Выступление на заседании ГМО заместителей директора по УВР " Управление процессом непрерывного профессионального развития педагогических кадров в МАОУ "Гимназия №1" как ресурс современного качества образования"
статья

Гариева Надежда Васильевна

Совершенствование деятельности образовательной организации во многом определяется ростом педагогической компетентности кадров. Данный факт диктует необходимость создания системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях конкретного учебного заведения. Педагогическая деятельность по сути является управленческой, но и она требует управления со стороны руководителя общеобразовательного учреждения и совершенствования.

Поэтому одной из ведущих функций управленческой деятельности общеобразовательного учреждения становится обеспечение необходимых условий для творческой деятельности педагогов, оказание им помощи в прохождении этапов становления и развития системы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garieva_n.v._vystuplenie_25.03.2022g.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ НЕПРЕРЫВНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

В МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 1»

КАК ОСНОВНОЙ РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2. Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные новые обучающие технологии…

В. В. Путин

Совершенствование деятельности образовательной организации во многом определяется ростом педагогической компетентности кадров. Данный факт диктует необходимость создания системы непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях конкретного учебного заведения. Педагогическая деятельность по сути является управленческой, но и она требует управления со стороны руководителя общеобразовательного учреждения и совершенствования.

Поэтому одной из ведущих функций управленческой деятельности общеобразовательного учреждения становится обеспечение необходимых условий для творческой деятельности педагогов, оказание им помощи в прохождении этапов становления и развития системы работы.

Для того, чтобы учитель смог воплотить свои профессиональные замыслы, необходимы специальные знания. Очевидно, что определенный круг знаний учитель получает еще на этапе обучения в вузе, но дополняет и углубляет их в непосредственной работе в школе,  это - повышение квалификации, ознакомление с ведущими педагогическими идеями, получение информации из научных изданий, использование практического опыта, и прежде всего, путь к самосовершенствованию. На основе теоретических положений и существующей практики нами были определены стратегические направления управления процессом профессионального развития педагогических кадров образовательного учреждения, которые охватывают важнейшие составляющие последипломного образования и взаимодействия педагогов в процессе обучения:

  Слайд 3  1. Анализ, прогнозирование, организация и совершенствование разноуровневого содержания процесса профессионального развития педагогических кадров.

2. Многоаспектность форм процесса управления профессиональным развитием педагогов.

3. Избрание слушателями методов и форм деятельности, способов взаимодействия.

4. Поэтапный анализ и контроль, средства управленческого и методического сопровождения  их профессионального развития.

5. Мониторинг процесса управления профессионального развития педагогов.

Слайд 4. Для обеспечения участия педагога в процессе собственного личностно-профессионального развития администрация ОУ совместно с методической службой   выявляет его личные и профессиональные потребности (понять, чем они обусловлены, как на их развитие можно влиять и кто это должен делать),  создает условия для мотивации непрерывного самосовершенствования, оказывает помощь в определении собственных целей, создает условия для того, чтобы педагог в наиболее комфортном режиме мог удовлетворить свой запрос, определяет, какие базовые показатели свидетельствуют о качестве повышения квалификации конкретным педагогом, организует коллективную и индивидуальную рефлексию результатов профессионального развития и саморазвития.

Слайд 5. Непрерывное профессиональное развитие педагога осуществляется посредством сочетания формального (вуз, курсы повышения квалификации; обучающие семинары с выдачей диплома, сертификата); неформального (участие в конференциях, методических объединениях, творческих группах, конкурсах профессионального мастерства и т.п.);  информального путей (самообразование посредством чтения методической литературы, использования Интернет-ресурсов и др.) получения профессионально значимой информации. В любом из перечисленных вариантов получение, осмысление, усвоение информации осуществляется в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия. Содержание информации определяется потребностями, обусловленными индивидуальными личностными потребностями, производственной необходимостью, уровнем притязаний на общественное признание.

Слайд 6. Без сомнения, это усложняет функцию управления, меняет содержание деятельности, требует поиска новых форм и методов индивидуальной научно-методической работы с педагогическими кадрами, корректировки содержания основных направлений управленческой деятельности, поддержания мотивации стремления педагогов к формированию своего индивидуального творческого стиля и др.

Слайд 7. Поэтому система мер, направленная на управленческую поддержку роста профессионального мастерства педагога содержит несколько направлений:  

1. Курсы в системе повышения квалификации работников образования. Сегодня педагогам предлагают большое количество курсов по повышению квалификации, организуемых различными структурами. Задача администрации  ОУ состоит в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и предоставления консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации.

2. Разработка администрацией совместно с методическим советом и методическими объединениями постоянно действующей программы повышения квалификации кадров, которая содержала бы:

а) диагностико-развивающую работу психолога с педагогами;

б) методическую и информационную поддержку учителей;

в) организацию обмена опытом работы коллег-учителей;

г) организацию и помощь в самообразовании учителей.

Слайд 8. Такая программа является необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, а также создания условий в гимназии для профессионального и личностного развития педагогов.

Слайд 9. Модель управления процессом профессионального роста педагогического коллектива гимназии имеет трехуровневое строение:

  • целевой блок, в котором определены цель, задачи и принципы построения модели;
  • содержательный блок - уровневое управленческое и методическое сопровождение профессионального роста педагогического коллектива гимназии, который прямо пропорционален уровню сформированности профессиональной компетентности каждого педагога в отдельности;
  • технологический блок - условия, факторы и процесс профессионального развития педагогического коллектива гимназии.

Слайд 10. Принципы модели по управлению профессиональным развитием педагогов: демократизм, многовекторность, системный анализ, гибкость, целостность.

Организационно-технологическое обеспечение разработанной модели базируется на двух основных аспектах:

  • структуре, формах, видах непрерывного обучения педагога в системе последипломного образования в соответствии с определенным уровнем сформированности его профессиональной компетентности;
  • многоуровневой профессиональной деятельности педагога с четко определенными целями, методами, принципами, функциями по индивидуальной траектории движения к высшему уровню сформированности профессиональной компетентности. Поскольку профессиональная компетентность педагога имеет такие уровни как: начальный, эвристический, креативный, то соответственно, они были включены в модель.

Согласно модели, управленческое и методическое сопровождение осуществляется в соответствии с охарактеризованными выше уровнями профессиональной компетентности педагогов гимназии и состоит из трех компонентов.

Первый компонент «Профессиональное становление» (для педагогов гимназии с начальным уровнем сформированности профессиональной компетентности)  предусматривает создание концепции целеполагания, определения основ, технологий и форм реализации данной концепции, а также определение содержательной составляющей процесса профессионального становления педагога.

В основе второго компонента «Профессионального развития» (для педагогов с эвристическим уровнем сформированности профессиональной компетентности, к которому относятся педагоги с первой и высшей квалификационными категориями) находится управление процессом изменений, направление педагога гимназии на опережающее развитие, обеспечение непрерывности, преемственности, андрагогизации образования.

В третий компонент «Творческой реализации» входит креативный  уровень (педагоги с высшей квалификационной категорией), что обусловливает формирование инновационной информационно-образовательной среды, осуществление педагогами гимназии исследовательской, экспериментальной деятельностей.

Нашей задачей как управленцев является обеспечение методического сопровождения, которое также имеет три направления в соответствии с уровнями сформированности профессиональной компетентности педагогов.

Для педагога с начальным уровнем сформированности профессиональной компетентности моделью предусмотрены такие формы методической работы:

  • наставничество;
  • работа над индивидуальной методической темой,
  • педагогические чтения,
  • учебные тренинги,
  • участие в работе методических объединений,
  • участие в теоретических семинарах (вебинарах), конференциях.

Для педагогов с эвристическим уровнем профессиональной компетентности предусмотрены такие формы методического сопровождения как:

  • и программы профессионального развития,
  • работа в методических структурах города,
  • панорамы методических находок,
  • научно-практические семинары (вебинары),
  • участие в профессиональных профессиональных конкурсах, творческих группах (динамических, временных).

Предложенный подход помогает на качественном уровне планировать совместную работу организаций постдипломного педагогического образования, методической службы города, администрации образовательной организаций и самих педагогов гимназии по вопросам их непрерывного профессионального развития.

Слайд 11. Изучение теоретических основ современного инновационного процесса осуществляется через систему:

  • педагогических советов, где рассматриваются фундаментальные методологические вопросы модернизации российского образования;
  • методических семинаров, где осуществляется практическая отработка теоретических вопросов.
  • заседаний методических объединений, где рассматриваются частные методические вопросы определенных предметных областей;
  • заседаний научно-методического совета, где происходит системное информирование, обучение руководителей методических объединений.

Отработка теоретических вопросов осуществляется:

  • на открытых уроках;
  • на заседаниях творческих/проблемных групп;
  • на мастер-классах;
  • на мероприятиях по обобщению опыта.

Слайд 12. Введение рейтинговой системы оценки работы учителя является одним из наиболее эффективных условий совершенствования его профессиональных знаний и педагогического мастерства. Это подтверждается результативностью проводимой в учебном заведении рейтинговой системы оценки работы педагогов, ШМО.

Слайд 13. Рейтинг определяется как сумма соответствующих баллов за выполнение определенной работы и достижения по основным направлениям работы: учебно-методической, научной, воспитательной, общественной и в соответствии с профессиональными функциями.

Слайд 14. Таким образом управление процессом непрерывного профессионального развития учителя, согласно разработанной модели, принципиально меняет траекторию движения каждого педагога от этапа репродуктивности, во время которого происходят поиски индивидуальности и определение собственной специфики педагогической деятельности, через этап развития профессиональной деятельности, когда педагоги уже имеют произведенный алгоритм нахождения путей решения педагогических проблем, способны конструировать и создавать новые приемы, способы, методы и методики обучения до  самого высокого уровня профессиональной компетентности педагога, способного к творческой профессиональной самореализации, самопроектированию и конструированию новых эталонов (норм) средств профессиональной деятельности.

Слайд 15. Менять педагогические  ориентиры –это самое трудное

и самое необходимое,  что приходится  делать сегодня.

В.А. Сухомлинский

Список литературы:

  1. Аврутина Е. Модель системы управления профессиональным развитием педагогических кадров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/20407 (дата обращения 08.01.2015)
  2. Беловицкая С.И. Профессиональное развитие педагога путем совершенствования деятельности// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 4. - № 34. - С. 2681-2685.
  3. Дочкин С.А. Система повышения квалификации педагогов как основа модернизации педагогического образования и инновационного развития регионов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 3 (12). - С. 5-12.
  4. Мезенцева О.И. Методика диагностики уровня развития профессиональной компетентности педагога// Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 43. - С. 224-228.
  5. Фомина Ж.В., Кулакова А.Б. Вопросы оценки профессиональной компетентности педагога// Проблемы развития территории. - 2014. - № 6 (74). - С. 110-118.
  6. Щербакова Т.Н., Арутюнян В.Э. Мотивация повышения квалификации современного педагога// Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 132-138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению качеством ( из опыта работы).

Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обуче...

Система деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению качеством ( из опыта работы).

Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обуче...

Выступление на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе "Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий"

Выступление проходило в рамках районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей школьных методических объединений классных  руководителей «Разнооб...

Выступление на районном совещании заместителей директоров школ по ВР и наставников-казаков Апшеронского казачьего общества «Казачество: планы, перспективы, будущее школы».

Представлен совместный опыт воспитательной работы с РПЦ и Апшронским казачьим обществом по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся школы...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...