Урок русского языка с применением технологии развивающего обучения III класс, УМК «Школа России» Тема: «Суффикс – значимая часть слова»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Перова Лидия Николаевна

Применение технологии развивающего обучения способствует формированию представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, развивает умение находить в словах суффиксы; обеспечивает условия для формирования учебной деятельности, развивает коммуникативные отношения (умения договариваться, слушать друг друга), навыки оценки и самооценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_razvivayushchem_obuchenii.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка с применением технологии развивающего обучения

III класс, УМК «Школа России»

Л. Н. ПЕРОВА,

учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 2 п. Добринка Липецкой области

   Тема: «Суффикс – значимая часть слова»

   Цели: формировать представление учащихся о суффиксе как значимой части слова, развивать умение находить в словах суффиксы; обеспечить условия для формирования учебной деятельности, развития коммуникативных отношений (умения договариваться, слушать друг друга), навыков оценки и самооценки.

Ход урока.

   I. Организационный момент.

   - Повторяйте за мной:

Я на уроке русского языка.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю

   II. Целеполагание.

   - Откройте учебники на  странице 89 и прочитайте тему урока. («Суффикс - значимая часть слова»)

    - Задайте себе вопрос: что я знаю? (Что такое слово? Какие бывают части слова? Что такое корень? Что такое окончание?)

    - Спросите себя: чего я не знаю? (Не знаю, что такое суффикс как часть слова.)

    - Чему я буду учиться? (Узнаю, что такое суффикс как часть слова.)

    - Проговорите еще раз цель про себя, расскажите соседу. Поднимите руку, кто готов учиться дальше.

   III. Планирование.

   - Что поможет достичь нашей цели? (План.)

    - Какая ступенька в плане будет первая? (Что?)

    - На какие вопросы будем искать ответы на этой ступеньке? (Что такое суффикс? Где находится в слове? Для чего он нужен? Как обозначается суффикс?)

   - какая следующая ступенька? (как?)

      - На какой вопрос будем искать ответ на этой ступеньке? (Как найти суффикс?)

    - Какая следующая ступенька? (Применяю.)

    - Чему будем учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффикс.)

    - Какая последняя ступенька? (проверяю себя и оцениваю.)

    - Что будете проверять на этой ступеньке? (Как я научился находить суффикс?)

Проверяю.

Применяю

Как?

Что?

   IV. Реализация плана.

   1) Поиск.

   На доске записаны слова: вода, водичка, водный, водица, водяной.

    - Что это? (однокоренные слова.) докажите. Запишите эти слова в тетрадь. Найдите в них окончание. какие знания вам потребуются? (знать, что такое окончание и как его находить.)

   - Вспомним ответы на эти вопросы. Кто может рассказать классу? кто может повторить задание? Как будете выполнять? 9Ученики выбирают форму работы: самостоятельно, в парах, в группе.)

   - Что надо сделать, когда задание выполнено? (Проверять его.)

   (На доске выделяется окончание учителем.)

   - Что вы можете сказать об этих словах? (Они однокоренные.)

   - Докажите. (У них одинаковый корень –вод- и близкое значение.)

   - Обозначьте корень.

   - В каких словах остались части слова не выделенные? (Водичка, водный, водица, водяной.)

   - Обозначьте эту часть слова знаком ^. Это суффикс.

   - попробуйте дать определение суффиксу, отвечая на вопросы первой ступеньки плана. расскажите в парах друг другу.

   - Кто готов рассказать классу? (Суффикс – это часть слова. Стоит между корнем и окончанием. Суффикс нужен для образования новых слов. Обозначается знаком ^ .

   - Что поможет убедиться в правильности определения? (Учебник.)

   - Найдите правило на странице 89 учебника и прочитайте его самостоятельно

   - Есть ли дополнения к нашему рассуждению? (Суффикс имеет значение.)

   - Какие значения имеет суффиксы, мы узнаем на следующем уроке.

   - На какой ступеньке работали?

   - На все ли вопросы ответили?

   - Можем двигаться дальше?

    2) Построение алгоритма.

   - На какой вопрос будем искать ответ на второй ступеньке? (Как найти суффикс?)

   - Вспомните, как вы находили суффикс и попробуйте записать алгоритм его нахождения в слове.

   - Кто понял задание? Кто может его повторить? (Ученики пишут алгоритм, показывают готовность поднятием рук. Рассказывают алгоритм классу. Оценивают ответы товарищей.)

   - На какой ступеньке работали? Что узнавали на этой ступеньке?

   3) Применение знаний.

   - На какую ступеньку переходим? (Применяю.)

   - Чему будете учиться на этой ступеньке? (Тренироваться находить суффиксы.)

   - Найдите в учебнике упражнение 165 на странице 89. Исследуйте его.

   - С чего начинаем работать с упражнением? (Что дано?)

   - Кто может ответить на этот вопрос? (Дано задание, группы однокоренных слов, нужно установить в чем их сходство и различие.)

   - Прочитайте задание. Кто понял задание? Кто может его объяснить? (Списать, выделить в словах все части слова. Ответить на вопрос, какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?)

   - Какие знания вам потребуются? (Знать,  все части слова корень, суффикс, окончание, находить их)

   - Чему можно учиться, выполняя это задание? Проверка по окончании выполнения работы.

   V. Рефлексия.

   - Для чего выполняли это упражнение?

   - Кому было трудно? Какой вывод сделаете? (Надо еще тренироваться находить суффикс.)

   VI. Итог урока.

   - Какая тема была на уроке русского языка?

   - Какую цель вы поставили перед собой?

   - Чему вы учились на уроке?

   -За что вы можете себя похвалить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Общее понятие о предлоге" 2 класс УМК "Школа России"

урок русского языка "Общее понятие о предлоге" 2 класс УМК "Школа России"...

Урок русского языка для учащихся с ОВЗ. 3 класс УМК "Школа России".

Презентация и технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"....

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...

Конспект урока русского языка "Что такое текст-повествование" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  знакомство учащихся с понятием  текст-повествование и его отличительными  признаками,  учить выделять в тексте глаголы;  развивать речь учащихся....

Конспект урока русского языка "Что такое имя прилагательное" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со словами, обозначающие признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речиПланируемые  результаты:Предметные...

Конспект урока русского языка "Что такое текст-описание?" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое текст-описание, его структуру;у...