Конспект урока русского языка "Что такое имя прилагательное" (2 класс) УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Гайфулина Алсу Рифатовна

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со словами, обозначающие признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • знать, что обозначают имена  прилагательные, на какие вопросы отвечают;
  • уметь отличать имена прилагательные от других слов;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что такое имя прилагательное40.16 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15 апреля, 2020

Школа: МОУ БайгазинскаяСОШ

Класс: 2

Урок: 2

Учитель: Саматова Т.М..

Студент: Гайфулина А., 46гр

Методист: Галиуллина Н.К.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Что такое имя прилагательное?»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со словами, обозначающие признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • знать, что обозначают имена  прилагательные, на какие вопросы отвечают;
  • уметь отличать имена прилагательные от других слов;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Канакина В.П,  Горецкий В.Г. 2 класс (2 часть), тетради.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алсу Рифатовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь.

- Здравствуйте!

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: словарный диктант

5мин

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Кто готов, руку на локоток.

- Обратите внимание на доску, вам дана запись:

МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО

- Найдите в данной строчке слова  выпишите их в тетрадь.

- Подчеркните непроверяемую безударную гласную. Какие буквы подчеркнули?

- Замечательно! А теперь вам необходимо вставить слоги ЖИ и ШИ так, чтобы получились слова:

Дру..на, пру..на, ти..на, ма..на.

- Кто желает поработать у доски?

- Хорошо. Написание каких буквосочетаний мы повторили? Допишите еще два слова на это правило.

- Молодцы!

- Ягода, ветер, лопата, скоро.

- ДруЖИна, пруЖИна, тиШИна, маШИна.

- Мыши, чижи.

П: структурирование знаний

Р: контроль

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

5 мин

- Посмотрите на слайд. Разделите данные слова на два столбика:

Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска.

- На какие вопросы отвечают слова первого столбика?

- Что обозначают слова первого столбика?

- Как называется часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? Что?

- Хорошо, верно. А что обозначают слова второго столбика?

- А каким одним словом можно назвать эти слова?

- Эти слова можно назвать одним словом – признаки.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какая? какой? какое? какие?

- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – имя прилагательное. Это и будет тема нашего урока.

- Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

Краска, заяц, кресло, улицы.

Белая, робкий, деревянное, широкие.

- Слова в первом столбике отвечают на вопросы кто? что?

- Они обозначают предметы.

- Имя существительное.

- Белая-цвет, робкий-внутреннее качество, деревянное-материал, широкие-размер.

- какая? какой? какое? какие?

- Мы не знаем.

- Познакомиться с новой частью речи: узнать, что обозначают  имена  прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов.

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: целеполагание

4.

Открытие нового знания

Словесный: слово учителя, беседа

5 мин

- Откройте учебник на стр. 86.

Давайте прочитаем правило, данное в рамочке. Кто прочитает нам?

- Итак, что обозначают слова?

- На какие вопросы отвечают?

- как называются такие слова?

- Хорошо! Теперь внимательно послушайте стихотворение:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить,

Вот громкий стук,

Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

- О каких словах рассказывает поэт?

- Верно, об именах прилагательных. Найдите в учебнике упр. 149 на стр. 86.

Нам необходимо прочитать высказывание Алексея Николаевича Толстого. Кто прочитает?

- Какой, по мнению автора, русский язык? Прочитайте эти слова.

- С чем сравнивает автор яркость, меткость. Певучесть, задушевность русского языка?

- Итак, записываем в тетради номер упражнения 149. Ваша задача списать данное высказывание в тетрадь.

- На какой вопрос отвечают выделенные слова?

- Какой частью речи они являются?

- Подчеркните выделенные слова волнистой линией.

Физминутка

- Найдите на стр. 66 упр. 96. Прочитайте задани

составить текст?
-Что случилось с зонтом?
-Как ворона приспособ

писать текст-повествование с

элементами описания

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова легкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.

- признаки предметов

- какой? какая? какое? какие?

- имена прилагательные.

- поэт рассказывает об именах прилагательных

 - Яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный.

- яркость с радугой, меткость со стрелами, певучесть, богатство и задушевность с песней над колыбелью.

- какой?

- Имя прилагательное.

- русский, русский, яркий, меткий, певучий, богатый, задушевный.

П: структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: построение логической цепочки рассуждений

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

9 мин

- А теперь отгадайте загадку:

Папа важный, краснолапый,

Мама беленькая вся,

Детки жёлтые у папы, -

Чья ж гуляет тут семья?

(С. Городецкий)

- Верно, это семья гусей.

- Посмотрите на выделенные слова, какими членами предложения они являются?

- С какими именами существительными они связаны по смыслу? Поставьте вопрос от имен существительных к именам прилагательным.

- Замечательно!

-Запишите домашнее задание.

с.86-87 учить у.150-151

- Гуси

- имена прилагательные

Папа (какой?) важный, краснолапый.

Мама (какая?) беленькая.

Детки (какие?) жёлтые.

П: анализ

П: построение логической цепочки рассуждений

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя, беседа

Практический: упражнение

5мин

- Идем дальше. Найдите упр. 151. Давайте прочитаем сочетания слов по цепочке.

- Запишите номер упражнения в тетрадь. Ваша задача списать данные словосочетания и подчеркнуть в них имена прилагательные.

- Кто напомнит, какой линией мы подчеркиваем имена прилагательные?

- Проверяем.

- волнистой линией.

П: структурирование знаний

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

5 мин

- Найдите внизу слова для справок. Давайте прочитаем их.

- Сейчас нам необходимо подобрать для каждого имени прилагательного синоним из данных слов для справок и согласовать его с именем существительным.

- Что такое синонимы? Кто напомнит?

- верно! Читаем первое словосочетание: Желтая пшеница. Пшеница (какая?) желтая.

- Какой синоним к имени прилагательному мы можем подобрать?

Тогда пшеница (какая?)

- Дальше…

- Маленький, золотой, алый, дымчатый, изумрудный, лохматый, синий.

- Синонимы – слова, близкие по значению

- золотой

- Золотая пшеница, дымчатый котенок, алая гвоздика, синий колокольчик, лохматые волосы, изумрудная травка, маленькое облачко.

П:синтез

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа

5 мин

- С какими словами познакомились на уроке?

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечает имя прил?

- Как обозначаем имя прилагательное на письме?

- Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора»:

Зеленый-хорошо поработал,

Желтый-работал, но могу лучше,

Красный-не работал, но я постараюсь в следующий раз.

- Вы все сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок!

- С именами прилагательными.

- и.п. обозначает признак предмета

- какой? какая? какое? какие?

- волнистой линией

П: рефлексия способов и условий действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Задание (выполняется дистанционно)

1. Выпиши имена прилагательные: зелень, зелёный, зеленеет, зелёнка, черный, чернила, чернеть, вода, водитель, водяной, водный.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найди в тексте имена существительные и имена прилагательные, которые с ними связаны, выпиши по образцу.

Образец: книга (какая?) интересная

Зимой завалил деревню пушистый снег. Тонкая берёзка украсилась инеем. Яркое солнышко играет лучами. Длинные сосульки украсили крыши. Каждая избушка похожа на сказочный дворец.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. Запиши имена прилагательные по группам: чудесный, широкая, маленький, большое, узкая, красивое, пушистая, белый, сочное.

какой? какая? какое?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Определи число имён прилагательных.

Образец: синее(море) – ед. ч.

Морская (трава) - _________ __ Ясное (солнышко) - __________

Золотые (рыбки) - __________ Белоснежные (облака) - _________

Весенний (месяц) - __________ Весёлые (ребята) - ____________

5. Зачеркни "лишнее слово".

А) тёплая, утренний, лесная, красивая;

Б) весенние, шумные, яркие, красное;

В) боль, больной, полезный, счастливый.

6. Выпиши из текста по два слова каждой из изученных частей речи.

Сегодня лёгкий мороз. Гладким ледком покрылись лужи на дорожках. Я вышел в сад и залез в пушистый сугроб. В тёплые варежки попал снег.

Имя существительное__________________________________________________

Глагол________________________________________________________________

Имя прилагательное___________________________________________________

Системный анализ урока (Русский язык)

Дата: 15.04

Тема: «Имя прилагательное».

1. Анализ целей урока

Цель урока поставлена с учетом программных требований, содержания материала, уровня знаний и умений учащихся, прогноза на конечный результат.

Для достижения цели были использованы следующие методы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (учебная презентация), практический (решение упражнений).

На этапе постановки учебной задачи учащимися была определена цель урока: узнать, что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, научиться находить имена прилагательные в предложении. Данная цель стала личностно значимой для учеников, т.к. ребята на протяжении урока шли к ее достижению. Считаю, что учащиеся достигли поставленной цели, потому что они поняли что такое имя прилагательное и научились находить их в предложениях..

2. Анализ структуры и организации урока

Урок полностью соответствовал его цели и типу, был логически выстроен, прослеживалась взаимосвязь этапов урока. Каждый этап урока был выдержан по времени. Перед уроком ребята приготовили рабочее место, в начале урока был проведен организационный момент, в конце – были подведены итоги урока. Все необходимое для проведения урока было готово до его начала.

3. Анализ содержания урока

Содержание урока соответствовало требованиям программы и возрастным особенностям учащихся. На уроке были вычленены основные понятия и организована работа над ключевым понятиям данной темы: Имя прилагательное. Учащиеся узнали что оно означает, на какие вопросы отвечает, научились находить Имя прилагательное в тексте.

4. Анализ деятельности учителя

Методы, приемы и средства обучения были подобраны с учетом темы, цели урока, возможностей класса и учебно-материальной базы. На уроке были применены различные методы и приемы для достижения поставленной цели. На этапе постановки учебной задачи, при помощи наводящих вопросов, ребята определили основные понятия урока, которые помогли определить тему урока. Также была организована самостоятельная работа: учащиеся в парах составляли предложения с именем прилагательным. В итоге ребята точно давали определение понятия «»Имя прилагательное». Считаю, что педагогическая техника учителя была на необходимом уровне.

5. Анализ деятельности учащихся

Учащиеся были заинтересованы темой урока, что помогло им продемонстрировать активность и работоспособность на всех этапах урока. Учащиеся владеют рациональными приемами работы на уроке. Они знают, как необходимо вести себя на уроке и придерживаются данных правил. На уроке учащимися было соблюдено выполнение единых требований. Ребята обладают навыками самоконтроля, умением самостоятельно приобретать знания. В классе между ребятами царит дружеская, доверительная атмосфера. На оценку учителя учащиеся реагируют адекватно.

6. Анализ оценочно-результативного аспекта урока.

Предметом оценочных суждений учителя на данном уроке, являлись: правильность ответа ученика, рациональность путей и способов выполнения задания. В заключении урока была проведена рефлексия в форме самооценивания. Я считаю, что цель урока была достигнута, т.к. ребята поняли отличие цены от стоимости и научились решать задачи с данными величинами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

Конспект урока русского языка "Род имён прилагательных" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема: Род имён прилагательныхЦели деятельности учителя: знакомство с изменением имен прилагательных по родам; развитие умения определять род имен прилагательных.Планируемые результаты:Предметные:- зна...

Конспект урока русского языка "Род имен прилагательных" (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об изменении имен прилагательных по родам; формирование представлений о связи прилагательного с существительнымПланируемые результатыПредметные:Знать- ка...