Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
методическая разработка по теме
В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор не имели дела с такими учащимися, получить эти знания, умело ими воспользоваться во благо детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа обучения педагогов, не имеющих тифлопедагогического образования | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
центр образования №1 Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ ЦО №1 СПб
____________С.С. Григорьева
ОСНОВАНИЕ:
Решение педсовета ГБОУ ЦО №1 СПб
От______________________________
Протокол №_____________________
Программа обучения педагогических кадров
«Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
Ст. методист
ГБОУ ЦО №1
Чистякова
Елена Дмитриевна
Санкт-Петербург
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными задачами работы учителя в школе для слепых и слабовидящих кроме обучения своему предмету являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях. Тифлопедагогика ищет пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создает условия формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.
Этой специальной отраслью науки занимаются тифлопедагоги — люди со специальным высшим образованием, осуществляющие обучение, воспитание, политехническую и трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей и подростков с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных или недоразвитых функций.
Но в данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор не имели дела с такими учащимися, получить эти знания, умело ими воспользоваться во благо детей.
Тифлопедагогика разрабатывает методики воспитания на основе единства воздействующих на учащегося со слабым зрением биологических и социальных факторов. Тифлопедагогика обязательно учитывает сложные психические процессы у слепых и слабовидящих детей, предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения. Педагогическая работа со слепыми и слабовидящими учащимися предусматривает специальные программы обучения и воспитания, в которых большое внимание уделяется физическому и психическому развитию.
Образовательный эффект проявляется в расширении теоретических знаний специалистов, в овладении новыми, современными педагогическими знаниями, умениями и технологиями. Особенно актуальными являются сегодня помощь в адаптации и профессиональном становлении начинающих педагогов и молодых специалистов.
Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Для продуктивного взаимодействия с педагогами основными формами работы методиста становятся информационно-методическое сопровождение, обучение специальным методикам организации образовательной и воспитательной деятельности учащихся, аналитико-экспертные мероприятия при осуществлении оценки результативности образовательной деятельности специалистов. В условиях сегодняшнего дня целесообразным становится активное использование информационных технологий, электронных образовательных ресурсов(ЭОР
Цель: углубление профессиональной компетентности, развитие коммуникативной культуры педагогов, их креативности, выработке гуманного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения), развитие способности к обновлению стиля педагогической деятельности на основе личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе в современных экономико – социальных условиях,.
Задачи:
- анализ потребностей и запросов педагогов коррекционных классов;
- организация обучения педагогов внутри учреждения силами методической службы;
- обеспечению карьерного роста начинающих педагогов;
- обобщение опыта работы специалистов, выявление талантливых педагогов, владеющих современными методами работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение результативности при подготовке к аттестации.
Ожидаемые результаты
Педагоги школы должны знать:
- - базовые понятия тифлопедагогики, вклад отечественных и зарубежных тифлопедагогов в разработку теории обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с нарушениями зрения;
- теоретические и методологические основы организации и содержания коррекционно-образовательного процесс а детей с нарушениями зрения;
уметь:
- определять цели, содержания и организацию коррекционно-
образовательного процесса детей различного возраста, имеющих различный
характер и глубину зрительных нарушений;
- использовать технические (тифлотехнические) средства обучения, воспитания, коррекции, реабилитации, информационные компьютерные технологии;
- осуществлять индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к детям с нарушениями зрения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | ||
теории | практики | всего | ||
1. | Воспитание и развитие учащихся с нарушениями зрения | 1 | - | 1 |
2. | Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения | 2 | 1 | 3 |
3. | Ученик с нарушениями зрения как субъект образовательного процесса | 1 | 2 | 3 |
4. | Процесс обучения детей с нарушениями зрения | 2 | 2 | 4 |
5. | Цели и задачи обучения учащихся с нарушениями зрения | 2 | 2 | 4 |
6. | Методы, приемы и средства обучения учащихся с нарушениями зрения | 1 | 2 | 6 |
7. | Своеобразие деятельности тифлопедагога | 3 | 1 | 4 |
8. | Содержание воспитания учащихся с нарушением зрения | 1 | 1 | 2 |
9. | Семейное воспитание учащихся с нарушением зрения | 2 | 3 | 2 |
10. | Сенсорное развитие и его коррекционная направленность | 1 | 1 | 2 |
11. | Умственное развитие учащегося с нарушением зрения и его коррекционная направленность | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 20 | 16 | 36 |
Содержание программы
1. Воспитание и развитие учащихся с нарушениями зрения
Факторы развития. Влияние отсутствия или нарушения зрения на физических и познавательных возможностей ребенка. Первичные и вторичные нарушения, социальные последствия нарушений и пути их преодоления. Роль среды в развитии ребенка с нарушениями зрения. Соотношение развития, воспитания и коррекции.
2. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения
Основные этапы развития системы учреждений для лиц с нарушениями зрения. Современное состояние системы коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения. Принципы построения и функционирования системы учреждений для лиц с нарушениями фения (непрерывность, преемственность, единство требований и др.). Тип коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения и современные тенденции развития.
3. Ученик с нарушениями зрения как субъект образовательного процесса
Ребенок с нарушениями зрения как индиви;д, личность, индивидуальность. Общая характеристика особенностей- детей с нарушениями зрения. Своеобразие психического развития слепых, слабовидящих и детей с амблио-пией и косоглазием. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями зрения.
4. Процесс обучения учащихся с нарушениями зрения
Понятие о процессе обучения. Гносеологические, физиологические и психологические основы обучения. Структура учебного процесса. Общая характеристика и своеобразие основных компонентов системы при ее реализации в условиях зрительной депривации (цель, содержание, методы и приемы, средства обучения, деятельность преподавания, деятельность учения).
5. Цели и задачи обучения учащихся с нарушениями зрения
Обучение как процесс формирования у учащихся знаний, умений и навыков. Коррекционная направленность процесса -обучения в коррекционно-образовательных учреждениях. Знание особенностей познавательной деятельности детей с нарушениями зрения как условия научно-обоснованной организации процесса обучения. Единство и взаимосвязь обучения и развития. Пути развития образовательных возможностей и компенсаторных способов отражения предметов и явлений окружающего мира детей с нарушениями зрения. Роль развивающего научно-обоснованного обучения, процессов коррекции и компенсации в становлении личности ребенка находящегося в условиях зрительной депривации. Единство процессов обучения и воспитания.
6. Методы, приемы и средства обучения учащихся с нарушениями зрения
Многообразие и соотношение методов и приемов обучения в школе для детей с нарушениями зрения. Общая характеристика словесных методов, особенности их применения. Средства конкретизации представлений и активизация умственной деятельности в процессе реализации словесных методов обучения. Общая характеристика наглядных методов обучения. Виды, особенности, своеобразие реализации демонстрации и действий при работе с детьми имеющими нарушения зрения. Место иллюстраций и их роль в процессе обучения. Характеристика практических методов обучения. Упражнения, их значение и виды, специфика выполнения и проверки письменных и графических работ. Взаимосвязь методов обучения, классификация средств обучения школьников с нарушениями зрения.
7. Своеобразие деятельности тифлопедагога
Личность тифлопедагога. Исследовательская конструкторская, организаторская, коммуникативная деятельность педагога.
8. Содержание воспитания учащихся с нарушением зрения
Единство умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания школьников с нарушениями зрения и профессиональное ориентирование учащихся.
9. Семейное воспитание учащихся с нарушением зрения
Основные направления взаимодействия школы и семьи, формы и методы работы. Совместная воспитательная работа педагогического коллектива и школьных общественных объединений.
10. Сенсорное развитие и его коррекционная направленность
Взаимодействие органов чувств в познании окружающего мира. Формирование полисенсорной основы формирования предметных образов как платформы для развертывания компенсаторных приспособлений при нарушении зрительного восприятия. Формирование комплексного алгоритма обследования предметов. Организация наблюдений. Роль памяти и речи в сенсорном развитии.
11. Умственное развитие учащегося с нарушением зрения и его коррекционная направленность
Роль мышления в развитии познавательной деятельности детей с недостатками зрения. Своеобразие мыслительной деятельности: состояние мыслительных операций; трудности аналитико-синтетической деятельности, сравнения, классификации, формирования понятий и суждений. Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и их соотношения у детей при нарушениях зрения.
Методическое обеспечение образовательной программы
№ | Раздел или тема программы | Форма занятий | Дидактический материал, техническое оснащение |
1. | Воспитание и развитие учащихся с нарушениями зрения | лекция | нормативные документы, методическая литература |
2. | Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения | лекция, практическая работа | методическая литература, образовательные программы |
3. | Ученик с нарушениями зрения как субъект образовательного процесса | лекция, работа в группах, тестирование, презентация | нормативные документы, методическая литература, презентация, тесты, образовательные программы |
4. | Процесс обучения детей с нарушениями зрения | лекция, презентация, практическая работа, работа в группах, консультация | методическая литература, презентация |
5. | Цели и задачи обучения учащихся с нарушениями зрения | лекция, презентация, работа в группах | методическая литература, презентация |
6. | Методы, приемы и средства обучения учащихся с нарушениями зрения | лекция, презентация, консультация, практическая работа | нормативные документы, методическая литература, презентация |
7. | Своеобразие деятельности тифлопедагога | лекция, презентация, практическая работа | методическая литература, презентация |
8. | Содержание воспитания учащихся с нарушением зрения | лекция, практическая работа | методическая литература, компьютеры, программное обеспечение |
9. | Семейное воспитание учащихся с нарушением зрения | лекция, практическая работа | методическая литература |
10. | Сенсорное развитие и его коррекционная направленность | лекция, презентация, работа в группах | методическая литература, презентация |
11. | Умственное развитие учащегося с нарушением зрения и его коррекционная направленность | лекция, практическая работа | методическая литература, образовательные программы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240с.
- Байдо, Е. Анатомия, физиология и патология органа зрения: Учеб. пособие. НовГУ им. Ярослава Мудрого - Великий Новгород, 2001 - 85с.
- Денискина, В. 3. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушениями зрения: Методические рекомендации. - М., АПК и ПРО, 2002 - 31с.
- Дефектология. Журнал, 1999. № 4.
- Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика. Пособие для учителя / Под ред. В.И. Селеверстова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002 - 176 с. (Коррекционная педагогика).
- Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 - 128с.
- Основы специальной психологии. Учебное пособие /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 480с.
- Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. Методическое пособие врачам-офтальмологам и сестрам-ортоптисткам, тифлопедагогам, воспитателям, родителям, студентам дефектологического факультета. М.; Издательство «ГороД», 2002 - 56с.
- Тупоногов, Б. К. Тифлопедагогические требования к современному уроку: Методические рекомендации, М., 2003 - 34с.
10. Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное
пособие - М.; АПК и ПРО, 2002 - 68с.
11. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212, от 18.08.2008 N 617,
11. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов",
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2003г. N 27/2897-6 «Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении»,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида
В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....
Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"
Данная программа направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и может быть использована в работе методистами ОДОД....
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...
Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида
Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...