Рабочая программа по учебному курсу «Тождественные преобразования выражений»
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Тождественные преобразования выражений» (Авторы: Беденко Светлана Викторовна, Божко Светлана Викторовна, учителя математики МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»).
Учебный курс «Тождественные преобразования выражений» является курсом по выбору для учащихся 8 класса основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tozhdestvennye_preobrazovaniya_vyrazheniy_8_kl.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пристеньская основная общеобразовательная школа
Ровеньского района Белгородской области»
«Согласовано» Руководитель МО учителей - предметников МБОУ «Пристеньская ООШ» ___________/Шматова Т.И./ Протокол № __ от « » 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Пристеньская ООШ» _____________/Бабенко Е.В./ « » 2014 г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Пристеньская ООШ» _________/Решетняк И.И./ Приказ № от « » 2014 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Тождественные преобразования выражений»
для 8 класса
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы учебного курса «Тождественные преобразования выражений» (Авторы: Беденко Светлана Викторовна, Божко Светлана Викторовна, учителя математики МБОУ «Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»).
Учебный курс «Тождественные преобразования выражений» является курсом по выбору для учащихся 8 класса основной школы.
Данный учебный курс рассчитан на 35 часов для учащихся 8 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики, предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения. В соответствии с учебным планом МБОУ «Пристеньская ООШ» количество учебных недель составляет 34 недели. В связи с этим в рабочую программу внесены изменения: уменьшено количество часов, отведенных на изучение темы «Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения», на 1 час: объединено изучение тем «Композиция выражений» и «Понятие композиции выражений» в 1 час.
Курс позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, связанные с тождественными преобразованиями выражений, подготовиться для дальнейшего изучения тем, использующих это понятие, научиться решать разнообразные задачи различной сложности.
Учителю курс поможет наиболее качественно подготовить учащихся к математическим олимпиадам, сдаче государственной итоговой аттестации.
Курс состоит из шести разделов:
Тема №1. Числовые множества.
Тема №2. Тождественное равенство выражений с переменными.
Тема №3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения.
Тема №4. Числовые неравенства и их свойства.
Тема №5. Тождественное неравенство выражений.
Тема №6. Итоговое повторение.
Основные цели и задачи курса:
Цели курса: формирование способности учащихся рационально использовать умения и навыки выполнения тождественными преобразованиями выражений за счет:
- включения тождественных преобразований в контекст деятельности по решению задач на: нахождение значения выражения, исследование свойств выражения, сравнение нескольких выражений;
- корректировки представлений учащихся о содержании основных понятий, относящихся к этим видам задач;
- формирования у учащихся знаний о методах и приемах решения этих задач, способах контроля правильности их решения.
Задачи курса:
- систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках математики 8 класса;
- развитие познавательного интереса школьников к изучению математики;
- развитие логического мышления и интуиции учащихся;
- расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
- сокращать алгебраические дроби, выполнять основные действия с алгебраическими дробями.
- находить значения корней и применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни.
- уметь применять эти знания для преобразования рациональных выражений и выражений, содержащих арифметические квадратные корни.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Числовые множества | 4 |
2 | Тождественное равенство выражений с переменными | 6 |
3 | Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения | 15/14 |
4 | Числовые неравенства и их свойства | 4 |
5 | Тождественное неравенство выражений | 5 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
Всего | 35/34 |
Календарно — тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы. | Кол-во часов | Примерные сроки прохождения | Примечание | |
план | факт | ||||
Числовые множества | 4 часа | ||||
1/1 | Понятие числового множества и его характеристического свойства. | 1 | |||
2/2 | Способы задания числовых множеств. Способы изображения числовых множеств. | 1 | |||
3/3 | Объединение множеств. | 1 | |||
4/4 | Отношения равенства и включения числовых множеств. | 1 | |||
Тождественное равенство выражений с переменными | 6 часов | ||||
5/1 | Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). | 1 | |||
6/2 | Понятие тождественного равенства выражений на множестве. | 1 | |||
7/3 | Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. | 1 | |||
8/4 | Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. | 1 | |||
9/5 | Виды тождественных преобразований и условия их применимости | 1 | |||
10/6 | Виды тождественных преобразований и условия их применимости | 1 | |||
Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения | 14 часов | ||||
11/1 | Доказательство тождеств. Доказательство тождественного равенства целых выражений разными методами. | 1 | |||
12/2 | Доказательство тождественного равенства дробно-рациональных выражений разными методами. | 1 | |||
13/3 | Упрощение выражений. Сравнимость выражений по простоте. | 1 | |||
14/4 | Стандартная форма выражений различных видов. Понятие приближенного точного и вычисления значения выражения. | 1 | |||
15/5 | Упрощение выражений на множестве. Приведение многочленов к указанному виду. | 1 | |||
16/6 | Понятие многочлена с одной переменной. | 1 | |||
17/7 | Стандартный вид многочлена. | 1 | |||
18/8 | Разложение многочлена на множители. | 1 | |||
19/9 | Понятие приводимости. | 1 | |||
20/10 | Корни многочлена, теоремы о корнях. | 1 | |||
21/11 | Схема Горнера. | 1 | |||
22/12 | Композиция выражений. Понятие композиции выражений. | 1 | |||
23/13 | Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. | 1 | |||
24/14 | Условия применимости и неприменимости метода замены переменной | 1 | |||
Числовые неравенства и их свойства | 4 часа | ||||
25/1 | Отношение «больше», «меньше», «равно» на множестве действительных чисел. | 1 | |||
26/2 | Свойства числовых неравенств. | 1 | |||
27/3 | Доказательство числовых неравенств по определению, с использованием их свойств. | 1 | |||
28/4 | Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству. | 1 | |||
Тождественное неравенство выражений | 5 часов | ||||
29/1 | Понятие тождественного равенства и неравенства выражении с одной переменной на множестве. | 1 | |||
30/2 | Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства. | 1 | |||
31/3 | Задачи на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. | 1 | |||
32/4 | Оценки выражений и их виды. | 1 | |||
33/5 | Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 час | ||||
34/1 | Защита проектов «Тождественные преобразования выражений». | 1 |
Содержание учебного курса
Тема № 1. Числовые множества (4 часа)
Понятие числового множества и его характеристического свойства. Способы задания числовых множеств. Способы изображения числовых множеств. Объединение множеств. Отношения равенства и включения числовых множеств.
Тема № 2. Тождественное равенство выражений с переменными (6 часов)
Выражение с переменными и связанные с ним числовые множества (ОДЗ, множество значений выражения). Понятие тождественного равенства выражений на множестве.
Методы доказательства и опровержения тождественного равенства. Виды тождественных преобразований и условия их применимости
Тема № 3. Применение тождественных преобразований к решению задач на вычисление значений выражения (14 часов)
Доказательство тождеств. Доказательство тождественного равенства целых выражений разными методами. Доказательство тождественного равенства дробно-рациональных выражений разными методами. Упрощение выражений. Сравнимость выражений по простоте. Стандартная форма выражений различных видов. Понятие приближенного точного и вычисления значения выражения. Упрощение выражений на множестве. Приведение многочленов к указанному виду. Понятие многочлена с одной переменной. Стандартный вид многочлена. Разложение многочлена на множители. Понятие приводимости. Корни многочлена, теоремы о корнях. Схема Горнера. Композиция выражений. Понятие композиции выражений. Структура и роль метода замены переменной в решении вычислительных задач. Условия применимости и неприменимости метода замены переменной
Тема №4. Числовые неравенства и их свойства(4 часа)
Отношение «больше», «меньше», «равно» на множестве действительных чисел. Свойства числовых неравенств. Доказательство числовых неравенств по определению, с использованием их свойств. Опорные неравенства. Метод сведения к опорному неравенству.
Тема №5. Тождественное неравенство выражении (5 часов)
Понятие тождественного равенства и неравенства выражении с
одной переменной на множестве. Задачи на доказательство справедливости тождественного равенства и неравенства. Задачи на нахождение множества (области) тождественного равенства, неравенства выражений. Оценки выражений и их виды.
Методы решения задач: по определению, сведение к опорному, использование свойств неравенств
Тема №6. Итоговое занятие (1 час)
На заключительном занятии подводится защита проектов «Тождественные преобразования выражений».
Методические рекомендации
В ходе преподавания учебного курса «Тождественные преобразования выражений» в 8 классе следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
При реализации данного учебного курса целесообразно использовать различные приёмы и методы обучения: лекции, практические занятия, семинары, исследовательские, самостоятельные работы, метод проектов, способствующие развитию познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Литература для учителя.
- Шабанов М.В., Безумова О.Л., Котова С.Н.. Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл: учебное пособие, - М.: Дрофа, 2008.
Литература для учащихся.
- Виленкин Н. Я. Алгебра. 8 класс: учебник для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики // под ред. Н. Я. Виленкина. — М.: Просвещение, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Пример...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу сельскохозяйственный труд 7, 9,10 классы на 2014-2015 учебный год
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:1. Закона РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года;2. Пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу профессионально-трудовому обучению в 5, 7,8, 9 классах на 2016-2017 учебный год
Программа направлена на формирование правильных эмоционально-социальных навыков в процессе творческой деятельности. Включение детей в художественную деятельность снимает присущие умственно отсталым уч...
Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/
Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...