Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению с примерной программой в том, что она разработана с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО). НРЭО содержания учебного курса «География» отражаются в тематической линии «География Челябинской области». В календарно-тематическое планирование по курсу «География» включены учебные занятия по теме: «Природа Челябинской области»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._geografiya_5_klass.doc | 384 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Статус документа
Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
- Закон РФ «ОБ образовании»;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2009;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2011;
- Примерные программы по учебным предметам. География. 6–9 классы: – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с.;
- Авторская программа основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013г;
- Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.
Программа составлена с учетом санитарно - эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10)
2. Пояснительная записка
Основная цель курса «География. Начальный курс» систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению с примерной программой в том, что она разработана с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей (НРЭО). НРЭО содержания учебного курса «География» отражаются в тематической линии «География Челябинской области». В календарно-тематическое планирование по курсу «География» включены учебные занятия по теме: «Природа Челябинской области». ОУ имеет необходимое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение отражающее НРЭО по предмету. Кроме того, количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок. Смотри раздел «Природа Земли»: Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов»; Практическая работа № 6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов»; Практическая работа №7 «Составление карты стихийных природных явлений».
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному курсу «География» в 2014–2015 учебном году образовательным учреждением выбран учебник «География. Начальный курс. 5 класс» (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). В учебник внесены следующие дополнения: элементы содержания образования в соответствии с программой учебного предмета «География» и требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего, среднего общего образования; примерные перечни тем проектов; ссылки на интернет-ресурсы. Логичность, последовательность и доступность изложения учебного материала помогает организовать самостоятельную работу учащихся на каждом уроке, что позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении и обеспечивает возможность достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Школьники учатся работать с текстом, анализировать и оценивать информацию, представленную в различном графическом виде, преобразовывать её из одной формы в другую, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, т.е. овладевают ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми и коммуникативными. Наличие в учебниках большого количества интересного и познавательного материала, дополнительные рубрики расширяют кругозор учащихся, позволяют разнообразить уроки и использовать вариативные современные педагогические и социально-педагогические технологии, а также прививают любовь к природе Земли в целом и России в частности.
Вопросы и задания в конце параграфа позволяют учащимся не только проверить базовый уровень знаний, но и попытаться применить новые знания, выяснить причины и следствия изучаемых закономерностей, а также высказать свои суждения и своё отношение к изучаемым вопросам
- Общая характеристика учебного курса по географии
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8-9 –география России.
Курс «География. Начальный курс является пропедевтическим по отношению к курсу география в основной школе.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Основные цели курса: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшими изобретениями человечества - географической картой, с взаимодействием человека и природы; пробуждение интереса к естественным наукам и географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи изучения учебного курса: знакомство с предметом география, формирование интереса к нему; формирование умений смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 1 на 2014 – 2015 учебный год на изучение предмета «География. Начальный курс» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю и того 34 часа в год
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Предметные результаты обучения:
• осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации;
• освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
• использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов;
• понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
Учащийся должен уметь:
- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
- показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• вычитывать все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Учащийся должен уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры
- Содержание учебного курса
Раздел (тема) кол-во часов по Примерной программе | Содержание курса | Раздел (тема) кол-во часов по рабочей программе | Содержание курса |
Что изучает география (5 часов)
| Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Практические работы № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы» | Что изучает география (6 часов)
| Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Практические работы № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы» |
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. | Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. | ||
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии | География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии | ||
Методы географических исследований Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод | Методы географических исследований Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод | ||
Резервный час | НРЭО "Источники краеведческих знаний. Ю. Урал" | ||
Как люди открывали Землю (5часов)
| Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности | Как люди открывали Землю (5часов)
| Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности |
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды | Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды | ||
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири | Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири | ||
Открытия русских путешественников | НРЭО "Знаменитые исследователи Ю. Урала". Открытия русских путешественников | ||
Практические работы № 2 «Как люди открывали Землю» | Практические работы № 2 «Как люди открывали Землю» | ||
Земля во Вселенной (9часов) | Как древние люди представляли себе Вселенную. Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею | Земля во Вселенной (9часов) | Как древние люди представляли себе Вселенную. Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею |
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении | ||
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс | Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс | ||
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон | Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон | ||
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | ||
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | ||
Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы | Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы | ||
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики | Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики | ||
Первый космонавт Земли— Ю.А. Гагарин | Первый космонавт Земли— Ю.А. Гагарин | ||
Виды изображений поверхности Земли (4 часа)
| Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта | Виды изображений поверхности Земли (4 часа)
| НРЭО "Особенности географического положения Челябинской области". Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта |
Практические работы № 3 Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам | Практические работы № 3 НРЭО "Чтение карты Челябинской области". Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам | ||
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 4 «Ориентирование по плану и карте». Самостоятельное построение простейшего плана | НРЭР. План "ООПТ Шумный брод". План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 4 «Ориентирование по плану и карте». Самостоятельное построение простейшего плана | ||
Резервный час | Подведём итоги по теме "Виды изображения поверхности Земли" | ||
Природа Земли (10 часов)
| Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта | Природа Земли (11 часов)
| НРЭО "Уральское горообразование". Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта |
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы | НРЭО "Рельеф Челябинского Урала". Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы | ||
Движение земной коры. Землетрясения и вулканы | Движение земной коры. Землетрясения и вулканы | ||
Вулканы, гейзеры
| Вулканы, гейзеры. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов» | ||
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова | Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова | ||
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан
| Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Практическая работа №6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов» | ||
Вода в атмосфере | НРЭО "Водные ресурсы Челябинской области". Вода в атмосфере | ||
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера | НРЭО "Климат Челябинской области". Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7 «Составление карты стихийных природных явлений» | ||
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле | Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле | ||
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы | НРЭО "Почвы Челябинской области". Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы | ||
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | ||
Резервный час | Итоговая работа по курсу "География. Начальный курс" | ||
Итого: 33 часа | Итого: 35 часа | ||
- Учебно-тематический план
Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
| |
Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Практические работы № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы» Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. НРЭО "Источники краеведческих знаний. Ю. Урал" | Предметные результаты обучения. Учащийся должен уметь: - приводить примеры географических объектов; - называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); - объяснять, для чего изучают географию |
2. Как люди открывали Землю (4 ч) | |
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. НРЭО "Знаменитые исследователи Ю. Урала". Открытия русских путешественников. Практические работы № 2 «Как люди открывали Землю» | Предметные результаты обучения. Учащийся должен уметь: - называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; - показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов; - приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их |
| |
Как древние люди представляли себе Вселенную. Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А. Гагарин | Учащийся должен уметь: - описывать представления древних людей о Вселенной; - называть и показывать планеты Солнечной системы; - называть планеты земной группы и планеты гиганты; - описывать уникальные особенности Земли как планеты |
| |
НРЭО "Особенности географического положения Челябинской области". Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Практические работы № 3 НРЭО "Чтение карты Челябинской области". Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. НРЭР. План "ООПТ Шумный брод". План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практические работы № 4 «Ориентирование по плану и карте». Самостоятельное построение простейшего плана. Подведём итоги по теме "Виды изображения поверхности Земли" | Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: - объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта» - находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; - работать с компасом; - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков |
| |
НРЭО "Уральское горообразование". Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. НРЭО "Рельеф Челябинского Урала". Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы Вулканы, гейзеры. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов» Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Практическая работа №6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов» НРЭО "Водные ресурсы Челябинской области". Вода в атмосфере НРЭО "Климат Челябинской области". Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7 «Составление карты стихийных природных явлений» Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле НРЭО "Почвы Челябинской области". Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | Предметные результаты обучения Учащийся должен уметь: Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»; показывать по карте основные е географические объекты, наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности |
- Практическая часть
Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок. Смотри раздел «Природа Земли»: Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов»; Практическая работа № 6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов»; Практическая работа № 7 «Составление карты стихийных природных явлений»
Распределение часов практических работ
№ урока | № П. работы | Перечень практических работ Примерной программы | Перечень практических работ авторской программы | Перечень практических работ рабочей программы |
Тема. Что изучает география (5 ч) | ||||
2 | 1 | Практические работы № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы» | - | П. работы № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы» |
2. Как люди открывали Землю (4 ч) | ||||
8 | 2 | Практические работы № 2 «Как люди открывали Землю». Работа с текстом учебника, контурной картой | Практическая работа № 1 Работа с текстом учебника, контурной картой | П. работы № 2 «Как люди открывали Землю». Работа с текстом учебника, контурной картой |
9 | 3 | Практическая работа № 2 Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников» | ||
| ||||
- | - | - | ||
| ||||
22 | 3 | Практические работы № 3 Ориентирование по компасу и местным признакам | Практическая работа № 3 Ориентирование по компасу и местным признакам | П. работы № 3 НРЭО "Чтение карты Челябинской области". Ориентирование по компасу и местным признакам |
24 | 4 | Практические работы № 4 «Ориентирование по плану и карте». Самостоятельное построение простейшего плана. | Практическая работа № 4 Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте | П. работы № 4 «Ориентирование по плану и карте». Самостоятельное построение простейшего плана. НРЭО. План "ООПТ Шумный брод" |
| ||||
27 | 5 | - | - | П. работа № 5 "Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов" |
29 | 6 | - | - | П. работа № 6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов» |
30 | 7 | - | - | П. работа № 7 "Составление карты стихийных природных явлений" |
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока п/п | Дата | Тема урока | Виды деятельности учащихся | |||||||
предметные | универсальные учебные действия (УУД) | Корректировка | ||||||||
метапредметные | личностные | |||||||||
Раздел 1. Что изучает география (6 ч) | ||||||||||
1.1. | Мир, в котором мы живем | Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки | Регулятивные (Р) – определяют цели учебной деятельности Познавательные (П) - умение работать с текстом, выделять в нем главное Коммуникативные (К) – оформляют свои мысли в устной речи | Учебно-познавательный интерес к географии | ||||||
1.2. | Науки о природе / П. работы № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы» | Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии. Знать основные правила работы в кабинете географии | Р – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно П – умение работать с текстом, выделять в нем главное К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах | Учебно-познавательный интерес к географии | ||||||
1.3. | География— наука о Земле | Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением | Р- определяют цель учебной деятельности П - Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией К – оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи | Учебно-познавательный интерес к географии | ||||||
1.4. | Методы географических исследований. НРЭО "Источники краеведческих знаний. Ю. Урал" | Давать определение понятию картография. Называть методы географических исследований Земли. Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний | Р – определять цель учебной деятельности, ищут пути её осуществления П - слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации. К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах | Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства. | ||||||
1.5. | Обобщение, контроль знаний по теме раздела | Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Р – определять цель учебной деятельности, ищут пути её осуществления П - умение работать с различными источниками информации. К – оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи | Понимание роли и значения географических знаний | ||||||
1.6. | Коррекция знаний по разделу «Что изучает география» Тест №1 | Р - работают по составленному плану П - выполняют заданий учителя, работают с учебником, атласом К - оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи | Понимание значимости разных наук, изучающих природу | |||||||
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5часов) | ||||||||||
2.1. | Географические открытия древности и Средневековья | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея | Р – уметь работать с различными источниками информации, П - выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, К - готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ||||||
2.2. | Важнейшие географические открытия П. работы № 2 «Как люди открывали Землю». Работа с текстом учебника, контурной картой | . Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия | Р - уметь работать с различными источниками информации, П - выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, К - готовить сообщения и презентации | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ||||||
2.3. | Открытия русских путешественников НРЭО "Знаменитые исследователи Ю. Урала". Открытия русских путешественников | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками. | Р - ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя. П - выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений. К - выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле | ||||||
2.4.. | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. | Р - ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя. П - выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений. К - выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний | ||||||
2.5. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» Тест №2 | Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий | Р – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно П – умение работать с текстом, выделять в нем главное К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах |
| ||||||
Раздел 3. Земля во Вселенной (9часов) | ||||||||||
3.1. | Как древние люди представляли себе Вселенную/ | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Р – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему П - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | ||||||
13. | 3.2. | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности П - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, аргументировать собственную точку зрения | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли | |||||
3.3. | Соседи Солнца | Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет | Р – определять цель учебной деятельности П – уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал К – отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее фактами | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | ||||||
3.4. | Планеты-гиганты и маленький Плутон | Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет | Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели П - уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности К – уметь организовать полученные знания в виде письменной речи | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | ||||||
3.5. | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. | Объяснять различия небесных тел | Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели П - уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности К – уметь организовать полученные знания в виде письменной речи | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | ||||||
3.6. | Мир звезд | Называть крупнейшие звёзды и созвездия Солнце. Многообразие звезд. Созвездия | Р – уметь самостоятельно сформулировать тему занятия П -уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал К – уметь организовать учебное взаимодействие в группе | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | ||||||
3.7. | Уникальная планета— Земля | Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу. П - уметь работать с различными источниками информации. К – уметь оформлять свои мысли в виде устной и письменной речи | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений | ||||||
3.8. | Современные исследования космоса | Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса | Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; П – уметь работать с различными источниками информации. К - уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно | Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний | ||||||
20. | 3.9. | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» Тест № 3 | Р - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно П – уметь работать с различными источниками информации. К - уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно | Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний | ||||||
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 часа) | ||||||||||
4.1. | НРЭО "Особенности географического положения Челябинской области". Стороны горизонта
| Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. П – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К - уметь участвовать в совместной деятельности | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | ||||||
4.2. | НРЭО "Чтение карты Челябинской области". Ориентирование на местности П. работа № 3 НРЭО " Определение на местности направлений и расстояний Чтение карты Челябинской области" | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу. П – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; К - уметь работать с измерительными приборами | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека | ||||||
4.3. | План местности и географическая карта. НРЭО «План ООПТ Шумный брод» П. работа № 4 П. работы «Ориентирование по плану и карте». Самостоятельное построение простейшего плана. «План ООПТ Шумный брод» | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу П - овладеть умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия. К – уметь работать в группе и самостоятельно | Осознание многообразия способов представления земной поверхности | ||||||
4.4. | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Уроки 19 -21 | Р - работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно П - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций К – уметь организовывать свою деятельность в группах, парах | Уроки 19 -21 | ||||||
Раздел 5. Природа Земли (11 часов) | ||||||||||
5.1. | Как возникла Земля | Называть различные гипотезы происхождения Земли. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу П – уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал К - готовить сообщения и презентации | Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты | ||||||
5.2. | Внутреннее строение Земли. НРЭО "Рельеф Челябинского Урала" | Называть основные слои Земли, их функции | Р – работать по составленному плану П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. К - готовить сообщения и презентации | Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли | ||||||
5.3 | Землетрясения и вулканы. НРЭО "Уральское горообразование" П. работа №5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов» | Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор | Р - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы П - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений; К - преобразовывать текстовую информацию в табличную. | Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения | ||||||
5.4. | Путешествие по материкам | Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. К – уметь работать в группах и парах, готовить сообщения и презентации | Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков. | ||||||
5.5. | Вода на Земле. НРЭО "Водные ресурсы Челябинской области". П. работа № 6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов» | Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы. | Р - выдвигать версии решения учебной задачи П - уметь работать с различными источниками информации. Структурировать учебный материал К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей | ||||||
5.6. | Воздушная одежда Земли. НРЭО "Климат Челябинской области " /Комбинированный урок/ П. работа № 7 «Составление карты стихийных природных явлений» | Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. К - готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) | Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли | ||||||
5.7. | Живая оболочка Земли | Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику. Определять отличия биосферы от других оболочек | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. К - готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные) | Понимание специфических черт живой оболочки Земли | ||||||
5.8. | Почва - особое природное тело. НРЭО "Почвы Челябинской области". | Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы | Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу П - Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. К – уметь высказывать свою точку зрения | Понимать значение почвы в природе и жизни человека | ||||||
5.9. | Человек и природа | Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы | Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. К – оформлять свои мысли в виде письменной речи | Понимание бережного отношения к природе | ||||||
5.10. | Урок обобщения и контроля по курсу "География. Начальный курс" | См. разделы курса | Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; П - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций К - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль | См. разделы курса | ||||||
5.11. | Урок коррекции знаний по курсу "География. Начальный курс" Итоговый тест | См. разделы курса | Р - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей К - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его | См. разделы курса |
- Таблица контроля
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Формы контроля | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. | Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Итог |
Текущий контроль (практические работы, работы с контурными картами) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 7 | ||
Тестирование | 1 | 1 | 1 | 3 | ||||||
Итоговый контроль (тест) | 1 | 1 |
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечание |
1. Печатные пособия | ||
| 1 | |
Размеры Земли и Солнца | 1 | |
Смена Времен года | 1 | |
Внутреннее строение Земли | 1 | |
Эндогенные процессы | 1 | |
Строение вулкана | 1 | |
Экзогенные процессы | 1 | |
| ||
Великие географические открытия | 1 | |
Политическая | 1 | |
Зоогеографическая | 1 | |
Карта океанов | 1 | |
Климатическая | 1 | |
Климатические пояса и области | 1 | |
Природные зоны | 1 | |
Почвенная | 1 | |
Физическая | 1 | |
Строение земной коры. Полезные ископаемые | 1 | |
2. Цифровые образовательные ресурсы | ||
Диски DVD | Количество | |
География АЛЬМАНАХ 1 (Видеостудия «Кварт») | 1 | |
География АЛЬМАНАХ 2 (Видеостудия «Кварт») | 1 | |
География АЛЬМАНАХ 3 (Видеостудия «Кварт») | 1 | |
Земля. Климат | 1 | |
Путешествие по России фильм 1 | 1 | |
Путешествие по России фильм 1 | 1 | |
Океан и Земля. Ступени познания 1 шт., | 1 | |
Как устроен океан. Земля. (Видеостудия «Кварт») | 1 | |
3. Экранно-звуковые пособия | ||
Количество | ||
География слайд-альбом серии «Географическая картина мира». «Ландшафты Земли» | 1 | |
География слайд-альбом серии «Географическая картина мира». «География России» | 1 | |
География слайд-альбом серии «Географическая картина мира». «Население мира» | 1 | |
География слайд-альбом серии «Географическая картина мира». «Стихии Земли» | 1 | |
География слайд-альбом серии «Географическая картина мира». «Минералы и горные породы» с электронным приложение | 1 | |
4. Учебно - практическое и учебно лабораторное оборудование | ||
Курвиметры, компасы | 15 | |
ШКОЛЬНАЯ МЕТЕОСТАНЦИЯ «МЕТЕО-КЛ» (СОЛНЕЧНАЯ БАТАРЕЯ, РАДИОКАНАЛ) | 11 | |
Анемометр | 1 | |
Теллурий No: J342 Type: J342-1E-mail@computerlink.ru http://www. computerlink.ru | 1 | |
Гербарий фотографический по географии. Арктические пустыни. | 1 | |
Глобус Модель строения земной коры | 1 | |
Глобус Земли политический М 1: 60 000 000 | 1 | |
Глобус Земли физический | 10 | |
Строение СОХ | 1 | |
Неровности Земной поверхности, горизонтали | 1 | |
Строение земной коры. Зоны Разлома | 1 | |
Строение вулкана | 1 | |
Натуральные объекты | ||
Коллекция почва и ее состав | 1 | |
Коллекция кальцит в природе | 1 | |
Коллекция Формы сохранности ископаемых растений и животных (раздаточный материал)… | 1 | |
Коллекция почва и ее состав | 1 | |
Интернет-ресурсы: | ||
http://ru.wikipedia.org/wiki | ||
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы | ||
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля | ||
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система | ||
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество | ||
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России |
- ДМК
- Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2014;
2. Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 кл.». — М., 2013;
3.Баринова И. И. Начальный курс географии. 5 кл.:рабочая тетрадь с комплектом контурных карт /И. И. Баринова, Т. А. Карташева, В. Г. Суслов. — М.,2012
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
География. Начальный курс. 5 кл.: учебник/ Баринова И.И, Плешаков А.А., Соснин Н.И. –М.: Дрофа, 2014.-140с. | География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова) |
Кошевой Владимир Александрович, Банников Сергей Валерьевич, Бургасова Н. Е География. 5-6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное пособие Серия: География, природоведение Издательство: Интеллект-Центр (2012) | География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина) |
Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс / Составитель Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012. | География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание |
Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С.Гитис, С.Г.Захаров, А.П.Моисеев; Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. – Челябинск: АБРИС, 2011. – 176 с. – (Познай свой край) | |
Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 кл. – Челябинск: «АБРИС», 2008. | |
Краеведение. Челябинская область. 7 кл. / под ред. Г.С.Шкребня. – Челябинск: АБРИС, 2009. – 144 с. |
- Контрольно-измерительные материалы
Формы контроля
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в формате тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных,
проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 5 класса составлен на основе обязательного минимума содержания среднего и основного образования, по таким темам как: «Что изучает география», «Как люди открывали Землю», «Земля во Вселенной», «Виды изображения Земли», «Гидросфера», «Природа Земли». В теме «Природа Земли» прежде всего, проверяется теоретических и фактический материал о форме, размерах и движениях планеты Земля, о составе, значении и основных характеристиках атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы всей географической оболочки. Формы контроля: практические работы, тематические тесты, итоговые тесты. Практические оценочные работы запланированы в каждой четверти. Тематические тесты возможно проводить после изучения каждой темы, на выполнение такого теста отводится 10-15 минут. На выполнение итоговых тестов 40-45 минут. Количество итоговых тесов - 4 (№1, №2, №3- первое полугодие. № 4 -годовой тест). Разрешается использовать атласы, калькуляторы, измерительные приборы.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Оценка «5» - 90-100%, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50%
Источник: Контрольно-измерительные материалы. География: 6 класс / Составитель Е. А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки;
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений;
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ
1. Оценка "5" ставится, если ученик:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• допустил не более одного недочета.
2. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух недочетов.
3. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
• не более двух грубых ошибок;
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух-трех негрубых ошибок;
• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
4. Оценка "2" ставится, если ученик:
• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
• или если правильно выполнил менее половины работы.
5. Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
1. Отметка "5"
- Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;
- Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
2. Отметка "4"
- Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно;
- Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.);
- Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;
- Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
3. Отметка "3"
- Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся;
- На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома);
- Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами;
4. Отметка "2"
- Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;
- Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;
- Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»);
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов);
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно);
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации);
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы;
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно;
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа;
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой;
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами;
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты;
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты;
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств. Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно);
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом;
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”;
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми;
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой;
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...
Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"
Представляю вашему вниманию рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...
Рабочие программы по географии 5,6 класс к учебникам И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС)
РП по географии в соответствии ФГОС дл я 5 и 6 классов....
Рабочая программа учебного предмета "Начальный курс физической географии." 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Начальный курс физической географии» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Мини...
Пояснительная записка к курсу "География. Начальный курс. 5 класс." к учебнику Н.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
Пояснительная записка разработана к курсу географии 5 класса в рамках реализации программы ФГОС к линии УМК И.И. Бариновой.Рабочая программа разработана в соответствии с локальным актом образовательно...
Рабочая программа по географии к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонина "Геогрфия.Начальный курс" 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...
Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)
Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....