методическая разработка урока русского языка на тему "Изменение глаголов по временам"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Ткаченко Людмила Леонидовна

Занимательный,познавательный материал, тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_razrabotka.docx17.73 КБ
Файл otkrytyy_urok_razrabotka.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Изменение глаголов по временам. Закрепление».

Цели:

повторить знания о существенных признаках глагола,

подвести детей к выводу, как изменяется глагол,

продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся,

развивать внимание к слову, воспитывать любовь к родному языку,

 совершенствовать навыки каллиграфии, развивать мышление, речь, воображение, творческие способности, умение делать выводы,

воспитывать взаимопонимание, товарищество,                                                                                                     развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Девиз нашего урока « Учись, смекай, активным будь

И к знаниям откроешь путь».

2.Чистописание.

Догадайтесь, какие буквы мы будем писать в чистописании.

На доске.

СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ

- первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный твердый звонкий согласный звук. Какая это буква? (З)В каком слове?  

-вторая буква  находится в глаголе неопределённой формы и обозначает два звука. Какая это буква? (Е) В каком слове?

-третья буква- один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л) В каком слове?

Напишите шесть вариантов расположения данных букв(ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЛЗ, ЕЗЛ, ЛЕЗ, ЛЗЕ)

3. Словарная работа.

Словарь.

_ Я  буду загадывать загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь.

Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.                                                                                   На одном таком листе, много всяких новостей.

(ГАЗЕТА)

Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю делать  башню, строить  дом.

(ЛОПАТА)

Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином.

(АВТОБУС)

Видимая граница неба и земли (ГОРИЗОНТ)

Число, которое стоит между десятью и двенадцатью (ОДИННАДЦАТЬ)

Место летнего отдыха ребят (ЛАГЕРЬ)

-А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.(ГЛАГОЛ)

_ Подумайте, о чем идет речь?

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно..(ВРЕМЯ).

_ Сформулируйте тему урока  .(ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА)

4. Закрепление.

-Время.. Что это такое. Как вы понимаете? (Часы, сутки, минуты).

-Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это последовательность существования , продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.

- Какие пословицы о времени вы знаете?(Делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время.) Одну из пословиц записать и разобрать.

-Проведём фонетический разбор слова – время-.

-Как вы понимаете, дальше речь у нас пойдет не о простом времени, а о времени глагола.

- Что вы знаете о глаголе.

Игра. Если я называю глагол, то вы хлопаете, а если другую часть речи, то вы топаете.

«Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

В форме какого времени  употреблялись глаголы?(Глаголы употреблялись в форме прошедшего времени.)

_-Что  обозначают глаголы в форме прошедшего времени?(Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершалось до момента речи и отвечают на вопросы –что делал?) Примеры.

-Какие времена глагола вы ещё знаете?

- Что обозначают глаголы в форме  настоящего  времени?  Будущего  времени?(Действие , происходящее в момент речи,  после момента речи, отвечают на вопросы…).Примеры.

Упражнение.

Изменить глаголы по временам.

Читать –

Учить -

Тест.

1.Глагол обозначает:

А) признак предмета

Б) действие предмета

В) предмет

2.Найди  предложение  с глаголами в форме  настоящего   времени:

А)У края северной земли маяк встречает корабли.

Б)Весь век в разлуке пребывать, весь век встречать и провожать

3.Найди предложение с глаголами будущего времени:

А)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.

Б)Это солнышко сорвём – много зёрен соберём.

4. Глаголы изменяются по :

А)числам

Б)падежам

В)временам

5.Укажи глаголы в прошедшем времени:

А)приехала             б)настанет                   в)спит

Г)вёз                            д)молчу

Взаимопроверка, выставление оценок.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения.

5.Заключение урока.

Вопросы по пройденной теме подготовлены на слайдах.

Слайд1. Отгадай загадку, назови глаголы, определи время глаголов.

Слайд2.Найди глаголы, измени по временам.

Слайд3. Вставь глаголы в пословицы.

Слайд 4. Занимательный материал.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение 234.

Тест.

1.Глагол обозначает:

А) признак предмета   б)действие предмета    в)предмет

2.Найди  предложение  с глаголами в форме  настоящего   времени:

А)У края северной земли маяк встречает корабли.

Б)Весь век в разлуке пребывать, весь век встречать и провожать

3.Найди предложения с глаголами будущего времени:

А)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.

Б)Это солнышко сорвём – много зёрен соберём.

4. Глаголы изменяются по :

А)числам             б)падежам         в)временам

5.Укажи глаголы в прошедшем времени:

А)приехала             б)настанет                   в)спит

Г)вёз                            д)молчу

Тест.

1.Глагол обозначает:

А) признак предмета      б)действие предмета          в)предмет

2.Найди  предложение  с глаголами в форме  настоящего   времени:

А)У края северной земли маяк встречает корабли.

Б)Весь век в разлуке пребывать, весь век встречать и провожать

3.Найди предложения с глаголами будущего времени:

А)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.

Б)Это солнышко сорвём – много зёрен соберём.

4. Глаголы изменяются по :

А)числам     б)падежам        в)временам

5.Укажи глаголы в прошедшем времени:

А)приехала             б)настанет                   в)спит

Г)вёз                            д)молчу



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Изменение глаголов по временам. Закрепление».

Цели:

повторить знания о существенных признаках глагола,

подвести детей к выводу, как изменяется глагол,

продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся,

развивать внимание к слову, воспитывать любовь к родному языку,

 совершенствовать навыки каллиграфии, развивать мышление, речь, воображение, творческие способности, умение делать выводы,

воспитывать взаимопонимание, товарищество,                                                                                                     развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Девиз нашего урока « Учись, смекай, активным будь

И к знаниям откроешь путь».

2.Чистописание.

Догадайтесь, какие буквы мы будем писать в чистописании.

На доске.

СПИСАЛ, ЕДЕТ, ПРИВЕЗУТ, ОТЪЕХАТЬ

- первая буква находится в глаголе будущего времени и обозначает парный твердый звонкий согласный звук. Какая это буква? (З)В каком слове?  

-вторая буква  находится в глаголе неопределённой формы и обозначает два звука. Какая это буква? (Е) В каком слове?

-третья буква- один из признаков глагола прошедшего времени. Какая это буква? (Л) В каком слове?

Напишите шесть вариантов расположения данных букв(ЗЕЛ, ЗЛЕ, ЕЛЗ, ЕЗЛ, ЛЕЗ, ЛЗЕ)

3. Словарная работа.

Словарь.

_ Я  буду загадывать загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь.

Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам.                                                                                   На одном таком листе, много всяких новостей.

(ГАЗЕТА)

Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом.

И ребятам помогаю делать  башню, строить  дом.

(ЛОПАТА)

Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины и питается бензином.

(АВТОБУС)

Видимая граница неба и земли (ГОРИЗОНТ)

Число, которое стоит между десятью и двенадцатью (ОДИННАДЦАТЬ)

Место летнего отдыха ребят (ЛАГЕРЬ)

-А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока.(ГЛАГОЛ)

_ Подумайте, о чем идет речь?

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно..(ВРЕМЯ).

_ Сформулируйте тему урока  .(ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА)

4. Закрепление.

-Время.. Что это такое. Как вы понимаете? (Часы, сутки, минуты).

-Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это последовательность существования , продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.

- Какие пословицы о времени вы знаете?(Делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время.) Одну из пословиц записать и разобрать.

-Проведём фонетический разбор слова – время-.

-Как вы понимаете, дальше речь у нас пойдет не о простом времени, а о времени глагола.

- Что вы знаете о глаголе.

Игра. Если я называю глагол, то вы хлопаете, а если другую часть речи, то вы топаете.

«Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал,, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

В форме какого времени  употреблялись глаголы?(Глаголы употреблялись в форме прошедшего времени.)

_-Что  обозначают глаголы в форме прошедшего времени?(Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершалось до момента речи и отвечают на вопросы –что делал?) Примеры.

-Какие времена глагола вы ещё знаете?

- Что обозначают глаголы в форме  настоящего  времени?  Будущего  времени?(Действие , происходящее в момент речи,  после момента речи, отвечают на вопросы…).Примеры.

Упражнение.

Изменить глаголы по временам.

Читать –

Учить -

Тест.

1.Глагол обозначает:

А) признак предмета

Б) действие предмета

В) предмет

2.Найди  предложение  с глаголами в форме  настоящего   времени:

А)У края северной земли маяк встречает корабли.

Б)Весь век в разлуке пребывать, весь век встречать и провожать

3.Найди предложение с глаголами будущего времени:

А)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.

Б)Это солнышко сорвём – много зёрен соберём.

4. Глаголы изменяются по :

А)числам

Б)падежам

В)временам

5.Укажи глаголы в прошедшем времени:

А)приехала             б)настанет                   в)спит

Г)вёз                            д)молчу

Взаимопроверка, выставление оценок.

Работа с учебником.

Выполнение упражнения.

5.Заключение урока.

Вопросы по пройденной теме подготовлены на слайдах.

Слайд1. Отгадай загадку, назови глаголы, определи время глаголов.

Слайд2.Найди глаголы, измени по временам.

Слайд3. Вставь глаголы в пословицы.

Слайд 4. Занимательный материал.

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Выполнить упражнение 234.

Тест.

1.Глагол обозначает:

А) признак предмета   б)действие предмета    в)предмет

2.Найди  предложение  с глаголами в форме  настоящего   времени:

А)У края северной земли маяк встречает корабли.

Б)Весь век в разлуке пребывать, весь век встречать и провожать

3.Найди предложения с глаголами будущего времени:

А)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.

Б)Это солнышко сорвём – много зёрен соберём.

4. Глаголы изменяются по :

А)числам             б)падежам         в)временам

5.Укажи глаголы в прошедшем времени:

А)приехала             б)настанет                   в)спит

Г)вёз                            д)молчу

Тест.

1.Глагол обозначает:

А) признак предмета      б)действие предмета          в)предмет

2.Найди  предложение  с глаголами в форме  настоящего   времени:

А)У края северной земли маяк встречает корабли.

Б)Весь век в разлуке пребывать, весь век встречать и провожать

3.Найди предложения с глаголами будущего времени:

А)Посадили зёрнышко, вырастили солнышко.

Б)Это солнышко сорвём – много зёрен соберём.

4. Глаголы изменяются по :

А)числам     б)падежам        в)временам

5.Укажи глаголы в прошедшем времени:

А)приехала             б)настанет                   в)спит

Г)вёз                            д)молчу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока русского языка по теме: «Изменение глаголов по временам»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАурока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам»...

Методическая разработка урока русского языка "Личные формы глагола"

Цель: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с понятием «Личные формы глагола» Задачи:Личностные:-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;-учи...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Методический материал опубликован в региональном сборнике статей "Учитель - учителю. Из опыта работы учителей начальных классов Белгородской области" в соавторстве с учителем начальных классов Л.А. Фу...

Методическая разработка урока русского языка по УМК «Школа России» для обучающихся с ЗПР 4-го класса “Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени”.

Урок разработан с применением технологии модерации и с использованием АМО как средство повышения мотивации обучения и эффективности урока....

Методическая разработка. Урок русского языка в 4 классе. Тема:Образование формы прошедшего времени глаголов.

Данный урок - это урок изучения нового материала. Он построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Автор технологии Елена Леонидовна Мельникова. Так как технология ПДО универ...