Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Коренюгина Лариса Владимировна

        Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы).  Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_6_klass.docx69.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

 имени Героя Советского Союза М.Г. Русанова с .Варны

           СОГЛАСОВАНО        УТВЕРЖДЕНА

МО учителей        приказом директора

Естествознания        № … от ...09.2013

          рук. Ягуфарова Р.Х.

Рабочая программа  по учебному курсу

 «Начальный курс. География»

6 классна 2013-2014 учебный год

Составитель рабочей программы: учитель географии Коренюгина  Лариса Владимировна

2. Пояснительная записка

2.1. Статус документа.

        Рабочая программа разработана на основе авторской  программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же     Примерной программы основного общего образования по географии, «География Земли» (VΙ-VΙΙ классы).  Программа опубликована в сборнике нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по географии. - М.: Дрофа, 2008.
Нормативно- правовое и инструктивно – методическое обеспечение:

  • Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г.  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
  • Примерными программами основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03– 1263);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2011 № 2885«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013учебный год»(зарегистрирован Минюстом России 21 февраля, регистрационный номер 23190);
  • Областной базисный учебный план Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от16.06.11 №04-997);
  • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. № 103/3404  «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области;Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г.  № 01-1006);
  • «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.     № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241);
  • Приложение к письму Министерства образование и науки Челябинской области от 24.07.13 г. № 03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» 2013-2014 учебном году»;
  • Школьный учебный план на 2013-2014 учебный год;
  • Положение о рабочей программе ОУ.

2.2  Выбор данной программы обоснован тем,  что она разработана  в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего географического  образования. Программа разработана с учетом изменений, происходящих в обществе и общеобразовательной школе, с целью сохранения единого общеобразовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования и новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идеи гуманизации школьного географического образования, изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. При этом основной идеей этого курса становится не только изучение взаимосвязей компонентов природы, формирующих окружающую среду, но и деятельности человека, ее изменяющей.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. В Разделе II. Природа Земли и человек количество часов  в Теме 4. « Гидросфера» увеличено за счет переноса темы «Мировой океан» из Темы 1.  « Как устроена наша Земля». Считаю, что  изучение Мирового океана эффективней при прохождении темы  Гидросфера. Для реализации практической направленности рабочей программы в кабинете географии имеются: печатные пособия, информационно-коммуникационные средств (таблицы, карты), экранно-звуковые пособия (видеофильмы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование (приборы, приспособления).

В рабочую программу включены определенные виды деятельности как интеллектуальной, так и практической, которыми должны овладеть учащиеся при изучении каждого содержательного блока, например, сравнение, распознавание, определение принадлежности, проведение наблюдений и практических работ.

Таким образом,   рабочая  программа  по географии способствует формированию ряда общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, что  соответствует образовательным задачам школы.

2.3.  Место предмета в базисном учебном плане.

  • В  ФБУП определено количество учебных часов на изучение географии в 6-м классе -35 ч.
  • В соответствии с областным базисным учебным планом на изучение курса географии на ступени основного общего образования выделено  в  6 классах 35 часов (1 час в неделю).
  • По школьному учебному плану – 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю

Распределение часов в течение учебного года осуществляется следующим образом:

Тема (раздел курса)

Кол-во часов по Примерной

программе

Кол-во часов по авторской

программе

Кол-во часов по рабочей программе

1.

Введение

1

1

1

2.

Тема 1. Как устроена наша планета

4

4

4

3.

Тема 2. Источники географической информации. + План и карта

Природа Земли

Тема 3. Внутреннее строение Земли

Тема 4. Рельеф Земли                                              Тема 5. Атмосфера и климат Земли

Тема 6. Гидросфера

2+5

7

5

5

6

6

7

5

5

6

6

5

5

6

6

4.

Тема 7. Географическая оболочка

4

4

4

Итого:

34(1)

34 (1)

34 (1)

Перечень и количество часов практических  работ по авторской программе соответствует перечню и количеству практических работ  указанных в Примерной программе. Перечень практических работ в рабочей программе соответствуют авторской программе. Количество практических работ-16, из них  оценочных -7.Практические работы, подлежащие оцениванию, выделены  курсивным начертанием в тексе.

Распределение часов практических работ:

№ урока

№ П. работы

Перечень практических работ  Примерной программы

Перечень практических  работ  авторской программы

Перечень практических   работ  рабочей программы

2

1

Тема. Как устроена наша планетаСоставление и объяснение схем: а) Положение Земли в Солнечной системе»; б) Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)

Тема. Как устроена наша планета

Составление и объяснение схем: а) Положение Земли в Солнечной системе»; б) Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)

Тема.  Как устроена наша планета

Составление и объяснение схем: а) Положение Земли в Солнечной системе»; б) Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний

4

2

Тема. Источники географической информации

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.

Ориентирование на местности

Тема. Источники географической информации

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.

Ориентирование на местности

Тема. Источники географической информации

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане, составление простейшего плана местности. Ориентирование на местности

5

3

Тема. Источники географической информации

Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута (Топографический диктант)

Тема. Источники географической информации

Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута (Топографический диктант)

Тема. Источники географической информации

Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута (Топографический диктант)

6

4

Тема. Источники географической информации

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями

Тема. Источники географической информации

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями

Тема. Источники географической информации

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями

7

5

(Раздел)Тема. Источники географической информации

Составление характеристики карты

Тема. Источники географической информации

Составление характеристики карты

Тема. Источники географической информации

Составление характеристики карты

8-9

6

 Тема. Источники географической информации

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.

Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений

Тема. Источники географической информации

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений

Тема. Источники географической информации

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений

11

7

Природа Земли. Тема. Внутреннее строение

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.)

Тема. Внутреннее строение

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.)

Тема. Внутреннее строение

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.)

13

8

  Природа Земли.Тема. Внутреннее строение Земли Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма

Тема. Внутреннее строение Земли

 Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма

Тема. Внутреннее строение Земли

Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма

17

9

 Природа Земли.Тема. Рельеф Земли

Определение по картам высоты гор и равнин.

Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры

Тема. Рельеф Земли

Определение по картам высоты гор и равнин.

Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры

Тема. Рельеф Земли

Определение по картам высоты гор и равнин.

Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры

18

10

Природа Земли.Тема. Рельеф Земли

 Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин

Тема. Рельеф Земли

Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин

Тема. Рельеф Земли

Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин

20

11

(Раздел.Природа Земли)Тема. Атмосфера и климаты Земли

Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»

Тема. Атмосфера и климаты Земли

Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»

Тема. Атмосфера и климаты Земли

Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»

21

12

Природа Земли.Тема. Атмосфера и климаты Земли. Построение графика температуры и облачности, розы ветров;  выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач  на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности

Тема. Атмосфера и климаты Земли. Построение графика температуры и облачности, розы ветров;  выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач  на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности

Тема. Атмосфера и климаты Земли. Построение графика температуры и облачности, розы ветров;  выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач  на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности

23

13

Природа Земли.Тема. Атмосфера и климаты Земли.Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера)

Тема. Атмосфера и климаты Земли.Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера)

Тема. Атмосфера и климаты Земли.Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера)

25

14

Природа Земли. Тема. Гидросфера.

Описание по карте географического положения (ГП) морей.

Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов.

Нанесение на контурную карту основныхгидро-объектов

Тема. Гидросфера.

Описание по карте географического положения (ГП) морей.

Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов.

Нанесение на контурную карту основныхгидро-объектов

Тема. Гидросфера.

Описание по карте географического положения (ГП) морей.

Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов.

Нанесение на контурную карту основныхгидро-объектов

28

15

Природа Земли. Тема. Гидросфера

Составление и объяснение схем:  «Части реки»

Природа Земли. Тема. Гидросфера

Составление и объяснение схем:  «Части реки»

Природа Земли. Тема. Гидросфера

Составление и объяснение схем:  «Части реки»

32

16

Тема. Географическая оболочка

Описание по карте, на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению

Тема. Географическая оболочка

Описание по карте, на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению

Тема. Географическая оболочка

Описание по карте, на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению

2.4.Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента. Реализация часов учебного времени НРК при изучении всех тем курса - дисперсное. В базисном учебном плане 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. В рамках регионального компонента областного базисного учебного плана в VI классе выделяется 1 час на преподавание учебного предмета «Краеведение». Этот час используется для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс).

.

Распределение НРК по урокам:

№ урока

№ НРК

Содержание НРК

1

1

Источники краеведческих знаний. Освоение и заселение области. Отражение истории заселения и освоения области в географических названиях

15

2

Основные формы рельефа и полезные ископаемые на территории Челябинской области и Варненского района

19

3

Тип климата  Челябинской области

27

4

Реки, озера, подземные воды, болота на территории Челябинской области и Варненского района

31

5

Особо охраняемые территории Челябинской области и Варненского района

3.Календарно- тематическое планирование 2012-2013года

Дата

Раздел,

тема учебных занятий

(учебное время)

Кол-во часов

Требования Федерального компонента государственного образовательного  стандарта

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ по географии (кодификатор)

Содержание

НРК

Практические работы

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Требования к уровню подготовки выпускников

Введение 1 час

1

Введение

География как наука

НРК

1

Развитие географических знаний человека о Земле.Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире.

знать/понимать:

основные географические понятия и термины

1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и

путешествия

«Источники краеведческих знаний. Освоение и заселение области. Отражение истории заселения и освоения области в географических названиях»География Челябинской области

М.А. Андреева, А.С. Маркова

- Челябинск: Юж.- Урал,2002г

Тема 1. Как устроена наша планета 2 часа

2

1.1 Земля-  планета Солнечной системы.  П. Работа № 1.

Солнце  источник жизни на Земле. Земля  одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна – спутник Земли, их взаимодействие

знать/понимать: основные географические понятия и термины

2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.1Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли

П. Работа № 1.Составление и объяснение схем: а) Положение Земли в Солнечной системе»; б) Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)

3

1.2 Развитие географических знаний о Земле        

Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей

знать/понимать: географические следствия движения Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека

Тема 2.Источники географической информации. План и карта5 часов

4

2.1 План местности

Условные знаки масштаб Ориентирование

П. Работа № 2.

1

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности.Географическая

Карта. Масштаб. Градусная сеть. Географические координаты. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности

.

знать/понимать: основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения

1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план

местности, их основные параметры и элементы (масштаб,

условные знаки, способы картографического изображения,

градусная сеть)

П. Работа № 2. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане, составление простейшего плана местности. Ориентирование на местности

П. работа  №3. Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута (Топографический диктант)

П. работа № 4.

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями

П. работа № 5. Составление характеристики карты.

5

2.2 Изображение неровностей земной поверхности на плане. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Компас. Азимут.

П. работа  №3.

1

6

2.3      

П. работа № 4.

Глобус. Градусная сетка. Параллели и меридианы

1

7

2.4 Географическая карта. Свойства географической карты. ГеографическиекоординатыМногообразие карт

П. работа № 5

1

8-9

2.5 П.работа № 6.Обобщающее повторение «Земля- планета Солнечной системы» «Источники географической информации»

1

П.работа № 6. Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.

Тема 3. Внутреннее строение Земли 5 часа

10

3.1 Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера

1

Земная кора и литосфера. Геология. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

знать/понимать: географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная

поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения

земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и

оценка

11

3.2 Горные породы и минералы.

П. работа № 7.

1

П. работа № 7. Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т. д.).

12

3.3 Движение литосферных плит

1

13

3.4 Землетрясения П. работа № 8.

1

П. работа № 8. Определение по карте сейсмических районов земного шара. Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма

14

3.5 Вулканы, горячие источники, гейзеры

1

Тема 4. Рельеф Земли 5 часов

15

4.1 Рельеф, его значение для человека, изображение рельефа на планах и картах. НРК

1

Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах.Минеральные ресурсы. Природные памятники литосферы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

знать/понимать:

основные географические понятия и термины;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности

2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная

поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана;

Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения

земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и

оценка

«Основные формы рельефа и полезные ископаемые на территории Челябинской области и Варненского района»География Челябинской области

М.А. Андреева, А.С. Маркова

- Челябинск: Юж.- Урал.

2002

Геологическое строение стр 10, Полезные ископаемые стр19.

Рельеф стр. 28

16

4.2 Основные формы рельефа Земли, горы равнины суши. Рельеф дна Мирового океана

1

17

4.3 Горы разнообразие гор. Стихийные процессы в горах

П. работа № 9

1

П. работа № 9. Определение по картам высоты гор и равнин.

Нанесение на контурную карту элементов географической номенклатуры

18

4.4 Равнины. Образование  равнин и их изменение во времени

П. работа № 10.

1

П. работа № 10. Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин

Тема 5. Атмосфера и климаты Земли 6часов

19

5.1Атмосферный воздух. Температура воздуха

1

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности

знать/понимать:

основные географические понятия и термины;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности

2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и

влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

«Тип климата  Челябинской области» География Челябинской области

М.А. Андреева, А.С. Маркова

- Челябинск: Юж.- Урал.,2002г.

Климат с.66

Южноуральская панорама событий и достижений

Книга для чтения по краеведению: учеб. Пособие А,П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис.-Челябинск: АБРИС,

2006.с.32-40

Челябинская область. Краткий справочник. Книга из серии «Познай свой край»

М.И..Гитис, А.П.Моисеев

«АБРИС»,

2006

С.49

20

5.2 Атмосферное давление. Ветер

П. работа № 11

1

П. работа № 11.Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»

21

5.3Атмосферные осадки. Облака

П. работа № 12

1

П. работа № 12. Построение графика температуры и облачности, розы ветров;  выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач  на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

22

5.4Погода и климат. Влияние погоды и климата

на здоровье людей

1

23

5.5 Циркуляция атмосферы. Наблюдения за погодой П. работа № 13

1

П. работа № 13. Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера).

24

5.6 Климаты Земли. Работа с климатическими картами. Повторение темы «Атмосфера и климат»

1

Тема 6. Гидросфера 6 часов

25

6.1 Мировой океан. Части Мирового океана

Свойства океанических вод.

П. работа № 14.

1

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства океанических вод. Стихийные явления в океане.Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком.

Минеральные воды.

Реки Земли – их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Природные памятники гидросферы.

знать/понимать:

основные географические понятия и термины;

географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности

2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,

взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и

подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные

ресурсы Земли

«Реки, озера, подземные воды, болота на территории Челябинской области и Варненского района»

География Челябинской области

М.А. Андреева, А.С. Маркова

- Челябинск: Юж.- Урал.,

2002г.

Воды с.49-66

Южноуральская панорама событий и достижений

Книга для чтения по краеведению: учеб. Пособие А,П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис.-Челябинск: АБРИС,

2006 Зеркала озерные, ленты речные.с.41-53

Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов.

Нанесение на контурную карту основныхгидро-объектов.

П. работа № 14. Описание по карте географического положения (ГП) морей

26

6.2 Океанические течения.

Изучение Мирового океана.

Круговорот воды в природе

1

27

6.3 Воды суши. Подземные воды. Болота.

НРК

1

28

6.4 Реки.             П. работа № 15.

1

П. работа № 15. Составление и объяснение схем:  «Части реки»

29

6.5 Озёра. Ледники.

1

30

6.6 Искусственные водоёмы.

Повторение  темы «Гидросфера» Тест

Тема 7. Географическая оболочка 4 часа

31

7.1 Биосфера – живая оболочка Земли. Почва

как особое природное тело

1

 Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособления живых организмов к среде обитания.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.

Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Плодородие почвы. Роль человека, его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность.. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.  

знать/понимать:

основные географические понятия и термины;

географическую зональность и поясность;

 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие

растений и животных, особенности их распространения.

Почвенный покров. Почва как особое природное образование.

Условия образования почв разных типов

«Особо охраняемые территории Челябинской области и Варненского района» Южноуральская панорама событий и достижений

Книга для чтения по краеведению: учеб. Пособие А,П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис.-Челябинск: АБРИС,

2006. Заповедные места.с.88-96

32

7.2 Географическая оболочка и природные комплексы Земли. Природные компоненты П. работа № 16.

1

2.ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК

2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и

высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов.

Территориальные комплексы: природные, природно-

хозяйственные

П. работа № 16. Описание по карте, на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению.

33

7.3 Взаимодействие человека и природы.

Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу

1

34

7.4 Заключительный урок. Мирное сосуществование человека и природы. Охрана природы.

1

35

Итоговая работа по географии за курс 6 класса

Корректировка КТП

 4. Учебно-методический комплекс для реализации рабочей программы:

  • Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.-М.: Дрофа, 200.-176 с.: ил., карт.;
  • Географический атлас: 6 класс. -М.: Дрофа, 2012;
  • Контурная карта: 6 класс.-М.: Дрофа, 2012

НРК /Литература:

 1. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2002. – 320 с. ил.;

 2. М.С.Гитис. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах.  – Челябинск: АБРИС, 2004.- 96 с.;

3. «Краеведение. 6 класс» / В.В.Дерягин, М.С. Гитис.  - Челябинск: АБРИС,2009;

 4.  Моисеев А.П. Южноуральская панорама событий и достижений. Книга для чтения по краеведению: учеб.пособ/А.П. Моисеев, А.В. Драгунов, М.С. Гитис. Выпуск 1. - Челябинск: АБРИС, 2006. -224с.;

 5. Краеведение. Челябинская область. 7 класс.: учебник для основной школы / под  ред. Г.С. Шкребень. - Челябинск: АБРИС, 2009.-144 с.;

 6. Варненский район. Тетрадь юного краеведа.  Авторы – составители  М.С.Гитис,  А.А. Кормилицин, А.П, Моисеев.-  Челябинск: «АБРИС», 2008;

 7. «Челябинск. История моего города» / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. – 2-е изд. Челябинск: АБРИС, 2006;

 8. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. Челябинск: Абрис, 2009

5.Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

 основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

 географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

 географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

 специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

 учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

 наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

6. Организация оценивания уровня подготовки обучающихся по географии.  Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 6 класса составлен на основе обязательного минимума  содержания среднего и основного образования, по таким темам как: «Как устроена наша планета», «Источники географической информации», « Внутреннее строение Земли», «Рельеф Земли», «Гидросфера»,  «Атмосфера и климат Земли», « Географическая оболочка».  В теме « Источники географической информации» проверяются знания и умения учащихся по картографии и о людях, внесших значительный вклад в развитие географии. В теме «Природа Земли» прежде всего, проверяется теоретических и фактический материал о форме, размерах и движениях планеты Земля, о составе, значении и основных характеристиках атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы всей географической оболочки. Формы контроля: практические работы, тематические тесты, итоговые тесты. Практические оценочные работы запланированы в каждой четверти. Тематические тесты возможно проводить после изучения каждой темы, на выполнение такого теста отводится 10-15 минут. На выполнение итоговых тестов 40-45 минут. Количество итоговых тесов  - 3 (№1- первое полугодие, №2- второе полугодие. № 3 -годовой тест). Разрешается использовать атласы, калькуляторы, измерительные приборы.

7.Список литературы для подготовки и проведения учебных занятий, контрольно-измерительные материалы:

  • Контрольно-измерительный материал. География: 6 класс/ Сост. Е.А. Жижина. –М.: ВАКО, 2012.-112 с.- (контрольно- измерительные материалы);
  • Чичерина О.В. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания/ О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо,2009.-144 с.

Приложение

Интернет:

Наименование

Производитель

Силы природы

Медиа Хауз

Начальный курс географии. 6 класс

Республиканский мультимедиа центр

Школьный курс географии

7 ВОЛК - Мультимедиа

Уроки географии

Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия»

Geografix 2 – новая обучающая географическая игра.

1-С

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

1-С

Большой атлас России

1-С

Все карты России

1-С

Карта мира

1-С

Россия

1-С

Сайт «Школьные геоинформационные системы»

http://null. ru/people/schgis

Викторина по странам мира

www.map.com

Методические разработки уроков

www.school.aol.com

Ресурсы сети Интернет для учителей географии:

Газета «География»     http://geo. 1 september.ru/

Учитель года России     http://2006.teacher.org.ru/

ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/

Gismeteo.ruhttp://www.gismeteo.ru/maps.htm

Географическое общество России   http://rgo.org.ru/'

Клуб журнала «GEO»

http: //www, geo.ru/

Журнал «Вокруг света»

http: //www, vokrugsveta. ru/

Журнал «National geographic»

http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

Великие путешественники, мореплаватели и географы

http ://www. geografia.ru/

Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Литература:

  •  Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004;
  • Сборник нормативных документов. География. / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008;
  • Современное образование. География. Естествознание. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008;

-   журнал "География в школе", газета "География" (приложение к "Первое сентября"), журнал "География и экология в школе ХХI", а также в журнал  «География для школьников», с 2008 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

рабочая программа по начальному курсу географии 6 класс

В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, УМК учаще...

Рабочая программа по изучению курса географии 5 класса ФГОС ООО

Рабочая программа по географии 5 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ...

Статья "Новизна учебных программ курса "География".

Новизна новых  учебных программ курса "География" ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по начальному курсу географии 6 класс

Данная рабочая программа  по географии  для основной школы составлена в соответствии:• с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования;• ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика» 5 «д» класс 2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка             Настоящая рабочая программа написана для обучения математике 5класса с задержкой психического развития на ...