Рабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

    Программа  полностью реализует Федеральный компонент по географии на ступени основного общего образования. За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа).     Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.doc225.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Тюменская область

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

от. __ .08.2015г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_______________________

       Тарасенко Е.И.

Приложение

к Образовательной программе

приказ №

от. __.08.2015г..

Рабочая программа

по учебному курсу

«География. Начальный курс»

на 2015-2016 учебный год

Разработал: А.В. Кирюшина

учитель географии.

1. Пояснительная записка.

     Программа подготовлена в соответствие с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие ФГОС  ООО» от 17.12.2010 г. № 1897.
  • Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с изменениями и дополнениями.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом по географии в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
  • Основной образовательной программой основного общего образования ФГОС ООО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Администрации г. Нягани  "Гимназия".

      Начальный курс географии в 6 классе формирует у учащихся систему комплексных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, проблемах взаимодействия общества и окружающей среды, об адаптации человека к географическим условиям проживания.

    Программа  полностью реализует Федеральный компонент по географии на ступени основного общего образования. За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель программы Е.М Домогацких, второе издание (М.:ООО «Русское слово – учебник», 2013. ФГОС. Инновационная школа).     Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Реализует Федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

    Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

     В образовательной программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий и возрастные особенности школьного возраста шестиклассников.

   

2. Общая характеристика учебного  курса.

     Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию ребенка на основе приобретенного им компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность обучения на формирование компетентной личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей способы реализации выбранного пути.

    Цель курса:  формирование географической культуры личности и обучение географическому языку. 

   

 Задачи:

  • ознакомить учащихся с основными законами развития природы Земли; сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
  • формировать умения использовать различные источники географической информации, прежде всего географические карты, для приобретения знаний по предмету;
  • обучение правильному пространственному представлению о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
  • развитие логического и критического мышления, пространственного воображения;
  • овладение основными практико-ориентированными знаниями и умениями.

      Начальный курс входит в блок «География Земли», где у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

      Образовательная программа полностью отвечает возрастным особенностям обучающихся, содержание предмета воспитывает сознательного, ответственного гражданина, стимулирует  познавательную активность.

3.  Описание места учебного курса в учебном плане.

      Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю). 

      Содержание начального курса в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов для последующих курсов географии. Таким образом, представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.    

4. Метапредметные, личностные,  и предметные результаты освоения учебного курса.

      Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «умение учиться».

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

УУД обеспечивают:

  • возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации
  • дают возможность сотрудничать со взрослыми и сверстниками обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную мобильность;
  • успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в географической области познания.

    Особое внимание уделено формированию следующих форм метапредметных умений: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД: формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

      Важнейшими личностными результатами обучения географии в 6 классе являются ценностные ориентации, отражающие и индивидуально-личностные позиции ученика; гармонично развитые социальные чувства и качества.

     Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств.

Обобщённая форма планируемых метапредметных результатов:

Образовательный результат

Количество лет на освоение

Классы

Подлежит ли промежуточной аттестации

Метапредметные результаты:

Регулятивные

1.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

3

5-7

Да

2.

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

5

5-9

Нет

3.

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

5

5-9

Нет

4.

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

3

5-7

Да

5.

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3

5-7

Да

Познавательные

1.

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

5

5-9

Да

2.

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе отрицания;

4

5-8

Да

3.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

5

5-9

Нет

4.

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

3

5-7

Да

5.

вычитывать все уровни текстовой информации;

2

5-6

Да

6.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

3

5-7

Да

Коммуникативные

1.

определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом

2

5-6

Да

2.

обладать коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

2

5-6

Нет

Личностные

1.

готовность осознания себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

5

5-9

Нет

2.

осознание целостности природы, населения Земли;

4

5-8

Нет

3.

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

5

5-9

Нет

4.

осознание единства географического пространства как единой среды обитания всех населяющих ее народов.

5

5-9

Нет

5.

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

3

5-7

Нет

6.

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

3

5-7

Да

7.

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

4

5-8

Нет

8.

умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

3

5-7

Да

9.

умение использовать географические знания как важного компонента научной картины мира

3

5-7

Да

Предметными результатами изучения курса в  6 классе являются следующие умения:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять роль различных источников географической информации.
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
  • объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
  • различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
  • выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
  • выделять причины стихийных явлений в геосферах.
  • использование географических умений:
  • находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
  • использование карт как моделей: определять на карте местоположение географических объектов.
  • понимание смысла собственной действительности:
  • формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
  • использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

Предметные результаты начального курса географии - 6 класс

№ модуля

Предметный результат

Подлежит ли промежуточной аттестации

Учащийся научится:

1

называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий

да

2

объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

да

3

приводить примеры географических следствий движения Земли.

да

4

объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

да

5

находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте

да

6

читать план местности и карту

да

7

определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности

да

8

определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

да

9

называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности

да

10

объяснять значение понятий: «гидросфера», «литосфера», «атмосфера», «рельеф», «Мировой океан», «море», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «погода», «климат», «ветер», «биосфера», «природный комплекс», «природная зона»;

да

11

называть и показывать основные географические объекты

да

12

работать с контурной картой;

нет

13

определять по карте абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей

да

14

классифицировать горы и равнины по высоте

да

15

измерять (определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц

да

16

составлять краткую характеристику гор, равнин, моря, реки по плану

да

Учащийся получит возможность научиться:

1

рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

нет

2

составлять описание природного комплекса;

нет

3

приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

нет

4

ставить учебную задачу под руководством учителя;

нет

5

планировать свою деятельность под руководством учителя;

да

6

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

да

7

работать в соответствии с поставленной учебной задачей; планом

да

8

участвовать в совместной деятельности;

нет

9

оценивать работу одноклассников;

нет

10

выделять главное, существенные признаки понятий;

да

11

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

да

12

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

нет

13

классифицировать информацию по заданным признакам;

нет

14

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

да

15

работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

да

16

создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

да

5.  Содержание тем начального курса.

     Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. В содержании курса  выделяются следующие тематические разделы:

Раздел   1. Земля как планета

Содержание темы:

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Тема 2. Способы изображения земной поверхности

Содержание темы:

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Тема 3. Литосфера

Содержание темы:

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора — верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Тема 4. Атмосфера

Содержание темы:

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость

климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.

Тема 5. Гидросфера

Содержание темы:

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и

бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Тема 6. Почва и географическая оболочка

Содержание темы:

Почва. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой

и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Тема 7. Биосфера

Содержание темы:

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Основные разделы

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

Практ работы

1.

Введение

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев.

1

2.

Земля как планета

Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли». Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. Фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли. Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. Определять на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта, географические координаты объектов, объекты по географическим координатам.

6

1

3.

Способы изображения земной поверхности

Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. Распознавать условные знаки планов местности. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Определять расстояния между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштаба в процессе решения практических и познавательных задач. Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Составлять описание маршрута по плану местности.

6

1

4.

Литосфера

Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Распознавать на физических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их.

7

1

5.

Атмосфера

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. На основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. Анализировать диаграммы распределения осадков по месяцам. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. Определять по картам направление ветров и причины их образования. Вычерчивать розу ветров.

7

1

6.

Гидросфера

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту границы океанов и их названия, заливы, проливы, окраинные и внутренние моря. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о роли океанов в жизни человека, редких и исчезающих обитателях Мирового океана, особо охраняемых акваториях. Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод Мирового океана. Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения. Определять по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять описание реки по плану на основе анализа карты. Обозначать на контурной карте крупнейшие реки мира. Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озер, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Обозначать на контурной карте крупнейшие озера и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озер по происхождению котловин. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о воздействии многолетней мерзлоты на деятельность.

5

1

7.

Почва и геосфера

Проводить сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства.

1

8.

Биосфера

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций. Высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своем крае

1

ВСЕГО

35

5

7. Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

     Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплекс авторов Е.М. Домогацких – учителя-практика с большим опытом работы в школе и  Н.И. Алексеевского – доктора географических наук, профессора МГУ. Учебники изданы в  издательстве «Русское слово».

     Учебники представляют собой законченную линию, связанную общей концепцией и подходом к преподаванию предмета. Отличительная особенность -  преемственность материала, стилевое единство текста, общая структура организации содержания и методического аппарата, доступность подачи учебного материала, а также целостностью и научностью. Весь материал имеет достоверный характер и формирует у учащихся объективные представления о реальности.

      УМК имеет хорошее полиграфическое исполнение: дизайн текста и иллюстраций, хорошо читаемый шрифт, качественная  бумага и печать.

     Методический аппарат учебников помогает формировать и совершенствовать навыки теоретического мышления, научного исследования и экспериментальной деятельности, т.е. реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании географии.

    Учебник географии издательства «Русское слово» прошел экспертизу РАН и РАО, апробацию в школах 26 регионов России и входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. 

      Материал курса сгруппирован в пять разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

    Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

    Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

    Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений

природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Учебно-методическое обеспечение

Название

Авторы

Издательство и год издания

Классы

Наличие электронного приложения

Учебники

1.

География. Физическая география.  

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский,

Москва

«Русское слово» 2012 год.

6

нет

Учебное оборудование и компьютерная техника

Наименование учебного оборудования

Темы, в изучении которых применяется данное оборудование

Классы

  1. Учебное оборудование

1.

Глобусы: физический, политический

все

6-7

2.

Интерактивные карты

все

6-9

3.

Выставка горных пород и минералов, промышленного сырья

Литосфера

Хозяйство России

6,9

  1. Компьютерная техника и интерактивное оборудование

1.

   Интерактивная доска SMART

все

6-9

2.

Компьютер, мультимедиапроектор SMART

все

6-9

3.

Мобильная база для ноутбуков -

24 штуки

Природные зоны

все

8

9

4.

Звуковая система EDIFIER

все

6-9

5.

Документ-камера Aver Vision CP135

все

6-9

8. Планируемые результаты изучения учебного курса.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Обучающиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
  • части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа;
  • части Мирового океана;
  • виды вод суши;
  • причины изменения погоды;
  • типы климатов;
  • виды ветров, причины их образования;
  • виды движения воды в океане;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;
  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;
  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений; примеры, показывающие роль географической науки;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических объектах и явлениях;
  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.
  • строить простые планы местности;
  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

9.   Оценочные материалы.

      Программой не предусмотрено проведение контрольных работ по предмету. Основной формой контроля являются практические итоговые работы, выполнение которых способствует формированию географических умений в ходе их выполнения. Перечень работ соответствует программе. Общее количество практических работ – 12, из них:  оценочных работ – 5.

Перечень практических работ

(жирным шрифтом выделены оценочные работы):

№ работы

Название

1

Определение по карте географических координат различных объектов.

2

Определение направлений и расстояний по карте

3

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

4

Составление простейшего плана местности.

5

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

6

Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)

7

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по

имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

8

Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

9

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли

10

Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

11

Описание природных зон Земли по географическим картам.

12

Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

     

Географическая номенклатура:

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.

      В Приложении представлены контрольно-измерительные материалы, которые используются для измерения достижений обучающимися планируемых предметных результатов. Данные контрольно-измерительные материалы используются для проведения промежуточной аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа по учебному предмету «География», 10-11 класс География. Современный мир.

Рабочая программа по учебному предмету «География», 10-11 классГеография. Современный мир....

Рабочая программа по учебному предмету География Земли 5 класс

Рабочая программапо учебному предметуГеография Земли5  класс...

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 5 класса 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «География» ориентирована на учащихся 5 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  основного общ...

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 11а класса (базовый уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «География»для 11а класса (базовый уровень)...

Рабочая программа по учебному предмету «География» для 11а класса (углубленный уровень)

Рабочая программа по учебному предмету «География»для 11а класса (углубленный уровень)....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «География» 5-7 класс

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения...