МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского языка по теме:
«Изменение глаголов по временам»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_russkogo_yazyka.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области
Номинация «Урок - исследование»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока русского языка по теме:
«Изменение глаголов по временам»
ФИО: Кожевникова Лариса Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Эл.адрес: klv1807@mail.ru
Телефон 89608144926
Программа общеобразовательная
УМК «Школа России»
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
«Русский язык». 3 класс
2014 г
Тема урока: Изменение глаголов по временам
Тип урока: введение новых знаний.
Цели для учителя:
1. Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся.
2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально.
3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Цели для учащихся:
1. “Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы в группах.
2. Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
3. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).
Сценарий урока.
I. Организация урока.
1.Запись даты в тетрадях
2.Минутка чистописания
Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей)
II. Индивидуальный опрос у доски
– Вставить пропущенные орфограммы, доказать.
– Выделить глаголы.
Запись на доске:
Закончилась з•ма.
(По) з•мле в•сна движется.
(Про) б•ется в•да и отожмет лё• от б•р•гов.
Работает 1 ученик.
III. Фронтальный обзор знаний (подводящий диалог).
– Над какой большой темой мы работаем?
(– Мы работаем над темой “Глагол”)
– Что мы уже знаем о глаголе?
(– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам).
Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:
IV. Постановка проблемы
– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?
(– Нет, наверно, он еще как-то изменяется).
– Сформулируйте вопрос к уроку.
(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)
Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме
ставит большой знак вопроса с записанным на нем вопросом к уроку.
– Предположите, как еще может изменяться глагол.
(По родам, по падежам, по временам …)
Все варианты мнений учитель записывает на доске.
– Попробуем устно изменить глагол “ИГРАТЬ” по падежам.
(- И.п. кто? что? играть
Р.п. кого? чего? играть
Д.п. кому? чему? играть
Вывод: по вопросам падежей глагол не изменяется).
Учитель стирает запись “по падежам”.
V. Исследование (работа в группах).
1). – Чтобы проверить другие мнения, проведем исследование: как еще могут изменяться глаголы.
Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”.
План работы:
- Прочитайте предложения.
- В скобках запишите вопрос к глаголу.
- Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие.
- Запишите вывод.
Рабочий лист (группа №1)
Солнце (что … ?) светит.
(Что … ?) Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит ……. момент речи.
Рабочий лист (группа №2)
(Что … ?) Растаял снег.
(Что … ?) Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит …… момента речи.
Рабочий лист (группа №3)
Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести яблони.
Вывод: действие происходит …… момента речи.
2). Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.
3). Отчет групп у доски.
Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики:
I столбик “В момент речи”
II столбик “До момента речи”
III столбик “После момента речи”
Дети в тетрадях также озаглавливают три столбика.
4). Общий вывод делает учитель, приводя примеры, записанные на доске.
– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени
(в I столбике добавляется запись “В настоящем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени
(во II столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);
– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени
(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).
Дети во время общего вывода хором читают с доски вопросы и время действия относительно момента речи и записывают все новые заголовки столбиков в тетради.
5). – Разные глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот же глагол? Проверим.
– Что мы сейчас делаем?
(– Работаем)
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В настоящем, так как действие происходит в момент речи).
– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.
(– Окончание –ем).
– Что мы делали вчера?
(– Работали).
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В прошедшем, так как действие происходило до момента речи).
– Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание.
(– Окончание – и).
– Что мы будем делать завтра?
(– Будем работать).
– В каком времени стоит этот глагол?
(– В будущем).
– Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “Будем”.
(– Окончание –ем. Добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное).
– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.
(– Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам).
– На какой вопрос мы ответили?
(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?)
Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется” “по временам”.
– Вы еще предполагали, что глаголы могут изменяться по родам. Так ли это, мы исследуем на другом уроке.
6). – Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(– Изменение глаголов по временам)
Учитель открывает запись темы на доске.
– Откройте учебник на с.112. Прочитайте для себя тему урока и скажите: правильно ли вы сформулировали ее.
Дети открывают учебники, читают, сравнивают.
(– Да, правильно.)
– Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока.
– Прочитайте правило на с.112.
– Как в русском языке изменяются глаголы, относительно момента речи?
(Глаголы изменяются по временам).
VI. Физкультминутка
Игра “Не ошибись!”
Учитель называет действия, ученики их выполняют.
– Марширую, стою, прыгаю на двух ногах, стою, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, хлопаю, топаю, стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу.
VII. Запись домашнего задания
– Откройте дневники, запишите домашнее задание.
1 группа с.112, правило, № 198
2 группа с.112, правило, составить рассказ (5-6 предложений) и определить время глаголов.
– Прочитайте домашнее задание по учебнику, задайте вопросы.
VIII. Первичное закрепление
1). – В каком времени я диктовала глаголы-команды во время физкультминутки?
(– В настоящем, так как действие происходило в момент речи).
– Проверьте работу ученика у доски (орфограммы, глаголы).
– Выпишите глаголы из этих предложений по временам.
Дети работают самостоятельно. Проверка при помощи веера.
2). – Для чего необходимо уметь правильно употреблять в речи временные формы глагола?
– Прочитайте текст с доски:
Рыженький котик сидеть на окошке
И увидеть он знакомую кошку.
Он ей песню спеть,
А потом поесть.
Вот теперь сидеть
И в окно глядеть.
Кисонька мурлыкать,
Кота к себе кликать:
Пойдем, котичек, на улицу гулять,
Курочек соседских попугать.
– Почему вам было смешно?
– Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно, по-русски?
(– Поставить глаголы в первых восьми строчках в нужное время).
Работа выполняется устно, фронтально. Учитель изменяет окончания глаголов при помощи карточек.
– Запишите глаголы, которые мы изменяли, в таблицу в тетради.
IХ. Итог урока
– Что нового каждый из вас узнал на уроке?
Отвечают 6–7 учеников.
– Как изменяются глаголы?
(– Глаголы изменяются по числам и временам).
– В каком времени могут стоять глаголы?
(– В настоящем, в прошедшем, в будущем).
Х. Рефлексия
Учитель раздает каждому ученику лист отзыва об уроке. Дети обводят кружочком или подчеркивают нужные ответы.
Что мне понравилось на уроке?
- Все.
- Ничего.
- Работать в группах.
- Отвечать у доски.
- Узнавать новое по русскому языку .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Изменение глаголов по временам"
На уроке формируются представления детей об изменении глаголов по временам и развиваются умения ставить вопрос к глаголам, употреблённым в разных временных формах....
Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"
Изменение глаголов по временам...
методическая разработка урока русского языка на тему "Изменение глаголов по временам"
Занимательный,познавательный материал, тест....
Учебно – методический комплект по русскому языку на тему: «Изменение глаголов по временам» (УМК «Перспектива»)
Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока и электронную призентацию по русскому языку....
Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"
Данная презентация аетивизирует познавателную деятельность учащихся, помогает спланировать её и оценить....
Урок русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»
Цель урока: сформировать понятие об изменении глаголов по временам. 2. Задачи обучающие:Ознакомление со значением грамматической категории глагола «время» как отношен...
Презентация к уроку русского языка по теме "Изменение глаголов по временам"
Презентация отражает основыне моменты урока. В ней так же представлены дополнительные задания, помимо выполняемых, из учебника "Русского языка" Канакина, Горецкий...