Технологическая карта урока по русскому языку 1 класс Тема «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Методическая разработка урока по ФГОС на тему "Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения" с презентацией. Данный урок является первым уроком в теме «Предложения» и первым уроком предмета «Русский язык». Поэтому на уроке планировалось повторить ключевые моменты «Обучения грамоте» и на основе знаний, полученных на уроках «Обучения грамоте» подвести к знакомству с предложениями. Структура этого урока:
I. Мотивация к учебной деятельности (стих, притча)
II. Актуализация знаний (звук, буква, слог, слово, написание числа)
III. Самоопределение к цели (чистописание у, да,ч,и,; сравнение 2 групп слов, тема урока, стих про дождик)
IV. Работа по теме урока. (составление и запись предложения, чтение с разной интонацией, вывод)
V. Физминутка «Дискотека зверят»
VI. Первичное закрепление темы. Работа по учебнику (упр.3, 4)
VII. Закрепление. Работа в парах (деление текста на предложения, составление схем предложений)
VIII. Подведение итогов урока (рефлексия, итоги урока)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района РТ
Технологическая карта урока
по русскому языку
1 класс
Тема «Что выражает предложение?
Знаки препинания в конце предложения»
Учитель начальных классов:
Бульбова Татьяна Ивановна
Аксубаево
2015
Технологическая карта изучения темы «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»
Тип урока | Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода) |
Дидактическая цель | Дать первичное представление о разных по цели высказывания и интонации предложениях |
Планируемые результаты | Предметные: -Выбирать знак препинания в конце предложения; -Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания; -Списывать с печатного текста; -делить текст на предложения Личностные: -Проявлять интерес к процессу письма - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; (Регулятивные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД). |
Основные понятия | «предложение», « знаки препинания» |
Ресурсы: - основные -дополнительные | - основные: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Русский язык. 1 класс-М.: Просвещение, 2011.-144с. -дополнительные: электронные физкультминутки: «Дискотека для зверят» -Набор знаков препинания для каждого ученика; -Индивидуальные карточки с текстом, с пропущенными знаками препинания. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре. |
Структура урока |
|
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует приветствие, проговаривание девиза урока. | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. . | 1. Проговаривание стихотворения: Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Для чего нам нужно выполнять эти правила? - Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по–вашему это значит? (нужно учить новое, не забывая старое) - Сможете ли вы открыть новые знания опираясь на прошедший опыт? 3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытие нового знания на основе старого) | Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация знаний Цели: - организовать актуализации умений различать звуки, буквы. Цели: - организовать постановку цели урока; . | Подводит к повторению изученного материала . | Вспоминают, чему учились на прошлых уроках. | Эй, скажите мне друзья, Что увидеть нам нельзя? Стук калитки, шум дождя Разве видите, друзья? Кто увидел пенье птиц, Шелестение страниц, Звон трамвая, бой часов, Как шуршат под полом мыши- Это всё мы только слышим. Если мы в ладоши хлопнем, Или мы ногою топнем, Догадайся, милый друг, Значит, мы услышим…(звук). На экране появляется слово «Звуки». -А что мы знаем о звуках? (Бывают гласные – воздух проходит свободно, и согласные - воздух встречает преграду, согласные парные и непарные, глухие и звонкие, гласные ударные и безударные, Гласные ЕЁЮЯ дают два звука в начале слова, после гласного , после Ъ и Ь, всегда твердые согласные Ж Ш Ц, всегда мягкие Й Щ Ч.) -Ь и Ъ не дают звука и разделяют согласный с гласным. Ь смягчает согласный. А теперь еще загадка: Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом – не молчат, Нам загадки говорят? (Буквы). На экране появляется 2 слово «Буквы». -А что мы знаем о буквах? ( их 33 в алфавите, они бывают гласные и согласные, гласные на письме обозначают гласный звук, согласные-согласный, буквы на письме обозначают звуки). -А что получится, если буквы встанут рядом – согласная с гласной: Дружат гласная с согласной, составляя вместе…(слог). На экране 3 слово «Слоги». Слайд 3 -А как мы умеем делить слово на слоги? (Хлопаем и кричим как на стадионе) Если слоги станут рядом- Получаются…(слова). На экране 4 слово «Слова». А какие бывают слова по обозначению? (слова-предметы, действия, признаки). | Оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. (Познавательные УУД) |
III. Самоопределение к цели | Учитель демонстрирует 2 группы слов | Читают, сравнивают группы слов.(1 группа: улица (1 буква), идет (2 буква), февраль (5 буква) частый, дождик (5 буква); 2 группа: Сегодня хорошая погода.) Читают стихотворение. (Слайд) | -Прочитайте слова и назовите обозначения этих слов. Что напоминает вам слово февраль? (сейчас идет месяц февраль) Давайте напишем сегодняшнее число. (11 февраль) -Ребята, давайте прочитаем данные слова и выберем некоторые буквы из этих слов и напишем чисто и аккуратно в тетрадях. Что получилось (удачи). Напишите выбранные буквы целую строчку. Удачи вам в изучении этой темы. -Чем похожи и чем отличаются эти группы слов? (1 группа простые слова, 2 группа слов связана по смыслу, имеет точку в конце) -Как называется эта группа слов? Назовите тему сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, проверьте свои предположения. -В теме сегодняшнего урока говорится о знаках препинания в конце предложений, о каких знаках идет речь, для чего нужно изучать эту тему? Давайте прочитаем стих. Была тишина, тишина, тишина… Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько-ты слышишь? Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… -О чем это предложение? -Радуется ли автор, что пошел дождь или огорчается? Он ждал грозу или она пришла неожиданно? Как показать голосом изменения в природе? Если прочитать стихотворение, не ориентируясь на знаки препинания, будет ли оно звучать так же красиво? | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение (Регулятивные УУД) |
IV.Работа по теме урока. | Учит составлять предложение по заданным словам, выбирать знак препинания в конце предложения, выбирать интонацию при чтении предложения в зависимости от знака препинания. | Дети составляют предложение, читают это предложение с разной интонацией, отвечают на вопросы учителя и делают вывод о предложении. | На экране: по, дождик, закрапал, крыше -Это предложение? Почему нет? -Что нужно сделать, чтобы эти слова стали предложением? (Поставить слова по смыслу). По крыше закрапал дождик. Напишите это предложение в тетради. Слайд 8 -А как ещё можно составить? Дождик закрапал по крыше. -Давайте попробуем прочитать это предложение с вопросом. В конце такого предложения какой знак препинания поставим? (?) -Прочитаем с радостью или с удивлением. Какой знак нам нужен? (!) -На письме в конце предложения мы ставим знаки препинания, а как мы показываем конец предложения в устной речи, когда читаем? ( Пауза). -Какой вывод сделаем по этому упражнению? ВЫВОД: -Что такое предложение? Что еще сейчас мы сказали о предложении? (Слова, связанные по смыслу, законченная мысль, начало с большой буквы, в конце точка, знак вопроса или восклицательный в зависимости от интонации. В устной речи пауза в конце предложения). -Давайте сверим наши полученные знания с правилом в учебнике на странице 5,6. | Проявлять интерес к процессу письма (Личностные) Выбирать знак препинания в конце предложения в зависимости от интонации при чтении предложений (Познавательные УУД). |
V.Физминутка «Дискотека зверят» | Организовывает отдых детей в обучающей структуре МИКС-ФИКС-ГРУП. Вопросы для деления: Сколько слов в предложении «Прозвенел звонок на урок», в предложении «Физминутка была интересная», «Звери показывают танцевальные движения» | Дети двигаются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяютя в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос. | -Объясните, пожалуйста, почему вас в группе 4 человек? | |
VI. Первичное закрепление темы. Работа по учебнику | Под руководством учителя ставят задачу к упражнению, проверяют выполнение задачи, рассматривают правильную посадку при письме | Учащиеся выполняют упражнение 3, с.5-устно (резервное) Выполняют упражнение 4, с.6-письменно | Упр. 3 -Прочитайте задание. Как вы понимаете задание? Какую задачу будем выполнять? (Какое предложение произносится с чувством радости? - Какое предложение содержит вопрос? -как показано в тексте, что предложения надо произносить по-разному?) Упр.4 -Прочитайте, задание. Какую задачу поставите к упражнению? (определить, какие знаки препинания пропущены в стихотворении, записать выделенные предложения, поставить нужные знаки препинания.) – Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания. -Выполнили ли поставленную задачу? | Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Выбирать знак препинания в конце предложения; Выбирать интонацию при чтении предложений в зависимости от знака препинания; Списывать с печатного текста; (Познавательные УУД). |
VII.Закрепление. Работа в парах | Предлагает прочитать текст, разделить его на предложения, поставить знаки препинания, подходящие по интонации, составить схему предложения (1 пара – 1 предложение, 2 пара-2 и т.д.. | Выполняют задание, проговаривая новые предложения, составляют индивидуальные схемы, защищают свою работу, проверяют по образцу. | Однажды Коля увидел на дороге воробья откуда он здесь взялся воробей дрожал от холода Коля принес его домой и отогрел какой добрый поступок | Учиться работать в паре, Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Делить текст на предложения; моделирование: составление схем предложений - (Познавательные УУД) Оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). |
Подведение итогов урока | Подводит итоги урока | Оценивают свою работу. | -Предлагаю оценить вашу работу на уроке знаками препинания. -Как вы думаете, какой знак какой оценке подходит? (!)-у меня все отлично, (.) я все хорошо понял, (?)-остались еще вопросы.) -Поднимите подходящие для оценки вашей работы знаки. -Что нового узнали о предложениях? | Регулятивные УУД Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
Список используемой литературы:
1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Русский язык. 1 класс-М.: Просвещение, 2011.-144с.
2.Обучение грамоте: Поурочные разработки. 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд./ М.В. Бойкина, Н.В.Баканча и др.-М.; СПб.:Просвещение, 2013.-432 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока П розвенел уже звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Звуки Буквы Слоги Слова -предметы (зима, февраль) Слова-признаки (красивый, лучший) Слова-действия (идет, пишет)
11 февраль у лица ( 1буква ) и д ёт ( 2буква ) ф евр а ль ( 1буква) ч астый, ( 1 буква ) дожд и к ( 5 буква ) у д а ч и
Тема: Предложение Сегодня хорошая погода .
Была тишина, тишина, тишина… Вдруг грохотом грома сменилась она! И вот уже дождик тихонько- ты слышишь? Закрапал, закрапал, закрапал по крыше… по, дождик, закрапал, крыше
По крыше закрапал дождик. По крыше закрапал дождик? По крыше закрапал дождик!
Однажды Коля увидел на дороге воробья. Откуда он здесь взялся? Воробей дрожал от холода. Коля принес его домой и отогрел. Какой добрый поступок!
(!)-у меня все отлично , (.) я все хорошо понял , (?)- остались еще вопросы .)
Спасибо всем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку "Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения с использованием ЭОР"
Конспект составлен с использованием ЭОР, имеются ссылки....
технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»
Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ
Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....
урок русского языка во 2 классе. Тема урок. "Интонация. Знаки препинания в конце предложения."
урок русского языка во 2 классе. Тема урок. "Интонация. Знаки препинания в конце предложения."...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Знаки препинания в конце предложения»
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.Познав...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знаки препинания в предложениях с одиночным союзом И"
Урок содержит материал для закрепления темы "Предложения"...
Технологическая карта урока русского (3 класс). Тема: "Согласные звуки [д] и [т] в положении между звуками [з] и [н] или [с] и [н]". УМК «Перспектива»
Цель урока: формирование знаний о непроизносимых согласных [д] и [т] в положении между звуками [з] и [н] или [с] и [н] и умений определять и правильно писать непроизносимые согласные.Задачи урока...