Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
план-конспект занятия по алгебре (9 класс) на тему
Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Задачи занятия:
- расширить понятие о числовых функциях путем введения области определения функции;
- формировать навыки нахождения области определения функции;
- развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии;
формировать исследовательские умения, функционально-графическую и математическую культуру;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие функции. Область определения и область значений функции. Возрастание и убывание. Наибольшее и наименьшее значение. Нули функции. Промежутки знакопостоянства.
ФИО педагога: Чайдонов Владимир Александрович
Место работы: МБУ ДО АРЦДО
Должность: педагог дополнительного образования
Класс: 9
Цель занятия: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Задачи занятия:
- расширить понятие о числовых функциях путем введения области определения функции;
- формировать навыки нахождения области определения функции;
- развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии;
формировать исследовательские умения, функционально-графическую и математическую культуру;
Ход занятия
- Организационный момент.
- Объяснение нового материал.
Область определения – множество значений аргумента, при которых задана функция. Если функция задана формулой, то имеется в виду ее естественная область определения, т. е. множество чисел, к которым применима данная формула.
Геометрически область определения – это проекция графика функции на ось х.
- области определения функции.
Область значений функции – множество чисел, состоящее из всех значений функции.
Геометрически – это проекция графика функции на ось у.
- области значения функции.
Нули (корни) – точки, в которых функция обращается в нуль, или, иначе, решения уравнения f(x) = 0.
Геометрически нули – это абсциссы точек пересечения графика функции с осью х.
Пример: у = х2 + х – 2, нули: х1 = 1, х2 = -2;
у = х2 + х +2, нулей нет.
Промежутки знакопостоянства – интервалы, на которых функция сохраняет знак.
Геометрически – это интервалы оси х, соответствующие точкам графика, лежащим выше (или ниже) этой оси.
Точки экстремума – точки, лежащие внутри области определения, в которых функция принимает самое большое (максимум) или самое малое (минимум) значение по сравнению со значениями в близких точках.
Геометрически – около точек экстремума график функции выгибается, как горб, направленный вверх или вниз.
Обычно точки экстремума разделяют промежутки монотонности.
Промежутки монотонности – интервалы, на которых функция или возрастает, или убывает.
Геометрически – это интервалы оси х, где график функции идет вверх или вниз.
Наибольшее и наименьшее значения функции – самое большое или самое маленькое значение функции по сравнению со всеми возможными (в отличие от экстремумов, где сравнение ведется только с близкими точками).
Геометрически – это ординаты самой высокой и самой низкой точек графика.
3. Устная работа.
1. На рисунке, изображен график функций на отрезке [–4; 4]. Найдите:
а) область определения функции;
б) нули функции;
в) промежутки, в которых значения функции положительны, и промежутки, в которых значения функции отрицательны;
г) наибольшее и наименьшее значения функции;
д) промежутки, в которых функция возрастает, и промежутки, в которых функция убывает.
2. Постройте график какой-либо функции y = f (x) такой, что:
а) область определения функции – отрезок [–2; 3], наибольшее значение равно 4, а наименьшее равно –1;
б) функция возрастает при х ≤ 2, убывает при х ≥ 2, а ее нулями являются числа 3 и –1;
в) область определения функции – отрезок [0; 4], наибольшее значение равно 5, а наименьшее равно 1, и функция является возрастающей на всей области определения;
г) функция положительна на промежутке [–4; 1), отрицательна на промежутке (1; 3], убывает на отрезке [–4; 2] и возрастает на отрезке [2; 3];
д) функция возрастает при х ≤ 3 и при х ≥ 5; убывает при 3 ≤ х ≤ 5; f (3) = 2, f (5) = –1
4. Проверочная работа.
Вариант I
1. На рисунке 2 изображен график функции y = f (x) на отрезке [–5; 3]. Ответьте на следующие вопросы:
Рис.2
а) Есть ли у функции наибольшее и наименьшее значения; если есть, то чему они равны?
б) Укажите нули функции.
в) Укажите промежутки, на которых функция возрастает.
г) Укажите промежутки, на которых функция убывает.
2*. Постройте график какой-нибудь функции, определенной на всей числовой оси, возрастающей при х ≤ 2, убывающей при х ≥ 2, имеющей наибольшее значение, равное 3, и один нуль.
4. Формирование умений и навыков.
1. Для нахождения нулей функций нужно решить соответствующие уравнения.
а)
б)
2. Очевидно, что самым простым примером может служить функция y = (x + 3)(x – 1)(x – 7). Однако нужно стремиться, чтобы учащиеся придумали как можно больше разнообразных функций, обладающих данным свойством. Например:
y = 2(x + 3)(x – 1)(x – 7);
y = –9(x + 3)(x – 1)(x – 7);
y = (x2 + 1)(x + 3)(x – 1)(x – 7);
y = (–x2 – 2)(x + 3)(x – 1)(x – 7).
3. После нахождения нулей функций можно отбросить первую из них – функцию f (x).
Для остальных трех надо найти точку пересечения графиков с осью у. Для этого нужно выполнить раскрытие скобок и найти свободный член. Во второй формуле свободный член будет отрицательным, то есть ордината точки пересечения графика функции g (x) меньше нуля, а на данном графике она больше нуля.
Находим, что функция h (x) пересекает ось у в точке (0; 14), а функция p (x) – в точке (0; 7). Значит, на рисунке изображен график функции h (x).
4. Построим график функции:
Получим следующий график:
5. Итоги занятия.
Вопросы учащимся:
– Какие свойства функции можно найти по ее графику?
– Как найти наибольшее и наименьшее значения функции?
– Как по графику найти нули функции?
– Как по графику найти промежутки, в которых функция принимает положительные значения; отрицательные значения?
– Как по графику определить промежутки, в которых функция возрастает; убывает?
– Как найти нули функции по ее графику?
– Как найти нули функции, зная формулу, задающую эту функцию?
– Как по графику найти промежутки возрастания и убывания функции?
Полезно также при подведении итогов предложить учащимся выполнить задание.
Задание. Определить, можно ли начертить график функции такой, что:
а) она возрастает на всей числовой оси и имеет два нуля;
б) убывает на всей числовой оси и все ее значения положительны;
в) функция возрастает на промежутке [0; 5] и принимает положительные значения на промежутке [0; 3) и отрицательные на промежутке (3; 5].
Если да, то приведите примеры; если нет, то объясните почему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.
Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....
«Определение числовой функции. Область определения и область значений функции»
Уточнить понятие функции, её основных характеристик - области определения и области (множества) значений...
«Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» Урок математики Корниенко Анны Михайловны МБОУ СОШ № 9 Староминская
Уточнить понятие функции, её основных характеристик - области определения и области (множества) значений...
Урок "Числовая функция. Область определения и область значений функции", 9 класс
Цели урока: Образовательная: систематизация знаний учащихся по теме, научить находить область определения, область значений функции; уметь строить графики кусочных функций, научить находить область ...
Урок алгебры в 10 классе для детей с нарушением слуха по теме: "Функция. Область определения и область значений функций".
План-конспект урока закрепления изученного материала....
Урок алгебры в 9 классе "Определение числовой функции. Область определения и область значений функции"
Урок «Определение числовой функции. Область определения и область значений функции» по учебнику А. Г. Мордковича. Тип урока: обобщение и систематизация знанийЗадачи: создать усл...