Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы). Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза М.Г. Русанова с .Варны
МО учителей приказом директора
Естествознания № … от ...09.2013
рук. Ягуфарова Р.Х.
Рабочая программа по учебному курсу
«Начальный курс. География»
6 классна 2013-2014 учебный год
Составитель рабочей программы: учитель географии Коренюгина Лариса Владимировна
2. Пояснительная записка
2.1. Статус документа.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы). Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
Нормативно- правовое и инструктивно – методическое обеспечение:
- Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2011 № 2885«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013учебный год»(зарегистрирован Минюстом России 21 февраля, регистрационный номер 23190);
- Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от16.06.11 №04-997);
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области;Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006);
- «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
- Приложение к письму Министерства образование и науки Челябинской области от 24.07.13 г. № 03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» 2013-2014 учебном году»;
- Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год;
- Положение о рабочей программе ОУ.
2.2 Выбор данной программы обоснован тем, что она разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего географического образования. Программа разработана с учетом изменений, происходящих в обществе и общеобразовательной школе, с целью сохранения единого общеобразовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования и новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идеи гуманизации школьного географического образования, изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. При этом основной идеей этого курса становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. В Разделе II. Природа Земли и человек количество часов в Теме 4. « Гидросфера» увеличено за счет переноса темы «Мировой океан» из Темы 1. « Как устроена наша Земля». Считаю, что изучение Мирового океана эффективней при прохождении темы Гидросфера. Для реализации практической направленности рабочей программы в кабинете географии имеются: печатные пособия, информационно-коммуникационные средств (таблицы, карты), экранно-звуковые пособия (видеофильмы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование (приборы, приспособления).
В рабочую программу включены определенные виды деятельности как интеллектуальной, так и практической, которыми должны овладеть учащиеся при изучении каждого содержательного блока, например, сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений и практических работ.
Таким образом, рабочая программа по географии способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, что соответствует образовательным задачам школы.
2.3. Место предмета в базисном учебном плане.
- В ФБУП определено количество учебных часов на изучение географии в 6-м классе -35 ч.
- В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса географии на ступени основного общего образования выделено в 6 классах 35 часов (1 час в неделю).
- По школьному учебному плану – 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю
Распределение часов в течение учебного года осуществляется следующим образом:
№ | Тема (раздел курса) | Кол-во часов по Примерной программе | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе |
1. | Введение | 1 | 1 | 1 |
2. | Тема 1. Как устроена наша планета | 4 | 4 | 4 |
3. | Тема 2. Источники географической информации. + План и карта Природа Земли Тема 3. Внутреннее строение Земли Тема 4. Рельеф Земли Тема 5. Атмосфера и климат Земли Тема 6. Гидросфера | 2+5 | 7 5 5 6 6 | 7 5 5 6 6 |
5 5 6 6 | ||||
4. | Тема 7. Географическая оболочка | 4 | 4 | 4 |
Итого: | 34(1) | 34 (1) | 34 (1) |
Перечень и количество часов практических работ по авторской программе соответствует перечню и количеству практических работ указанных в Примерной программе. Перечень практических работ в рабочей программе соответствуют авторской программе. Количество практических работ-16, из них оценочных -7.Практические работы, подлежащие оцениванию, выделены курсивным начертанием в тексе.
Распределение часов практических работ:
№ урока | № П. работы | Перечень практических работ Примерной программы | Перечень практических работ авторской программы | Перечень практических работ рабочей программы |
2 | 1 | Тема. Как устроена наша планетаСоставление и объяснение схем: а) Положение Земли в Солнечной системе»; б) Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний) | Тема. Как устроена наша планета Составление и объяснение схем: а) Положение Земли в Солнечной системе»; б) Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний) | Тема. Как устроена наша планета Составление и объяснение схем: а) Положение Земли в Солнечной системе»; б) Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний |
4 | 2 | Тема. Источники географической информации Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане. Ориентирование на местности | Тема. Источники географической информации Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане. Ориентирование на местности | Тема. Источники географической информации Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане, составление простейшего плана местности. Ориентирование на местности |
5 | 3 | Тема. Источники географической информации Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута (Топографический диктант) | Тема. Источники географической информации Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута (Топографический диктант) | Тема. Источники географической информации Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута (Топографический диктант) |
6 | 4 | Тема. Источники географической информации Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями | Тема. Источники географической информации Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями | Тема. Источники географической информации Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями |
7 | 5 | (Раздел)Тема. Источники географической информации Составление характеристики карты | Тема. Источники географической информации Составление характеристики карты | Тема. Источники географической информации Составление характеристики карты |
8-9 | 6 | Тема. Источники географической информации Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний. Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений | Тема. Источники географической информации Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений | Тема. Источники географической информации Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений |
11 | 7 | Природа Земли. Тема. Внутреннее строение Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.) | Тема. Внутреннее строение Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.) | Тема. Внутреннее строение Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.) |
13 | 8 | Природа Земли.Тема. Внутреннее строение Земли Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма | Тема. Внутреннее строение Земли Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма | Тема. Внутреннее строение Земли Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма |
17 | 9 | Природа Земли.Тема. Рельеф Земли Определение по картам высоты гор и равнин. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры | Тема. Рельеф Земли Определение по картам высоты гор и равнин. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры | Тема. Рельеф Земли Определение по картам высоты гор и равнин. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры |
18 | 10 | Природа Земли.Тема. Рельеф Земли Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин | Тема. Рельеф Земли Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин | Тема. Рельеф Земли Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин |
20 | 11 | (Раздел.Природа Земли)Тема. Атмосфера и климаты Земли Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара» | Тема. Атмосфера и климаты Земли Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара» | Тема. Атмосфера и климаты Земли Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара» |
21 | 12 | Природа Земли.Тема. Атмосфера и климаты Земли. Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности | Тема. Атмосфера и климаты Земли. Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности | Тема. Атмосфера и климаты Земли. Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности |
23 | 13 | Природа Земли.Тема. Атмосфера и климаты Земли.Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера) | Тема. Атмосфера и климаты Земли.Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера) | Тема. Атмосфера и климаты Земли.Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера) |
25 | 14 | Природа Земли. Тема. Гидросфера. Описание по карте географического положения (ГП) морей. Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов. Нанесение на контурную карту основныхгидро-объектов | Тема. Гидросфера. Описание по карте географического положения (ГП) морей. Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов. Нанесение на контурную карту основныхгидро-объектов | Тема. Гидросфера. Описание по карте географического положения (ГП) морей. Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов. Нанесение на контурную карту основныхгидро-объектов |
28 | 15 | Природа Земли. Тема. Гидросфера Составление и объяснение схем: «Части реки» | Природа Земли. Тема. Гидросфера Составление и объяснение схем: «Части реки» | Природа Земли. Тема. Гидросфера Составление и объяснение схем: «Части реки» |
32 | 16 | Тема. Географическая оболочка Описание по карте, на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению | Тема. Географическая оболочка Описание по карте, на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению | Тема. Географическая оболочка Описание по карте, на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению |
2.4.Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента. Реализация часов учебного времени НРК при изучении всех тем курса - дисперсное. В базисном учебном плане 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. В рамках регионального компонента областного базисного учебного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение». Этот час используется для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс).
.
Распределение НРК по урокам:
№ урока | № НРК | Содержание НРК |
1 | 1 | Источники краеведческих знаний. Освоение и заселение области. Отражение истории заселения и освоения области в географических названиях |
15 | 2 | Основные формы рельефа и полезные ископаемые на территории Челябинской области и Варненского района |
19 | 3 | Тип климата Челябинской области |
27 | 4 | Реки, озера, подземные воды, болота на территории Челябинской области и Варненского района |
31 | 5 | Особо охраняемые территории Челябинской области и Варненского района |
3.Календарно- тематическое планирование 2012-2013года
Дата | Раздел, тема учебных занятий (учебное время) | Кол-во часов | Требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ по географии (кодификатор) | Содержание НРК | Практические работы | |
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ | Требования к уровню подготовки выпускников | ||||||
Введение 1 час | |||||||
1 | Введение География как наука НРК | 1 | Развитие географических знаний человека о Земле.Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. | знать/понимать: основные географические понятия и термины | 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | «Источники краеведческих знаний. Освоение и заселение области. Отражение истории заселения и освоения области в географических названиях»География Челябинской области М.А. Андреева, А.С. Маркова - Челябинск: Юж.- Урал,2002г | |
Тема 1. Как устроена наша планета 2 часа | |||||||
2 | 1.1 Земля- планета Солнечной системы. П. Работа № 1. | Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие | знать/понимать: основные географические понятия и термины | 2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК 2.1Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли | П. Работа № 1.Составление и объяснение схем: а) Положение Земли в Солнечной системе»; б) Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний) | ||
3 | 1.2 Развитие географических знаний о Земле | Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей | знать/понимать: географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека | ||||
Тема 2.Источники географической информации. План и карта5 часов | |||||||
4 | 2.1 План местности Условные знаки масштаб Ориентирование П. Работа № 2. | 1 | Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности.Географическая Карта. Масштаб. Градусная сеть. Географические координаты. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности . | знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения | 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) | П. Работа № 2. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане, составление простейшего плана местности. Ориентирование на местности П. работа №3. Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута (Топографический диктант) П. работа № 4. Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями П. работа № 5. Составление характеристики карты. | |
5 | 2.2 Изображение неровностей земной поверхности на плане. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Компас. Азимут. П. работа №3. | 1 | |||||
6 | 2.3 П. работа № 4. Глобус. Градусная сетка. Параллели и меридианы | 1 | |||||
7 | 2.4 Географическая карта. Свойства географической карты. ГеографическиекоординатыМногообразие карт П. работа № 5 | 1 | |||||
8-9 | 2.5 П.работа № 6.Обобщающее повторение «Земля- планета Солнечной системы» «Источники географической информации» | 1 | П.работа № 6. Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний. | ||||
Тема 3. Внутреннее строение Земли 5 часа | |||||||
10 | 3.1 Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера | 1 | Земная кора и литосфера. Геология. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. | знать/понимать: географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека | 2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК 2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка | ||
11 | 3.2 Горные породы и минералы. П. работа № 7. | 1 | П. работа № 7. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.). | ||||
12 | 3.3 Движение литосферных плит | 1 | |||||
13 | 3.4 Землетрясения П. работа № 8. | 1 | П. работа № 8. Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма | ||||
14 | 3.5 Вулканы, горячие источники, гейзеры | 1 | |||||
Тема 4. Рельеф Земли 5 часов | |||||||
15 | 4.1 Рельеф, его значение для человека, изображение рельефа на планах и картах. НРК | 1 | Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.Минеральные ресурсы. Природные памятники литосферы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте. | знать/понимать: основные географические понятия и термины; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности | 2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК 2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка | «Основные формы рельефа и полезные ископаемые на территории Челябинской области и Варненского района»География Челябинской области М.А. Андреева, А.С. Маркова - Челябинск: Юж.- Урал. 2002 Геологическое строение стр 10, Полезные ископаемые стр19. Рельеф стр. 28 | |
16 | 4.2 Основные формы рельефа Земли, горы равнины суши. Рельеф дна Мирового океана | 1 | |||||
17 | 4.3 Горы разнообразие гор. Стихийные процессы в горах П. работа № 9 | 1 | П. работа № 9. Определение по картам высоты гор и равнин. Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры | ||||
18 | 4.4 Равнины. Образование равнин и их изменение во времени П. работа № 10. | 1 | П. работа № 10. Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин | ||||
Тема 5. Атмосфера и климаты Земли 6часов | |||||||
19 | 5.1Атмосферный воздух. Температура воздуха | 1 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности | знать/понимать: основные географические понятия и термины; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности | 2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК 2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | «Тип климата Челябинской области» География Челябинской области М.А. Андреева, А.С. Маркова - Челябинск: Юж.- Урал.,2002г. Климат с.66 Южноуральская панорама событий и достижений Книга для чтения по краеведению: учеб. Пособие А,П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис.-Челябинск: АБРИС, 2006.с.32-40 Челябинская область. Краткий справочник. Книга из серии «Познай свой край» М.И..Гитис, А.П.Моисеев «АБРИС», 2006 С.49 | |
20 | 5.2 Атмосферное давление. Ветер П. работа № 11 | 1 | П. работа № 11.Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара» | ||||
21 | 5.3Атмосферные осадки. Облака П. работа № 12 | 1 | П. работа № 12. Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности. | ||||
22 | 5.4Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей | 1 | |||||
23 | 5.5 Циркуляция атмосферы. Наблюдения за погодой П. работа № 13 | 1 | П. работа № 13. Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера). | ||||
24 | 5.6 Климаты Земли. Работа с климатическими картами. Повторение темы «Атмосфера и климат» | 1 |
Тема 6. Гидросфера 6 часов | |||||||
25 | 6.1 Мировой океан. Части Мирового океана Свойства океанических вод. П. работа № 14. | 1 | Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства океанических вод. Стихийные явления в океане.Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Минеральные воды. Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы. | знать/понимать: основные географические понятия и термины; географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности | 2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК 2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли | «Реки, озера, подземные воды, болота на территории Челябинской области и Варненского района» География Челябинской области М.А. Андреева, А.С. Маркова - Челябинск: Юж.- Урал., 2002г. Воды с.49-66 Южноуральская панорама событий и достижений Книга для чтения по краеведению: учеб. Пособие А,П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис.-Челябинск: АБРИС, 2006 Зеркала озерные, ленты речные.с.41-53 | Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов. Нанесение на контурную карту основныхгидро-объектов. П. работа № 14. Описание по карте географического положения (ГП) морей |
26 | 6.2 Океанические течения. Изучение Мирового океана. Круговорот воды в природе | 1 | |||||
27 | 6.3 Воды суши. Подземные воды. Болота. НРК | 1 | |||||
28 | 6.4 Реки. П. работа № 15. | 1 | П. работа № 15. Составление и объяснение схем: «Части реки» | ||||
29 | 6.5 Озёра. Ледники. | 1 | |||||
30 | 6.6 Искусственные водоёмы. Повторение темы «Гидросфера» Тест |
Тема 7. Географическая оболочка 4 часа | |||||||
31 | 7.1 Биосфера – живая оболочка Земли. Почва как особое природное тело | 1 | Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособления живых организмов к среде обитания. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность.. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. | знать/понимать: основные географические понятия и термины; географическую зональность и поясность; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК 2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов | «Особо охраняемые территории Челябинской области и Варненского района» Южноуральская панорама событий и достижений Книга для чтения по краеведению: учеб. Пособие А,П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис.-Челябинск: АБРИС, 2006. Заповедные места.с.88-96 | |
32 | 7.2 Географическая оболочка и природные комплексы Земли. Природные компоненты П. работа № 16. | 1 | 2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК 2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные | П. работа № 16. Описание по карте, на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению. | |||
33 | 7.3 Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу | 1 | |||||
34 | 7.4 Заключительный урок. Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы. | 1 | |||||
35 | Итоговая работа по географии за курс 6 класса |
Корректировка КТП
4. Учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы:
- Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.-М.: Дрофа, 200.-176 с.: ил., карт.;
- Географический атлас: 6 класс. -М.: Дрофа, 2012;
- Контурная карта: 6 класс.-М.: Дрофа, 2012
НРК /Литература:
1. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2002. – 320 с. ил.;
2. М.С.Гитис. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. – Челябинск: АБРИС, 2004.- 96 с.;
3. «Краеведение. 6 класс» / В.В.Дерягин, М.С. Гитис. - Челябинск: АБРИС,2009;
4. Моисеев А.П. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб.пособ/А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1. - Челябинск: АБРИС, 2006. -224с.;
5. Краеведение. Челябинская область. 7 класс.: учебник для основной школы / под ред. Г.С. Шкребень. - Челябинск: АБРИС, 2009.-144 с.;
6. Варненский район. Тетрадь юного краеведа. Авторы – составители М.С.Гитис, А.А. Кормилицин, А.П, Моисеев.- Челябинск: «АБРИС», 2008;
7. «Челябинск. История моего города» / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. Челябинск: АБРИС, 2006;
8. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: Абрис, 2009
5.Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных
6. Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по географии. Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 6 класса составлен на основе обязательного минимума содержания среднего и основного образования, по таким темам как: «Как устроена наша планета», «Источники географической информации», « Внутреннее строение Земли», «Рельеф Земли», «Гидросфера», «Атмосфера и климат Земли», « Географическая оболочка». В теме « Источники географической информации» проверяются знания и умения учащихся по картографии и о людях, внесших значительный вклад в развитие географии. В теме «Природа Земли» прежде всего, проверяется теоретических и фактический материал о форме, размерах и движениях планеты Земля, о составе, значении и основных характеристиках атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы всей географической оболочки. Формы контроля: практические работы, тематические тесты, итоговые тесты. Практические оценочные работы запланированы в каждой четверти. Тематические тесты возможно проводить после изучения каждой темы, на выполнение такого теста отводится 10-15 минут. На выполнение итоговых тестов 40-45 минут. Количество итоговых тесов - 3 (№1- первое полугодие, №2- второе полугодие. № 3 -годовой тест). Разрешается использовать атласы, калькуляторы, измерительные приборы.
7.Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы:
- Контрольно-измерительный материал. География: 6 класс/ Сост. Е.А. Жижина. –М.: ВАКО, 2012.-112 с.- (контрольно- измерительные материалы);
- Чичерина О.В. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания/ О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо,2009.-144 с.
Приложение
Интернет:
№ | Наименование | Производитель |
Силы природы | Медиа Хауз | |
Начальный курс географии. 6 класс | Республиканский мультимедиа центр | |
Школьный курс географии | 7 ВОЛК - Мультимедиа | |
Уроки географии | Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» | |
Geografix 2 – новая обучающая географическая игра. | 1-С | |
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия | 1-С | |
Большой атлас России | 1-С | |
Все карты России | 1-С | |
Карта мира | 1-С | |
Россия | 1-С | |
Сайт «Школьные геоинформационные системы» | http://null. ru/people/schgis | |
Викторина по странам мира | www.map.com | |
Методические разработки уроков | www.school.aol.com |
Ресурсы сети Интернет для учителей географии:
Газета «География» http://geo. 1 september.ru/
Учитель года России http://2006.teacher.org.ru/
ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/
Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
Клуб журнала «GEO»
http: //www, geo.ru/
Журнал «Вокруг света»
http: //www, vokrugsveta. ru/
Журнал «National geographic»
http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
Великие путешественники, мореплаватели и географы
http ://www. geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Литература:
- Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
- Сборник нормативных документов. География. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008;
- Современное образование. География. Естествознание. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008;
- журнал "География в школе", газета "География" (приложение к "Первое сентября"), журнал "География и экология в школе ХХI", а также в журнал «География для школьников», с 2008 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-340331-1384194909.jpg)
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-241998-1365931255.jpg)
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
рабочая программа по начальному курсу географии 6 класс
В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, УМК учаще...
Рабочая программа по изучению курса географии 5 класса ФГОС ООО
Рабочая программа по географии 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/15/picture-128725-1702605697.jpg)
Статья "Новизна учебных программ курса "География".
Новизна новых учебных программ курса "География" ....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/04/picture-1203432-1578108503.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по начальному курсу географии 6 класс
Данная рабочая программа по географии для основной школы составлена в соответствии:• с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;• ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674626-1443336558.jpg)
Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика» 5 «д» класс 2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа написана для обучения математике 5класса с задержкой психического развития на ...