Исследование функции на наибольшее и наименьшее значение
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Урок алгебры, 10 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
3ий урок - комбинированный
Продолжительность: 2урока
Класс: 10
Тема урока:
«Наибольшее и наименьшее значения функции»
«…нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира…» Н.И. Лобачевский |
Цели урока:
Обучающие:
- выявить уровень овладения студентами комплексом знаний и умений по исследованию функций с помощью производной и по применению этого исследования к построению графиков функций;
- рассмотреть алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке [a;b] и на интервале;
- научить применять это правило при выполнении практических заданий.
Развивающие:
- развивать умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при исследовании функции;
- развивать самостоятельность и творческий подход к решению задач;
- формировать навыки самоконтроля при выполнении самостоятельной работы; навыки коррекции собственной деятельности через применение информационных технологий;
- развивать внимание, речь, логическое мышление, графический навык, интерес к изучаемому материалу и предмету в целом;
- осуществлять межпредметную связь и профессиональную направленность.
Воспитательные:
- воспитывать:
- волю и настойчивость для достижения конечных результатов;
- культуру математической речи;
- трудолюбие, аккуратность и эстетическое отношение к выполнению любого задания;
- формировать коммуникативные качества, навыки взаимопомощи, взаимоконтроля.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Презентация с целеполаганием и заданиями.
- Приложения с основными формулами и правилами дифференцирования.
- Сигнальные карточки и карточки с буквами для осуществления обратной связи.
- Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Используемые методы обучения:
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
- По степени взаимодействия преподавателя и студента: эвристическая беседа и самостоятельная работа.
- По характеру познавательной деятельности студентов и участия преподавателя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, частично проблемно-поисковый (эвристический).
- По принципу расчленения или соединения знаний: сравнительный, обобщающий.
План урока:
- Организационный момент: (2мин)
- сообщение темы, цели и плана урока.
- Актуализация знаний студентов: (25мин)
- Тестирование по теме «Правила и формулы дифференцирования»( 10мин)
- проверка домашнего задания;(3мин)
- решение устных заданий.(12мин)
- Проверка уровня знаний и умений по теме «Связь свойств функции и производной» в форме тестирования.(4 варианта теста) (8мин)
- Повторение по теме «Исследование функции с помощью производной и построение графиков»:(15мин)
- работа с учебником.
- Объяснение нового материала.(5мин)
- Работа с учебником:(15мин)
- устное задание;(3мин)
- обобщение теоретических знаний;(2мин)
- групповая работа.(10мин)
- Творческое задание, осуществление межпредметной связи и использование навыков профессиональной направленности студентов.(15мин)
- Домашнее задание.(2мин)
- Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.(3мин)
Ход урока
- Организация начала урока. Целеполагание.
- Мобилизация учебной деятельности учащихся: доброжелательный настрой преподавателя и студентов (студентам предлагается отметить настроение, с которым они пришли на урок):
Изобразите, пожалуйста, Ваше настроение:
РАДОСТНОЕ | СПОКОЙНОЕ | ТРЕВОГА, ПЕЧАЛЬ |
ДАТА | 21 МАРТА | 25 МАРТА | 28 МАРТА | 2 АПРЕЛЯ |
На начало урока | ||||
На конец урока |
- Преподаватель сообщает тему урока и предлагает студентам определить цели урока. Демонстрация целей с помощью мультимедийного проектора:
- повторить правила и формулы дифференцирования;
- уточнить основные понятия и теоремы, обобщить теоретические знания по теме «Исследование функции с помощью производной»;
- расширить схему исследования функции, рассмотрев вопрос об исследовании функции на наибольшее и наименьшее значения;
- научиться применять полученные знания при выполнении практических заданий;
- проявить и развить свои способности, применяя знания, полученные на уроках информатики;
- развить коммуникативные навыки во время совместной работы
- Актуализация субъективного опыта и знаний студентов:
- Тест по теме «Применение правил и формул дифференцирования»
Уровень А
В ответе укажите номер задания и букву, под которой расположен правильный ответ.
1. Найдите производную функции в точке x0
; x0=-1
а) 2 б) -2 в) -1 г) 3
2. Найдите производную функции:
а) 4x-1 б) 2x-1 в) 2x2+1 г) 4x+1
3. Найдите производную функции:
а) xsinx-cosx б) xsinx+cosx в) sinx-xcosx г) xcosx+sinx
Уровень В
В ответе укажите номер формулы и букву, под которой расположен соответствующий график функции.
1. Укажите пары: «функция – график производной этой функции»
График производной f(x) | а | б | В | г | д |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. |
Уровень C
В 1 и 2 заданиях в ответе укажите букву, под которой расположен правильный ответ, в №3 запишите свою формулу.
1. Найдите производную функции:
а) sinx-1 б) cosx+1 в) –sinx+1 г) –sinx-1
2. Найдите производную функции:
а) 3x2+2x-1 б) 2x3+3x+1 в) 3x2-2x+1 г) 3x2+2x+1
3. По данной производной определите исходную функцию и запишите свой ответ:
y΄=4x+cosx.
Самопроверка проходит с помощью мультимедийного проектора.
Ответы:
Уровень А: 1. - б, 2. - а, 3. - г;
Уровень В: 1. - а, 2. - в, 3. - г, 4. - д;
Уровень С: 1. - г, 2. - а, 3. - y = 2x2 + sinx+ C,
3 задача уровня С – обратная к дифференцированию, подробно с таким действием, как интегрирование, вы познакомитесь в ближайшее время.
- Проверка домашнего задания: демонстрация правильного решения через слайд.
№927(1)
Построить график функции: у = –х4+8х2–16
Решение:
- D(у): R (функция–многочлен)
- y(–x) = – (–x)4 + 8(–x)2 – 16 = –х4+8х2–16 = y(x) Функция чётная, её график симметричен относительно оси Оу.
- y’(x) = (–х4+8х2–16)’ = – 4x3 + 16x = – 4x(x2–4) = – 4х(х – 2)(х + 2)
- Критические точки:
- D(y’) = R
б. y’ = 0 ↔ –4х(х – 2)(х + 2) = 0, х1=0, х2 = 2, х3 = –2
в.
г. у(–2) = –(–2)4+8(–2)2 – 16 = –16 + 32 – 16 = 0 = у(2)
д. у(0) = –04+8·02 – 16 = – 16
Х | (–∞; –2) | –2 | (–2;0) | 0 | (0;2) | 2 | (2;+ ∞) |
f’(x) | + | 0 | – | 0 | + | 0 | – |
f(x) | 0 | – 16 | 0 | ||||
max | min | max |
- Дополнительные точки: у()= –9, у()= –25
- Построение графика функции.
№928(1)
Построить график функции y=x3 – 3x2 + 2 на отрезке [–1;3]
Решение:
- D(у): R (функция–многочлен)
- y(–x) = (–x)3 – 3(–x)2 + 2 = –х3– 3х2+2 ≠ y(x) ≠ y(–x) Функция ни чётная, ни нечётная, её график не обладает симметрией ни относительно оси Оу, ни относительно начала координат.
- y’(x) = (х3– 3х2+2)’ = 3x2 –6x = 3x(x–2)
- Критические точки:
- D(y’) = R
б. y’ = 0 ↔ 3x(x–2) = 0, х1=0, х2 = 2
в.
г. у(–1) = (–1)3– 3(–1)2 + 2 = –1 – 3 + 2 = –2
д. у(0) = 03 – 3·02 + 2 = 2
е. у(2) = 23 – 3·22 + 2 = – 2
ж. у(3) = 33 – 3·32 + 2 = 2
Х | –1 | (–1; 0) | 0 | (0;2) | 2 | (2;3) | 3 |
f’(x) | + | 0 | – | 0 | + | ||
f(x) | – 2 | 2 | – 2 | 2 | |||
max | min | max |
- Построение графика функции.
Блок-схема алгоритма
на нахождение критических точек:
- Решение устных заданий.
- О производной функции y=f(x) известно следующее:
Х | (–∞; –2) | –2 | (–2;3) | 3 | (3;4) | 4 | (4;+ ∞) |
f’(x) | + | 0 | – | не сущ. | + | 0 | – |
f(x) | 1 | – 2 | 3 |
- Опишите свойства функции по плану:
- Промежутки возрастания и убывания.
- Точки экстремума функции.
- Что можно сказать о точке (3;–2)?
- Изобразите схематически график этой функции.
- Какие из данных функций возрастают:
А. y = –3x + 1, Б. y = –3x2, В. y = x2 + 1, Г. y = 6x (ОТВЕТ: Г)
В чём заключается признак возрастания (убывания) функции?
- Функция задана своим графиком:
Верны ли следующие высказывания (ответ покажите сигнальными карточками)
- точка х1 –критическая точка (верно)
точка х1 – стационарная точка (верно)
точка х1 – точка экстремума (верно)
точка х1 – точка минимума (неверно)
- точка х2 – критическая точка (верно)
точка х2 – стационарная точка (верно)
точка х2 – точка экстремума (неверно)
точка х2 – точка перегиба (верно)
- точка х3 – критическая точка (верно)
точка х3 – стационарная точка (неверно)
точка х3 – точка экстремума (верно)
точка х3 – точка минимума (верно)
- всякая критическая точка является точкой экстремума (неверно)
- всякая точка экстремума является критической точкой (верно)
- всякая стационарная точка является точкой экстремума (неверно)
- Проверка уровня знаний и умений по теме «Связь свойств функции и производной» в форме тестирования.(4 варианта теста)
Вариант I
На рисунке изображён график производной некоторой функции. Укажите в таблице интервалы, на которых функция обладает указанным свойством:
Свойство функции | интервалы | ||||
(–2;–1) | (–2;0) | (0;3) | (–1;1) | (1;3) | |
возрастает | |||||
убывает | |||||
имеет максимум | |||||
имеет минимум |
Вариант II
На рисунке изображён график производной некоторой функции. Укажите в таблице интервалы, на которых функция обладает указанным свойством:
Свойство функции | интервалы | ||||
(–3;–2) | (–2;0) | (1;3) | (0;2) | (2;3) | |
возрастает | |||||
убывает | |||||
имеет максимум | |||||
имеет минимум |
Вариант III
На рисунке изображён график производной некоторой функции. Укажите в таблице интервалы, на которых функция обладает указанным свойством:
Свойство функции | интервалы | ||||
(–3;–1) | (–1;0) | (–1;1) | (1;3) | (3;5) | |
возрастает | |||||
убывает | |||||
имеет максимум | |||||
имеет минимум |
Вариант IV
На рисунке изображён график производной некоторой функции. Укажите в таблице интервалы, на которых функция обладает указанным свойством
Свойство функции | интервалы | ||||
(–5;–3) | (–4;–2) | (–3;–1) | (–2;0) | (0;2) | |
возрастает | |||||
убывает | |||||
имеет максимум | |||||
имеет минимум |
ОТВЕТЫ:
Вариант I
| Вариант II
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вариант III
| Вариант IV
|
- Повторение по теме «Исследование функции с помощью производной и построение графиков»:
№930(1)
Выполняется 1 студентом на доске, остальные – в тетрадях.
- Объяснение нового материала.
Работа по рисунку:
– Можно ли сказать, что функция, график которой представлен на рисунке, имеет наибольшее или наименьшее значение? (Нет)
Однако, если рассмотреть функцию на некотором интервале, то выбрать наибольшее и наименьшее значение можно.
На каждом из указанных интервалов назовите точку, в которой функция достигает своего наибольшего или наименьшего значения:
- [a;b] (минимальное значение–в точке b, максимальное – в точке а)
- [b;d] (минимальное значение–в точке с, максимальное – в точке d)
- [b;f] (минимальное значение–в точке b, максимальное – в точке e)
- [d;f] (минимальное значение–в точке d, максимальное – в точке t)
В каких точках числового промежутка могут достигаться наибольшее и наименьшее значения? (На концах отрезка либо в критических точках, которые принадлежат данному отрезку)
- Работа по учебнику:
- №936 (устно)
- Алгоритм определения наибольшего и наименьшего значений на стр.273 (§52)
- Групповая работа (4 группы): №937 (1;2) и №938(1,2)
- Творческое задание:
Составить блок-схему для алгоритма «Исследование функции на наибольшее и наименьшее значения».
- Подведение итогов урока.
- Анализ ответов;
- Оценка результатов работы;
- Анализ ошибок, допущенных при выполнении самостоятельной работы.
- Продолжите фразу:
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я закрепил…
- Мне предстоит повторить…
- Пожалуйста отметьте своё настроение на конец урока.
- Домашнее задание:
- Стр. 284 «Проверь себя», задания 1–4
- Даны производные функций:
- y’ = x + sin x
- y’ = 2 + x2
- y’ = +
Отыщите саму функцию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Наибольшее и наименьшее значения функции. 11-ый класс"
Данный конспект составлен по технологии деятельностного подхода в обучении математике проф. А.З.Рахимова....
Конспект урока по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"
Конспект урока и презентация к нему...
Самостоятельная работа по алгебра для 11-го класса по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Самостоятельная работа составлена в шести вариантах одинаковой сложности по материалам для экзаменов, 2-е и 3-е задание из материалов Открытого банка заданий ЕГЭ по математике....
Наибольшее и наименьшее значения функции
Конспект урока в 11 классе - это комбинированный урок с его традиционной структурой, посвященный изучению понятия наибольшего и наименьшего значений функции с использованием ЭОР....
Наибольшее и наименьшее значение функции.
Конспект урока в 11 классе .Это урок обяснения нового материала, посвященный изучению понятия наибольшего и наименьшего значений функции ....
Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.Задачи занятия:- расширить понятие о числовых функциях пут...
Контрольная работа по алгебре 11 класс "Предел и непрерывность функции", Наибольшее и наименьшее значение функции", "Координаты вектора, векторы в пространстве"
Контрольная работа по алгебре 11 класс "Предел и непрерывность функции"Контрольная работа по алгебре 11 класс "Наибольшее и наименьшее значение функции"Контрольная работа по геомет...