Конспект урока математики 6 класс по теме "Противоположные числа"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Противоположные числа
Цель урока: Обеспечить усвоение знаний и способов деятельности учащихся по теме «Противоположные числа».
Задачи:
- обучающие: ввести понятие противоположных чисел и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме
-развивающие:
создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;
создать условия для развития речевых навыков у школьников; содействовать развитию у школьников научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, индивидуальности;
-воспитательные:
содействовать развитию у учащихся умения сотрудничать, выслушивать товарища, уважать мнение оппонента; создать условия для развития у школьников стремления к познанию.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах
Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, персональные компьютеры для детей, проектор, выход в Интернет, доска
Структура и ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые дети!
Французский писатель 19 столетия Анатоль Франс однажды заметил:
«Учиться можно весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Пусть эти слова послужат девизом сегодняшнего урока
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа, а для темы урока оставьте строчку, вы сами ее сформулируете позже.
2. Изучение нового материала
Посмотрите на доску, к нам в гости пришли очень симпатичные человечки. Охарактеризуйте их, пожалуйста.
Ученик.
- Маленький – большой;
- Слабый – сильный; и т.д.
Учитель. Как называются в русском языке эти слова?
Ученик. Антонимы.
Учитель. Какие слова называются антонимами?
Ученик. Слова противоположные по значению.
Учитель. Если есть верх, то есть и?
Тепло и?
Добро и?
Счастье и?
- такими противоположностями наполнен наш мир.
Учитель. Назовите основную единицу языка.
Ученик. Слово.
Учитель. А в математике, что является основным объектом изучения?
Ученик. Число.
Учитель. Вы догадались, с каким математическим понятием мы будем сегодня знакомиться? Правильно. Как мы назовём тему нашего урока?- «Противоположные числа».
Как вы думаете, где удобнее всего расположить противоположные числа?
-Верно, на координатной прямой.
Что общего у отрезков ОР и ОК, ОМ и ОА? (Равные длины, лежат на одной координатной прямой, отложены от одной и той же точки О).
- А чем они отличаются? (Лежат по разные стороны от точки О).
-Найдите координаты точек А и Д, В и С. Что вы заметили? (Возможные ответы: разные знаки, противоположные числа).
Попробуем, следуя схеме, дать определение противоположных чисел.
…….. числа
называются
…….,
если
они
отличаются ТОЛЬКО
……. .
На доске записаны числа: 2; 4; -20; 8; -6; -4; -10; 14; 12; 6; 16; -2.
Учитель. Найдите противоположные числа. Чем отличаются числа?
Учитель. Откройте учебник на странице 79, убедимся, правильно ли мы сформулировали определение противоположных чисел? А как вы думаете, для любого ли числа можно найти противоположное число? (Выясняем, что ноль противоположен сам себе.) Таким образом, для всех ли чисел можно найти ему противоположное число?
Ученик. Да.
Буквенная запись:
а и –а
Учитель. Вам предлагается задание: на координатной прямой отметить точки, обозначающие числа, противоположные данным. (Задания в группах)
Учитель. Какую закономерность вы заметили, выполняя это задание?
Ученик. Числа, противоположные отрицательным – положительные; А числа, противоположные положительным – отрицательные.
Учитель. Знак “ - ” показывает противоположность числа. Запишем в общем виде: [-(-а) = а]. Как же прочитать данную запись?
Ученик. Число, противоположное отрицательному числу – есть число положительное.
-(-а) = а
3. Физкультминутка.
Учитель. Какие вы все сегодня красивые, нарядные? Дайте-ка я на вас погляжу в полный рост. Встаньте, пожалуйста. Я называю число. Если оно отрицательное вы приседаете. Если оно положительное, вы подпрыгиваете.
4. Закрепление ЗУН.
Заполните пустые клетки в таблице
Х | 4 | 0 | 6 | ||||
-Х | -3 | -5 | -2 | -1 |
Самостоятельная работа с модулем
На столах у учеников табличка с зашифрованной фамилией учёного математика, который ввёл в математический язык символы «+» и «-»
Выберите числа, противоположные данным и расшифруйте фамилию чешского математика, который в XYвеке предложил применять эти символы.
Сообщение учащихся: Математик, уроженец чешского города Хеба. Обучался в Лейпцигском университете, а затем преподавал в нем. Первый начал чтение лекций по алгебре в этом университете. Ему принадлежит сочинение «Быстрый и красивый счет для всего купечества» (Лейпциг, 1489), выдержавшее много изданий; в нем впервые появились знаки «+» (плюс), «-» (минус) и таблица умножения (в печатном виде). У него встречается термин «обратная дробь». Видман различает 28 видов задач.
Работа с модулем в парах на компьютере.
№ 932Два человека у доски. Остальные самостоятельно на местах
Графический диктант: (верное высказывание соответствует знаку « + », а неверное – знаку «-»)
Я утверждаю, что:
1) Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами.
2) Существует число, имеющее два противоположных ему числа.
3)Число 0 противоположно самому себе.
4) Прямую, с выбранными на ней началом отсчёта и единичным отрезком, называют координатной прямой.
5)Число, показывающее положение точки на прямой, называют координатой этой точки.
+-+++
5. Рефлексия деятельности.
У вас на партах кружки разного цвета. Зеленые кружки - тема усвоена. Красные – нет, тема не усвоена. Желтые – Недостаточно усвоена. Я прошу вас расположить данные кружки на координатной прямой.
- Какого цвета кружки будут слева?
Какого цвета кружки будут справа?
При наличии времени, читает сказку:
В точечном царстве, в координатном государстве, на берегу нулевой реки жили-были числа-близнецы. Их домики стояли на одинаковом расстоянии от нулевой реки. Только одни из них поселились на левом берегу, а другие - на правом, противоположном, поэтому числа 1 и -1, 2 и -2, 3 и -3, ... стали называть
Но случилась беда: стали теряться пары противоположных чисел. Сыщики выяснили, что они исчезают в нулевой реке. Почему исчезали пары чисел? Это мы узнаем на следующих уроках
6. Домашнее задание: п.27 №№ 943; 945(а,б).
а) 946, б) 947, 948по выбору
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"
Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...
Конспект урока математики в 7 классе коррекционой школы 8 вида Тема: « Письменное умножение многозначного числа на однозначное число»
Цели урока:формировать умение решать задачи учить устанавливать связи между величинами;способствовать созданию ситуаций, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.Задачи урока:1. обеспечение у...
Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд".
Конспект урока математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное число с переходом через разряд"....
Конспект урока математики в 1 классе. Закрепление знаний по теме "Числа от 1 до 10 и число 0".
УМК "Школа России"...
Конспект урока математики для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".
Конспект урока по математике для 6 класса по теме "Положительные и отрицательные числа. Модуль числа. Сравнение чисел".Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 6 класс, М. Просвещение, 2010.Урок о...
Конспект урока математики в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Число и цифра 7. Состав числа 7"
Конспект урока для учащегося надомного обучения с легкой степенью умственной отсталости...
Конспект урока математики по теме " Состав числа 9" . 1 класс. УМК " Начальная школа 21 века"
Учебно методический комплекс " Школа 21 века". Конспект урока математики в первом классе по теме " Состав числа 9".Цель данного урока : познакомить учащихся с составом ...