методическая разработка по русскому языку 4 класс "Правописание не с глаголами"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_28.11.2014.docx | 37.55 КБ |
580728.ppt | 240.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Правописание не с глаголами».
Класс: 4
Предмет: Русский язык
Тип урока: Открытие нового знания
Цель урока: образовательная способствовать развитию умения правописания НЕ с глаголами.
Задачи урока:
Обучающие:
- расширить знания детей о служебных частях речи;
- формировать навык правописания НЕ с глаголами;
- познакомить с глаголами-исключениями;
- уметь с помощью развёрнутого алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами;
- обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда;
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
- развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
- развивать внимание и память учащихся;
- развивать умение слушать товарищей;
- развивать положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
Предметные умения: Научиться писать частицу НЕ с глаголами, слитное и раздельное написание. Применять это умение при письме.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
Уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Познавательные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.
Сценарий урока.
I. Организационный момент.
Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда –
И та награда в нём самом.
Сабир Абдулла
II. Актуализация знаний.
1. Запись на слайде: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А.Югов)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Что значит “огнепышущая, живая часть речи?” (глагол обозначает действия, движения, без него невозможно передать события, представить будущее, узнать прошлое)
- Почему с этих слов я начала наш урок?
- Проверим ваши знания о глаголе с помощью системы голосования «Живой опрос»
- Ребята, оценивать свою работу вы будете самостоятельно на отдельных листах по 3 бальной системе, ФИКСИРУЯ свои ошибки в отдельную колонку.
Лист самооценки урока "Правописание частицы НЕ с глаголами" ученика(цы)______________________________________________________ (1 балл - с 2 ошибками, 2 балла – с 1 ошибкой, 3 балла - без ошибок) ИТОГО____балл ОЦЕНКА_________ | ||
№п/п | Вид деятельности | Ошибка баллы |
1 | Тест «Глагол» | |
2 | Чистописание | |
3 | Работа в парах по учебнику | |
4 | Работа в парах по карточке | |
5 | Работа в группе | |
6 | Игра «+ или –» |
СамоОЦЕНКА в листах.
- План реализации учебной задачи.
1.Чистописание.
- Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии.
- Давайте подготовим кисти рук к письму. Массаж кистей рук.
- Запишите число. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на парте.
Запись на доске: в, о, об, и, не, из, но, с, а
-На какие группы можно разделить данные слова? (предлоги, союзы).
- Назовите предлоги (в, о, об, из, с). Назовите союзы (и, но, а). (не).
-Запишите данные слова по группам.
ПРОВЕРКА по слайду. ОЦЕНИТЕ в листах
- Какую роль выполняют предлоги? … союзы? (Предлоги служат для связи слов в предложении; союзы служат для соединения однородных членов предложения и для связи простых предложений в составе сложного предложения.)
2. Стадия вызова.
- Какое слово вы не записали? Почему?
- А у вас есть предположения, к какой части речи относится данное слово?
- Где мы точно можем это выяснить? (Можно прочитать правило в учебнике).
- Предлагаю обратиться за помощью к учебнику. (Правило У. с. 89)
- Какая информация для вас оказалась новой? (НЕ – это служебная часть речи, которая называется частицей).
- Обратите внимание на слова, которые вы записали. Можем ли мы эти слова отнести к служебным частям речи? Докажите. (Да, т.к. предлоги и союзы не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, не бывают членами предложений, к ним нельзя поставить вопрос).
- НЕ относится к служебной части речи и называется частицей.
3. Формулирование темы и целей урока.
На слайде написаны пословицы:
- В чужом доме (не) указывают.
- (Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.
- Попусту (не) годовать – здоровья (не)видать .
- Прочитайте пословицы вслух. Найдите признаки, по которым пословицы можно объединить между собой. (Во всех пословицах речь идет о том, как не надо поступать, о неправильном поведении. Во всех есть одинаковая орфограмма: правописание НЕ с глаголами).
- Сформулируйте тему нашего урока, опираясь на общий орфографический признак глагола.
- Запишите тему в тетрадь. «Правописание НЕ с глаголами». (на слайде).
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на слайде.
1) расширить и углубить знания…;
2) учиться находить и правильно писать….;
3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .
Цель урока:
- расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами;
- учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами;
- уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
- Как будем добиваться поставленных целей?
IV. Работа по теме урока.
1. - Предлагаю исследовать смысловое значение глаголов с частицей не и без неё.
- Объединитесь в пары и письменно выполните упражнение 123. (одна пара работает у доски). Выполните работу только с первыми четырьмя предложениями.
ПРОВЕРКА
– В чём особенность выделенных глаголов? (все глаголя записаны с частицей не)
– Какой смысл глаголам придаёт частицей не? (отрицание или утверждение)
- Как пишется частица не с глаголами? (раздельно)
- Сформулируйте вывод. (Глаголы с частицей не выражают отрицание или утверждение. Глаголы с частицей не пишутся раздельно)
- ОЦЕНИТЕ работу в парах. (Устно по алгоритму пара, которая работала у доски)
ФИЗМИНУТКА
2. - А теперь давайте вернемся к пословицам. Какие в них есть глаголы с частицей НЕ?
(не указывают, не хвали, негодовать, не видать.)
- Проведите ещё одно исследование. Выполните работу в группах. Распределите эти глаголы на 2 группы. Подумайте по каким признакам будете делить слова.
НЕ указывают НЕгодовать
НЕ хвали
НЕ видать
- Что заметили? (глагол негодовать без частицы НЕ не употребляется).
- Вывод: есть такие глаголы, которые без частицы НЕ не употребляются.
- Как надо писать частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются? (частицу НЕ с глаголами, которые без НЕ не употребляются, надо писать слитно).
- Такие глаголы составляют исключения. Правописание этих слов нужно запоминать.
3. – Продолжите работу со словами исключениями. Выполните её в парах. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать полученные слова, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.
Упражнение
Сомневаться, удивляться - (НЕ)доумевать
Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие -(НЕ)истовствовать
Испытывать чувство сильной вражды, ненависти - (НЕ)навидеть
Проявлять безудержную ярость, буйство - (НЕ)годовать
Болеть, плохо себя чувствовать - (НЕ)домогать
ПРОВЕРКА (дети зачитывают лексическое значение и слово)
- Как написали глаголы с частицей НЕ? Почему? ОЦЕНИТЕ работу в листах
- Таким образом, вы записали себе те глаголы, которые составляют исключения и пишутся с НЕ слитно, так как без частицы не употребляются.
- Обратите внимание, что, выполнив правильно это задание, мы с вами дали объяснение, раскрыли Лексическое Значение каждого глагола.
4. - Продолжите работу в группах. Попробуйте выстроить алгоритм рассуждений при написании частицы не с глаголами.
- Существует ли такое слово в русском языке? Да. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, пишем раздельно.
- Существует ли такое слово в русском языке? Нет. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не, пишем слитно.
ОТВЕТ групп.
- Обобщите ваши рассуждения и сформулируйте правило о правописании НЕ с глаголами.
Если слово в русском языке употребляется без частицы НЕ, пишем раздельно.
Если слово в русском языке не употребляется без частицы НЕ, пишем слитно.
ОЦЕНИТЕ работу в группах.
V. Закрепление.
- А сейчас закрепим полученные знания.
ИГРА «+ ИЛИ –» Если слово пишется раздельно ставите «+», если слитно «–». Пользуйтесь алгоритмом.
(Не) стану мешать,
(не)доумевать по поводу ответа,
(не) хочу ссориться,
(не)годовать из-за опоздания,
(не) могу говорить,
ураган (не)истовствует.
Взаимопроверка по слайду.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В ЛИСТАХ
VI. Рефлексия учебной деятельности. Анализ своих ошибок, подсчёт баллов.
- Вспомним цели нашего урока и закончим предложения данные на слайде.
Устная работа «Закончи предложение»
1. Сегодня мы узнали о … 3. Я научился…
2. Теперь я могу… 4. Мне было трудно…
5. Своей работой я …
- Как вы считаете, есть ли необходимость вернуться к этой теме на следующем уроке? Почему?
- Попробуйте оценить работу класса в целом. Что получилось в нашей общей работе сегодня, а чего нам не хватало?
- Посчитайте общее количество баллов в карточке рефлексии.
Д/З: У. с. 92, упр. 126 или У. с. 90 упр. 124
- Вы хорошо потрудились на уроке. - Наш урок подошёл к концу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А. Югов
в о об из с и но а
В чужом доме (не)указывают. (Не)хвали сам себя, есть лучше тебя. Попусту (не)годовать – здоровья (не)видать.
Тема : Правописание не с глаголами. Цели: Расширить и углубить знания… Учиться находить и правильно писать … Уметь с помощью алгоритма применять правило … правописании НЕ с глаголами. НЕ с глаголами. правописания НЕ с глаголами. о.
В чужом доме (не)указывают. (Не)хвали сам себя, есть лучше тебя. Попусту (не)годовать – здоровья (не)видать. Не указывают Негодовать не хвали не видать
раздельно слитно не Нет Да Если слово в русском языке употребляется без частицы не пишем раздельно Если слово в русском языке не употребляется без частицы не пишем слитно
ИГРА «Плюс – минус» (Не) стану мешать. (Не)доумевать по поводу ответа. (Не) хочу ссориться. (Не)годовать из-за опоздания. (Не) могу говорить. Ураган (не)истовствует. + + + - - -
Цели: Расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами. Учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами. 3. Уметь с помощью алгоритма применять правило правописания НЕ с глаголами.
Рефлексия Сегодня мы узнали о … Теперь я могу… Я научился… Мне было трудно… Своей работой я …
Домашнее задание Упр. 124 на стр.90 в учебнике или Упр. 126 на стр.92 в учебнике Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам»...
методическая разработка урока русского языка на тему "Изменение глаголов по временам"
Занимательный,познавательный материал, тест....
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».
Урок направлен на углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов)....
методическая разработка урока русского языка для 4 класса Глагол как часть речи
Урок русского языка позволяет систематизировать и обобщить знания о глаголе как части речи и его морфологических признаках.Минутка чистописания воспитывает каллиграфические навыки и даёт характеристик...
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Глаголы-исключения» с презентацией.
Разработка содержит конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Глаголы-исключения» и презентацию к уроку. Урок разработан по программе УМК «Школа России». Технологии, п...