Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Глаголы-исключения» с презентацией.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Разработка содержит конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Глаголы-исключения» и презентацию к уроку. Урок разработан по программе УМК «Школа России». Технологии, применяемые на уроке: технология деятельностного метода (ТДМ), технология критериального оценивания, технология сотрудничества, ИКТ. Используются приёмы мнемотехники, способствующие быстрому запоминанию учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagoly-isklyucheniya_konspekt_uroka.docx34.05 КБ
Office presentation icon glagoly_isklyucheniya_4kl_2019g.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 4 классе

УМК: «Школа России»

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Глаголы-исключения».

Основные цели:

1) Предметные: формировать представление о глаголах-исключениях, знакомить с особенностями определения спряжения; закреплять правописание безударных личных окончаниях глагола; тренировать умение разбирать слова по составу, соотносить слова со схемой; закреплять знание грамматических признаков частей речи.

2) Метапредметные:

  • развивать регулятивные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и со сверстниками;
  •  познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя, умение выделять необходимую информацию из текста, умение ставить и решать поставленную проблему в сотрудничестве с учителем и со сверстниками; развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, аналогии; развивать критическое мышление, память, внимание, монологическую речь;
  •  коммуникативные УУД: умение договариваться при работе в паре, умение распределять действия при совместной работе, умение осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь при выполнении задания;

3) Личностные: формирование ценностных ориентиров учебной деятельности на основе развития познавательного интереса, развитие доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи товарищам; формирование чувства любви к родному городу, родной стране.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Технологии, применяемые на уроке: технология деятельностного метода (ТДМ), технология критериального оценивания, технология критического мышления, технология сотрудничества (работа в парах постоянного состава), ИКТ.

Демонстрационный материал:

1) план урока в виде блок-схемы

2) таблицы со схемами орфограмм

5) таблицы словообразовательных моделей

7) карточки с алгоритмом оценочного суждения

8) карточка для самопроверки разбора по составу

8) презентация урока

Раздаточный материал:

1) карточки с грамматическими признаками (для этапа актуализации знаний)

2) листы с заданиями для работы в парах

3) листы с текстом для этапа закрепления знаний (творческое задание)

5) оценочная таблица для подведения итогов урока и самооценки.

Ход урока:

Дети  здороваются с гостями.          

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Ребята, на уроках русского языка вы шаг за шагом узнаёте новое. Какую большую тему вы изучаете? (Глагол).  
  • Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что это значит?

- Какова будет наша цель? (Открыть новое знание о глаголе и научиться применять его в речи).

  • Мы будем работать по данному плану (План на доске) и оценивать свою работу на каждом этапе урока. Возьмите оценочную таблицу и положите перед собой на парту.
  •  Желаю нам всем интересного урока, плодотворной и дружной работы. Ещё открою вам один секрет: сегодня на уроке будет незримо присутствовать наш замечательный город.

(Дети слушают 1 куплет и припев песни Олега Кваши «Санкт-Петербург»)

               

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать умение разбирать слова по составу по алгоритму;

2) тренировать орфографический навык;

3) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

4) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

6) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

7) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2: (10 мин)

  • Первый пункт плана «Я знаю и умею».

Начинаем работу с повторения необходимых знаний.

Слайд 2.

  1. - Ребята, знакома ли вам эта песня? Она является неофициальным гимном Санкт-Петербурга. Авторы: композитор Олег Кваша и петербургский поэт Валерий Панфилов. Возьмите зелёный лист, прочитайте текст первого куплета песни.

Слайд 3.

- Как вы думаете, какова главная мысль этого текста? (Наш город – очень красивый, удивительный, любимый).

- С помощью каких средств художественной выразительности поэту удалось так ярко описать наш город? (Олицетворение, эпитеты, метафора).

- Как вы понимаете предложение «Тысячи просек Петра вымыты ливнем и ветром»? Что такое «просека»? (На экране картинка и толкование слова из словаря).

Слайд 4

Слайд 5 (2).

2) - Слова какой части речи оживляют картину, вносят движение, действие? (Глаголы).

- Верно. Глаголы, как и любая самостоятельная часть речи, имеют свои грамматические признаки. Достаньте из конверта карточки, разложите их на парте, прочитайте слова. Что записано на карточках? (Грамматические признаки разных частей речи: время, падеж, число, спряжение, лицо).

- Некоторые из этих грамматических признаков есть у различных частей речи, а некоторые – только у одной. Оставьте те признаки, которые есть только у одной части речи – только у глагола. Те признаки, которые есть у нескольких частей речи, уберите. Работайте в парах.

Проверка: одна пара у доски убирает лишние карточки и объясняет.

 - Остались 2 грамматических признака: время и спряжение.

- Один из них будет ключевым на нашем уроке. Задайте один умный вопрос, чтобы определить, какой. (Это постоянный признак?).

- Да. (Значит, это спряжение).

- Что такое спряжение? Какие типы спряжений вы знаете? Как определить тип спряжения глагола?

Слайд 6. 

Слайд 7.

3) – Что вы можете рассказать о словах по этим схемам?

            (Это глаголы, в прошедшем времени, во множественном числе).

- Найдите в тексте глаголы, которые соответствуют  схемам. Докажите.

Самопроверка по готовому разбору по составу (карточки на доске).

4) – Запишите  глаголы, поставив их в начальную форму. Вспомним, что является начальной формой глагола? (Неопределённая форма). Кто хочет выполнить это задание у доски?

(Один ученик работает у доски, комментирует).

- Поставьте эти глаголы в форму настоящего времени, множественного числа.

(Задание-ловушка: это сделать невозможно, так как глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени).

- Молодцы! В какое время можно поставить эти глаголы? (Прошедшее и будущее).

- Поставьте глаголы в форму будущего времени, 3-го лица, множественного числа, запишите во второй столбик.

- Определите тип спряжения глаголов. Как это можно сделать?

(По суффиксу в неопределённой форме или по окончанию в 3-м лице множественного числа).

- Напишите тип спряжения, выделите суффикс и окончание.

- Почему так важно правильно определить спряжение? Какая орфограмма с этим связана? (Правописание безударных личных окончаний глагола).

Карточка-схема орфограммы.

- Поставьте глаголы в форму единственного числа. Орфограмму обозначьте так, как показано на схеме.

(Ученик делает у доски самостоятельно, дети – самостоятельно. Затем – проверка и самооценка ученика с помощью оценочного суждения).

6) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили? (Потренировались в разборе по составу, вспомнили грамматические признаки глагола, как определить спряжение глагола, орфограмму «Безударные личные окончания глаголов».)

  • Оцените свою работу на этом этапе (плюс или минус)

  • Что будет дальше на вашем пути? Обратимся к плану. (Задание, в котором будет что-то новое.)

Слайд 8.

  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.),            
  • Правильно. Ребята, глаголы позволяют нам как бы посмотреть глазами автора, и увидеть наш город таким, каким он его представляет.

-  Запишите глаголы «посмотреть», «увидеть» в первый столбик. Выполните аналогичную работу: поставьте эти глаголы в будущее время, множественное число, запишите во второй столбик, выделите личные окончания. Можно обсудить в парах. Если возникнет затруднение, то разрешаю пропустить букву, которая вызвала сомнение.

(Дети работают в парах, время ограничено).

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  •  Давайте проверим. Какие личные окончания вы написали?
  • У кого возникли затруднения? Почему?
  •  Действительно, по суффиксу неопределённой формы это глаголы 1-го спряжения. Но ведь мы не говорим «посмотрют», «увидют». Это произношение неверное, царапает слух. Что подсказывает вам чувство языка? (Что надо писать окончания –ят).
  • Это верно. Если вы написали окончание –ют, аккуратно исправьте.
  • В чем же затруднение? (Мы не можем написать личное окончание глагола, проверив его известным нам способом.))
  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа действий, правила.)
  • Итак, мы встретились с проблемой, обнаружили то, чего мы ещё не знаем.
  • Оцените свою работу на этом этапе в оценочной таблице.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

 построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Посмотрим на наш план. Что теперь мы должны делать? (Найти все вместе способ решения проблемы.)

Слайд 9.          

  • Как мы можем это сделать? (Посмотреть в учебнике, посовещаться друг с другом, спросить у учителя.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Давайте попробуем разобраться сами. Получается, что есть такие глаголы, которые в своём написании не подчиняются общему правилу. Вспомните, ведь вам уже встречались такие слова, не подчиняющиеся правилам. Как они называются? (Исключения).
  • Верно. Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с глаголами-исключениями. Запишите тему урока в тетрадь. Конкретизируем цели.

Слайд 10.

  • Что же надо делать, чтобы правильно писать гласную в личных окончаниях глаголов-исключений? (Надо их выучить).
  • Как вы думаете, существует всего 2 глагола-исключения? Где мы можем узнать точно? (В учебнике).
  • Откройте учебник на стр. 94. Прочитайте правило.

(Дети читают правило в учебнике про себя).

- Так сколько существует таких глаголов? (11 глаголов 2 спр.: 7 на –еть и 4 на –ать. 2 глагола 1 спр. на –ить).

  • Существует несколько способов, чтобы  быстрее запомнить эти глаголы. Лучше всего придумать с ними стихотворение. Например, такое.

Слайд 11.(Стихотворение на экране). 

- Запишите в тетрадь, обозначьте суффикс неопределённой формы

  •  Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что теперь вы можете? (Правильно писать безударное личное окончание глаголов-исключений.)
  • Всё ли было понятно?
  • Оцените свою работу на этом этапе.
  •  А чтобы лучше запомнить, выучим стихотворение вместе с движениями.

Слайд 12.

Физминутка.

( Смотреть, всё слышать, видеть,

Обидеть, ненавидеть,

Терпеть, вертеть, дышать,

Держать, зависеть, гнать.)

  • Посмотрите на план урока. Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить наши знания.)

Слайд 13.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи умение правильно писать соединительную гласную в сложных словах.

Организация учебного процесса на этапе 6:

  1. -  Вернёмся к глаголам посмотреть и увидеть. Поставьте их в будущее время, единственное число. Обозначьте орфограмму.

(Табличка).

Алгоритм на экране. Слайд 14.

(Дети выполняют задание с комментированием).

  • Теперь необходимо потренироваться в самостоятельном выполнении задания.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение редактировать текст.

Организация учебного процесса на этапе 8:

-  Ребята, вы, конечно, заметили, что на каждом слайде презентации есть маленький кораблик. Что это за кораблик?

-  Правильно. Кораблик шпиля Адмиралтейства является неофициальным символом Санкт-Петербурга, по которому сразу можно узнать, что речь идёт именно о нашем городе.

- Какие другие неофициальные символы нашего города вы знаете?

- Одним из символов Санкт-Петербурга является памятник Медный Всадник. Что вы о нём знаете?

 Слайд 15.

- Возьмите жёлтый лист. Дополните текст об этом памятнике глаголами-исключениями, поставив их в нужную форму. Окончания выделите, обозначьте орфограмму.

- Задание вы будете выполнять самостоятельно. Давайте подумаем, по каким критериям вы сможете оценить свою работу. Обозначим их на шкале самооценки (на листочке под текстом).

Слайд 16. Шкала самооценки. (Выбор глагола, правописание личного окончания глаголов, обозначение орфограммы).

  Слайд 17. Памятник крупным планом.

(Дети работают самостоятельно).

Текст:

Памятник Петру Первому Медный Всадник находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Он был создан скульптором Этьеном Фальконе по приказу императрицы Екатерины Второй.

Пётр Первый сидит на могучем коне. Перед ним ветер _________ волны Невы. Левой рукой царь ___________ поводья вставшего на дыбы коня. Конь горячо  _________, он топчет копытом змею, как символ победы над врагом. Пётр Первый __________ вдаль и _________ Россию сильной державой, которая не ___________ от воли других государств, и которую не _______ ни один враг.

(Один ученик читает текст. Самопроверка с помощью экрана). Слайд 18.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какие цели вы ставили пред собой на данном уроке? (Обратиться к началу урока.)
  • Выполнили ли мы их? (ДА)

Итог урока на экране: Слайд 19.

  1. Глаголы-исключения.
  2. Грамматические признаки частей речи.
  3. Разбор по составу.
  4. Орфограмма «Личное окончание глагола».
  5. Работа с текстом.
  6. Самооценка.

  • Подведите итог в своей таблице. Кто получил 5 баллов? Молодцы! У кого  баллов меньше 5, не расстраивайтесь. Это значит, надо ещё поработать над этой темой.
  • На уроке некоторые дети уже получили отметки. Ребята, кто, по вашему мнению, также помогал нам на уроке, активно работал, отвечал на трудные вопросы?

(Дети сами называют отличившихся учеников. Учитель ставит отметки)

Слайд 20.

Далее учитель комментирует домашнее задание:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Город проснулся с утра Полупрозрачным и светлым. Тысячи просек Петра Вымыты ливнем и ветром. Встали на место мосты, Вспыхнули острые шпили... И закружили, и закружили Город петровской мечты.

Слайд 3

Дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев. (из словаря С.И. Ожегова)

Слайд 4

Цель урока: открыть новые знания и научиться их применять в устной и письменной речи.

Слайд 5

Я знаю и умею

Слайд 8

Глаголы-исключения Смотреть, всё слышать, видеть, Обидеть, ненавидеть, Терпеть, вертеть, дышать, Держать, зависеть, гнать.

Слайд 9

Отдыхаем и повторяем правила

Слайд 12

Царь Пётр Первый сидит на могучем коне. Перед ним ветер гонит волны Невы. Левой рукой царь держит поводья вставшего на дыбы коня. Конь возбуждённо дышит , он топчет ногой змею как символ победы над врагом. Пётр смотрит вдаль, он видит Россию сильной державой, которая не зависит от воли других государств, и которую не обидит ни один враг.

Слайд 13

Итог урока Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Гармония"

Аннотация.Урок русского языка разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Оборудование: презентации «Словарная работа. Фрукт...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс УМК "Перспектива"

Роль учебного предмета «Русский язык» огромна, так как именно на уроках русского языка мир общения становится для обучающихся предметом изучения и осмысления, а родной язык – главным...

Презентация к уроку русского языка ( 4 класс) "Глаголы- исключения"

Презентация к уроку русского языка ( 4 класс) "Глаголы- исключения"...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...