Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 34.92 КБ |
презентация к уроку | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Светлана Павловна Токова
3 класс.
Коррекционно-развивающий урок русского языка.
Урок открытия новых знаний «В гостях у сказки «Теремок».
Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Цели:
Образовательная:
формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, выявить изобразительно-выразительные возможности глагола;
Развивающая:
развивать творческое мышление, орфографическую зоркость, общеучебные навыки, расширять словарный запас;
Воспитательная:
воспитывать стремление к познанию, трудолюбие.
Оздоровительная:
создавать на уроке атмосферу непринужденности, психологического комфорта, предупреждать учебную перегрузку.
Планируемые результаты:
Предметные:
Формирование представления о глаголе-синониме и глаголе-антониме.
Умение задавать к слову вопрос.
Усвоение понятий «синоним», «антоним».
Формирование умения аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Метапредметные:
Регулятивные: Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, строить логическое рассуждение.
Коммуникативные: Работать в группе. Развивать способность сохранять доброжелательные отношения, взаимоконтроль и взаимопомощь.
Личностные:
Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Развивать познавательные интересы, учебные мотивы.
Уметь ориентироваться в сумме своих знаний, осуществлять анализ своей деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, проигрыватель с 2-мя дисками: шум весеннего леса и «Песня друзей», маскарадные костюмы героев из сказки «Теремок»: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, ёжик, медведь, а также петушок, курочка, цыплёнок, 2 пчёлки; солнце-шарик с лентами-лучами, грибы-карточки, бабочки-карточки, цветы-карточки, строительные материалы-карточки (камни, кирпичи, доски), мяч.
Ход урока:
- Умеют казаки трудиться,
Да умеют и веселиться.
Сегодня у нас, у казачат, необычный, театрализованный урок русского языка.
1.Психологический настрой.
Звучит мелодия с шумами леса, с голосами птиц. N3.
-Какие вы, ребята, красивые и интересные! (дети в костюмах зверей)
Это не случайно. Скажите, какое сейчас время года? (весна) И вот вы - лесные жители - вышли на полянку, потому что выглянуло солнце и захотело поиграть с вами в прятки. Давайте его найдём. Оно находится в правом верхнем углу стены, на которой висит доска. Весеннее солнце светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик не только обогреет вас своим теплом, а предаст сил и уверенности в знаниях. Прикройте глаза и мысленно скажите: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”. Откройте глаза и покажите улыбкой, что желаете друг другу удачи в сегодняшнем уроке и готовы сделать своё маленькое открытие.
2.Орг. момент.
Звучит «В гостях у сказки»
Проходите и садитесь на свои места.
Ребята, сегодня к нам на урок пришла сказка. А вы не догадались, какая? Посмотрите друг на друга. (Теремок)
Ну конечно, вы все сегодня герои сказки «Теремок». Нам нужно поочереди в него попасть.
Слайд-1 (терем на опушке)
3. Каллиграфическая минутка.
«В домик первым тот зайдёт,
Кто тему урока назовёт».
Слайд-2.
- Внимательно посмотрите на данный ряд слов
ход, ходит, походка.
-Что это за слова? (однокоренные)
-Выберете проверочное слово. (ходит)
-К какой части речи относится это слово? (глагол)
-Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Именно ту, которую проверяли. (д)
Мы будем упражняться в правильном написании и соединении буквы д с другими буквами.
-Давайте соберём грибочки на сказочной поляне. Вам нужно напечатанную цепочку букв правильно, аккуратно переписать в тетрадь:
1ряд: дсдидндодндидмды
2 ряд: дадндтдодндидмды
4. Введение в тему урока.
Какие слова затерялись среди д?
Мысленно вычеркните букву д. Что интересного заметили? Какое слово получилось?
( 1 ряд - синонимы. 2 ряд - антонимы.)
-Как вы думаете, с какими темами мы встретимся на уроке?
( Мы встретимся с темой «Глагол» , «Синонимы. Антонимы», «Однокоренные слова»)
Основная тема нашего урока: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы».
Слайд-3 (тема урока: …)
Молодцы, вы все легко справились с заданием, но кто же первым попадёт в теремок?
Загадка.
Под полом скребусь,
А кошки боюсь. ( Встаёт ученик в костюме Мышки)
Слайд-4 (Мышка у теремка)
Зашла мышка Ксюша в теремок и стала в нём жить.
Слайд-5
5 . Изучение темы урока
Следующим зайдёт в теремок тот, кто ответит на вопросы:
-Какие слова называются синонимами? (слова, близкие по смыслу)
1) Подберите к глаголам, другие, близкие по смыслу (устно)
Работать – …(трудиться, делать, мастерить, действовать )
Смеяться - …(хохотать, заливаться, закатываться)
Есть - …(кушать, уплетать, уминать, поглощать)
Слайд-6
-Какие слова называются антонимами? (слова, противоположные по смыслу)
2) Наблюдение над глаголами, противоположными по значению.
- Выпишите пословицы с глаголами-антонимами. Объясните смысл пословиц:
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Заяц самого себя боится.
Солнце всходит и заходит.
При ясном солнышке и ягода краснеет.
Любишь брать, люби и давать.
Молодцы! Снова можно всех сразу пустить в теремок, как хорошо справились с заданием! Но давайте соблюдать очередь. Кто же следующий гость?
6. Словарная работа.
Загадка.
Скачет зверюшка, не рот, а ловушка.
Попадёт в ловушку и комар, и мушка. (Встаёт ребёнок в костюме лягушки)
Слайд-7 (лягушка у теремка)
- Принесла лягушка картинки и стала показывать мышке.
Слайд-8 (картинный словарный диктант)
Запишем слова - названия этих предметов:
ягода, воробей, заяц, корова, берёза.
Что объединяет эти слова? (Они словарные).
Слайд-9
Проверим, правильно ли вы их написали (карточки на доске расположены в столбик). Подчеркните буквы, обозначьте ударение. У кого без ошибок? (Поднимают руку).
Что общего у этих слов? К какой части речи относятся? (сущ.)
На какие две группы можно разделить эти слова? (Одушевлённые -отвечающие на вопрос кто? и неодушевлённые – отвечающие на вопрос что?
7. Фронтальная работа по теме урока.
Вы ответьте мне теперь
Кто опять стучится в дверь:
Маленький, беленький.
По лесу прыг-прыг,
По кусточкам шмыг-шмыг (Встаёт ребёнок-заяц)
Слайд-10
Правильно, это зайчик-побегайчик
-«Рады все тебя впустить,
но не могут дверь открыть.
Подбирай-ка побыстрей
Ты глаголы посмелей.»
Интерактивная игра «Мяч»
а) подбор глаголов-антонимов:
Ходить -…, говорить -…, засыпать -…, сидеть - …, строить - …,
плакать -… .
б) подбор глаголов-синонимов:
Бороться - сражаться, говорить - беседовать, заботиться - беспокоиться, ухаживать, рисовать - изображать, орошать – поливать, танцевать - плясать
Спасибо, ребята, помогли зайчику. Стал он в теремке жить.
8. Физкультминутка под музыку с речитативом.
У: Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Кто же нам поможет отдохнуть?
Пришла из леса птичница
В рыжей шубке кур посчитать.
Правильно! Это лисичка-сестричка.
(Ученик-лиса встаёт и проводит физминутку)
Слайд-11
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь и согнитесь,
Распрямитесь, приседайте, потопчитесь, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
Вновь трудиться все начните.
- Почему выполнили столько много действий? (физминутка состоит из глаголов)
Пригласили жильцы теремка лисичку, будут по утрам зарядку делать.
-Кто же ещё должен поселиться в теремке?
9. Работа над глаголами-антонимами и глаголами-синонимами.
Загадка.
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный,
Зубами «Щёлк!»
Это серый … (волк)
- Правильно, это волчок – серый бочок.
Слайд-12
Помогите ему попасть в теремок. Давайте поймаем бабочек с заданиями: (восстановить стихотворение)
1-в.
____________ сонные березки,
___________ шелковые косы,
____________ зеленые сережки
И _________ серебряные росы.
(растрепали, горят, шелестят, улыбнулись)
(вставить подходящие по смыслу глаголы)
2-в.
Как алмазы _______________ на листьях росинки.
Снег _________ под лучами зимнего солнца.
Солнце ________, а месяц __________.
(блестит, светит, сияют, сверкает,)
Обрёл и волчок себе дом.
Загадка.
Шустрый маленький зверёк,
Как колюченький клубок.
Ни головы, ни ножек.
Кто же это? (ёжик)
Слайд-13
Сорвём по цветочку на поляне и выполним задание:
Соедини устаревшие словосочетания с их значениями. Работа в парах.
КЛЕВАТЬ НОСОМ БОЛТАТЬ
ЗАРУБИТЬ НА НОСУ УБЕЖАТЬ
УНЕСТИ НОГИ ЗАПОМНИТЬ
НАДУТЬ ГУБЫ ДРЕМАТЬ
ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ ОБИДЕТЬСЯ
И ёжик поместился в теремке.
Кого же ещё не хватает в теремке?
Загадка.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь).
Слайд-14
Что случилось, когда пришёл мишка?( Раздавил теремок.) Но наши герои решили дружно построить новый теремок, по современному проекту!
Слайд-15
10. Закрепление изученного материала.
Дифференцированная групповая работа.
1 группа «кладёт фундамент из камней» (Крюкова, Рогозов, Адоевский)
(подобрать антонимы, меняя приставки в словах). На камнях надпись:
УЛЕТЕТЬ –
ЗАВЯЗАТЬ –
ПРИШЕЛ-
2 группа «возводит стены из кирпичей» (Зеленькова, Зюзина, Рындина)
«Путаница» - восстановить пары слов глагол + антоним). На кирпичах слова:
ОПУСКАТЬ - СМЕЯТЬСЯ
ПЛАКАТЬ - РАЗРЕШАТЬ
МОЛЧАТЬ - ССОРИТЬСЯ
МИРИТЬСЯ - ПОДНИМАТЬ
ЗАПРЕЩАТЬ - ГОВОРИТЬ
СИДЕТЬ - СТОЯТЬ
(соединить слова с синонимами) (Кедюлич, Горячевский, Мрыхина)
ЗАПЛАКАТЬ ШАГАТЬ
ИДТИ ЗАРЫДАТЬ
ЗАБОТИТЬСЯ УХАЖИВАТЬ
СМЕЯТЬСЯ ХОХОТАТЬ
ГОРЕВАТЬ РАЗМЫШЛЯТЬ
ДУМАТЬ ГРУСТИТЬ
3 группа «строит крышу из досок» (Гуковский, Дёмина, Чайкин)
Выписать из текста синонимы к глаголу смеяться. На «досках» текст:
Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись старые зайцы, побывавшие в лапах у лисицы и отведавшие волчьих зубов.
11. Рефлексия.
Какой замечательный дворец мы построили общими усилиями.
Слайд-16
А какие глаголы помогли нам в этом? (глаголы-синонимы и глаголы-антонимы).
– Какое открытие мы сделали на уроке? (что один и тот же глагол в речи можно заменить другим, близким по смыслу, а также можно подобрать к глаголу противоположный по смыслу)
Ребята, считаете ли вы, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, вам пригодятся в жизни? (да)
Почему? (будем интересными и грамотными собеседниками, будет красива наша речь)
Сейчас я предлагаю всем ученикам посадить клумбу у нашего современного теремка.
Если вы считаете, что работали на уроке хорошо, в полную силу, то посадите полностью распустившийся цветок, а если вы считаете, что работали не в полную силу, то прикрепите только начинающий распускаться цветок.
Посмотрите, какая у нас яркая клумба с цветами.
Слайд-17
Я и вам желаю быть такими же цветущими и дарить всем радость.
12. Д/з:упр.522.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ход, ходит, походка . дсдидндодндидмды дадндтдодндидмды
Тема урока: Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
-Какие слова называются синонимами? Подберите к глаголам другие глаголы, близкие по смыслу: Работать – … Смеяться - … Есть - …
Выпишите пословицы с глаголами-антонимами. -Какие слова называются антонимами? Декабрь год кончает, а зиму начинает. Заяц самого себя боится. Солнце всходит и заходит. При ясном солнышке и ягода краснеет. Любишь брать, люби и отдавать.
яг о да, в о р о бей, за я ц, к о р о ва, б е рёза
Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь и согнитесь, Распрямитесь, приседайте, Потопчитесь, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните .
восстановить стихотворение, вставив подходящие по смыслу глаголы
КЛЕВАТЬ НОСОМ БОЛТАТЬ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ УБЕЖАТЬ УНЕСТИ НОГИ ЗАПОМНИТЬ НАДУТЬ ГУБЫ ДРЕМАТЬ ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ ОБИДЕТЬСЯ
Д/ з : У.- 533
Будьте цветущими и дарите всем радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».
Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ
Методическая разработка урока русского языка "Склонение имен существительных" 4 класс, УМК "Гармония" с применением приемов технологии ТРИЗ...
Методическая разработка урока русского языка на тему "Суффиксы" 3 класс
Урок по мотивам произведений А.С.Пушкина....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы», 3 класс
Цели урока: учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; дать первое представление о фразеологизмах; познакомить с понят...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...