Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости».
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Юрченко Светлана Владимировна

Цели урока:

 

Образовательные:  повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», дальнейшая работа по построению   в координатной плоскости точки по заданным координатам, отработка умения определять координаты заданной точки, умения строить по координатам различные фигуры на плоскости, владение терминологией и знание основных понятий и определений.

Развивающие: отработка умений анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, выбирать подходящий и более рациональный метод решения. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач.

Воспитательные: организация совместной учебной деятельности в группе. Совершенствовать навык самостоятельной работы в условиях само- и взаимоконтроля. Воспитание точности и аккуратности при выполнении практических заданий.

В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность принимать самостоятельные решения,  понимать смысл поставленной задачи, умение работать в стандартной и нестандартной ситуациях.

В метапредметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе,  способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Юрченко С.В.   учитель математики

                                                               МБОУ «ЗСОШ № 3» г. Заинск РТ

Конспект урока математики в 6 классе по теме:

«Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости».

Цели урока:

Образовательные:  повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», дальнейшая работа по построению   в координатной плоскости точки по заданным координатам, отработка умения определять координаты заданной точки, умения строить по координатам различные фигуры на плоскости, владение терминологией и знание основных понятий и определений.

Развивающие: отработка умений анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, выбирать подходящий и более рациональный метод решения. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач.

Воспитательные: организация совместной учебной деятельности в группе. Совершенствовать навык самостоятельной работы в условиях само- и взаимоконтроля. Воспитание точности и аккуратности при выполнении практических заданий.

В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность принимать самостоятельные решения,  понимать смысл поставленной задачи, умение работать в стандартной и нестандартной ситуациях.

В метапредметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе,  способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни.

Методы и педагогические приемы: метод самообучения, приемы устного опроса, тестирование, коллективная учебная деятельность, работа в группах.

Оборудование: проектор, презентация, карточки.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Тип урока:   комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Основные понятия: система координат, координатные прямые, начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координатная плоскость, координаты точки на плоскости.

Планируемый  результат  обучения,  в  том  числе  и  формирование  УУД:

Познавательные УУД: Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек. Показывать на координатной плоскости расположение точек с разными координатами.

Коммуникативные УУД: формировать интерес к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Учебно-методическое  обеспечение: 

1)Учебник  Математика.  6  класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А..И. Шварцбурд.

2)«Дидактические материалы по математике».С. Чесноков, К.И. Нешков.

3)Методическая копилка учителя математики, http://www.metodkopilka.com/, Петров С.М.

«Рисунки по координатам».

Ход  урока:

  1. Организационный момент - (1-2 мин).

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний - (5-7 мин).

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - (3-4 мин).

4) Первичное закрепление:

  - в знакомой ситуации (типовые) – (7 мин);

- в изменённой ситуации (конструктивные)- (8-10 мин).

5) Практическая работа. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) - (10-12 мин).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (2 мин).

7) Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока -  (2 мин).

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Приветствие. Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя.

Приветствие. Подготовка к работе.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Актуализация знаний.

Проверка № 1400, 1418

Проверка устного домашнего задания (привести примеры жизненных ситуаций, где используются понятия координатной плоскости и координат точек).

Наводящие вопросы….

Подводим учащихся к данной мысли…

И отсюда формулировка образовательной цели урока…. дальнейшая работа по закреплению изучаемой темы урока…

В перемену 2 учащихся оформили решение задач на доске (№ 1400, 1418).

С места идет комментирование выполненного задания.

Отвечают на поставленные вопросы.

Примеры:

1) Игра «Морской бой», шахматы.

2) Географические карты.

3)Кинотеатр. Покупка билета. На билете указаны ряд и место.  Например, 10 ряд, 2 место.

При этом места (10;2) и (2;10) различны: первое является креслом № 2 в десятом ряду, второе – креслом №10  во втором  ряду

Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Учет разных мнений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический  анализ сложившейся ситуации с целью определения выхода из неё.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организует работу по целеполаганию и мотивации.

Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование

Первичное закрепление:

  - в знакомой ситуации (типовые);

в изменённой ситуации (конструктивные).

Подготовка учащихся к основной учебной деятельности

Выявление уровня знаний.

Задание 1.

Карточки с заданием: заполнить пропуски

(работа в паре)

(см. приложение)

Затем проверка результатов работы в классе на слайде.

Задание 2.

Определить координаты точек (слайды презентации)

Задание 3.

Выписать координаты точек, образующих  данную фигуру.

Первая точка (-4; 6). От нее идем вниз…

Выполняют задание, отработка , мыслительных операций и учебных навыков.

Ответы на вопросы учителя, повторение понятий и определений.

Ответы учащихся.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логический  анализ сложившейся ситуации с целью определения выхода из неё.

Понятие координатной плоскости, системы координат, нахождение координат точки на координатной плоскости, построение точки по заданным координатам, владение соответствующими понятиями и терминологией.

Практическая работа. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Задание: Построить на координатной плоскости

( мм. бумага) рисунок по заданным координатам точек.

 Учащиеся получают карточки с координатами (карточки разноуровневые). При необходимости учащиеся объединяются в пары (слабый и сильный).

Рисунки демонстрируются на слайдах презентации.

Выполнение практической работы.

После окончания работы каждый ученик  проверяет свою работу по готовому рисунку (на слайде).

     

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 Воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в паре.

Развитие  интереса к математике.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Домашнее  задание:

№ 1534, 1535. Творческое задание: нарисовать рисунок на мм. бумаге и записать  координаты образующих его точек.

(Работы сдаются на листочках учителю (для создания слайд-шоу).

Ученики всего класса смогут через урок увидеть презентацию и оценить продукты своего труда).

Усваивают объяснения учителя. Записывают задание в дневник.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: оценка, самооценка.

Рефлексия деятельности.

Подведение итогов урока.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Какое предложение каждый из вас продолжит:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

Мне тоже было с вами интересно

Осуществляют самооценку собственной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка, самооценка.

Приложение.

Задание 1.

Карточки с заданием.

    Заполните пропуски в предложениях:

  1. Плоскость, на которой задана система координат, называют      ____________
  2. Точку пересечения координатных осей называют        ____________________
  3. Горизонтальную ось называют          ___________________________________
  4. Вертикальную ось называют          _____________________________________
  5. При указании координат сначала указывают        ________________________
  6. У точки С (-2; 5) ордината равна        ___________________________________
  7. Точка К (0;10) лежит на оси _______________________________________
  8. Если ордината точки равна нулю, то эта точка лежит на оси ____________
  9. Если абсцисса точки равна нулю, то эта точка лежит на оси ____________

Задание 2.

Определить координаты точек.

Слайды

Задание 3.

Выписать координаты точек, образующих  данную фигуру.

Первая точка (-4; 6). От нее идем вниз…

Практическая работа.

Задание: Построить на координатной плоскости ( мм. бумага) рисунок по заданным координатам точек.

 Учащиеся получают карточки с координатами. При необходимости учащиеся объединяются в пары (слабый и сильный).

После окончания работы ученики  проверяют свою работу по готовым  рисункам  (на слайдах).

Карточка 1

«Рисунок 1»

(0; 10); (2; 7); (-2; 7); (1; 7); (-1; 7); (3; 4); (- 3; 4), (2; 4); (-2; 4); (4; 0); (-4; 0); (1; 0); (-1; 0);  (1; -2); (-1;-2)

Карточка 2

«Рисунок 2»

(0; 12); (3; 10); (-3; 10); (12; 7); (-12; 7); (12; 4); (-12; 4); (2; 2); (-2; 2);  (2; -7); (-2; -7); (4; -9);          (-4; -9); (4; -11); (-4; -11)

Карточка 3

 «Рисунок 3»

(1;2) (3;4) (7;5) (9;4) (14;0) (20;-6) (10;0) (9;-2) (9;-4) (6;-4) (7;-3) (7;-2) (2;-2)

(2;-4) (-1;-4) (0;-3) (0;0) (-5;4) (-7;4) (-8;5) (-6;7) (-5;7) (1;2); (-6;6).

 Карточка 4

 «Рисунок 4»

(3;3), (0;3), (-3;2), (-5;2), (-7;4), (-8;3), (-7;1), (-8;-1), (-7;-2), (-5;0), (-1;-2), (0;-4), (2;-4), (3;-2), (5;-2), (7;0), (5;2), (3;3), (2;4), (-3;4), (-4;2);  (5;0).

Карточка 5

 «Рисунок 5»

(– 9; – 13);  (– 9; – 11);  (–3; – 3);  (– 3; 3);  (0, 8);  (0; 1);  (– 3; – 3);  (5; 6);  (5; 10); (8; 12); (8; 10);  (11; 11); (10; 8);  (12; 8);  (10; 5);  (6; 5);  (0; – 2); (5; 0); (9; – 2);  (4;– 4);  (0; – 2);  (– 9; – 13).

Рисунок 2

                  Рисунок 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"

Урок закреплени знаний с применением ЭОР....

Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"

Урок изучение нового материала с применением ЭОР...

конспект урока математики 6 класс на тему "Решение примеров на сложение чисел"

Разработка урока по математике для 6 класса на тему "Решение примеров на сложение чисел"....

Конспект урока математики 6 класс на тему "Осевая симметрия."

Приведен конспект урокана тему "Осевая симметрия" . Это первый урок на данную тему. Содержит один из вариантов преодавания данной темы...

конспект урока в 8 классе на тему "Обособление согласованных определений"

урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов....

Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"

Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"

Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"...