Технологическая карта урока Русского языка Тема: Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и,а,но. Знаки препинания в этих предложениях.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Муркина Дарья Сергеевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._russkiy_yazyk._25.09.18.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Школа: №152

Класс:

Кабинет: 215

Время:

Дата: 25.09.18

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в этих предложениях.

Цели деятельности учителя: закрепить знания о расстановке запятых между однородными членами, соединенными союзами «и, а, но» и без союзов.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Знать: правила поставки запятых в предложениях с однородными членами, соединенными союзами «и, а, но» и без них.

Уметь: расставлять запятые в предложениях с однородными членами, в которых есть союз « и, а, но» и без союзов.

Личностные: Устанавливать связи между учебной деятельностью и мотивом.

Тип урока: Урок повторения и закрепления изученного.

Оборудование: УМК русский язык «Школа России», ч.1.: В.П. Канакина, презентация, карточки с предложениями.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Этап самоопределение к деятельности.

Словесн.: слово учителя.

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Дарья Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь!

Приветствуют учителя, стоя возле парт. Настраиваются на работу на уроке.

Р.: самоорганизация.

2. Актуализация знаний и мотивация.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: словарный диктант, взаимопроверка по ключу.

3 мин

Индивидуальная форма работы

- Проведем словарный диктант.

- Откройте рабочую тетрадь, поставьте число, классная работа.

- Я буду читать вам слова, ваша задача записать первое слово с большой буквы, остальные через запятую в строчку.

- Заканчиваем! Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки красный карандаш и проверьте по ключу, который вы видите на слайде.

Человек, пожалуйста, каникулы, хозяин, горизонт, комбайнёр, багаж.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Постановка учебной задачи.

Словесн.: ответы детей.

Практич.: анализ языкового материала, чтение схем.

- Ребята, давайте с вами вспомним, какие члены предложения называют однородными?

- Прочитайте предложение: На перемене мы прыгали, бегали и играли.

- Какие члены предложения в этом предложении являются однородными?

- Как связаны однородные сказуемые в этом предложении?

- Какие еще союзы могут связывать однородные члены предложения?

- На слайде вы видите схемы предложений. Объясните постановку запятых в каждом случае.

- Молодцы, ребята!

- Кто догадался, что мы сегодня будем делать на уроке?

- Какая тема нашего урока?

- Кто сможет сформулировать цели нашего урока?

- это несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Сказуемые.

Интонацией перечисления и союзом и.

Союзы а, но.

1. Однородные члены предложения связаны между собой интонацией перечисления и отделяются друг от друга запятой.

2. Если два однородных члена предложения связаны союзом и, то запятая между ними не ставится.

3. Между однородными членами предложения перед союзами а, но всегда ставится запятая.

Закрепление знаков препинания между однородными членами.

1. Вспомнить, как могут быть связаны однородные члены предложения.

2. Поупражняться в постановке запятых в предложениях с однородными членами предложения.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Словесн.: сообщение.

Работа по учебнику

Работа в парах

- Откройте учебник на стр. 32, найдите упр. 44.

- Прочитайте правило постановки запятой между однородными членами предложения на стр. 33. Составьте устный рассказ на тему «Когда ставится запятая между однородными членами предложения». Приведите пример к каждому правилу.

- Одна пара выступает возле доски, остальные дополняют и исправляют.

Выполняют задание учителя.

Выступают возле доски.

К: правильно работают в парах, слушают других и учитывают их мнение.

Практич.: списывание с пунктуационным заданием.

Индивидуальная форма работы

Упр. 45, стр. 45.

- Выполняем письменно в тетрадях. Прочитайте загадки, назовите отгадки.

- Назовите однородные члены в каждом предложении.

- В каких членах предложения между однородными членами предложения ставится запятая? Почему?

- Назовите части слова стальная.

- Ребята, у нас появилось новое словарное слово календарь.

- Происхождение слова календарь.

Календа́рь. «Кале́ндами» древние римляне именовали первые числа каждого месяца, по которым жрецы вели счет времени. «Календа́риум» у них значило «справочник, которым жрецы пользуются при своих расчетах». В народе нашем до последнего времени вместо слова «календарь» употребляли «численник». Этимологический словарь Л.В. Успенского.

Толкование слова календарь в толковом словаре С.И.Ожегова. Слово календарь многозначное и имеет несколько значений:

1. Способ счисления дней в году. Солнечный к. (в к-ром согласуются движение Солнца и смены лунных фаз). Юлианский к. (старого стиля). Григорианский к. (нового стиля).

2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (с различными справочными сведениями). Отрывной к. Настольный к.

3. Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности. К. занятий. К. футбольных игр. II прил. календарный, -ая, -ое. К. год (от 1 января по 31 декабря). К. план.

- Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, объясните их.

Физминутка

- Я буду говорить вам предмет, вам нужно закрыть глаза и мысленно его рисовать.

Сталь – корень, н – суффикс, ая – окончание, стальн – основание.

Календарь

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.

5. Включение в систему знаний.

Практич.: выборочное списывание с пунктуационным заданием, фонетический разбор.

Стр.  34, упр. 47

Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант: работают над 1 и 3 предложениями, сделать звуко – буквенный разбор слова утки.

2 вариант: 2 и 4 предложения, разбор слова щука.

- Вам нужно распространить предложения по образцу, записать их в тетрадь, расставить знаки препинания.

Утки – состоит из 2 слогов, ударение падает на 1 слог.

Транскрипция слова: [утк’и]

у — [у] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.
к — [к’] — согласный, глухой парный, мягкий парный.
и — [и] — гласный, безударный.

Щука – состоит из 2 слогов, ударение падает на 1 слог.

щ — [щ’] — согл., глухой непарный, мягкий,  шипящий.
у — [у] — гласный, ударный
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый
а — [а] — гласный, безударный.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.

Практич.: пунктуационное упражнение, моделирование.

Работа по карточкам

- На карточках вы видите предложения, к которым вам нужно нарисовать схемы и объяснить расстановку знаков препинания.

1. Раки – самцы не роют нор, а опускаются в глубокие ямы на дне.

2. Раки – самцы роют в укромных местах реки, озера, пруда норки.

3. С наступлением холодов водяные жуки, рыбы и лягушки прячутся на дно.

- Проверить вы можете по ключу, который есть на слайде.

Выполняют задание учителя.

Ставится запятая, потому что стоит союз а.

Ставится запятая, т.к между однородными членами предложения идет интонация перечисления.

Между жуки и рыбы ставится запятая, т.к идет перечисление, между рыбы и лягушки запятая не ставится, т.к соединены союзом и.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.

7. Рефлексия деятельности.

Словесн.: ответы на вопросы.

- Как распознать в предложение однородные члены?

- Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится?

- Какие задания вам было интересно выполнять?

- Какие знания мы сегодня использовали на уроке?

- В каких заданиях вы сомневаетесь в правильности ответов?

Домашняя работа

Уч. стр. 34, упр. 46.

Формулируют конечный результат своей работы и самооценку.

П: анализируют свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала». УМК "Школа России".

Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала».Цели деятельности учителя: создать условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделите...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

Конспект урока русского языка. Тема: "Где используются однородные члены" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об использовании однородных членах предложения, о расстановке знаков препинания; формирование умений находить в предложении однородные и неоднородные опр...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Обобщение по теме"Спряжение глаголов""(4 класс, УМК "ПНШ").

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о спряжении глаголов.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о спряжении глаголов;Совершенствовать умение определять спряжение ...