Конспект урока математики в 6 классе по теме: «Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости».
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Цели урока:
Образовательные: повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», дальнейшая работа по построению в координатной плоскости точки по заданным координатам, отработка умения определять координаты заданной точки, умения строить по координатам различные фигуры на плоскости, владение терминологией и знание основных понятий и определений.
Развивающие: отработка умений анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, выбирать подходящий и более рациональный метод решения. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач.
Воспитательные: организация совместной учебной деятельности в группе. Совершенствовать навык самостоятельной работы в условиях само- и взаимоконтроля. Воспитание точности и аккуратности при выполнении практических заданий.
В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность принимать самостоятельные решения, понимать смысл поставленной задачи, умение работать в стандартной и нестандартной ситуациях.
В метапредметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Юрченко С.В. учитель математики
МБОУ «ЗСОШ № 3» г. Заинск РТ
Конспект урока математики в 6 классе по теме:
«Координатная плоскость. Определение координат точки, отмеченной на координатной плоскости».
Цели урока:
Образовательные: повторение и закрепление знаний по теме «Координатная плоскость», дальнейшая работа по построению в координатной плоскости точки по заданным координатам, отработка умения определять координаты заданной точки, умения строить по координатам различные фигуры на плоскости, владение терминологией и знание основных понятий и определений.
Развивающие: отработка умений анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации, выбирать подходящий и более рациональный метод решения. Активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач.
Воспитательные: организация совместной учебной деятельности в группе. Совершенствовать навык самостоятельной работы в условиях само- и взаимоконтроля. Воспитание точности и аккуратности при выполнении практических заданий.
В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, культуры речи, способность принимать самостоятельные решения, понимать смысл поставленной задачи, умение работать в стандартной и нестандартной ситуациях.
В метапредметном направлении: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе, способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Методы и педагогические приемы: метод самообучения, приемы устного опроса, тестирование, коллективная учебная деятельность, работа в группах.
Оборудование: проектор, презентация, карточки.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.
Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Основные понятия: система координат, координатные прямые, начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координатная плоскость, координаты точки на плоскости.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек. Показывать на координатной плоскости расположение точек с разными координатами.
Коммуникативные УУД: формировать интерес к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Учебно-методическое обеспечение:
1)Учебник Математика. 6 класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А..И. Шварцбурд.
2)«Дидактические материалы по математике».С. Чесноков, К.И. Нешков.
3)Методическая копилка учителя математики, http://www.metodkopilka.com/, Петров С.М.
«Рисунки по координатам».
Ход урока:
- Организационный момент - (1-2 мин).
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний - (5-7 мин).
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - (3-4 мин).
4) Первичное закрепление:
- в знакомой ситуации (типовые) – (7 мин);
- в изменённой ситуации (конструктивные)- (8-10 мин).
5) Практическая работа. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) - (10-12 мин).
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – (2 мин).
7) Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока - (2 мин).
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Организационный момент | Приветствие. Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. | Приветствие. Подготовка к работе. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Проверка № 1400, 1418 Проверка устного домашнего задания (привести примеры жизненных ситуаций, где используются понятия координатной плоскости и координат точек). Наводящие вопросы…. Подводим учащихся к данной мысли… И отсюда формулировка образовательной цели урока…. дальнейшая работа по закреплению изучаемой темы урока… | В перемену 2 учащихся оформили решение задач на доске (№ 1400, 1418). С места идет комментирование выполненного задания. Отвечают на поставленные вопросы. Примеры: 1) Игра «Морской бой», шахматы. 2) Географические карты. 3)Кинотеатр. Покупка билета. На билете указаны ряд и место. Например, 10 ряд, 2 место. При этом места (10;2) и (2;10) различны: первое является креслом № 2 в десятом ряду, второе – креслом №10 во втором ряду | Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Учет разных мнений. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логический анализ сложившейся ситуации с целью определения выхода из неё. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Организует работу по целеполаганию и мотивации. | Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование |
Первичное закрепление: - в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные). | Подготовка учащихся к основной учебной деятельности Выявление уровня знаний. Задание 1. Карточки с заданием: заполнить пропуски (работа в паре) (см. приложение) Затем проверка результатов работы в классе на слайде. Задание 2. Определить координаты точек (слайды презентации) Задание 3. Выписать координаты точек, образующих данную фигуру. Первая точка (-4; 6). От нее идем вниз… | Выполняют задание, отработка , мыслительных операций и учебных навыков. Ответы на вопросы учителя, повторение понятий и определений. Ответы учащихся. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логический анализ сложившейся ситуации с целью определения выхода из неё. Понятие координатной плоскости, системы координат, нахождение координат точки на координатной плоскости, построение точки по заданным координатам, владение соответствующими понятиями и терминологией. |
Практическая работа. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). | Задание: Построить на координатной плоскости ( мм. бумага) рисунок по заданным координатам точек. Учащиеся получают карточки с координатами (карточки разноуровневые). При необходимости учащиеся объединяются в пары (слабый и сильный). Рисунки демонстрируются на слайдах презентации. | Выполнение практической работы. После окончания работы каждый ученик проверяет свою работу по готовому рисунку (на слайде). |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Воспитывать дружеские отношения в классе, умение работать в паре. Развитие интереса к математике. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Домашнее задание: № 1534, 1535. Творческое задание: нарисовать рисунок на мм. бумаге и записать координаты образующих его точек. (Работы сдаются на листочках учителю (для создания слайд-шоу). Ученики всего класса смогут через урок увидеть презентацию и оценить продукты своего труда). | Усваивают объяснения учителя. Записывают задание в дневник. | Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: оценка, самооценка. |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Какое предложение каждый из вас продолжит: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… Мне тоже было с вами интересно | Осуществляют самооценку собственной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка, самооценка. |
Приложение.
Задание 1.
Карточки с заданием.
Заполните пропуски в предложениях:
- Плоскость, на которой задана система координат, называют ____________
- Точку пересечения координатных осей называют ____________________
- Горизонтальную ось называют ___________________________________
- Вертикальную ось называют _____________________________________
- При указании координат сначала указывают ________________________
- У точки С (-2; 5) ордината равна ___________________________________
- Точка К (0;10) лежит на оси _______________________________________
- Если ордината точки равна нулю, то эта точка лежит на оси ____________
- Если абсцисса точки равна нулю, то эта точка лежит на оси ____________
Задание 2.
Определить координаты точек.
Слайды
Задание 3.
Выписать координаты точек, образующих данную фигуру.
Первая точка (-4; 6). От нее идем вниз…
Практическая работа.
Задание: Построить на координатной плоскости ( мм. бумага) рисунок по заданным координатам точек.
Учащиеся получают карточки с координатами. При необходимости учащиеся объединяются в пары (слабый и сильный).
После окончания работы ученики проверяют свою работу по готовым рисункам (на слайдах).
Карточка 1
«Рисунок 1»
(0; 10); (2; 7); (-2; 7); (1; 7); (-1; 7); (3; 4); (- 3; 4), (2; 4); (-2; 4); (4; 0); (-4; 0); (1; 0); (-1; 0); (1; -2); (-1;-2)
Карточка 2
«Рисунок 2»
(0; 12); (3; 10); (-3; 10); (12; 7); (-12; 7); (12; 4); (-12; 4); (2; 2); (-2; 2); (2; -7); (-2; -7); (4; -9); (-4; -9); (4; -11); (-4; -11)
Карточка 3
«Рисунок 3»
(1;2) (3;4) (7;5) (9;4) (14;0) (20;-6) (10;0) (9;-2) (9;-4) (6;-4) (7;-3) (7;-2) (2;-2)
(2;-4) (-1;-4) (0;-3) (0;0) (-5;4) (-7;4) (-8;5) (-6;7) (-5;7) (1;2); (-6;6).
Карточка 4
«Рисунок 4»
(3;3), (0;3), (-3;2), (-5;2), (-7;4), (-8;3), (-7;1), (-8;-1), (-7;-2), (-5;0), (-1;-2), (0;-4), (2;-4), (3;-2), (5;-2), (7;0), (5;2), (3;3), (2;4), (-3;4), (-4;2); (5;0).
Карточка 5
«Рисунок 5»
(– 9; – 13); (– 9; – 11); (–3; – 3); (– 3; 3); (0, 8); (0; 1); (– 3; – 3); (5; 6); (5; 10); (8; 12); (8; 10); (11; 11); (10; 8); (12; 8); (10; 5); (6; 5); (0; – 2); (5; 0); (9; – 2); (4;– 4); (0; – 2); (– 9; – 13).
Рисунок 2 | Рисунок 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики 6 класс по теме "Деление дробей"
Урок закреплени знаний с применением ЭОР....
Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"
Урок изучение нового материала с применением ЭОР...
конспект урока математики 6 класс на тему "Решение примеров на сложение чисел"
Разработка урока по математике для 6 класса на тему "Решение примеров на сложение чисел"....
Конспект урока математики 6 класс на тему "Осевая симметрия."
Приведен конспект урокана тему "Осевая симметрия" . Это первый урок на данную тему. Содержит один из вариантов преодавания данной темы...
конспект урока в 8 классе на тему "Обособление согласованных определений"
урок изучения нового материала с использованием интерактивных методов....
Конспект урока математика 5 класс по теме "Уравнения"
Конспект урока урока математика 5 класс по теме "Уравнения"...
Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"
Конспект урока математика 6 класс по теме "Деление дробей"...