Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Глаголы-исключения.
Урок русского языка в 4 классе
Целевая установка. Познакомить обучающихся с глаголами-исключениями. Отрабатывать умение распознавать спряжение глагола по неопределенной форме. Формировать умение писать безударные личные окончания глаголов.
Оборудование. Карточки для работы в парах, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент. Воспроизведение знаний о спряжении глагола и способах его определения. Сообщение темы урока.
Отгадайте загадку:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И хлеб в полях растёт. (Глагол)
- Что такое глагол? Как изменяется глагол? Что такое спряжение? Кто считает, что спряжение это постоянный признак глагола, поднимите руку. Что значит “постоянный признак глагола”? (Не может перейти в другое спряжение) Как определить спряжение глагола? (По окончанию) Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное) Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? А если окончание безударное? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед – ть ). На что указывает -и-? (На II спряжение )
А все остальные? (На I спряжение)
Всегда ли действует это правило? Не спешите дать утвердительный ответ.
II. Чистописание.
На доске написаны глаголы с пропущенными буквами в окончаниях.
- В глаголах мечта…шь, помеша…те, стро…т, кле…шь должны быть гласные е или и. Вот эти две буквы мы будем писать на чистописании. Составьте цепочку из букв. В нее должны войти буквы е, и и все буквы, которые находятся между ними в алфавите.
III. Словарно-орфографическая работа.
Упражнение «Анаграммы».
- Расшифруйте слова, которые «рассыпались».
ЖНУИ (ужин)
ЛУЦИА (улица)
УЙЖОРА (урожай)
УКЧИНЕ (ученик)
ЬТУЕЛЧИ (учитель)
- Что общего в этих словах? (Имена существительные на букву У, с непроверяемым написанием.)
IV. Работа по теме рока.
1) Работа с раздаточным материалом. Форма работы групповая.
- Предлагаю вам поработать в парах. (Детям до урока раздаются карточки, на которых записаны 3 глагола. Дается одна карточка на парту.) У вас на карточках по три глагола. Составляем алгоритм, по которому вы будете самостоятельно работать:
1. Предварительно определяем спряжение по личному окончанию глагола.
2. Ставим глагол в неопределенную форму и окончательно определяем спряжение глагола.
Работу по алгоритму вы должны выполнить с каждым глаголом
1 карточка: Краснеет, наступаешь, смотрит
2 карточка: Мечтаем, совершишь, видит
3 карточка: Стоит, откроешь, обидит
4 карточка: Уплываем, исследуешь, ненавидит
5 карточка: Завидуем, говоришь, зависит
6 карточка: Спешим, задумаешь, терпит
7 карточка: Построим, отвозишь, вертит
8 карточка: Сбегаем, поживаешь, слышит
9 карточка: Помешаем, спросишь, дышит
10 карточка: Успеем, спасаешь, держит
11 карточка: Излучает, наблюдаешь, гонит
2) Работа с доской.
- Вижу, что при определении спряжения некоторых глаголов вы испытывали затруднения. Какие глаголы вызвали у вас затруднения? (Учитель прикрепляет к доске карточки с глаголами-исключениями. Слово на доске появляется после того, как дети назовут его).
Смотреть Слышать
Видеть Дышать
Обидеть Держать
Ненавидеть Гнать
Зависеть
Терпеть
Вертеть
- Почему эти глаголы вызвали у вас затруднения? (По окончанию одно спряжение, а по неопределенной форме другое).
Подводящий диалог (если дети не ответили на заданный вопрос)
- Итак, что вы думали о глаголе сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глагол I спряжения, а оказалось, что глагол II спряжения).
Попадают ли эти глаголы в правило? (Нет)
Как можно назвать такие глаголы?
Вывод: В русском языке есть 4 глагола на –ать и 7 на –еть, которые относятся ко II спряжению. Это глаголы-исключения. Их нужно запомнить.
3) Упражнение «Замените одним словом».
- Подберите и запишите ответы, используя глаголы–исключения. Определите спряжение.
1. Различать, воспринимать звуки - слышать
2. Причинить огорчение – обидеть
3. Воспринимать окружающее с помощью зрения – видеть, смотреть
4. Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь - гнать
5. Не давать упасть, вырваться - держать
6. Втягивать и выпускать воздух – дышать
7. Подчиняться другим - зависеть
8. Испытывать неприязнь - ненавидеть
9. Безропотно и стойко переносить что-либо неприятное, нежелательное - терпеть
10. Приводить в круговое движение – вертеть.
Физкультминутка.
V. Работа по теме урока.
1) Работа по учебнику. (Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса, 2-я часть. Упражнение 479.) Спишите глаголы, выделите окончания.
Смотреть (II) – смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят; видеть (II) –видишь, видит, видим, видите, видят; слышать (II) – слышишь, слышит, слышим, слышите, слышат; дышать (II) – дышишь, дышит, дышим, дышите, дышат; держать (II) – держишь, держит, держим, держите, держат; гнать (II) –гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят.
Взаимопроверка.
2) Упражнение «Кто быстрее найдет глагол-исключение».
- На экране будут появляться отрывки их стихотворных литературных произведений. Найдите в каждом отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа. (Определив глагол-исключение и поставив его в нужную форму, обучающиеся делают запись в тетради, одновременно идет работа на доске).
1. “К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...”
2. “Смотрит – видит, дело лихо:
Бьётся лебедь средь зыбей...”
3. “Их он кормит и поит,
И ответ держать велит…”
4. “Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал…”
5. “И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь…”
6. “Крепко связаны ей локти,
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть…”
7. “Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала…”
(Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишься, терпишь, дышишь).
Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») Кто написал эти сказки? (Александр Сергеевич Пушкин)
VI. Итог урока.
- Что интересного вы узнали? (Глаголы-исключения.)
- Что в них исключительного? (В неопределенной форме на –еть, -ать относятся ко II спряжению.)
- Выучите эти глаголы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....
Методическая разработка урока русского языка. Сочинение - рассуждение "В чем красота русской зимы?"
Материал к уроку...
Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)
Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)
Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...
Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)
Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....