8 = 3,
4у = 5 – 1, – 10х + 33 = 3,
у = 4 : 4, х = – 30
– 10
у = 1. х = 3.
И, кроме того, выражение
(а – 1)(а2 + 1)(а + 1) – (а2 – 1)2 – 2(а2 – 3) + 1 = .
Теперь, применяя алфавит как шифр, можно прочитать показатель степени. Но нам это сделать не удалось.
Найдите степень и возведите в нее удобным способом число 597.
Шифр
А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Корреспондент газеты «Наш город»
В редакцию газеты пришло письмо от Васи Семенова с просьбой опубликовать его. Вася считает, чтобы «целое число с половиной» возвести в квадрат, нужно умножить это число на соседнее, большее число, и к результату приписать ¼. Например:
(6 1)2 = 42 1; (7 1)2 = 56 1 .
2 4 2 4
Быстро и просто. Но редакция газеты считает, что нужно проконсультироваться со специалистами.
Как вы думаете, можно ли доказать это утверждение?
Корреспондент газеты «Семья»
Я подбираю материал для страницы «Изюминки». Уважаемые сотрудники научно-исследовательского института, подскажите, как лучше выполнить следующие задания.
1. Вычислите значение выражения 19,7 – 8,3 + 28 . 8,6.
2. Сравните, что больше 372 или 36 . 38?
IV. Подведение итогов урока. Задание на дом.
Учитель. Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей, оформляют их в виде заметок и публикуют на страницах изданий. Вам, уважаемые сотрудники, научный совет поручает вывести формулы:
(a + b)4 и (a + b + c)2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" в 9 классе
В презентации содержатся материалы к обобщающему уроку по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ....
Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенцийЗадачи урока:дидактические: систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прог...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в контексте модульного обучения на примере темы « арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель данной работы: теоретически обосновать и продемонстрировать как происходит формирование и развитие способности учащихся самостоятельно достигать поставленной цели в рамках модульного ...
Урок"совет мудрецов"по теме "арифметическая и геометрическая прогрессии
Это обобщающий урок по теме" Арифметическая и геометрическая прогрессия".здесь помимо обобщения и систематизации знаний,учащиеся знакомятся и с историческим материалом по этой теме.Урок проходит в нео...
Урок повторения и обобщения по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....
Тема 23. Итоговый контроль по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
УРОК – ИГРА «СОВЕТ МУДРЕЦОВ». 9 класс. Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии». Цель: обобщить и систематизировать знания об арифметической и геометрической прогрессии; ознакомить учащ...