Технологическая карта урока - проекта "Эксперты предложений"
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Зайцева Инга Владимировна

Данный урок является интересным и необычным для изучения темы "Однородные члены предложений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_russk._yazyk.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе

                                                        Вид урока – проект «Эксперты предложений»

Тема

Однородные члены предложения

Цель темы

Выяснить, какие предложения называются простыми, а какие – сложными, познакомить с союзами, соединяющими простые предложения в сложном, отрабатывать умение находить грамматические основы

(в простом и сложном предложениях)

Планируемые результаты

Предметные

Собрать информацию о предложениях;

выявить различия предложений;

создать творческий продукт

Личностные

Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознавать свою значимость в достижении общей цели

Регулятивные

Развивать умение детей работать с текстом; расширять кругозор учащихся; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления

Коммуникативные

Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы логично и аргументированно отвечать на проблемный вопрос; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки

Познавательные

Отрабатывать умение применять правило постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами в простом предложении и в составном предложении с союзами и без

Метапредметные

Отрабатывать умение ориентироваться в схемах; чувствовать интонацию в предложениях с союзами и без

Основные понятия

Простое предложение, сложное предложение, эксперт, экспертиза, однородные члены предложения

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы

Мультимедиа, учебник «Русский язык» ч. 1, под ред. С.В. Иванова, р. т. «Пишем грамотно» 1 ч. под ред. М.И. Кузнецовой Презентация PowerPoint

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Целевая аудитория

Учащиеся 3 класса (8 – 9 лет)

Технология проведения

Время

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Оборудование

Дополнительные материалы

1 этап

Организация класса

Сравнение как метод экспертизы

7 минут

Учащиеся приветствуют учителя и гостей.

Дети работают в группах.

Ответы детей.

Приветствует учащихся.

Сегодня мы проведём экспертизу предложений. Побываем в роли настоящих экспертов.

- Как вы понимаете термины «эксперт» и «экспертиза»?

На доске 1 слайд

  1. Сравнение как метод экспертизы.
  2. Мозговой штурм.
  3. Анализ.
  4. Эксперимент.
  5. Синтаксическая задачка.
  6. Подведение итогов занятия

Мы стояли у костра и смотрели на огонь.

Задачи:

  1. Собрать информацию о предложениях.
  2. Выявить различия предложений.
  3. Создать творческий продукт.

Спросить у взрослых, посмотреть в словаре.

Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого – нибудь вопроса.

Экспертиза – рассмотрение какого – нибудь вопроса экспертами для дачи заключения.

- Словосочетанием и предложением.

- Предложение.

- (1)

- Да, сказуемые.

У детей в конвертах на листочках напечатаны разные предложения (с одной грамм. основой и несколькими). Они должны увидеть разницу, сказать об этом.

Ответы детей.

Обобщение (от каждой группы заслушивается ответ). Делаем вывод.

В простом предложении – одна грамматическая основа, то есть подлежащее и сказуемое. В сложном предложении – две грамматические основы (или три, или четыре, или ещё больше).

- Что можно сделать, чтобы узнать эту информацию?

- Дежурный библиограф, уточните значение этих слов.

С чем мы сейчас работаем на каждом уроке:

  1. Звуками и буквами?
  2. Словом?
  3. Словосочетанием?
  4. Предложением?

Как вы думаете, какой будет тема экспертизы?

- Сколько грамматических основ в таком предложении? (1)

- Есть ли в нём однородные члены?

А цель нашей экспертизы – выяснить, какие предложения называются простыми, а какие – сложными.

А теперь посмотрите в конверты.

- Какие задачи можно поставить к этому мини – проекту?

Чтобы они не перепутались, их нужно отделять друг от друга запятой.

1 слайд Презентации

Смена слайда

Слайд 2

Смена слайда

Слайд 3

2 этап

Мозговой штурм

Дифференцированная

работа

Учащиеся под руководством учителя соотносят написанные на слайде (и на листочках в конвертах) предложения со схемами

Динамическая пауза.

10 минут

Можно посмотреть, описать, что – то измерить, сравнить.

Предложения:

Белый и ровный свет наполнял комнату.        

От ветра лес качался, шумел.

                           

Птица медленно поднялась и улетела.            

Снег таял в чёрной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса.

Высоко в небе летят журавли, их радостный крик разносится далеко за озером.

А, но, да( в значении но).

- Итак, нам нужно понаблюдать за предложениями.

- А что значит, провести наблюдение за каким-то явлением?- Как эти действия можно применить, исследуя предложения? Давайте понаблюдаем.

Для какого предложения нет схемы? (5)

Продолжите мысль:

Можно посмотреть… (на грамматическую основу предложения).

Можно подсчитать… (сколько грамматических основ в предложении).

Можно описать… (какие бывают типы предложений).

Можно сравнить… (простое и сложное предложения).

Запишите предложения в тетради (подчеркните однородные члены предложения, сделайте схемы)

Какие союзы ещё бывают в таких предложениях?

Смена слайда

Слайд 4

  1. Анализ

Работа в группах со строфами стихотворения

13 минут

Бабушка и внук

Как вести себя на прогулке

Бабушка гуляла, внук ковылял.

Бабушка гоняла, внук отдыхал.

Сложные

Три.

Бабушка кружилась.

Поднимали качели.

Бабуля носилась, внук глядел.

Простые, у них по одной грамматической основе.

Да.

Бабушка съезжала, внук вязал.

Бабушка стреляла, внук потрепал.

(Первое – бессоюзное, второе – союзное.)

Два.

Солнце стало склоняться, бабушка с внуком идут.

Возвращаться, папочка с мамочкой ждут.

(Первое – бессоюзное, второе – союзное.)

Сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные.

- А теперь поработаем с интересным стихотворением- перепутаницей «Бабушка с внуком». (автор – А. Штро.) (текст написан на доске и распечатан для каждого учащегося)

- Кто поменялся ролями? (Бабушка и внук)

- Какой урок даёт нам автор?

Давайте исследуем эти предложения.

Бабушка утром по парку гуляла,

Старенький внук рядом с ней ковылял.

Бабушка мяч вдоль полянки гоняла,

Сидя на лавочке, внук отдыхал.

- Сколько предложений в этой строфе? (Два).

- Найдите грамматические основы в первом предложении.

- Найдите грамматические основы во втором предложении.

- Как называются предложения, в которых есть две грамматические основы?

Есть ли союз между частями сложного предложения? (Нет).

Эти предложения называются бессоюзными.

Исследуем вторую строфу.

Бабушка на карусели кружилась.

Вверх поднимали качели её.

За голубями бабуля носилась,

А внук умилённо глядел на неё.

- Сколько предложений во второй строфе? (Три).

- Найдите грамматическую основу в первом предложении.

- Найдите грамматическую основу во втором предложении

- Найдите грамматические основы в третьем предложении

Какие по типу первое и второе предложения?

- Сколько грамматических основ в третьем предложении? (Две).

- Есть ли союз между частями этого сложного предложения?

Часто между частями сложного предложения стоит какой – то союз: и, а, но, что, чтобы и др.

Перед ними ставится запятая, даже перед союзом и. Такие предложения называются союзными.

Бабушка с горки в песочек съезжала,

Внук рукавичку на спицах вязал.

Бабушка в птиц из рогатки стреляла,

И за уши бабушку внук потрепал.

- Сколько предложений в третьей строфе? (два).

- Найдите грамматические основы в первом предложении.

(Бабушка съезжала, внук вязал.)

- Найдите грамматические основы во втором предложении

- Как называется первое сложное предложение и как второе?

Солнышко к западу стало склоняться,

Бабушка с внуком из парка идут.

К дедушке внуку пора возвращаться,

А бабушку папочка с мамочкой ждут.

- Сколько предложений в четвёртой строфе? (Два).

- Найдите грамматические основы в первом предложении.

Найдите грамматические основы во втором предложении

Как называется первое сложное предложение и как второе?

(Первое – бессоюзное, второе – союзное.)

Только свернули с дороги направо –

Внук не успел даже вымолвить: «Стой!»

Вмиг очутилась бабуля в канаве…

Что ему делать с шалуньей такой?

Итак, давайте сделаем вывод.

Смена слайда

Слайд 5

Смена слайда

Слайд 6

Смена слайда

Слайд 7

Смена слайда

Слайд 8

  1. Эксперимент.

7 минут

Работа одного из учеников в электронной тетради.

Например:

  1. Печкин получал письма и разносил их жителям деревни.

(Простое предложение.)

  1. Печкин получал письма, и жители деревни его с нетерпением ждали.

(Сложное предложение.)

Давайте потренируемся отличать простые предложения с однородными предложениями от сложных. Допишите данное предложение так, чтобы:

а) получилось простое предложение с однородными членами;

б) получилось сложное предложение.

Печкин получал письма и _____.

Смена слайда

Слайд 8

  1. Синтаксическая задачка.

7 минут

 Новый год в Простоквашино

 Наступило 31 декабря. Матроскин сидел на лавочке … Шарик завязывал шнурки на кедах и … Друзья были в ссоре и … В дом вошёл Печкин с телеграммой и … Все обрадовались … Матроскин вспомнил о новогодней ёлке … Но Шарик отказался … Матроскин расстроился … Тут Печкин показал ёлку во дворе … В дом влетел Хватайка … Папа и Дядя Фёдор стали … «Запорожец» к дому тащили … Ёлку во дворе украсили … Старый телевизор не показывал … Мама шла на лыжах и …

Скоро наступит Новый год и мы решим синтаксическую задачку «Новый год в Простоквашино». Продолжите предложения, чтобы у вас получилась своя интересная история. (По окончании работы желающие могут прочитать всем свою историю.)

Смена слайда

Слайд 8

  1. Подведение итогов

1 минута

В роли экспертов.

Знатоки какого – то дела, специалисты.

Да.

НПК «Знайка»

- В какой роли мы сегодня выступали при исследовании?

- Как вы поняли, кто это?

Они могут стать нашими помощниками в разработке проекта?

- Какой наш следующий проект?

Тогда наша задача – находить таких специалистов и обращаться к ним за помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс Тема «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»

Методическая разработка урока по ФГОС на тему "Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения" с презентацией. Данный урок является первым уроком в теме «Предложения» и первым уроком п...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"

Базовый учебник:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий      Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».

Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...