Конспект урока по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"
план-конспект урока алгебры (10 класс) по теме
Конспект урока и презентация к нему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.rar | 58.57 КБ |
prezentaciyaobshchaya.rar | 508.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГООУ СПО «Россошанский педагогический колледж»
Конспект урока, проведенного преподавателем математики ВКК
Баскаковой Галиной Владимировной.
Тема: Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке.
Дидактические цели:
Обучающая:
Развивающая:
|
Воспитывающая:
|
Учащиеся должны:
|
Тип урока: комбинированный |
Оборудование: доска, карточки, мультимедийная презентация. Ход урока: 1. Организационный момент. Активизировать внимание, объявить тему и цель урока. Девиз урока: Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. 2. Проверка домашнего задания: Исследовать функцию на монотонность и экстремумы. (Самостоятельная работа 1 ученика у доски) 3. Актуализация знаний и умственных умений. а) Повторение теории. Работа по группам. Проверка теории проводится консультантом, результаты проверки фиксируются в листах индивидуальных достижений.
б) Работа со слайдами презентации: (Фронтально с классом). Слайды 3 - 7. |
4. Проверка домашнего задания.
Проверяется работа ученика у доски.
Учитель: Дома вы проводили полное исследование данной функции и строили ее график. Какой из этих графиков является графиком функции . Ответ обоснуйте. ( Работа со слайдом 8)
5. Тестирование по вариантам.
Ответы теста фиксируются в листах индивидуальных достижений, которые сдаются преподавателю на проверку.
Вопросы теста: Слайды 9 – 14.
II. Объяснение нового материала.
1) Водная беседа учителя. Постановка перед учащимися учебной проблемы.
Испокон веку люди, приступая к осуществлению своих мероприятий, пытались принимать оптимальные решения. Некоторые решения могли приниматься без специального математического анализа, просто на основе опыта и здравого смысла.
Возьмем пример: человек вышел утром из дому, чтобы ехать на работу. По ходу дела ему приходится принять целый ряд решений: брать ли с собой зонтик? В каком месте перейти улицу. И так далее.
С задачами, требующими оптимального решения, в наше время приходится иметь дело представителям самых разных специальностей. Технологи – стараются так организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции.
Экономисты стараются спланировать связи завода с источниками сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными, и т.д. Решение таких задач опирается на точные математические расчеты. Задачи подобного рода носят общее название – задачи на оптимизацию (от латинского слова optimum – “наилучший” – Слайд 15).
П.Л.Чебышев говорил, что “особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды”.
Слайд 16
В самых простых задачах на оптимизацию мы имеем дело с двумя величинами, одна из которых зависит от другой, причём надо найти такое значение второй величины, при котором первая принимает своё наименьшее или наибольшее (наилучшее в данных условиях) значение. Учиться решать такие задачи мы будем решать на последующих уроках, а сегодня попробуем отыскать алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
В курсе математического анализа доказывается теорема Вейерштрасса.
Слайд 17.
2) Давайте рассмотрим различные варианты поведения непрерывной на отрезке функции, и попытаемся определить, в каких точках она достигает своего наибольшего и наименьшего значений.
Обсуждение в группах по предложенному плану. Обмен мнениями. Фиксация выводов.
План обсуждения слайдов.
- Что можно сказать о монотонности функции на отрезке [a;b]?
- В какой точке функция достигает своего наибольшего значения?
- В какой точке функция достигает своего наименьшего значения?
- Чем можно сказать о данных точках отрезка [a;b]?
- Какой вывод можно сделать?
А) Функция возрастает (убывает) на отрезке.
Слайд 18
Б) Функция имеет на отрезке [a;b] единственную точку экстремума.
Слайд 19
В) Функция имеет несколько точек экстремума на отрезке [a;b].
Слайд 20
Г) Анализ всех рассмотренных случаев, установление закономерности нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке.
Беседа по слайду:
- Где функция может достигать своего наибольшего (наименьшего) значения на отрезке?
- Какой общий подход к нахождению наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке можно применить?
Слайд 21
Выводы:
1. Если функция у = f(х) на отрезке [а; b] имеет лишь одну точку и она является точкой максимума (минимума), то в этой точке функция принимает наибольшее (наименьшее) значение.
2. Если функция у = f(х) на отрезке [а; b] не имеет критических , то это означает, что на нем функция монотонно возрастает или убывает. Следовательно, свое наибольшее значение функция принимает одном конце отрезка, а наименьшее – на другом.
3. Если на отрезке [а; b] функция имеет несколько критических точек, то своего наибольшего (наименьшего) значения она достигает либо на концах этого отрезка, либо в критических точках, лежащих на данном отрезке.
3) Составление алгоритма.
Слайд 22
Алгоритм записывается студентами в тетрадь.
4) Работа с образцом решения упражнения. Фронтальное повторение основных этапов решения с опорой на слайд.
Слайд 23-24.
III. Первичное закрепление изученного материала.
А) Решение упражнения. Ученики у доски с комментированием.
- на отрезке ;
- на отрезке .
Подведение мини-итога, повторение алгоритма.
Б) Самостоятельно: (работа в группах, обсуждение решения)
f (x) = x3 – 3x2 + 3x + 2 на отрезке [– 2; 2].
Решение:
- Найдем критические точки функции:, , если . Отсюда, .
- Найдем значения функции на концах отрезка и в критической точке, лежащей на этом отрезке :
- Выберем из полученных значений наибольшее и наименьшее: .
Проверка через мультимедийный проектор. Слайд 25.
В) Как вы думаете, можно ли по графику производной определить, в какой точке функция принимает наибольшее ( наименьшее) значение? ( Работа со слайдом 26)
IV.Применение алгоритма нахождения наибольшего наименьшего значения функции при решении задач ЕГЭ, части «С».
Вводное слово учителя: Сегодня мы уже говорили о большой практической значимости данной темы. Традиционно задачи, связанные с нахождением наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке включаются в ЕГЭ. Давайте попробуем применить полученные знания при решении задач из части «С».
Задача 1: Найдите наибольшее значение функции . (Слайд 27)
Решение.
- Найдем область определения функции: значит .
- Оценим значение выражения на отрезке .
Следовательно, подмодульное выражение отрицательно на отрезке .
3. Преобразуем данную функцию:
- Найдем наибольшее значение функции на отрезке . , если отсюда или -4 не принадлежит отрезку . Вычислим значения функции в точках -3, 0, 3.
- Наибольшее значение функции равно 4.
Ответ: 4.
V этап: Выполнение самостоятельной работы. (Работы сдаются на проверку учителю) Слайд 28.
Найти наибольшее и наименьшее значения функции:
I в. на отрезке .
II в. = 9x + 3x2 – x3 на отрезке [– 2; 2].
VI. Рефлексия. Определение домашнего задания.
Учитель предлагает учащимся обсудить урок и свою деятельность при постановке учебной задачи, планировании, изучении нового материала, обращая внимания на следующие моменты:
- каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились;
- способы, которые использовались в ходе вашей учебной деятельности для достижения цели урока;
- какие чувства испытывали во время урока;
- пережили ли вы чувство радости, успеха;
- с каким настроением вы уходите с урока;
Дома предлагается выполнить задания:
Уровень «А»: № 305 (в,г), № 306 (а).
Уровень «В»: № 306 (а).
Уровень «С»: Найдите наибольшее значение функции .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Наибольшее и наименьшее значения функции. 11-ый класс"
Данный конспект составлен по технологии деятельностного подхода в обучении математике проф. А.З.Рахимова....
Самостоятельная работа по алгебра для 11-го класса по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Самостоятельная работа составлена в шести вариантах одинаковой сложности по материалам для экзаменов, 2-е и 3-е задание из материалов Открытого банка заданий ЕГЭ по математике....
Разработка урока по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке».
Урок изучения нового материала по теме "Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке"...
План-конспект урока по алгебре и началам анализа-11 по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке»
Урок – исследование по теме «Наибольшее и наименьшее значения функции на промежутке» нацелен на то, чтобы проверить, как учащиеся усвоили различные приемы нахождения производных...
Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке.
Данный материал предназначен для учеников 10-11 классов. Он поможет при подготовке к ЕГЭ по теме "Задание №12. Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке."...
Методическая разработка урока по теме "Наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке"
Методическая разработка урока. Подготовка к ЕГЭ....
Производная, точки экстремумов, нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке
Задания направлены для контроля знаний по данной теме и совершенствования текущих умений....