Программа обучения педагогических кадров «Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»
методическая разработка по теме

Чистякова Елена Дмитриевна

В данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор не имели дела с такими учащимися, получить эти знания, умело ими воспользоваться во благо детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 центр образования №1 Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  ГБОУ ЦО №1 СПб

____________С.С. Григорьева

ОСНОВАНИЕ:

Решение  педсовета  ГБОУ ЦО №1 СПб

От______________________________

Протокол №_____________________

                                                                                 

Программа обучения педагогических кадров

«Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с учащимися коррекционных классов III-IV вида»

Ст.  методист  

ГБОУ ЦО №1

Чистякова

Елена Дмитриевна

Санкт-Петербург

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными задачами работы учителя в школе для слепых и слабовидящих кроме обучения своему предмету являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях. Тифлопедагогика ищет пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создает условия формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.

Этой специальной отраслью науки занимаются тифлопедагоги — люди со специальным высшим образованием, осуществляющие обучение, воспитание, политехническую и трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей и подростков с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных или недоразвитых функций.

Но в данное время ВУЗы страны не готовят специалистов-предметников по этой специальности. Поэтому именно методист школы, имеющий тифлопедагогическое образование должен помочь учителям, которые до сих пор не имели дела с такими учащимися, получить эти знания, умело ими воспользоваться во благо детей.

Тифлопедагогика разрабатывает методики воспитания на основе единства воздействующих на учащегося со слабым зрением биологических и социальных факторов. Тифлопедагогика обязательно учитывает сложные психические процессы у слепых и слабовидящих детей, предусматривает развитие процессов компенсации, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности детей с нарушением зрения. Педагогическая работа со слепыми и слабовидящими учащимися предусматривает специальные программы обучения и воспитания, в которых большое внимание уделяется физическому и психическому развитию.

Образовательный эффект проявляется в расширении теоретических знаний специалистов, в овладении новыми, современными педагогическими знаниями, умениями и технологиями. Особенно актуальными являются сегодня помощь в адаптации и профессиональном становлении начинающих педагогов и молодых специалистов.

Обучение по данной программе направлено на развитие педагогической компетентности, формирование профессиональной культуры, освоение практических навыков при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Для продуктивного взаимодействия с педагогами основными формами работы методиста  становятся информационно-методическое сопровождение, обучение специальным  методикам организации образовательной и воспитательной деятельности учащихся,  аналитико-экспертные мероприятия при осуществлении оценки результативности образовательной деятельности специалистов. В условиях сегодняшнего дня целесообразным становится активное использование информационных технологий, электронных образовательных ресурсов(ЭОР

Цель: углубление профессиональной компетентности, развитие коммуникативной культуры педагогов, их креативности, выработке гуманного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения), развитие способности к обновлению стиля педагогической деятельности на основе личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе в современных экономико – социальных условиях,.

Задачи:

- анализ потребностей и запросов педагогов коррекционных классов;

- организация обучения педагогов внутри учреждения силами методической службы;

-  обеспечению карьерного роста начинающих педагогов;

- обобщение опыта работы специалистов, выявление талантливых педагогов, владеющих современными методами работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья;

- повышение результативности при подготовке к аттестации.

Ожидаемые результаты

Педагоги школы должны знать:

  • - базовые понятия тифлопедагогики, вклад отечественных и зарубежных тифлопедагогов в разработку теории обучения, воспитания, коррекции и реабилитации детей с нарушениями зрения;
  • теоретические и методологические основы организации и содержания коррекционно-образовательного процесс а детей с нарушениями зрения;

уметь:

-        определять цели, содержания и организацию коррекционно-
образовательного процесса детей различного возраста, имеющих различный
характер и глубину зрительных нарушений;

  • использовать технические (тифлотехнические) средства обучения, воспитания, коррекции, реабилитации, информационные компьютерные технологии;
  • осуществлять индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подход к детям с нарушениями зрения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

теории

практики

всего

1.

Воспитание и развитие учащихся с нарушениями зрения

1

-

1

2.

Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения

2

1

3

3.

Ученик с нарушениями зрения как субъект образовательного процесса

1

2

3

4.

Процесс обучения детей с нарушениями зрения

2

2

4

5.

Цели и задачи обучения учащихся с нарушениями зрения

2

2

4

6.

Методы, приемы и средства обучения учащихся с нарушениями зрения

1

2

6

7.

Своеобразие деятельности тифлопедагога

3

1

4

8.

Содержание воспитания учащихся с нарушением зрения

1

1

2

9.

Семейное воспитание учащихся с нарушением зрения

2

3

2

10.

Сенсорное развитие и его коррекционная направленность

1

1

2

11.

Умственное развитие учащегося с нарушением зрения и его коррекционная направленность

1

1

2

ИТОГО:

20

16

36

Содержание программы

1. Воспитание и развитие учащихся с нарушениями зрения

Факторы развития. Влияние отсутствия или нарушения зрения на физических и познавательных возможностей ребенка. Первичные и вторичные нарушения, социальные последствия нарушений и пути их преодоления. Роль среды в развитии ребенка с нарушениями зрения. Соотношение развития, воспитания и коррекции.

2.  Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения

Основные этапы развития системы учреждений для лиц с нарушениями зрения. Современное состояние системы коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения. Принципы построения и функционирования системы учреждений для лиц с нарушениями фения (непрерывность, преемственность, единство требований и др.). Тип коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения и современные тенденции развития.

3. Ученик с нарушениями зрения как субъект образовательного процесса

Ребенок с нарушениями зрения как индиви;д, личность, индивидуальность. Общая характеристика особенностей- детей с нарушениями зрения. Своеобразие психического развития слепых, слабовидящих и детей с амблио-пией и косоглазием. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями зрения.

4. Процесс обучения учащихся с нарушениями зрения

Понятие о процессе обучения. Гносеологические, физиологические и психологические основы обучения. Структура учебного процесса. Общая характеристика и своеобразие основных компонентов системы при ее реализации в условиях зрительной депривации (цель, содержание, методы и приемы, средства обучения, деятельность преподавания, деятельность учения).

5. Цели и задачи обучения учащихся с нарушениями зрения

Обучение как процесс формирования у учащихся знаний, умений и навыков. Коррекционная направленность процесса -обучения в коррекционно-образовательных учреждениях. Знание особенностей познавательной деятельности детей с нарушениями зрения как условия научно-обоснованной организации процесса обучения. Единство и взаимосвязь обучения и развития. Пути развития образовательных возможностей и компенсаторных способов отражения предметов и явлений окружающего мира детей с нарушениями зрения. Роль развивающего научно-обоснованного обучения, процессов коррекции и компенсации в становлении личности ребенка находящегося в условиях зрительной депривации. Единство процессов обучения и воспитания.

6. Методы, приемы и средства обучения учащихся с нарушениями зрения

Многообразие и соотношение методов и приемов обучения в школе для детей с нарушениями зрения. Общая характеристика словесных методов, особенности их применения. Средства конкретизации представлений и активизация умственной деятельности в процессе реализации словесных методов обучения. Общая характеристика наглядных методов обучения. Виды, особенности, своеобразие реализации демонстрации и действий при работе с детьми имеющими нарушения зрения. Место иллюстраций и их роль в процессе обучения. Характеристика практических методов обучения. Упражнения, их значение и виды, специфика выполнения и проверки письменных и графических работ. Взаимосвязь методов обучения, классификация средств обучения школьников с нарушениями зрения.

7. Своеобразие деятельности тифлопедагога

Личность тифлопедагога. Исследовательская конструкторская, организаторская, коммуникативная деятельность педагога.

8. Содержание воспитания учащихся с нарушением зрения

Единство умственного, нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания школьников с нарушениями зрения и профессиональное ориентирование учащихся.

9. Семейное воспитание учащихся с нарушением зрения

Основные направления взаимодействия школы и семьи, формы и методы работы. Совместная воспитательная работа педагогического коллектива и школьных общественных объединений.

10. Сенсорное развитие и его коррекционная направленность

Взаимодействие органов чувств в познании окружающего мира. Формирование полисенсорной основы формирования предметных образов как платформы для развертывания компенсаторных приспособлений при нарушении зрительного восприятия. Формирование комплексного алгоритма обследования предметов. Организация наблюдений. Роль памяти и речи в сенсорном развитии.

11. Умственное развитие учащегося с нарушением зрения и его коррекционная направленность

Роль мышления в развитии познавательной деятельности детей с недостатками зрения. Своеобразие мыслительной деятельности: состояние мыслительных операций; трудности аналитико-синтетической деятельности, сравнения, классификации, формирования понятий и суждений. Особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и их соотношения у детей при нарушениях зрения.

Методическое обеспечение образовательной программы

Раздел или тема программы

Форма занятий

Дидактический материал, техническое оснащение

1.

Воспитание и развитие учащихся с нарушениями зрения

лекция

нормативные документы, методическая литература

2.

Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушениями зрения

лекция,

практическая работа

методическая литература, образовательные программы

3.

Ученик с нарушениями зрения как субъект образовательного процесса

лекция,

работа в группах, тестирование,  презентация

нормативные документы, методическая литература, презентация, тесты, образовательные программы

4.

Процесс обучения детей с нарушениями зрения

лекция, презентация,

практическая работа,

 работа в группах, консультация

методическая литература, презентация

5.

Цели и задачи обучения учащихся с нарушениями зрения

лекция, презентация, работа в группах

методическая литература, презентация

6.

Методы, приемы и средства обучения учащихся с нарушениями зрения

лекция, презентация, консультация, практическая работа

нормативные документы, методическая литература, презентация

7.

Своеобразие деятельности тифлопедагога

лекция, презентация, практическая работа

методическая литература, презентация

8.

Содержание воспитания учащихся с нарушением зрения

лекция,

практическая работа

методическая литература, компьютеры, программное обеспечение

9.

Семейное воспитание учащихся с нарушением зрения

лекция,

практическая работа

методическая литература

10.

Сенсорное развитие и его коррекционная направленность

лекция, презентация, работа в группах

методическая литература, презентация

11.

Умственное развитие учащегося с нарушением зрения и его коррекционная направленность

лекция,

практическая работа

методическая литература, образовательные программы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 240с.

  1. Байдо, Е. Анатомия, физиология и патология органа зрения: Учеб. пособие. НовГУ им. Ярослава Мудрого - Великий Новгород, 2001 - 85с.
  2. Денискина, В. 3. Коррекционная направленность уроков математики в начальных классах школ для детей с нарушениями зрения: Методические рекомендации. - М., АПК и ПРО, 2002 - 31с.
  1. Дефектология. Журнал, 1999. № 4.
  1. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика. Пособие для учителя / Под ред. В.И. Селеверстова. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002 - 176 с. (Коррекционная педагогика).
  2. Никулина, Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 - 128с.
  3. Основы специальной психологии. Учебное пособие /Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: Издательский центр «Академия», 2002 - 480с.

  1. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения. Методическое пособие врачам-офтальмологам и сестрам-ортоптисткам, тифлопедагогам, воспитателям, родителям, студентам дефектологического факультета. М.; Издательство «ГороД», 2002 - 56с.
  2. Тупоногов, Б. К. Тифлопедагогические требования к современному уроку: Методические рекомендации, М., 2003 - 34с.

10.        Тупоногов, Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное
пособие - М.; АПК и ПРО, 2002 - 68с.

11. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 N 212, от 18.08.2008 N 617,

11. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 N 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов",

12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2003г. N 27/2897-6 «Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"

Данная программа  направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и  может быть использована в работе методистами ОДОД....

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для работы с учащимися 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ об образовании РФ. Программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовате...

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися начальных классов СКОШ VIII вида

Основная задача школы – интерната состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...