Методическая разработка урока русского языка в 4 классе По теме « Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не».
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Урок направлен на углубление знаний учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока, презентация | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №11»
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе
По теме « Роль глаголов в предложении, в речи.
Правописание глаголов с частицей не».
Выполнила:
Верченко Марина Александровна
Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.
Цель урока: углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, роль в предложении, положительный и отрицательный смысл глаголов).
Задачи
Образовательные:
- способствовать развитию навыков точного употребления глаголов в речи;
- орфографической зоркости;
- познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами;
- обеспечить усвоение нового материала с помощью упражнений.
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда;
- воспитывать интерес к изучаемому;
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе.
Развивающие:
- развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами;
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;
- развивать умение анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы;
- развивать умение слушать товарищей.
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Оборудование: м\медийная установка, экран, тетради, толковые словари, бабочки.
Ход урока:
Эмоциональный настрой. Мотивация.
Наш урок я хочу начать с притчи.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? Скажет живая – я сомкну ладони, и бабочка умрет, скажет мертвая – выпущу». А мудрец ответил: «Все в твоих руках».
- Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках». (Ответы детей)
- Желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке. Я думаю, вы готовы к совместной творческой работе. Начинаем!
Языковая разминка
Запись предложения под диктовку:
За долгую ночь вершины гор побелели от снега.
- Обозначение знакомых орфограмм в предложении.
- Указать части речи в предложении.
- Подчеркнуть грамматическую основу, дать характеристику предложению.
- Выполнить морфологический разбор слов (по вариантам): 1- вариант вершины, 2 – вариант гор. Фронтальная проверка.
- Разбор по составу слова вершины (работа у доски).
Индивидуальная работа по карточкам «Найди и исправь ошибки».
(Соловьи прилитают висной и радуют нас своим чюдесным пением. Теперь я хажу слушать соловёв в рощю. Как прекрастно они поют на восходе сонца!)
2. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте стихотворение и определите, о какой части речи в нем говорится.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
- Ответы детей. Правильно, это часть речи – глагол.
3. Формулирование темы и цель урока.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Какую цель мы поставим перед собой? ( Вспомнить то, что знаем и узнать новое о глаголе).
Давайте поиграем в игру «Корзина понятий» и наполним ее знаниями о глаголе. Ответы детей.
4. Повторение изученного. Работа по учебнику.
- Почему именно эта часть речи получила такое название – «глагол».
- Откройте учебник с.61 упражнение 230.
Вопросы по тексту:
- Что означало слово глагол в старославянском языке?
- Какое значение у слова «глаголить»?
- Что такое глаголица?
- Какую особенность письма глаголицей вы заметили?
- В современном языке есть слово разглагольствовать. Попробуйте догадаться, что оно означает?
- Проверьте, себя по словарю с.119 в учебнике.
- А какую же роль в тексте играет слово глагол? В этом нам поможет разобраться упражнение 231. (Чтение текста)
- Какой это текст? ( Повествование). Почему? Ответы детей.
- Слова, какой части речи чаще всего употребляются в тексте?
- Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этом тексте? Ответы детей.
Физ. минутка
- Переходим к следующему упражнению 232.
- Прочитайте стихотворение.
- С помощью слов, какой речи поэт рисует картину летнего утра?
- Какая особенность есть почти у всех глаголов в этом тексте? Ответы детей.
- Вспомните, как называется такой способ в литературе? (Олицетворение).
- Запишите первое предложение, подчеркните грамматическую основу и составьте схему предложения. Проверка.
Работа в группах
- Прочитайте пословицы.
Друг в беде бросит. Откладывай доброе дело на завтра. (Обсуждение в группах).
-Что можете сказать? Как быть? Ответы детей.
- Какую же роль в речи играет частица не?
- Что вы знаете о написании частицы не с глаголами?
- Запишите одну из пословиц в тетрадь. Подчеркните орфограмму «пробел».
- Упражнение 233. Прочтите текст.
- Какую роль играют в тексте глаголы? Выпишите из текста глаголы с частицей не.
Взаимопроверка в парах.
Итог
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- О чем хотели бы узнать подробнее?
Рефлексия содержания учебного материала «Поляна»
Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид работы вам понравился больше.
Оценки
Домашнее задание:
Упр.234, с.56
Составить устный рассказ на тему «Что я знаю о глаголе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...
«Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не»
"Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не"...
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности ...
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме: «: Речевая ситуация: выбор поздравления и вручение подарка. Повторение функций ь и порядок действий при списывании».
Методическая разработка урока русского языка 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...