Методическая разработка урока русского языка в 4 классе "Глаголы-исключения"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Хабарова Татьяна Арсеньевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagoly-isklyucheniya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Глаголы-исключения.

Урок русского языка в 4 классе

Целевая установка. Познакомить обучающихся с глаголами-исключениями. Отрабатывать умение распознавать спряжение глагола по неопределенной форме. Формировать умение писать безударные личные окончания глаголов.

Оборудование. Карточки для работы в парах, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Воспроизведение знаний о спряжении глагола и способах его определения. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадку:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – всё в действие придёт:

Летит ракета, люди строят зданья,

И хлеб в полях растёт. (Глагол)

- Что такое глагол? Как изменяется глагол? Что такое спряжение? Кто считает, что спряжение это постоянный признак глагола, поднимите руку. Что значит “постоянный признак глагола”? (Не может перейти в другое спряжение) Как определить спряжение глагола? (По окончанию) Когда это легче сделать? (Когда окончание ударное) Как определить спряжение глагола, если окончание ударное? А если окончание безударное? (Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед – ть ). На что указывает -и-? (На II спряжение )

А все остальные? (На I спряжение) 

Всегда ли действует это правило? Не спешите дать утвердительный ответ.

II. Чистописание.

На доске написаны глаголы с пропущенными буквами в окончаниях.

- В глаголах мечта…шь, помеша…те, стро…т, кле…шь должны быть гласные е или и. Вот эти две буквы мы будем писать на чистописании. Составьте цепочку из букв. В нее должны войти буквы е, и и все буквы, которые находятся между ними в алфавите.

III. Словарно-орфографическая работа.

Упражнение «Анаграммы».

- Расшифруйте слова, которые «рассыпались».

ЖНУИ (ужин)

ЛУЦИА (улица)

УЙЖОРА (урожай)

УКЧИНЕ (ученик)

ЬТУЕЛЧИ (учитель)

- Что общего в этих словах? (Имена существительные на букву У, с непроверяемым написанием.)

IV. Работа по теме рока.

1)  Работа с раздаточным материалом. Форма работы групповая.

- Предлагаю вам поработать в парах. (Детям до урока раздаются карточки, на которых записаны 3 глагола. Дается одна карточка на парту.) У вас на карточках по три глагола. Составляем алгоритм, по которому вы будете самостоятельно работать:

1. Предварительно определяем спряжение по личному окончанию глагола.

2. Ставим глагол в неопределенную форму и окончательно определяем спряжение глагола.

Работу по алгоритму вы должны выполнить с каждым глаголом

1 карточка: Краснеет, наступаешь, смотрит

2 карточка: Мечтаем, совершишь, видит

3 карточка: Стоит, откроешь, обидит

4 карточка: Уплываем, исследуешь, ненавидит

5 карточка: Завидуем, говоришь, зависит

6 карточка: Спешим, задумаешь, терпит

7 карточка: Построим, отвозишь, вертит

8 карточка: Сбегаем, поживаешь, слышит

9 карточка: Помешаем, спросишь, дышит

10 карточка: Успеем, спасаешь, держит

11 карточка: Излучает, наблюдаешь, гонит

2) Работа с доской.

- Вижу, что при определении спряжения некоторых глаголов вы испытывали затруднения. Какие глаголы вызвали у вас затруднения? (Учитель прикрепляет к доске карточки с глаголами-исключениями. Слово на доске появляется после того, как дети назовут его).

Смотреть                                                               Слышать

Видеть                                                                   Дышать

Обидеть                                                                 Держать

Ненавидеть                                                           Гнать

Зависеть

Терпеть

Вертеть

- Почему эти глаголы вызвали у вас затруднения? (По окончанию одно спряжение, а по неопределенной форме  другое).

Подводящий диалог (если дети не ответили на заданный вопрос)

- Итак, что вы думали о глаголе сначала, и что оказалось на самом деле? (Думали, что глагол I спряжения, а оказалось, что глагол II спряжения).

Попадают ли эти глаголы в правило? (Нет)

Как можно назвать такие глаголы?

Вывод: В русском языке есть 4 глагола на –ать и 7 на –еть, которые относятся ко II спряжению. Это глаголы-исключения. Их нужно запомнить.

3) Упражнение «Замените одним словом».

- Подберите и запишите ответы, используя глаголы–исключения. Определите спряжение.

1. Различать, воспринимать звуки - слышать

2. Причинить огорчение – обидеть

3. Воспринимать окружающее с помощью зрения – видеть, смотреть

4. Заставлять двигаться куда-нибудь или откуда-нибудь - гнать

5. Не давать упасть, вырваться - держать

6. Втягивать и выпускать воздух – дышать

7. Подчиняться другим - зависеть

8. Испытывать неприязнь - ненавидеть

9. Безропотно и стойко переносить что-либо неприятное, нежелательное - терпеть

10. Приводить в круговое движение – вертеть.

Физкультминутка.

V. Работа по теме урока.

1) Работа по учебнику. (Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 4 класса, 2-я часть. Упражнение 479.) Спишите глаголы, выделите окончания.

Смотреть (II) – смотришь, смотрит, смотрим, смотрите, смотрят; видеть (II) –видишь, видит, видим, видите, видят; слышать (II) – слышишь, слышит, слышим, слышите, слышат; дышать  (II) – дышишь, дышит, дышим, дышите, дышат; держать (II) – держишь, держит, держим, держите, держат; гнать (II) –гонишь, гонит, гоним, гоните, гонят.

Взаимопроверка.

2) Упражнение «Кто быстрее найдет глагол-исключение».  

- На экране будут появляться отрывки их стихотворных литературных произведений. Найдите в каждом отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа. (Определив глагол-исключение и поставив его в нужную форму, обучающиеся делают запись в тетради, одновременно идет работа на доске).  

1. “К морю лишь подходит он,
    Вот и
слышит будто стон...”

2. “Смотрит – видит, дело лихо:
    Бьётся лебедь средь зыбей...”

3.  “Их он кормит и поит,
    И ответ
держать велит…”

4. “Комаром оборотился,
    Полетел и запищал,
    Судно на море
догнал…”

5. “И царица хохотать,
    И плечами пожимать,
    И подмигивать глазами,
    И прищёлкивать перстами,
    И
вертеться, подбочась,
    Гордо в зеркальце глядясь…”

6. “Крепко связаны ей локти,
    Попадётся зверю в когти,
    Меньше будет ей
терпеть,
   Легче будет умереть…”

7. “Как под крылышком у сна,
    Так тиха, свежа лежала,
    Что лишь только
не дышала…”

(Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишься, терпишь, дышишь).

Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») Кто написал эти сказки? (Александр Сергеевич Пушкин)

VI. Итог урока.

- Что интересного вы узнали? (Глаголы-исключения.)

- Что в них исключительного? (В неопределенной форме на –еть, -ать относятся ко II спряжению.)

- Выучите эти глаголы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....