Деятельность администрации школы по развитию педагогических кадров
статья по теме
Деятельность администрации школы по развитию педагогических кадров
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost_administratsii_shkoly_po_razvitiyu_pedagogicheskikh_kadrov.docx | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельность администрации школы по развитию педагогических кадров
«Учитель живёт до тех пор, пока он учится.
Как только он перестаёт учиться, в нём
умирает учитель». (К.Д. Ушинский)
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития учащегося .
Наша школа работает в режиме развития. В 2011 году разработан план перспективного развития «К качеству образования через адаптивную школу» сроком на 5 лет. Важнейшую роль в организации работы по реализации плана играет методическая служба школы. Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Система работы в нашей школе складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется нам наиболее эффективной и работоспособной. Однако это не делает её застывшей. При изменениях, которые будут происходить в образовании , в школе, будут вноситься изменения и в данную систему. Только в этом случае она будет жизнеспособной, отвечать насущным проблемам школы.
При планировании методической работы мы стремимся отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Мы используем:
- тематические педагогические советы
- школьное методическое объединение (1 раз в четверть);
- работа учителей по самообразованию;
- предметные недели (1 раз в месяц);
- творческие отчеты школьных методических объединений
- психолого-педагогические семинары
- “Школа молодого учителя”
- методические выставки (1 раз в четверть в библиотеке школы);
- аттестация учителей;
- курсовая подготовка;
- педагогический мониторинг.
Во главе методической службы стоит педагогический совет школы, который осуществляет руководство методической и практической деятельностью педагогического коллектива и реализует поставленные задачи. Его целью является совершенствование форм, методов и содержания образования. Педагогический совет организуют директор школы, заместитель директора по УВР, руководители ШМО и опытные учителя школы
Исходя из анализа работы школы за год, данных мониторинга качества образования, диагностики по педагогическим затруднениям
Педагогические затруднения | Испытываете ли Вы данное затруднение | Класс(ы), при работе с которым(и) Вы испытываете затруднения | |||
да | нет | Почти всегда | иногда | ||
1 | |||||
1 | При составлении плана урока | ||||
2 | При выборе приемов объяснения нового материала | ||||
3 | При выстраивании логики урока | ||||
4 | При адаптации содержания урока к особенностям класса | ||||
5 | При организации игровых моментов на уроке | ||||
6 | При проведении самоанализа урока | ||||
7 | При установлении дисциплины учащихся на уроке | ||||
8 | При использовании ИКТ | ||||
9 | Любой другой аспект урока, вызывающий затруднение (указать, какой) |
формулируется единая методическая тема.
Вопросы, решаемые на педагогических советах, психолого-педагогических семинарах , ШМО вытекают из задач, стоящих перед школой
Исходя из проблемы школы, единой методической темы составляется цикл педагогических советов и психолого-педагогических семинаров.
Работа над методической темой четко просматривалась так же в деятельности школьных методических объединений, которых в школе 4:
-ШМО учителей естественно- математического цикла
-ШМО учителей гуманитарного цикла
- ШМО учителей начальных классов и воспитателей ДОУ
- ШМО классных руководителей
Каждое методическое объединение работает над методической темой, тесно связанной с темой школы.
В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Каждый учитель в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме МО и школы, оформляет все материалы в папке (портфолио), где сосредотачивается теоретический и практический материал, разработки уроков и внеклассных мероприятий, творческие работы учащихся. На заседаниях ШМО учитель отчитывается о проделанной работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме во время аттестации . Всё это планируется заранее и контролируется руководителем ШМО.
Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача руководителей предметных методических объединений подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег- предметников, поэтому в школе разработан план работы с молодым специалистом.
План работы с молодыми специалистами
№ | Вопросы теории | Практические занятия | Дата | Ответственные |
1. Правила оформления школьной документации. 2. Постановка целей урока, отбор содержания, методов обучения. Формы организации деятельности учащихся. | 1. Оформление классного журнала, личного дела учащегося. 2. Конструирование конспекта урока (определенного типа) 3. Формулировка целей урока по определенной теме. | сентябрь | Наставник | |
1. Планирование классным руководителем воспитательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся | 1. Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы. 2. Составления примерного макета-плана классного руководителя. | октябрь | Наставник | |
Ученический коллектив – основа воспитания. | 1. Составления психолого-педагогической характеристики учащегося и всего классного коллектива. 2. Решение педагогических ситуаций. | декабрь | Наставник | |
Развитие познавательного интереса | 1. Конструирование проблемного урока. 2. Посещение и анализ урока. | январь | Наставник | |
Нравственное и патриотическое воспитание учащихся. | 1. Разработка планов проведения уроков мужества, встреч с интересными людьми. 2. Разработка, содержание и методика проведения викторин, КВН среди учащихся. | февраль | Наставник | |
Итоговое занятие. | Творческий отчет молодых учителей. | май |
Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю. Для того, чтобы эта помощь была реальной, работа строится на диагностической основе ( в настоящий момент в школе имеется четыре диагностические карты ) с учетом результатов анализа работы за прошедший год и выявленных недостатков .Педагогический мониторинг стал не только делом одной администрации. В организации сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогического коллектива участвуют руководители методических объединений и сами учителя. Поэтому мы стараемся обучить каждого учителя самодиагностике успешности своей педагогической деятельности. Учитель сам должен научиться видеть наиболее уязвимые участки в своей работе, требующие пристального внимания и активных действий.
Программа изучения готовности учителя работать в условиях обновления школы
Цель: определить уровень теоретических и профессиональных знаний и умений учителя для работы в новых условиях.
№ п/п | Теоретические знания и профессиональные умения | Не владеет (1 балл) | Владеет частично (2 балла) | Владеет (3 балла) |
1. | Знание инвариантной и вариативной части содержания предмета | |||
2. | Степень осознания целей и задач обновления образовательного процесса | |||
3. | Знание психолого-педагогических и возрастных особенностей школьников | |||
4. | Умение планировать обучение, воспитание и развитие на основе изучения личности школьника | |||
5. | Уровень практических навыков по реализации принципов развивающего обучения | |||
6. | Степень установления благоприятного микроклимата, отношений сотрудничества с учениками с родителями | |||
7. | Уровень владения организацией самостоятельной учебной деятельности школьников | |||
8. | Уровень прогнозирования промежуточных и итоговых результатов деятельности | |||
9. | Умение определять сильные и слабые стороны своего труда, осознавать перспективу профессионального роста | |||
10. | Умение быть открытым к поиску нового, владеть приемами творчества | |||
11. | Умение управлять качеством и резуль-тативностью образовательного процесса | |||
12. | Умение составлять программу педагогической помощи (педагогического сопровождения), индивидуальной коррекции на основе изучения зоны ближайшего развития ученика | |||
13. | Уровень мотивации к обновлению имеющегося опыта |
Психолого-педагогические показатели эффективности труда учителя
Связь показателей с компонентами профессиональной компетентности учителя | Степень выраженности | ||||
Процессуальные показатели | Учитель | 1. Педагогическая деятельность: как владеет учитель постановкой и изменением педагогических задач, знанием своего предмета, приемами изучения учащимися, способами самоанализа. | Выс. | Сред. | Низ |
2. Педагогическое общение: как реализует учитель широкий спектр коммуникативных задач, создает благоприятный психологический климат. | |||||
3. Личность учителя: как реализует учитель свои способности, Я-концепцию, креативность. | |||||
Ученики | 4. Деятельность и активность учащихся: организуется ли учителем активная деятельность и общение учащихся. | ||||
Учитель/ученики | 5. Степень согласованности мотивов, ожиданий учителя и учащихся, их сотрудничество. | ||||
Результативные показатели | Ученики | 1. Обученность и обучаемость школьников: получает ли учитель ощутимые результаты в обученности (ЕГЭ), обеспечивает ли он восприимчивость к дальнейшему усвоению знаний учащимися, их способность к самообразованию профессиональному самоопределению. | |||
2. Воспитанность и воспитуемость: способствует ли учитель появлению новых ценностных убеждений и поведения учащихся; подготавливает ли учитель открытость к дальнейшим воспитательным воздействиям, готовность учащихся к самовоспитанию. | |||||
Учитель | 3. Психологические новообразования учителя в ходе его труда: возникают ли новые качества и уровни педагогического целеполагания, педагогического мышления, педагогической рефлексии, педагогического такта и др. в преодолении затруднений учащихся и трудностей в собственной деятельности. | ||||
Учитель/ученики | 4. Актуализация личности и индивидуальности учащихся и учителя. | ||||
5. Психологическая «цена» результата: расход времени и сил учащихся и учителя. Индекс здоровья. | |||||
6. Удовлетворенность результатом – учащихся, учителя. |
Диагностика труда учителя
(карта диагностирования профессиональных умений, составленная на основе рекомендаций А.К. Марковой)
№ | Конкретные педагогические умения | Степень сформированности | ||||||||||||||
владеет в совершенстве | владеет | не владеет | ||||||||||||||
Блок 1 Педагогическая деятельность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Умение разрабатывать технологию деятельности при изучении темы, раздела на основе результатов изучения личности школьника | |||||||||||||||
2. | Умение конструировать учебное занятие с учетом конкретных условий | |||||||||||||||
3. | Умение изучать реальные учебные возможности школьников, выявлять зону ближайшего развития | |||||||||||||||
4. | Умение оптимально сочетать методы, средства, формы обучения | |||||||||||||||
5. | Умение осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, определять перспективу дальнейшего продвижения отдельных детей | |||||||||||||||
6. | Умение проводить качественный анализ ЗУН | |||||||||||||||
7. | Умение формировать положительные мотивы учебной деятельности | |||||||||||||||
8. | Умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе | |||||||||||||||
9. | Умение анализировать все стороны и результаты своего труда, соотнести особенности своего труда с результатом обученности и воспитанности школьников | |||||||||||||||
10. | Умение формировать специальные общеучебные умения и навыки | |||||||||||||||
11. | Умение организовать самостоятельную учебную деятельность | |||||||||||||||
12. | Умение совершенствовать и углублять теоретические знания по преподаваемым предметам | |||||||||||||||
13. | Умение изучать и использовать инновационный педагогический опыт | |||||||||||||||
14. | Умение находить несколько способов решения одной педагогической задачи, владеть ва-риативным педагогическим решением | |||||||||||||||
Блок 2. Педагогическое общение | ||||||||||||||||
1. | Умение создать обстановку психологического комфорта на уроке | |||||||||||||||
2. | Умение анализировать результативность общения, прогнозировать последствия | |||||||||||||||
3. | Умение гибко перестраивать способы общения, выбирать оптимальное их сочетание | |||||||||||||||
4. | Умение обеспечить реализацию резервов личности, удовлетворенность учеников | |||||||||||||||
Блок 3. Личность учителя | ||||||||||||||||
1. | Умение развивать рефлексивные качества | |||||||||||||||
2. | Умение осознанно определять перспективу своего профессиональ-ного роста | |||||||||||||||
3. | Умение осознавать и развивать индивидуальный стиль | |||||||||||||||
Блок 4. Учитель - воспитатель | ||||||||||||||||
1. | Умение анализировать уровень воспитанности школьника, проводить диагностику нравствен-ных качеств | |||||||||||||||
2. | Умение разрабатывать педагогическую стратегию развития класса в целом и каждого ученика |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
"Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"
Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.
№ | Критерии | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мотивационнотворческая направленность личности | ||||||
1 | Заинтересованность в творческой деятельности |
|
|
|
|
|
2 | Стремление к творческим достижениям |
|
|
|
|
|
3 | Стремление к лидерству |
|
|
|
|
|
4 | Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации |
|
|
|
|
|
5 | Личная значимость творческой деятельности |
|
|
|
|
|
6 | Стремление к самосовершенствованию |
|
|
|
|
|
Всего: |
| |||||
II. Креативность педагога | ||||||
7 | Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления |
|
|
|
|
|
8 | Стремление к риску |
|
|
|
|
|
9 | Критичность мышления, способность к оценочным суждениям |
|
|
|
|
|
10 | Способность к самоанализу, рефлексии |
|
|
|
|
|
Всего: |
| |||||
III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности | ||||||
11 | Владение методами педагогического исследования |
|
|
|
|
|
12 | Способность к планированию экспериментальной работы |
|
|
|
|
|
13 | Способность к созданию авторской концепции |
|
|
|
|
|
14 | Способность к организации эксперимента |
|
|
|
|
|
15 | Способность к коррекции своей деятельности |
|
|
|
|
|
16 | Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов |
|
|
|
|
|
17 | Способность к сотрудничеству |
|
|
|
|
|
18 | Способность творчески разрешать конфликты |
|
|
|
|
|
Всего: |
| |||||
IV. Индивидуальные особенности личности учителя | ||||||
19 | Работоспособность в творческой деятельности |
|
|
|
|
|
20 | Уверенность в себе |
|
|
|
|
|
21 | Ответственность |
|
|
|
|
|
Всего: |
|
Обработка результатов
На основе полученных результатов делаются выводы:
о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;
среднем уровне – от 70 до 55 баллов;
низком уровне – менее 55 баллов.
(последнюю еще не проводили)
Учителя, входящие в группу высокого педагогического мастерства, работают на доверии и самоконтроле. Это учителя высшей и первой квалификационной категорий. Они главные помощники зам. директора в организации методической работы в школе.
Привычными для учащихся школы стали такие традиционные формы внеклассной работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. Постепенно осваиваем и вводим в практику школы новые формы внеклассной работы с одаренными учащимися. Так, для ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в разных областях науки и приобрести умения и навыки исследовательской деятельности, работает кружок «Юный исследователь природы». А ребят, проявивших склонности к точным наукам разработаны кружки по математике «Занимательная математика», «Алгебра плюс..» , для детей, стремящихся познать вопросы языкознания, культуры речи и литературоведения ведутся кружки «Олимп», «Русский язык в современном мире», «Родное слово». ( эти формы новые только для нас, потому что в школе не было предметных кружков )
Но, без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. для успешного осуществления методической работы в школе контроль проводим в течение всего учебного года. Он выявляет степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогать своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживать динамику развития педколлектива.
Чёткое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной:
- на педсовете рассматривается анализ за прошлый год, итоги диагностики, определяются стратегия и тактика развития школы;разрабатываются конкретные направления работы, которые доводятся до ШМО;
- на заседаниях ШМО реализуется принимаемое решение на практике,
корректируется работа по самообразованию, оформляется портфолио
- организуется внутришкольный контроль по отслеживанию реализации решений педагогического совета на практике
- пишется справка и выносится на совещание при директоре, даются рекомендации
- по итогам справки директор пишет приказ и если есть существенные замечания ,то план ВШК корректируется и проводится повторная проверка
- в конце года проводится диагностика
- итоги работы подводятся на августовском педсовете, выявляется где и что западает, и по итогам диагностики и итогам работы за прошлый год формулируется новая методическая тема
При планировании работы педколлектива школы на учебный год по реализации Перспективного плана развития школы учитываются все звенья методической службы школы в соответствии с их назначением и функциями.
Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы, что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности для каждого учителя для проявления творческих способностей, для самореализации, что особенно отличает наших педагогических работников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения педагогических кадров "Подходы к презентации педагогического опыта"
В условиях реформирования российского образования все большее значение приобретает повышение квалификации педагога. Современная школа требует от педагога готовности и способности к освоению инновацион...
Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор...
Педагогический менеджмент и конкурентоспособность педагогических кадров
Управление образовательной деятельностью учебного учреждения есть управление совместной деятельностью педагогов, других работников и учащихся. Этот процесс включает в себя создание необходимых условий...
Работа с педагогическими кадрами – значимое стратегическое направление программы развития Абанской СОШ №4
Работа с педагогическими кадрами – значимое стратегическое направление программы развития Абанской СОШ №4 Опыт организации работы с педагогическими кадрами...
Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических кадров образовательного учреждения (на примере МАОУ «Гимназия №1»)
Одной из ключевых задач современных образовательных реформ во всем мире является создание условий для профессионального развития учителей. В начале XXI века мировое сообщество поняло, что учительство ...
Выступление на заседании ГМО заместителей директора по УВР " Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МАОУ "Гимназия №1" как ресурс современного качества образования"
Совершенствование деятельности образовательной организации во многом определяется ростом педагогической компетентности кадров. Данный факт диктует необходимость создания системы непрерывного профессио...
Методические рекомендации «Обучение педагогических кадров по персонификации социально-педагогической поддержки личностного развития обучающихся с проявлениями девиантного поведения»
Формирование системы профессионального развития педагогических кадров непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, путем модернизации...